«Оценка качества достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы по общественным дисциплинам»
статья

Трофимова Алина Семеновна

К технологии оцениванию знаний необходимо подходить, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Ведь чем более содержательной будет обратная связь, тем эффективнее может быть реакция на нее. Поэтому необходимо искать пути для облегчения перехода от традиционного способа оценивания (пятибалльная система) к более конструктивному подходу: используя стимулирующие функции при оценивании работы ученика, самооценку, взаимооценивание результатов письменных работ учащихся и устных ответов, используя накопительную систему оценивания. Эти вопросы и рассматриваются в моей статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trofimova_seminar.pptx274.56 КБ
Файл otsenka_kachestva_.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Трофимова А.С. Учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ г.Билибино ЧАО» « Оценка качества достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы по общественным дисциплинам»

Слайд 2

Система оценки достижения планируемых результатов является инструментом реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы.

Слайд 3

Основная цель новой системы оценивания обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности.

Слайд 4

На данный момент используются и традиционные оценки результатов учащихся: - предметные результаты; - основная оценка – оценка учителя; - оценки учеников по итогам контрольных работ. Внедряются и используются также система оценки результатов по ФГОС : - не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные ; - создание портфолио ; - ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки; - учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя.

Слайд 5

может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий может рассматриваться как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе Достижение метапредметных результатов

Слайд 6

защита итогового индивидуального проекта Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам. Основная процедура итоговой оценки достижения метапредметных результатов

Слайд 7

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету Индивидуальный итоговой проект

Слайд 8

Стартовая диагностика текущее выполнение учебных исследований и учебных проектов ; п ромежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе , направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом; текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий разного типа Формы и виды промежуточной диагностики

Слайд 9

является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения –развитие универсальных учебных действий; предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Портфель достижений

Слайд 10

результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе; оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам; оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта; баллов за работы, выносимые на единый государственный. Итоговая оценка выпускника формируется на основе:



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  ГОРОДА БИЛИБИНО

ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»

«Оценка качества достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы по общественным дисциплинам»

Работу выполнила:Трофимова А.С.,

  Учитель истории и обществознания

 МАОУ «СОШ г. Билибино ЧАО»

Билибино 2017

      Одним из направлений организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в школе является, создание условий для оценивания. Эта тема всегда была в педагогике весьма актуальной, тем более таковой она является сегодня, когда глобальные перемены охватили всю систему образования.
     В ФГОС ООП требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников.
    Оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка во всех сферах школьной жизни. Иначе говоря, мы перешли от норм оценки, которые фактически часто и во многом субъективно устанавливает сам учитель, к достаточно чётким и однозначным критериям оценки, устанавливаемым стандартом.
    Работа в режиме
комплексной итоговой оценки требует большой подготовительной работы, высочайшего педагогического профессионализма от учителей, большой затраты времени, сил, желания педагога и, самое главное, искренней веры в саму идею – пути к гуманизации российского образования.
     Основная цель новой системы оценивания обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной.
    В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности.

            Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения   задач. Отдельные действия, прежде всего, успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определенном смысле).

     На данный момент используются и традиционные оценки результатов учащихся:

 - предметные результаты;

 - основная оценка – оценка учителя;

 - оценки учеников по итогам контрольных работ.

Внедряются и используются также система оценки результатов по ФГОС:

 - не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные;

 - создание портфолио;

 - ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;

 - учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя.

        Оценка предметных результатов – оценка достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам

        Основной предмет оценки – способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе — метапредметных действий.

   Оценка предметных результатов ведется каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга

         Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений целесообразно фиксировать и анализировать данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний.

     При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

стартовой диагностики;

тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Основная процедура итоговой оценки достижения метапредметных результатов:

  • защита итогового индивидуального проекта;
  • Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических).

