Система оценивания универсальных учебных навыков
статья

Цылева Анна Валерьевна

Для всех учителей, идущих в ногу со временем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_2.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания универсальных учебных навыков

Мы,  инициативная группа учителей русского языка и истории гимназии №498 Невского района г. Санкт-Петербург, задались целью разработать систему оценивания универсальных учебных навыков, которую можно включить в нашу систему пятибалльного оценивания.

Мы постарались учитывать в своем проекте объективность оценки, адаптацию к пятибалльной системе, индивидуальные особенности учащихся, требования ФГОС к планируемым результатам.

И вот здесь я хотела бы остановиться поподробнее. ФГОС введен 1 января 2010 года, т.е. 9 лет назад, однако редкий учащийся знает, что такое УУД. Родители вообще не понимают, зачем мы «мучаем» их детей какими-то метапредметными работами, ставим какой-то процент сформированности того или иного навыка, каким образом это влияет на оценку учащегося.

И действительно, как и зачем?

Наше государство хочет, чтобы ребенок, окончив 11 классов, стал не просто образованным человеком с набором книжных знаний, а сформированной личностью, которая умеет ставить перед собой цели и задачи, анализировать материал, понимает, как те или иные знания применить в жизни, а также умеет  сотрудничать, работать в команде.

Поэтому мы пришли к мысли, что необходимо разъяснить детям и родителям, что мы пытаемся развить в учащихся, к чему мы стремимся. Проще всего, как нам показалась, ознакомить детей и взрослых с критериями оценивания УУД. Тогда каждый будет понимать, почему у учащегося стоит та или иная оценка. Чаще всего трудности возникают при оценке именно устных ответов, т.к. для письменных работ есть четкие параметры. Для устного ответа на всех предметах, без исключения, нет четких критериев, нет объективности. Один учитель  ставит оценку «5» за 2 предложения, а другой «4» за монолог в 5 минут.

Перед вами таблица, которую можно легко применить на любом предмете и для любого возраста. Ознакомив всех участников образовательного процесса с данной формой, мы снимает вопросы о том, зачем это надо, вопрос объективности оценивания.

В связи с регламентом выступления, у меня получится осветить только систему оценивания коммуникативных УУД из нашей таблицы. Для объективного оценивания данных учебных действий мы разработали 5, на наш взгляд, важных критериев. За каждый критерий ученик может получить 0 баллов или 1 балл. Высший балл, оценка «5» может быть поставлена за устный ответ, если учащийся получил по одному баллу по всем критериям.

Критерий 1-й - умение учащегося говорить/выступать перед классом (с докладом, сообщением, результатами исследования);

Критерий 2-й - последовательное изложение материала и способность ученика не терять нить рассуждения, не отходить от заданной темы;

Критерий 3-й - умение увлечь одноклассников своим рассуждением/рассказом/проектом

Критерий 4-й – оценка умения рассказывать о результатах своей работы или исследования не учителю ради оценки, а одноклассникам;

Наконец, в 5-м критерии  оценивается способность учащегося услышать оппонентов или единомышленников, своих одноклассников, не перебивая, терпеливо ожидая возможности дополнить что-то, высказать мнение.

Если выступление ученика соответствует всем критериям, он получает оценку «5» за свой устный ответ, если какой-то критерий «выпадает», учитель отсылает ученика к таблице оценивания метапредметных умений  и объясняет, чего не хватило его ответу (для пятёрки) и почему он получил 4 или даже 3.

Я хочу обратить ваше внимание, что оценка учащемуся ставится двойная: «за знания» и за уровень сформированности УУД. Так мы соблюдаем индивидуальный подход.

Вам, наверное, всем знакома ситуация, когда ребенок может все рассказать, составить алгоритм работы, вычленить главное, а применить знания не может (дислексия, дисграфия, дискалькулия). Таким образом, мы уравниваем возможности детей на получение «достойной» оценки.

Нам кажется, что данная система проста, удобна в использовании и отвечает всем указанным выше требованиям.


Приложение 1

Оценка метапредметных умений

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Я умею:

  1. Организовать свое рабочее место.
  2. Распределять время и силы при работе на уроке
  3. Самостоятельно

искать информацию

  1. Переносить способы деятельности, используемые на уроке, в процесс решения проблем личной жизни.
  1. Самостоятельно

регулярно работать над самообразованием в изучаемом предмете.

  1. Говорить перед классом
  2. Излагать материал последовательно и не терять нить рассуждений.
  3. Увлечь одноклассником своим ответом.
  4. При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя.
  5. Внимательно слушать одноклассников, терпеливо ждать возможности дополнить.

Отвечать на вопросы:

  1. Что ты сегодня изучал на уроке?
  2. Что для тебя было наиболее интересным?
  3. Чему ты сегодня научился?
  4. Как ты считаешь, зачем вам дали такое задание?
  5. Если бы сегодня домашнее задание для класса подбирал ты, какое бы ты дал?

  1. Составлять задания по предмету.
  2. Самостоятельно придумывать вопросы по предмету.
  3. Выводить алгоритм работы с материалом.
  4. Самостоятельно вести часть урока.
  5. Проверять работы товарища/объяснять материал одноклассникам.

Приложение 2

Вид ответа

Письменный

  • «5» - 13-15 баллов

  • «4» - 10-12 баллов

  • «3» - 7-11 баллов

  • «2» - 6 и ниже*

Устный

  • «5» - 18-20 баллов

  • «4» - 14-17 баллов

  • «3» - 9-13 баллов

  • «2» - 8 и ниже*

*При учете всех УУД

Оценка выставляется двойная:

уровень показанных учебных знаний/ уровень сформированности УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике

Положениео системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихсяи форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике.1.      Общие положения....

Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике

Положениео системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихсяи форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике1. Общие положения2. Цель и задачи разработки сист...

Положение о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций и учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе МБОУ «Славгородская СОШ" города Славгорода Алтайского края

Положение действует на основании Закона РФ «Об образовании»от 29.12.2012г, Типового положения об общеобразовательном учреждении,  Методического письма Министерства просвещения от 1 се...

ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

. ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИДесятибалльная система оценивания знаний, умений, навы...

ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

. ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИДесятибалльная система оценивания знаний, умений, навы...

Проектный модуль как система уроков, направленных на измерение и оценивание универсальных учебных действий школьников

Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности.  Это требование времени, социальная задача, которую призв...

Статья "Формы оценивания универсальных учебных действий школьников основного общего образования"

Проблема  оценивания деятельности обучающихся и объективность оценивания была и остается актуальной по сегодняшний день.В статье рассматриваются различные формы и подходы к формированию...