Методическая разработка «Мотивация учащихся к участию в конкурсах различного уровня». Тема работы: «Проведение нестандартных уроков, содержащих соревновательный элемент, как метод повышения мотивации подростков к участию в различных конкурсах»
методическая разработка по музыке (8 класс)

Королева Дарья Руслановна

Конкурсы являются одним из наиболее значимых трендов современности. Главными мотивирующими факторами участия, в большинстве случаев, выступают: интерес, расширение предметных знаний, получение сертификатов для пополнения своего портфолио, соревновательный момент и т.д.   При этом нужно понимать, что конкурсы – это не только метод выявления более успешных, знающих ребят по тем или иным критериям, но и мощная технология общего развития ребенка.

Хотелось бы подчеркнуть мысль о работе с каждым ребенком, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого индивидуально.

Особую необходимость в участии в конкурсах ощущают подростки, так как в этом возрасте велика потребность самовыражения. Кроме того, участвуя в конкурсах, подростки решают одну из главных задач – адаптация в социуме, общение со сверстниками, проверка собственной конкурентоспособности.

В школьной практике существует выбор методов и способов повышения мотивации детей к участию в конкурсах. Проведение нестандартных уроков – один из действенных методов, так как это всегда уроки-праздники, необычные по замыслу и организации, по методике проведения. Это такие уроки, когда активны все ученики, и каждый имеет возможность проявить себя, при этом детям нужно заранее готовиться и самостоятельно, и вместе с учителем. В оде нестандартного урока ученики могут проявить больший интерес к предмету, своим знаниям и возможностям. Это мощный толчок мотивации к познанию, что связано с желанием участвовать в конкурсах различного уровня.  

В своей работе я продемонстрирую разработку урока-конкурса для 8 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx445.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Подготовка к уроку.

Конкурс проводится на одном из уроков второй четверти. Подготовка осуществляется заранее: ученикам сообщаются темы, которые будут раскрываться в ходе урока, составляется список команд, участники определяются с названием и капитаном. Решения сообщаются учителю на кануне конкурса. Каждая команда решает, какую одну тему из изученных они будут готовить для участия в конкурсе «Блиц». Тема сообщается учителю-ведущему, для подготовки блиц-опроса для каждой команды.

Учитель заранее сообщает учащимся список музыкальных фрагментов, которые могут прозвучать на уроке в конкурсе «музыкальная викторина». Стоит отметить, что музыкальные викторины на уроках музыки проводятся регулярно для всего класса.

Перед началом урока на перемене парты сдвигаются так, чтобы образовалось несколько больших столов по количеству команд. На столах устанавливаются таблицы с названием команды. Так как дети заранее знают свою команду, они занимают места за своим столом.

 В ходе конкурса учитель может задавать дополнительные вопросы, за ответы на которые ученики получают индивидуальные баллы. Отвечает тот, кто первый поднял руку.

 После каждого конкурса в таблицу, начерченную на доске, записываются результаты каждой команды.

Заранее приобретаются дипломы для награждения команд.   Все участники команды-победителя получают «5» за урок. Рекомендуется создать в кабинете доску-почёта для демонстрации имён победителей из каждого класса.

Правила конкурсов.

Сначала проводится жеребьёвка, определяющая порядок выступления команд.

  1. Конкурс «Выбери тему».

По установленному порядку каждая команда выбирают одну из предложенных тем (приложение 1, слайд 3). В каждой теме 3 вопроса, составленные учителем заранее. Учитель зачитывает вопросы и дублирует их на раздаточных листочках, которые отдаются команде. После командного обсуждения в течение 1 минуты учитель ещё раз зачитывает вопросы, ответы на которые озвучивает капитан. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Всего за конкурс можно набрать 2 балла.

2.  Конкурс «Прочитай музыку».

Командам будут представлены названия частей «Гоголь-сюиты» и их словесное описание музыки на листке (приложение 4). Частей всего 7. Задача состоит в том, чтобы соотнести описание части с её реальным звучанием. В течение 60 секунд участники знакомятся с описанием каждой части. По истечении времени учитель включает аудиозапись каждой части в отдельности, не называя её.  Во время звучания музыки команды самостоятельно соотносят описания и звучание в ходе командного обсуждения. Разрешается делать пометки в черновиках. После того, как все части прозвучат, учитель по установленной очерёдности включает каждой команде только одну часть, выбранную им произвольно. Капитан команды должен озвучить название части и прочитать описание, соответствующее звучанию композиции.  В случае неверного ответа допускается одно изменение ответа. Всего за конкурс можно получить 1 балл.

