Выступление на педсовете по теме «Проблемы мотивации одаренных детей на исследовательскую, творческую работу и участие в конкурсах разного уровня».
статья

Лучер Виктория Юрьевна

Мало выявить у обучающегося наличие интеллектуальной или академической одаренности, важно еще и умение определять вид интеллектуальной одаренности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы мотивации одаренных детей на исследовательскую, творческую работу и участие в конкурсах разного уровня

Лучер В.Ю., учитель английского языка ВК

Елисеева СВ., учитель английского языка 1К

Слайд 1.

Современное российское образование ставит признание личности ученика как субъекта образования в качестве своей основной цели. Особенно актуально это положение в случае с одаренными детьми.

Слайд 2.

Можно говорить о том, что особое значение для современной школы приобретают сейчас вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знания и деятельности.

Слайд З.

В целом, одаренность можно представить как особое сочетание трех характеристик:

Интегративных личностных: любопытство; сверхчувствительность.

• Характеристик сферы умственного развития: оригинальность мышления способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых; гибкость мышления способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.

Характеристик сферы личностного развития: увлеченность содержанием задачи — ведущая характеристика одаренности; лидерство доминирование в межличностных отношениях.

Слайд 4.

Эти характеристики легко наблюдаемы и должны быть замечены педагогом. По мнению Петра Яковлевича Гальперина, таких учеников можно назвать чудаками, потому что никакой другой мотивацией нельзя заменить этого страстного стремления к знаниям.

Слайд 5

В научных трудах часто выделяются следующие виды детской одаренности (на слайде). Для учителей английского языка особый интерес представляют обучающиеся с интеллектуальной одаренностью.

Слайд 6.

Но мало выявить у обучающегося наличие интеллектуальной или академической одаренности, важно еще и умение определять вид интеллектуальной одаренности:

  • Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей) явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей.
  • Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности, но с чрезвычайной восприимчивостью к не речевым проявлениям чувств окружающими, часто с асоциальным поведением.
  • Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

Слайд 7.

Однако существует круг проблемных моментов, обусловленных общей одаренностью ребенка, которые являются обратной стороной позитивных качеств его личности.

Выделяют актуально существующие проблемы, связанные с негативными личностно-поведенческими аспектами одаренного ребенка (на слайде).

Такие малопривлекательные личностные черты одаренного ребенка влекут за сооои комплекс сложностей социально-психологического характера, что затрудняет работу педагога с таким ребенком, приводя нередко к дезадаптивной симптоматике. Достаточно часто в школьной практике можно встретить и такую социально психологическую реакцию одаренного ребенка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей, как уход в себя, в мир своих фантазий и грез, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах.

Запущенность социально-психологических проблем одаренных детей и длительная депривация со стороны ближайшего социального окружения ребенка его важных психологических потребностей перерастает в формы дезадаптивного поведения, такие, как ассоциальное и агрессивное.

Но наиболее часто встречаемой и сложной с точки зрения ее разрешения аномалией развития одаренного ребенка становится потеря мотивации к учебе.

Слайд 8.

Из всего сказанного может создаться впечатление, что детская одаренность процесс аномальный и ему всегда сопутствуют различного рода трудности. Это не так. Одаренный ребенок — ребенок, который развивается по-другому, он требует изменения установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ, что и составляет содержание основного проблемного поля при работе с данной категорией учащихся.

Слайд 9.

В целом, основной круг проблем в работе с одаренными детьми в среднестатистической школе можно сформулировать следующим образом:

Неумение диагностировать одаренность.

  • Отсутствие методической литературы.

Нехватка времени для работы с такими детьми.

  • Большая загруженность учащихся.

Недопонимание учащимися значения расширения знаний по предмету.

Исходя из этого противоречия, возникает проблема, заключающаяся в определении психолого-педагогических условий развития мотивации к обучению одаренных детей в общеобразовательной школе. А в связи с введением ФГОС и вариативностью современных форм и методов образовательного процесса, а именно реализацией в педагогической практике таких видов деятельности, как

  1. Наличие домашних заданий, получаемых не в авторитарной форме, а в виде распределения обязанностей, включая самого научного руководителя.
  2. Необходимость развития навыков устной речи, использующей научную терминологию и имеющей свою особенную структуру. Дети учатся грамотно излагать прочитанное, чётко формулировать поставленные цели и задачи, описывать ход проделанных экспериментов, характеризовать результаты своей деятельности.
  3. Постепенное приобретение навыков публичных выступлений в присутствии жюри, оппонентов и незнакомых людей.
  4. Тренировка навыков отстаивать свою точку зрения, уметь слушать мнения других людей, не терять контроль над ситуацией и быстро находить вариант ответа на возникшие вопросы.