Индивидуальный итоговой проект:

  • Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность
  • Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету

  Чаще всего учащиеся готовят рефераты по заранее данным педагогом темам к уроку. Могут быть приготовлены рефераты по отдельным историческим личностям или конкретным событиям. Выступление должно быть шире материала учебника и опираться на дополнительные источники. Например: к уроку истории в 11 классе на тему «Корниловский мятеж» был подготовлены два выступления: «Биография Л.Корнилова» и «Роль Л.Корнилова в подготовке мятежа в августе 1917 г».  В результате учащиеся смогли оценить  Корнилова как талантливого исследователя-путешественника и разведчика, но и как неудачного политика в роли главнокомандующего Российской армии, которому не удалось навести порядок ни в армии, ни в государстве.

   Учащиеся также выполняют исследовательские проекты, которые требуют длительной подготовки. Эти работы обязательно должны быть оценены учителем, оценка должна служить стимулом для дальнейшей самостоятельной работы учащегося.

     Тематические и итоговых проверочных работ по предметам как дополнительный источник данных о достижении отдельных метапредметных результатов:

11 А класс, 2016-2017 учебный год

ПРЕДМЕТ

Даты проведения работ

Всего присутствовало

«5»

«4»

«3»

«2»

Качество

%

история

24.10

17

5

8

4

-

76%

16.11

14

1

2

10

2

21%

20.12

15

2

5

8

1

47%

20.02

15

1

11

4

-

80%

обществознание

28.10

18

-

11

7

-

61%

08.02

12

4

5

3

-

75%

22.02

16

6

6

4

-

75%

Такой анализ работы позволяет оценивать работу как учителя, так и учащихся. По результатам видно, что пробелы знаний по истории относятся к периоду 1945-1953 гг. При анализе проверочной работы от 16.11. на уроке еще раз обсудили те вопросы, по которым были больше всего ошибок у учащихся.

Учащиеся старших классов делятся на профильные группы, целью которых является подготовка учащихся к будущей профессии. В связи с этим возникает проблема дифференцированного подхода в оценке знаний учащихся, так как учащиеся социально-гуманитарной группы изучают обществознание 3 часа в неделю, а «физики» - 1 час. При проведении проверочных работ  особенно хорошо помогают диагностировать пробелы в знаниях разноуровневые задания - тесты. Для «физиков» это простые тесты с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, а обществоведы – несколько верных ответов из предложенных, а также задания с ответом в свободной форме.

Для «физиков»:

1. Нацеленность на завоевание политической власти - это

 

1) принцип деятельности парламента

2) ведущая задача профсоюза

3) особенность политической культуры

4) цель деятельности политической партии

Для «обществоведов»:

1. Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Любое государство как главный политический институт призвано полностью контролировать жизнь общества для обеспечения правопорядка и безопасности. 

2) Демократическое государство руководствуется в своей деятельности правами человека и законными интересами большинства граждан.

3) По форме государственно-территориального устройства выделяют республиканские, федеративные и конфедеративные государства.

4) Государство располагает специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций.

5) К признакам государства относят публичность, суверенитет, монополию на издание законов и взимание налогов, профессиональный аппарат управления.

       

           Организация оценки предметных и метапредметных результатов учащихся осуществляется с помощью портфолио обучающегося, который ориентирован на демонстрацию образовательных  достижений учащегося.

Портфолио – совокупность учебных достижений, по которым можно судить об уровне  освоения дисциплины или ее отдельных разделов. Портфолио как оценочное средство предполагает определение минимального количества выполненных учебных заданий, необходимого для получения зачета.

 Портфолио образовательных достижений формируется обучающимися при помощи родителей и классных руководителей.

Результаты, зафиксированные в портфолио, являются основой образовательного рейтинга обучающихся и позволяют  осознанно и обоснованно выбрать профиль обучения в старшей школе, определить дальнейший путь успешной социализации

Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование  со стороны преподавателей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего уровня (учебного или профессионального). Оно может собираться с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует.

Наиболее распространенными являются два типа портфолио:

            Первый тип портфолио - это "папка достижений", направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т.д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т.п.).

            Второй тип - рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика, которые делались в течение определенного срока (например, года) (сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т.д.).