3. Конкурс «Музыкальная викторина».

По заранее известному списку (приложение 2) участники прослушивали дома композиции, запоминая их звучание, название и композитора. В третьем конкурсе нет очерёдности, все команды выполняют работу в одно время. Учитель в произвольном порядке включает 5 композиций из списка. Каждая команда на листочке записывает ответ: порядковый номер, название композиции и её автора. После прослушивания 5 записей, капитаны сдают листочки с ответами. За каждый правильный ответ даётся 1 балл. Всего в конкурсе можно набрать 5 баллов.

4. «Блиц».

В завершающем конкурсе участвует один член команды, это не обязательно должен быть капитан. Любой участник, с чьей кандидатурой будет согласна команда, выступает от её имени. В установленной очерёдности представители команд выходит из-за столов, занимая место перед всем классом и отвечают на вопросы по теме, которую команда заранее выбрала и сообщила учителю. Опрос длится в течение 30 секунд. Максимальное количество вопросов, которые может озвучить учитель - 10.  За каждый правильный ответ участник получает 0,5 балла. Всего за конкурс команда может заработать 5 баллов. Опрос проводится по теме, заранее выбранной командами из списка возможных (приложение 3). Опираясь на выбранные темы, учитель готовит по 10 вопросов для каждой.  Вопросы составляются учителем на основе пройденного материала и подготовленности класса.

Таким образом, максимальное количество баллов для команды – 13. Побеждает та команда, которая наберёт наибольшее количество очков. В случае равного результата места делятся между командами с одинаковым результатом.

Технологическая карта урока

Предмет

музыка

Класс

8 «А»

Тема урока

Музыка к драматическому спектаклю. «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

Тип урока

урок развивающего контроля

Цели

  • обобщить и систематизировать знания о жанре симфонической сюите на примерах произведений Петра Чайковского, Эдварда Грига и Альфреда Шнитке;
  • воспитание эстетического вкуса, потребности в общении с

классическим и современным музыкальным искусством;

  • развитие интеллектуальной сферы и творческого потенциала;
  • развитие коммуникативных навыков, умения высказывать и отстаивать свою точку зрения;
  • повышение мотивация участия в конкурсах различного уровня

Задачи

  • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и   умениями, полученными на предыдущих уроках по темам «Музыка Э.Грига к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт”» и «“Ромео и Джульетта”. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра», изучить тему «“Гоголь-сюита”. Из музыки к спектаклю “Ревизская сказка”», обобщить материал как систему знаний, выработка умений применять свои знания по правилам поведения и пройденным материалам;
  • развивающие: развивать логическое мышление, выявлять связи, делать сравнения, формулировать простые обобщения, развивать познавательный интерес;
  • воспитательные: воспитывать общую культуру, создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности, воспитывать коммуникативные навыки;

Планируемые результаты 

Предметные: познакомиться с особенностями музыкального языка сюиты к спектаклю; закрепление понятий симфоническая музыка, сюита, драматургия; развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета музыки.

Метапредметные:

познавательные: умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать умозаключения, формулировать выводы;

регулятивные: осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий; умеют контролировать процесс и результат учебной деятельности;

коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность: слушать собеседника, аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности, осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера.

Основные понятия

Сюита, симфоническая музыка, драматургия, музыкальный образ, спектакль

Оборудование, ресурсы

ПК, интерактивная доска, раздаточный материал, колонки, таблица на доске для подсчёта баллов, чистые листочки для ответов, презентация, раздаточный материал, дипломы

Межпредметные связи

Литература;

Дидактическая структура урока

  1. Организационный момент;
  2. Постановка целей урока перед участниками конкурса;
  3. Определение порядка выступления команд с помощью жеребьёвки.
  4. «Дешифровщик» -
  5. I тур «Выбери тему»;
  6. ІІ тур «Прочитай музыку»;
  7. ІІІ тур «Музыкальная викторина»;
  8. IV тур «Блиц»;
  9. Подведение итогов конкурса, осуществляемый преподавателем и определение победителей;
  10. Вручение дипломов, завершение урока.

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД (универсальные учебные действия)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Личностные: понимание жизненного содержания классического произведения; личностное освоение музыкальных образов; осмысление взаимодействия искусств;

Познавательные: усвоение терминов и понятий музыкального языка; стремление к приобретению музыкального опыта;

Регулятивные: планирование действий в процессе восприятия; совершенствование действий контроля; 

Коммуникативные: владеть умениями совместной деятельности; решение учебных задач совместно с одноклассниками и учителем; формирование способности вступать в контакт; совершенствование навыков развернутого высказывания; знакомство с различными социальными ролями.