Слайд 20.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Мы стараемся направить деятельность своих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в ”помощники” обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

Слайд 21.

Анализируя возможности активных и интерактивных методов в практике преподавания иностранного языка, учителя новаторы отмечают, что попробовав однажды поработать методом проектов, не могут от него отказаться - такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, весело и интересно.

Если углубиться в историю возникновения проектов, то они не являются принципиально новыми в мировой педагогике.

”Проект” от лат. «projectus», что означает ”выброшенный вперед“, ”выступающий” ”бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Применительно к непосредственному обучению иностранным языкам большое значение имеет толкование понятия «проект». Его можно рассматривать и как: • концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования; новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями; философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.

Число приверженцев проектов растет. В условиях отсутствия достаточного количества научных разработок учебных проектов, учителя придумывают свои, пробуют адаптировать для себя, те, которые им стали известны от коллег.

Но, прежде чем приступить к применению данного метода, мы считаем, что каждому педагогу необходимо разобраться в том, что представляет метод проектов применительно к уроку иностранного языка. Немаловажно соотнести развивающие возможности данного метода с эго фактором личности одаренного обучающегося (какие интересы учащихся затрагивает, связаны ли они с личным опытом) т.е. в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход к одаренному ребенку.

Слайд 22.

Проектная деятельность по своей сути предполагает ряд активных действий — т.е. делает обучаемых активными участниками процесса приобретения знаний, умений и навыков. Так, например, учит формулировать проблему, планировать ее решение, формирует навыки работы с информацией.

Принято сокращенно использовать аббревиатуру пять П относительно метода проектов: - проблема

  • проектирование (планирование)
  • поиск информации
  • продукт
  • презентация.
  • Шестое ”П” проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Прежде чем начать работу над проектом, руководитель проекта должен ответить на ряд вопросов:

1.         Для чего создается данный проект? Чем вызвана необходимость его создания?

Каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам по повышению мотивации одаренного ребенка?

з.        Кто будет создавать проект?

4. Как лучше распределить обязанности среди членов бригады, если исполнителей несколько?

Слайд 23.

Работа над проектом всегда должна быть направлена на разрешение конкретной социально-значимой проблемы исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. И здесь каждый из обучающихся получает возможность удовлетворить свои личностные потребности:

Слайд 24.

Учебная мотивация обучающихся естественным образом усиливается как от реализации самого проекта, так и от личностных успехов и достижений.

И здесь проектная деятельность является лучшим практикоориентированным воплощением отечественной психологической теории развития личности в деятельности. Прежде всего, развитию мотивационного компонента личности будет способствовать разнообразие, проблемность, и так называемый эгофактор (Яфактор). Разнообразие как необходимая черта любого хорошего обучения будет способствовать поддержанию интереса к учёбе. Проблемность означает, что обучающиеся используют язык для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата и новыми способами его достижения. Особое значение имеет эгофактор, то есть возможность говорить о том, о чём обучающиеся думают, о своих мыслях. А также, работа над проектом будет сочетаться с созданием прочной языковой базы у обучаемых.

Слайд 25.

Образовательное пространство России в настоящее время обеспечено разнообразной учебной литературой по иностранным языкам как отечественных, так и зарубежных авторов. Это дает возможность учителям выбрать УМК, отвечающий специфике школы и класса, соответствующий их методическим предпочтениям. УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) занял достойное место в этом выборе педагогами английского языка нашей школы.

Данный УМК отвечает требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования по иностранным языкам, а также соответствует стандартам, разработанным Советом Европы. Являясь совместным международным проектом издательства «Просвещение» с британским издательством ”Express Publishing”, в котором участвуют российские и британские авторы, данный УМК создан специально для общеобразовательных школ России.

Личностно ориентированный подход к обучению иностранному языку, которого придерживаются авторы, обеспечивает особое внимание к интересам, индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся. Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает в контексте решения задач настоящего исследования деятельностную направленность, а это, в свою очередь, определяет и современные технологии обучения, например метод проектов.

Что же касается использования метода проектов, то ни в «Методических рекомендациях по работе над модулем», ни в «Общая характеристика компонентов УМК: структура и содержание» из «Книги для учителя» мы не встречаем о нем упоминания.

Но, в процессе ознакомления с содержанием учебника «Английский в фокусе» (Spotlight) для 6 класса, в каждом из 10 модулей нам встречаются задания, с пометкой «Project». Всего в учебнике 16 заданий с такой пометкой.

        Никаких методических рекомендаций по организации подобных заданий не приводится. Что это может означать? Что данный метод должен реализовываться в классическом дидактическом варианте? А может быть модель его реализации должна напрямую зависеть от уровня подготовленности педагога, его креативности? Не исключено, что авторы УМК не внесли ясности намеренно, т.к. заложенный личностно-ориентированный подход должен в первую очередь учитывать индивидуальные особенности и возможности обучающихся в усвоении материала посредством того или иного метода.

