Куклотерапия как частный раздел арт-терапии.
статья

Мазунина Оксана Борисовна

МАЗУНИНА ОКСАНА БОРИСОВНА

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №171» г. Иваново

Куклотерапия как частный раздел арт-терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukloterapiya.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Куклотерапия как частный раздел арт-терапии.

Было бы здорово, если бы в каждом городе

 был свой «кукольный домик»,

 куда смогут приходить дети и взрослые,

вместе создавать кукол, сочинять сказки,

 учиться слышать и понимать

друг друга и окружающий мир…

Я считаю, что на сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повышение его качества,  усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), возникла необходимость  обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, и что немало важно выравнивание стартовых возможностей для всех выпускников дошкольных образовательных учреждений.

Нам приходится работать в кризисное время. Но оно рождает в нашей педагогической системе не только ожидание «перемен сверху», но и ощущение необходимости собственных изменений.

Всем известно, что не место красит человека, а человек место, поэтому преобразование внешнее необходимо начинать с преобразования внутреннего.

По моему мнению, развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.

Я понимаю, что инновационное развитие в настоящее время встречает ряд трудностей: сюда можно отнести и увеличение сложности труда, и расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, слабое материальное и моральное стимулирование, для детей – учебная перегрузка.

Но наряду с трудностями выделяются и позитивные факторы.

Для педагога – рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей – повышение качества обученности.

                                              

Кукла играет в жизни человека исключительную роль. Наверное, у каждого есть свои воспоминания, связанные с таким интересным и забавным атрибутом, как кукла. Но для всех это своеобразное возвращение в детство, в беззаботное время игрушек и развлечений.

Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной… Кукла рождается не сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя…

Куклы с давних времен имеют свое место в жизни русского народа. Изначально куклы использовались как талисманы и обереги. Первые куклы на Руси делали из дерева, соломы, а после - из тряпок. Изготовление тряпичных кукол своими руками для родного человека (мужа, ребенка, сестры, брата, отца и матери) считалось большой защитой от болезней, злых духов. Тряпичную куклу давали путнику, чтобы он прошел свой путь с легкостью и вернулся скорее домой с хорошими вестями.

На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. А «сугубо детский» кукольный театр, или «театр Петрушки», до начала XX века вообще показывал исключительно спектакли «для взрослых». Так что неудивительно, что серьезные дяди  и тети поставили куклу на службу науке психологии, а их клиентурой являются как дети, так и взрослые.

Человека так давно окружают куклы, что, незаметно для себя, он приноровился решать с их помощью самые разнообразные проблемы, в том числе и психологические. Хоть куклы и считаются атрибутом детства, они занимают немалую роль в жизни взрослых.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует  с ней так, как ему хочется, заставляя  ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она-партнер в общении во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».

Возможности куклотерапии позволяют решить важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель.

Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой, и сверхъестественными возможностями. Они использовали кукол в обрядах, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет. Аналогичные обряды есть у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, стал просить кушать и начал выздоравливать.

Куклы могут многое - и учить, и лечить, но только если попадают в добрые руки. Появилось целое самостоятельное направление - куклотерапия.

Куклотерапия - метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукол. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний, укреплять психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей ситуацией.

Автора термина «куклотерапия» уже не сыскать, но, известно, что сама практика лечения куклами существует довольно давно. Например,  невропатолог  Малколм  Райт из Уэльса ещё в 1926 году использовал кукол и кукольный театр для снятия неврозов у детей, связанных с  прививкой. Первые советские кукольники о методе работы с куклой заговорили в 1917

– 1922  гг., когда стали работать и создавать методики по многим  направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных  в движении. В этой работе принимал регулярное участие в конце 20-х гг. Ленинградский «Театр Петрушки» под руководством Евгения  Сергеевича Деммени, где с помощью кукольных спектаклей детей лечили от неврозов.

         

Зачем психотерапевту кукла?

Кукла в руках пациента - ширма, за которой можно спрятаться,  отделиться от самого себя и раскрыться. Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. Создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения. Несмотря на простоту и доступность метода, куклотерапия глубокая и серьезная форма терапии, имеющая свои показания, к которым относятся:

•неврозы;

•повышенная тревожность, страхи;

•низкая самооценка;

•трудности взаимоотношений с окружающими;

•депрессии;

•стрессовые ситуации.

Куклотерапия - позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для человека, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор. Она широко используется для разрешения внутри и межперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, заикания, нарушениями поведения и т.п.

Выделяют следующие функции куклотерапии:

  • коммуникативная - формирование эмоционального контакта в коллективе;
  • релаксационная - снятие эмоционального перенапряжения;
  • воспитательная - психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
  • развивающая - развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.), моторики;
  • обучающая - обогащение информацией об окружающем мире.

В куклотерапии используются такие варианты кукол:

- теневые куклы: (Такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами; в коррекции повышенной тревожности. Ребенок может делать со своей «куклой — страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра).

- веревочные куклы: (Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями).

- плоскостные куклы: (Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа «Я»).

- перчаточные куклы: (Такие куклы применяются в развитии речи детей, встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее – это же не он говорит, а его герой).

- куклы-костюмы: (Работа с куклой – костюмом позволяет развивать в детях социальную уверенность выражать эмоции, чувства и состояния, которые ребенок по каким - то причинам не может или не позволяет себе проявить).

- куклы-марионетки: (работа с куклой – марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким – то причинам не может или не позволяет себе проявлять).