1.

Мотивация к учебной деятельности постановка учебной задачи.

- Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть! Как я и обещала, сегодня у нас будет нестандартный урок в форме интеллектуального соревнования.

- Всего в игре принимает участие пять команд.

Сейчас я зачитаю список и состав команд, вам необходимо пройти к своему столу (парты сдвинуты по три штуки), на котором вы видите таблицы с названием своей команды.

- Проверьте, чтобы на каждом столе были чистые листы и карандаши по количеству участников команды

Приветствуют учителя.

Знакомятся со списком, занимают свои места.

Проверяют готовность к уроку

- Скажите, какова цель нашего конкурса?

- Верно. Ей окажется та команда, которая лучше других справится с конкурсами, продемонстрировав свои знания по музыке.

В качестве разминки сейчас вместе определим тему урока с помощью конкурса «Дешифровщик». Посмотрите, пожалуйста, на данный слайд (приложение 1, слайд 2). Комбинации цифр соответствует словам, одно из которых связано с темой предыдущих и сегодняшнего уроков, а второе – с темой только сегодняшнего урока

Определяют цель.

- Наша цель – определить команду-победителя.

Слушают учителя.

Смотрят на слайд. Расшифровывают слово.

Определяют тему урока «Гоголь-сюита».

2.

Актуализация знаний

- Дополнительный вопрос на индивидуальный балл: что такое сюита?

Учитель выслушивает ответ. Оценивает результат.

- Команды в каждом туре выступают в той очерёдности, которую мы сейчас определим с помощью жеребьёвки. Капитанам команд необходимо подойти ко мне.

Командам предстоит принять участие в 4-х конкурсах. Начинаем первый конкурс «Выбери тему».

Учитель объясняет правила.

Следит за ходом конкурса, соблюдением правил и дисциплины.

Учитель совместно с командами подводит итог первого конкурса.

Дают определение термина.

Тянут жребий. Сообщают учителю и своим командам порядковый номер. Возвращаются на места.

Слушают и запоминают правила 1 конкурса.

Команды по очереди участвуют в конкурсе, обсуждают вопросы, дают ответы на них.

Дети совместно с учителем подводят итоги конкурса.

3.

Изучение нового материала

- Мне понравилось, как вы справились с первым конкурсом, продемонстрировав имеющийся багаж знаний по знакомым темам. Так держать!

- Следующий конкурс (приложение 1, слайд 4) посвящён новой теме и знакомству с новым произведением. Он называется «Прочитай музыку».

Сегодня мы познакомимся с новым произведением уже известного вам композитора Альфреда Гарриевича Шнитке «Гоголь-сюита». Это музыка, которая была написана к спектаклю «Ревизская сказка», поставленному Юрием Любимовым. По задумке режиссёра главным героем спектакля был сам Гоголь, действующий на сцене в окружении персонажей своих произведений. Шнитке хорошо знал и любил творчество Николая Васильевича. Опираясь на ваши собственные знания литературных произведений Гоголя, предположите, каков будет характер музыки?

Учитель слушает ответы учащихся, направляет в нужное русло.

Принимают похвалу, поздравляют друг друга с имеющимся успехом, мотивируют на дальнейшее сотрудничество.

Слушают учителя, знакомятся с новым материалом.

Дают ответы, опираясь на собственный опыт

-Музыка будет насмешливая, выразительная и ироничная, как и персонажи Николая Васильевича.

4.

Практическая часть

- «Гоголь-сюита» состоит из 7 частей, имеющих названия: 1) Увертюра, 2) «Детство Чичикова», 3) «Портрет»,

4) «Шинель», 5) «Чиновники», 6) «Бал»,

7) «Завещание». В ходе второго конкурса, который называется «Прочитай музыку», вы познакомитесь со звучанием каждой части. Дополнительный вопрос: названия частей говорят вам о каких-то конкретных произведениях Гоголя?

Учитель объясняет правила второго конкурса.

- Если вопросов больше нет, то начинаем.

Учитель контролирует ход второго конкурса.

Подведение итогов 2 конкурса вместе с командами.

- Дополнительный вопрос: как балет больше всего любит чиновник из шестой части сюиты? Услышали знакомую тему?

Слушают новый теоретический материал

Слушают правила конкурса, уточняют, если есть вопросы.

Отвечают на дополнительный вопрос.

Участвуют в конкурсе, слушают музыку, соотносят её с описанием.