       Каким бы ни был ответ на этот вопрос, в процессе обучения английскому языку в 6 классе мы использовали метод проектов и можем представить анализ результатов нашей работы.

       Опытное обучение английскому языку обучающихся 6 класса с использованием данного метода проходило в МОАУ «СОШ № 38 г.Орска» в ходе проведения уроков английского языка. Уроки реализовывались с сентября по декабрь 2020 года. Нами было проведено 50 уроков, из них 4 урока полностью построенных на использовании активного метода обучения — проектного метода, 8 уроков с использованием данного метода частично и 38 традиционных уроков.

         Основная часть уроков проходила в опытном бв классе в составе 15 обучающихся по темам модулей «Who is who?», «Getting around», «Day after day», «Feasts”. Учитывая то, что в освоении каждого модуля был один резервный урок, который мы имели возможность планировать по своему усмотрению, мы запланировали данные уроки как защиту проектов.

Слайд 26.

В ходе опытного обучения с использованием метода проектов мы нацеливали учащихся придерживаться модели, которая определяла последовательность этапов работы над проектом (по ЕС. Полат):

1). Подготовка.

2). Планирование.

З). Исследование.

4). Формулирование результатов или выводов.

5). Защита проекта.

6). Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Слайд 27.

Темы проектов определяли уже в процессе обучения с учетом особенностей освоения материала как классом в целом, так и отдельными учащимися и интересов самих учащихся.

Наиболее проработанным стал проект по теме: «What are the rules for driving in to country?» Его тема была продиктована учебником (6, с.З 1).

        В нашей школе экспериментальная группа обучающихся — это члены отряда ОИД (юных инспекторов движения). Ребята занимались в данном кружке в рамках внеурочной деятельности уже второй год и имели отчетливые представления о правилах дорожного движения, их истории появления в нашей стране. Имели также опыт создания рекламного баннера по безопасности на дорогах для конкурса «Безопасное колесо — 2020», за который получили призовое место. Интерес к предлагаемому проекту и его новизна заключалась в том, что после изучения темы ребята сами пришли к выводу, что продукт проекта (рекламный постер) они могут разместить в уголке безопасности. На английском языке ранее этого еще никто не делал. Таким способом они рассчитывали привлечь внимание других учащихся школы к теме безопасности на дороге и повысить интерес к изучению английского языка.

Слайд 28.

           Проект, который опирался на естественную мотивацию учащихся, так как своей темой изначально затрагивал личные интересы и предпочтения каждого, стал «What we like watching оn ТV?». Ребята обменивались своими идеями о том, как должен выглядеть конечный продукт, делились ими со всем классом и фиксировали их на доске, голосовали, определяя выбор. Таким образом, уже на 1 этапе работы над проектом у учащихся естественным образом стимулировались не только навыки общения и умение договариваться, но и познавательная деятельность (анализ и синтез информации), конструктивность мышления.

           Для оценивания продуктов деятельности в рамках проекта «What we like watching оn ТV?» мы создавали экспертную группу из учащихся 9 классов, которые оценивали проекты и выставляли свои баллы.

Слайд 29.

Проект «А New Year's greeting» осуществлялся параллельно с изучением следующих учебных тем: «Festive time», «Let's celebrate», «Special days» в рамках модуля «Feasts».

         Задача для учащихся состояла в поиске и использовании материалов учебника, дополнительных источников для подготовки поздравления с Новым годом. Для учителя - развивать у учащихся желание и умение самостоятельного изучения английского языка доступными им способами (через Интернет, с помощью справочников и т.п.), развивать специальные учебные умения (пользоваться словарями, интерпретировать информацию поздравительного текста и др.), умение пользоваться современными информационными технологиями.

Интересным решением стал самостоятельный выбор учащимися конечного практического результата поздравительная открытка, мультимедийная презентация или аудио/видеопоздравление. В проекте «А New Year's greeting» оценивание результатов делали сами учащиеся класса, выбирая наиболее желанное поздравление. Здесь мы определяли следующие номинации: ” самое интересное“ ”самое изящное“ ”самое желанное“ и т.д.

Слайд 30.

Результаты нашего экспериментального обучения показали, что реализация проектов в обучении английскому языку в 6 классе способствует гармоничному развитию учащихся и в практике обучения является эффективным методом и формой повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности.

Как и каждая технология, проектная технология имеет свои сильные и слабые стороны.

Слайд 31.

