"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ В ДОУ".
статья

Мазунина Оксана Борисовна

МАЗУНИНА ОКСАНА БОРИСОВНА

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №171» г. Иваново

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ В ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

МАЗУНИНА ОКСАНА БОРИСОВНА

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №171» г. Иваново

e-mail:mazunyka@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ В ДОУ.

Дошкольный возраст - основа общего развития детей, главный период всех высоких человеческих начал. В этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребенка.[3] Ребенок изучает мир самым эффективным способом - ему всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Также узнает мир с помощью действий с предметами, изучая их свойства, познает и свои творческие способности. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.[5] Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.[1]

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и то, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, в нашем детском саду был организован кружок художественной направленности «Пластилиновое чудо» на базе дополнительных образовательных услуг.

Основной целью проведения занятий является - развитие и выявление творческих и художественных способностей у детей.

Задачи пластилиновой живописи следующие:

  • заинтересовать творчеством, развивать художественные навыки;
  • ознакомить с новым занятием - пластилиновой живописью;
  • получение знаний о свойствах пластилина и других средств изображения, использование этих знаний на практике;
  • развитие чувства формы, цвета, композиции;
  • воспитание у дошкольников терпения, старательности, активности, аккуратности;
  • овладение новыми приемами лепки (надавливание, размазывание, скатывание);
  • развитие умения ориентироваться на листе бумаги;
  • совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки, подготовка к письму;
  • воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность;
  • развитие фантазии и эстетических чувств.

Пластилинография - это новый вид изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - значит создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» - подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с применением нетрадиционных техник и материалов.[8]

Данное направление деятельности выбрано нами не случайно. Дети начинают заниматься лепкой уже с младшего дошкольного возраста. Речь детей в этом возрасте недостаточно развита. Поэтому были сформированы группы по возрастам. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия зависит от возраста детей. Занятия проходят по подгруппам, в вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

При разработке данного кружка отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь каждого ребенка и помочь ему раскрыться. Для детей 2-3 лет задания упрощены. Для детей 4-6 лет используются более сложные техники. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.

Занятия проводятся в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности - речевой и поведенческой (движения, действия).[7] Обучая  детей «пластилиновому чуду» с использованием игр, деятельность детей активизируется. Развивается познавательная активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживается интерес к изучаемому, развивается творческое воображение, образное мышление.[5]

Приёмы рисования пластилином:

- рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;

- рисование мазками;

- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;

- процарапывание по пластилину;

-вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

За весь период работы с данной техникой было выявлено, что у детей происходит обогащение словаря, так как в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Кроме этого, дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине, цвете. Развивается и появляется познавательный  интерес. Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифференциация движений пальцев. Эта техника помогает быстро достичь результата и делает процесс работы увлекательным, интересным. Дети, которые занимаются в кружке быстрее и качественнее справляются с заданиями в группе со сверстниками. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития 1997.

2. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей.М.: Владос 2003.

3. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.

4. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».

5. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку -  С.- П. 2004.

6. Сиротюп А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: Сфера 2003.

7. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1999.

8. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. Издательский дом «Федоров» 2000.