      Можно привести пример фиксирования индивидуальных достижений ученицы 10 Б класса Зыковой Марии только за 2016-2017 учебный год:

  1. Участие в школьных предметных олимпиадах по праву и обществознанию- второе и третье места соответственно, и грамота от МАОУ «СОШ г.Билибино ЧАО».
  2. Участие в районных  предметных олимпиадах по праву и обществознанию- первое  и третье места соответственно, и «Благодарность от отдела образования и УСП Билибинского Муниципального района.
  3. Участие в Международной акции «Тест по истории Отечества» 26.11.2016 г. и Сертификат участника.
  4. Призер регионального этапа предметной олимпиады школьников по обществознанию.
  5. Грамота за активное участие в школьной предметной неделе по предметам гуманитарного цикла.
  6. Успешное завершение третьей четверти  2016-2017 учебного года по профильным предметам и т.д. (не считая успехи и достижения по другим предметам школьной программы).

Все выше перечисленные методы относятся к внутренней оценке качества образования.

Существует также внешняя оценка. К ним относятся:

 - государственная итоговая аттестация;

 - мониторинговые исследования  и оценочные процедуры;

 - оценочные процедуры федерального, регионального и муниципального уровней.

 Ежегодно более половины учащихся 10-х классов выбирают обществознание для прохождения мониторинга.

Результаты мониторинга по обществознанию в 2016 г.

Классы

кол-во уч-ся

Часть I

Часть II

Всего

баллов

Процент

выполнения

10 А

7

20

6

26

48,15%

10Б

11

22,36

9,64

32

59,29%

Школа г.Билибино

21

21,57

8,43

30

55,56%

По ЧАО

17,14

5,79

22,93

42,46%

 По результатам анализа работ учащихся можно сделать выводы:

- для учителя:

  • особое внимание уделять при подготовке к ЕГЭ таким разделам обществознания как «Политика» и «Экономика»;
  • продолжать формировать навыки работы с текстом;
  • стимулировать интерес учащихся к пониманию и запоминанию обществоведческих терминов и понятий для получения максимальных баллов по заданию 25 ЕГЭ.

 - для учеников:

  • подходить системно к подготовке ЕГЭ;
  • кроме уроков, использовать и различные другие ресурсы при подготовке ЕГЭ;
  • формировать адекватную самооценку, стремиться к ликвидации пробелов в своих знаниях.

Результаты ЕГЭ – 2016

Предмет

Кол- во учащихся

Кол- во

уч-ся, набравших

проходной балл

Проходной бал

минимум

максимум

% качества

История

5

4

32

25

52

80%

Обществознание

18

18

42

46

66

100%

Количество выпускников 11-х классов дневного обучения, сдававших ЕГЭ и средний балл в 2016 г.

Предметы

МАОУ «СОШ г.Билибино ЧАО»

Итого по округу

История

Кол-во

5

68

Ср. балл

40,60

44,56

Обществознание

Кол-во

18

53

Ср. балл

52,28

51,17

   Большинство учащихся выбрали в качестве экзамена по выбору обществознание. Этот предмет востребован во многих учебных заведениях социально-гуманитарного направления. Качество успеваемости обучающихся этого году ниже, чем в прошлом. Это связано с изменением КИМ и их усложнением: полностью отменены задания с выбором ответов.

   По истории есть неудовлетворительная оценка. Причина – низкий уровень знаний, случайность выбора, отсутствие серьёзной подготовки.  

         

        К технологии оцениванию знаний необходимо подходить, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Ведь чем более содержательной будет обратная связь, тем эффективнее может быть реакция на нее. Поэтому необходимо искать пути для облегчения перехода от традиционного способа оценивания (пятибалльная система) к более конструктивному подходу: используя стимулирующие функции при оценивании работы ученика, самооценку, взаимооценивание результатов письменных работ учащихся и устных ответов, используя накопительную систему оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему " "Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования"

  Данная презентация подготовлена для выступления на педагогическом совете.   Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основн...

Доклад учителя изобразительного искусства Харло Ольги Николаевны МБОУ "СОШ № 17" г. Майкопа РА Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и система оценки достижения планируемых результатов

Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности  УУД и представление данных результатов. Хочу поделиться разработками основных поло...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...