Подводят итоги совместно с учителем

Учащиеся отвечают, что слышали темы балета «Лебединое озеро» П. Чайковского

5.

Повторение и закрепление материала

Учитель поздравляет команды с промежуточным результатом. Подбадривает команды.

- Итак. Конкурс «Музыкальная викторина» (приложение 1, слайд 5). Из списка возможных композиций на викторине прозвучат всего 5. Вы уже знаете, как проходят такие викторины, но на всякий случай я напомню Вам правила.

Учитель напоминает учащимся правила музыкальной викторины.

- Если все команды готовы, то мы начинаем.

Учитель включает в произвольном порядке 5 любых композиций из списка (приложение 2)

Принимают поздравления, настраиваются на следующий конкурс

Слушают правила, готовятся к выполнению задания.

Учитель выступает с напутственным словом, настраивает команды последний конкурс.

- Последний конкурс «Блиц» (приложение 1, слайд 6). Специально для него каждая команда готовила одну тему заранее, углубляя свои знания по ней. Давайте уточним темы команд.

Учитель озвучивает тему и команду, которая её заявила, проверяя, всё ли совпадает.

- Послушайте правила конкурса.

Учитель объясняет правила, проверяет, всем ли понятно, отвечает на уточняющие вопросы.

- Отлично! Можем приступать к конкурсу. Приглашается первый участник от команды *название команды*.

Учитель контролирует ход конкурса, вызывает заявленных участников.

Слушают учителя, уточняют темы.

Запоминают правила конкурса, задают по ним уточняющие вопросы, если они имеются.

Участвуют в конкурсе, демонстрируют владение заявленной темой. Поддерживают членов своих команд.

6.

Контроль и оценка учебных достижений

- Итак. Последний конкурс состоялся. Я поздравляю всех вас! Вы достояно себя проявили и продемонстрировали глубину ваших знаний по предмету. Я горжусь всеми вами!

Давайте вместе оценим результат, подведём итог последнего конкурса и объявим победителя. Согласны?

(приложение 1, слайд 7)

Учитель совместно с участниками оценивает результаты, подводит итог. Объявляет победителя по результатам и выражает благодарность ученикам, отвечавшим на индивидуальные дополнительные ответы, награждает их похвалой и оценками.

Награждает каждую команду дипломом.

Принимают похвалу и поздравления. Подбадривают команды соперников. Гордятся своими результатами

- Да!

Слушают учителя, считают баллы команд, получают дипломы, поздравляют друг друга. Радуются за своих одноклассников, отвечавших успешно на дополнительные вопросы.

7.

Рефлексия

- Большое всем спасибо! Я очень довольна сегодняшним уроком и вами, а вы?

Какой опыт вы сегодня получили? Понравилось ли вам участвовать в конкурсах? Было ли сложно к ним подготовиться? Хотели бы поучаствовать в других конкурсах: командных, индивидуальных, в конкурсах более высокого уровня?

Учитель внимательно слушает ответы детей, делает выводы.
- Спасибо за Ваши ответы, мнение, уверена, это были не последние конкурсы в вашей жизни. Не сомневаюсь, что, приложив определённые усилия, каждый из вас может достигнуть определённого успеха и признания! На сегодня урок окончен, спасибо, до новых встреч!

Отвечают на вопросы, проводят самоанализ, осуществляют рефлексию, делают выводы.

Прощаются с учителем. Следят за тем, в кабинете не осталось ничего лишнего, аккуратно расставляют стулья, парты.

Приложение № 1

Презентация

Слайд № 1                                                  Слайд № 2           
   

Слайд № 3                                                        Слайд № 4

     

Слайд № 5                                                      Слайд № 6

   

Слайд № 7

Ссылка на презентацию: https://disk.yandex.ru/i/UoywnFCjdjS_wA 

Приложение № 2

Список музыкальных фрагментов для подготовки к викторине:

  1. Д. Кабалевский «Ромео и Джульетта». Утро в Вероне
  2. Д. Кабалевский «Ромео и Джульетта». Шествие гостей
  3. Д. Кабалевский «Ромео и Джульетта». Весёлый танец
  4. Д. Кабалевский «Ромео и Джульетта». Встреча Ромео и Джульетты
  5. Д. Кабалевский «Ромео и Джульетта». В келье Лоренцо
  6. Д. Кабалевский «Ромео и Джульетта». Сцена на площади
  7. Д. Кабалевский «Ромео и Джульетта». Смерть и примирение
  8. Э. Григ. «Пер Гюнт». Утро
  9. Э. Григ. «Пер Гюнт». Смерть Озе
  10. Э. Григ. «Пер Гюнт». Танец Анитры
  11. Э. Григ. «Пер Гюнт». В пещере горного короля
  12. Э. Григ. «Пер Гюнт». Песня Сольвейг

