Мотивация подростков. Выступление на педсовете.
статья (7 класс)

Моисеева Елена Викторовна

Одним из методов формирования мотивации обучения является составление рейтинга успеваемости класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как повлиять на  отношение подростков к учёбе

3.11.2016

Моисеева Е.В.,

учитель русского языка и литературы

Ключевой вопрос в решении проблемы качества обучения – положительная мотивация обучающихся. И если в начальной школе школьники хотят быть «хорошими учениками» в силу их возрастных особенностей, в старшей школе  мотивирующим фактором является вопрос дальнейшего образования, то среднее звено 6-7-8 классы, как правило, демонстрируют снижение качества успеваемости.

Сегодня я хочу  рассказать о педагогическом приёме, которым пользуюсь как классный руководитель 7 А класса. Учителя, преподающие в этом классе, знают, что это не самые лёгкие, обычные дети. Тем не менее отмечается положительная динамика качества обучения на основании среднего балла. В прошлом году по итогам первой четверти средний балл  6 А класса был 4,17 , что составляет 82,58 % качества, в  этом году по итогам первой четверти средний балл 7А класса – 4,34, что составляет 86,4% качества обучения. Следует отметить, что увеличение произошло не за счёт появления ударников или отличников из числа вновь прибывших учеников, наоборот, их количество снижено с 10 в шестом классе до 6 в седьмом.

Систематическая работа по повышению качества обучения в 7А классе ведется мной на основе мониторинга среднего балла каждого ученика по итогам четверти и составления рейтинга успеваемости учащихся класса. Электронный журнал даёт возможность получить информацию о среднем балле  всего класса и каждого учащегося в разделе «Итоги успеваемости класса за учебный период». Расположение списка класса в порядке убывания среднего балла представляет собой рейтинг, в котором можно пронумеровать конкретные позиции. Таким образом, у каждого классного руководителя оказывается информация, позволяющая организовать работу по формированию положительной мотивации учащихся  для улучшения качества обучения.

Конкретное выражение успешности обучения каждого ученика – средний балл - каждый ученик узнает в конце четверти на классном часе. При этом классный руководитель комментирует степень изменения среднего балла по сравнению с предыдущим периодом. Увеличение среднего балла – положительная динамика, пусть даже на 0,3 единицы -  повод оценить усилия ребенка похвалой. Снижение среднего балла - отрицательная динамика – заставляет ребенка задуматься, как изменить свои отношение к учебе  и прилежание в учебном процессе  в сторону улучшения. Каждый ученик получает не только индивидуальную оценку своего учебного труда, но и мотивацию для дальнейшего обучения. Таким образом реализуется индивидуальный подход в воспитательной работе. Систематическая работа со средним баллом как показателем качества обучения ученика позволяет трансформировать воспитательную работу со стороны педагога в процесс самовоспитания и саморазвития учащегося, что особенно значимо в контексте новых образовательных стандартов. Ученику предстоит самостоятельно проанализировать оценки по всем предметам, выбрать те из них, которые обеспечили снижение среднего балла, найти какие-то резервы, в том числе и внутренние, для улучшения ситуации. Можно сказать, что учащийся вынужден самостоятельно выстроить дальнейшую траекторию обучения, что является сильнейшим мотивирующим фактором.

Динамика среднего балла позволяет вести предметный разговор об успеваемости и с родителями учащихся, а также, скорее всего, помогает им организовать контроль над успеваемостью с учётом психологических особенностей        подростков, главная из которых – это стремление быть взрослыми и самостоятельными.

Составленный на основе убывания среднего балла рейтинг учащихся класса является общедоступным, поскольку находится в классном уголке. В середине списка есть строчка, где вместо фамилии учащегося написано – «средний балл класса». Показатель среднего балла класса  даёт возможность оценить усилия всего класса за определённый учебный период. Кроме того, давая публичную оценку итогам четверти,  я говорю «чьи фамилии в списке выше среднего балла класса, тот молодец, а чьи - ниже, тому надо работать». Следует отметить, что учителем не даются публичные сравнения и комментарии относительно позиции того или иного ученика в рейтинге,  поскольку это может быть воспринято болезненно. Допустимо это делать в форме индивидуальной беседы и только с отдельными учащимися. Однако для кого-то даже простое наличие рейтинга является серьёзным мотивирующим фактором.

Следует отметить, что воспитательная работа на основе мониторинга среднего балла учащихся и рейтинга качества обучения будет успешной при определенных условиях: 1) тактичности учителя, когда сравниваются не ученики класса, а показатели учащихся; 2) психологической атмосфере класса, основанной на взаимопомощи и сотрудничестве; 3) постоянстве и регулярности использования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации учения у школьников (Выступление на педсовете).

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВТысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.Да можно усадить детей за парт...

Выступление к педсовету на тему: «Пути повышения учебной мотивации в условиях современной школы»

Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие...

Выступление на педсовете "Мотивация учения"

В данном докладе рассматриваются некоторые приемы мотивации, факторы, влияющие на мотивацию обучения....

Выступление на педсовете "Проект:мотивация учителя или ученика"

Проектное обучение (Джон Дьюи, Уильям Килпатрик, С.Т. Шацкий) - технология, цель которой заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спе...

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования...

Выступление на педсовете по теме «Проблемы мотивации одаренных детей на исследовательскую, творческую работу и участие в конкурсах разного уровня».

Мало выявить у обучающегося наличие интеллектуальной или академической одаренности, важно еще и умение определять вид интеллектуальной одаренности....