К преимуществам проектной технологии можно отнести следующее:

  • актуальность. В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
  • создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности; • дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;
  • использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;
  • формирование исследовательских умений;
  • мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками        всё это повышает мотивацию обучения.

Слайд 32.

К рискам следует отнести:

  • непривычность данной формы работы в массовой школе;
  • недостаточная подготовленность учителя к проектным формам работы;
  • сложность планирования определенной серии уроков на выполнение проекта (они не должны идти в разрез с определенным программой количеством часов на изучение той или иной темы);
  • большие затраты времени на составление проекта;
  • не всегда удается отследить деятельность каждого учащегося над проектом;
  • отсутствие методических материалов и разработок, которые помогали бы учителю в разработке того или иного проекта;
  • ввиду всех вышеперечисленных недостатков низкий уровень мотивации к данному виду деятельности со стороны педагогов.

           Мы считаем целесообразным использование метода проектов в форме технологии или методики в учебно-воспитательном процессе школы, т.к. создаются условия для общего интеллектуального и творческого развития учащихся, посредством генерации ими новых идей. Что в свою очередь способствует повышению мотивации к применению полученных знаний на практике, уровню владения языковым материалом, уровню самостоятельности и сплочённости коллектива. То есть стимулируется более полноценное развитие личности одаренных учащихся, их подготовка к реальной деятельности реализация очевидной тенденции в современной образовательной системе России.

Но, педагогический опыт его использования, несмотря на то, что на практике он, вероятно, будет являться положительным, на наш взгляд, все-таки нуждается в научно-методическом сопровождении: осмыслении, рефлексии, обобщении, классификации и очерчивании рамок применения для определения дальнейшей стратегии его реализации в сопровождении одаренных обучающихся в соответствии с принципом «не навреди». Это позволит педагогу сделать процесс применения метода проектов осмысленным и достичь на практике показателя высокой квалификации учителя, реализующего прогрессивный метод обучения и развития одаренности учащихся.

Слайд 33.

Конечно, говоря о разных методах и формах мотивации одаренных детей, нельзя не сказать о проблемах мотивации обучающихся на участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня: школьные, городские, областные и всероссийские.

       Мы провели небольшой анализ участия нашими учащимися конкурсов и олимпиад за прошлый учебный год.

       В школьной олимпиаде участвовали 28 человек, среди них победителей 3 человека, призеров 9.

         В городском игровом конкурсе «Клан и КланЯ» участие приняли 28 человек, из них З победителя и 10 призёров.

         В городском конкурсе «Perfect English» принял участие 15 человек, из них З призера.

         Во всероссийском конкурсе «Я-Лингвист» приняли участие 87 человек, из них 7 победителей и 10 призёров.

Слайд 34.

Можно с уверенностью сказать, что обучающиеся нашей школы охотно участвуют в конкурсах и олимпиадах. Дети всегда готовы к творчеству. А через творчество и умение всегда получаются уроки интересными.

Слайд 35.

Заканчиваем наш вебинар словами израильского психотерапевта Эрика Ландау, автора известной книги «Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка».

«Не одарённость становится «драмой», а запущенность тех сторон детской личности, которые оказываются невостребованными... »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг качества участия в конкурсах разных уровней

Здесь вы можете познакомиться с результативностью участия в конкурсах и олимпиадах разных уровней за несколько лет работы...

Итоги участия в конкурсах разных уровней в 1 полугодии 2015-2016 учебного года.

В этой таблице подведены итоги участия учителя и его учеников в конкурсах разных уровней....

Участие МБОУ «Чехломеевская основная школа» в конкурсах разного уровня

Информация об участииМБОУ «Чехломеевская основная школа» в мероприятиях всероссийского, регионального и муниципального уровнейза 2014/2015 учебный год...

Участие МБОУ «Чехломеевская основная школа» в конкурсах разного уровня

Информация об участииМБОУ «Чехломеевская общеобразовательная основная школа» в мероприятиях всероссийского, регионального и муниципального уровнейза 2013-2014 учебный год...

Участие учащихся в научно-практических конференциях, конкурсах разного уровня

Участие учащихся в научно-практических конференциях,конкурсах разного уровня...

Выступление на педсовете по теме: «Успешная подготовка к ЕГЭ при изучении физики на разных уровнях.»

Выступление на педсовете по теме: «Успешная подготовка к ЕГЭ при изучении   физики на профильном уровне.»...

Методическая разработка «Мотивация учащихся к участию в конкурсах различного уровня». Тема работы: «Проведение нестандартных уроков, содержащих соревновательный элемент, как метод повышения мотивации подростков к участию в различных конкурсах»

Конкурсы являются одним из наиболее значимых трендов современности. Главными мотивирующими факторами участия, в большинстве случаев, выступают: интерес, расширение предметных знаний, получение сертифи...