Ссылка на музыкальные фрагменты: https://disk.yandex.ru/d/11-HylQqmGzxhQ 

Приложение 3

Список тем для конкурса «Блиц» на выбор учащимся:

  1. «Ромео и Джульетта» в музыкальных произведениях
  2. Симфоническая сюита «Пер Гюнт».
  3. Творчество А. Шнитке
  4. Становление жанра сюиты
  5. Симфонический оркестр – основные этапы истории формирования, состав.
  6. «Ромео и Джульетта» Д. Кабалевского
  7. Музыкальный словарь. Термины и определения

Приложение 4

№ 1. Увертюра

Ощущение хаоса и беспорядка не покидает слушателя. Постепенно ритмы приобретают весьма знакомые очертания. Из громыхающей волны звуков формируется пародия на известную всем тему вступления из I части 5 симфонии Людвига ван Бетховена.

№ 2. Детство Чичикова

Мажорные тональные сдвиги создают ощущение нарастания и преувеличения без напряжения и драматизма. Тема, порученная группе деревянно-духовых инструментов, строится на повторяющейся упрямой интонации. Ощущение «роста» проявляется и в динамике. Изначальное тихое звучание, постепенно превращается в уверенное форте.

№ 3. «Портрет»

Это часть о жизни художника. Его художественный талант в начале произведения передается стройной и мелодичной игрой фортепиано и чембало, контрабаса и скрипки в трехдольном размере. Художник вдруг лишается признания публики. Его мелодия становится грубой и непонятной, главенствующую роль берут на себя ударные инструменты и низкие духовые, играющие в неестественном для себя регистре. Музыка деградирует, становится примитивной. Но вдруг, Андрей Петрович видит талантливую работу. В его голове возникает ровная и прекрасная мелодия, которая разрушается угловатым мотивом. В злости и ярости, художник начинает скупать шедевры и уничтожать их в своей комнате. Постепенно он сходит с ума.

№ 4. «Шинель»

Это повесть о любви Акакия Башмачкина к даме, образом которой является шинель. Ради любимой жены он готов на все. Механическая музыка «Польки» демонстрирует всю «полноту» чувств героя, их «возвышенность» и «утонченность». Тема превращается в марш, в котором доминируют ударные инструменты.

№ 5. «Чиновники»

В музыке отчетливо прослеживаются опосредованные барочные интонации в тембре клавесина, потускневшие и потерявшие собственный смысл. Это намек на «высшее» общество чиновников, которое также потеряло весь смысл существования.

№ 6. «Бал»

Ударные инструменты отбивают ритм, напоминающий вальс. Но нет в музыке изящности, красоты и грации. Как нет ее в присутствующих. Здесь представлен безымянный чиновник-балетоман.

№ 7. «Завещание»

Николай Васильевич Гоголь произносит слова о Руси. Музыка наполнена колокольными звонами и написана в минорной тональности. В ней есть одновременно что-то величественное, но и загадочное. В дали можно услышать шум ветра и печальный отзвук колокола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме:« Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмета »

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме: « Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмет...

Методическая разработка открытого занятия в образцовом театре танца «Талисман» по теме:«Работа над подвижностью различных частей – центров тела в процессе выполнения комбинации джаз – модерн танца и контактной импровизации»

Данная методическая разработка открытого занятия по современной хореографии предназначена для учащихся девятого года обучения (13 – 14 лет). Данная методическая разработка базируется на принципа...

Доклад "Сотрудничество с семьёй как фактор достижения результативности участия в конкурсах различного уровня"

Доклад к зональному семинару по теме "Сотрудничество с семьёй как фактор достижения результативности участия в конкурсах различного уровня" Приводится опыт взаимодействия с родителями в объе...

Профессиональное развитие. Участие в конкурсах различного уровня

Имею положительный опыт участия в конкурсах различного уровня...

Подготовка проектных работ обучающихся к участию в конкурсах различных уровней

Исследовательский проект представляет собой самостоятельно проведенное исследование учащегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна но...

Методическая разработка «Мотивация детей к участию в школьных событиях и проектах»

Данная разработка может быть использована в общеобразовательных учрежденияхПланПриветственное слово  ТемаАктуальность/проблемаЧто такое события и мероприятия, для чего они нужны?Как решить это во...