Что лечит куклотерапия?

Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков. Куклы лечат страхи, энурез и заикание, помогают в социальной реабилитации инвалидов, позволяют найти внутренние резервы для борьбы с болезнью. В качестве побочного эффекта куклотерапия помогает справиться с бронхиальной астмой, диатезом и сердечно - сосудистыми заболеваниями. Лечебный сеанс иногда действует странно: многие «заболевают». Заболевают куклами - и даже открывают собственные курсы и кружки, переходят к более сложным техникам (например, фарфору). Арт-терапию подразделяют на экспрессивную (или активную), если пациент творит сам, и импрессивную (пассивную), если пациент «потребляет» искусство.

Что дает куклотерапия?

это тренинг, раскрепощающий застенчивых и аутичных;

это лучший способ проиграть и проработать конфликтные ситуации

в семье и не только в ней;

это формулирование и «отрепетирование» сценариев, образов своего

желаемого будущего;

это тренинг по умению «держать себя в руках» (навык саморегуляции);

тренинг по вырабатыванию навыков адекватного выражения собственных чувств.

Куклотерапия помогает воспитывать у детей способность контролировать свои чувства (не в смысле подавлять любые проявления эмоций, а научить не бояться их проявлять, даже негативные чувства и эмоции, без вреда окружающим).

Любимая игрушка "участвует" в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач,смех и т.д.) и снятием нервно -психического напряжения.И не только это...

Куклотерапия - лечит. Лечит она двумя способами. У кого как...

Первый (довольно редкий) механизм исцеления через куклотерапию. Если человек - болен, устал, у него депрессия, что-то накипело на душе, то человек может изготовить куклу, которая будет олицетворять эту его боль. Эта кукла будет «плохой» куклой, и человек постарается уничтожить её после того, как это «что-то» покинет его вместе с последним стежком. Психотерапевты говорят: чтобы в Вашу жизнь пришло что-то новое, старое должно уйти, зажить своей жизнью. Но куда уйдёт старое? Чтобы «отпустить» старое, мы должны дать ему его собственную самостоятельную жизнь в теле куклы.

Второй (более распространённый) механизм исцеления через куклотерапию.

Многие люди испытывают, наоборот, прилив сил и радости, когда заканчивают работать над своей куклой. И они никуда не девают потом эту куклу - кукла становится их талисманом, помощником, кукла-радует.

Поскольку мир ребенка-это мир действия и деятельности, куклотерапия дает возможность войти в этот мир. Если специалист подберет соответствующие игрушки, то он облегчит ребенку выражение чувств. Игрушки и материалы, необходимые для куклотерапии, можно разделить на три группы:

1.Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство, кукольный домик с мебелью могут изображать членов реальной семьи ребенка и таким образом делают возможным непосредственное выражение чувства. Когда дети разыгрывают сценки с человеческими фигурками, можно пронаблюдать отношение между членами семьи: соперничество между братьями и сестрами, забота близких друг о друге. Машины, лодки важны для упрямых, застенчивых, замкнутых детей, так как этими игрушками можно играть, не выражая никаких чувств.

2.Игрушки, помогающие снять агрессию.

В игре дети часто испытывают сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет словесных обозначений. Такие игрушки, как солдатики, ружья, а так же игрушки, изображающие диких животных, могут использоваться для выражения гнева, враждебности.

3.Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций.

Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться пожеланию ребенка во что угодно: в поверхность луны, пляж, пирамиды и так далее. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой. Поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей. Подводя итоги, можно кратко сформулировать, что же дает куклотерапия как метод психологической коррекции?

С помощью создания кукол можно проявить себя. И, как в зеркале, увидеть себя со стороны.

С помощью кукол, возможно проигрывать сценарии, которые будут происходить в дальнейшей жизни человека.

С помощью взаимодействия с куклой можно проявить и пообщаться с той частью своей души, которая сейчас наиболее нуждается в нашем внимании и поддержке.

С помощью кукол возможно «перепрожить» те моменты жизни, которые были некомфортными или болезненными.

Кукла может быть оберегом.

Кукла может быть ресурсной.

Кукла всегда несет добро и поддержку

Кукла – это образ человека в «миниатюре»,

существующий с первобытных времен,

отсюда становится возможным принять куклу как

носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного,

 которое структурируетпонимание мира,

себя и других людей.

Л.Войцехович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Куклотерапия в формировании правильного поведения старших дошкольников с аутизмом

Куклотерапия  представляется одной из «работающих»  технологий  в коррекционно – развивающем обучении детей  с аутистическим спектром нарушений.  С помощью технологии куклотер...

Арттерапевтические занятия.Куклотерапия.

Василенко С.В.-учитель начальных классов коррекционной школы VIIIвида. Арттерапевтические занятия.Куклотерапия. Арттерапия– это лечебная психотерапевтическая методика, которая используется в...

Арттерапевтические занятия.Планирование по куклотерапии.

Арттерапия– это лечебная психотерапевтическая методика, которая используется в специальных коррекционных школах интернатах и считается педагогической инновационной технологией, способствующей ...

Лекционный материал по разделу ПМ02 Сестринский уход в терапии

Теоретический материал раздела ПМ02  Сестринский уход в терапии....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По ПМ 02. Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационных процессах. МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел 1. «Сестринский уход в терапии

Традиционно сложилось, что медицинская сестра первой начинает контактировать с пациентом, получает дополнительную медицинскую информацию и провидит доврачебные  экстренные медицинские манипуляции...