Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной школе III-IV вида.
статья

Симакина Ольга Ивановна

Здоровьесберегающие технологии это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий

в коррекционной школе III-IV вида.

Из опыта работы учителя Симакиной О.И.

Здоровьесберегающие технологии это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Стараюсь чтобы урок обеспечивал как ребёнку, так и мне сохранение и увеличение жизненных сил от начала и до конца.

Соблюдаю санитарно – гигиенические условия. В начале каждого занятия проветриваю класс. В классе установлены подходящие по росту парты, слабовидящих учащихся рассаживаю в соответствии с рекомендациями медико-санитарной службы. Детей рассаживаю так, чтобы объект восприятия находился перед лучше видящим глазом или перед рабочим глазом с окклюзией.

Комфортное начало и окончание урока, использование положительных установок на успех, эмоциональный климат урока во многом зависит от моего доброжелательного тона, разговора в спокойных тонах – это 10-40 ДБ. В течении урока использую юмор, несколько уместных и умных шуток. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности

Слежу, чтобы рациональная плотность урока составляла не менее 60%

Одним из важнейших условий для нормального протекания зрительной работы является уровень освещенности рабочего места. Минимально допустимой для лиц с дефектами зрения является освещенность, равная 500 люкс, а верхней оптимальной границей - 1000 люкс. Повышение освещенности благотворно действует на зрительную чувствительность, снижая ее пороги, увеличивается скорость различения, улучшается видимость. Высокий уровень освещенности не противопоказан даже для лиц, страдающих светобоязнью, при условии использования оптических фильтров. Учитывая, что заболевания глаз чаще всего носят комбинированный характер, наиболее приемлемой принято считать освещенность в 500-700 люкс.

Важным условием для успешной зрительной работы является, и соблюдение определенного расстояния от глаза до рассматриваемого объекта (с использованием средств оптической коррекции), качества предъявляемых объектов (размеры, контрастность изображения, цветность и т.д.). Наиболее важной характеристикой является величина объектов. Предельно минимальные размеры объектов различения зависят от остроты зрения и составляют:

  • 0,01-0,03 - 15 мм;
  • 0,04-0,08 - 5мм;
  • 0,09- 0,2        - 3 мм.

Не маловажным условием является дозирование зрительной нагрузки. Критерием для определения зрительной нагрузки является утомление зрительного анализатора, возникающее на определенном этапе работы. В настоящее время максимальной считается непрерывная зрительная нагрузка (чтение, письмо, рассматривание картин, рисование, и др.) для слабовидящих 15 минут, для частично зрячих - 5 минут. Эти показатели могут изменяться в зависимости от состояния зрительного анализатора, характера заболевания и т.д. Так, зрительная нагрузка вызывает утомление у слабовидящих с атрофией зрительного нерва через 10 минут, а при близорукости и дальнозоркости - через 15 минут. Тем не менее в любом случае дозирование зрительной нагрузки должно исходить из состояния зрительного анализатора.

На уроках используются динамические паузы и физкультминутки:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • Гимнастика для глаз для снятия зрительного напряжения;
  • Упражнения, корректирующие осанку;
  • Дыхательная гимнастика.

Физкультминутки нужны и для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения, зрительного утомления. Длительность физкультминуток – 1-5 минут.

 Очень эффективными на уроках я считаю предметные физкультминутки для снятия общего утомления.

  • Учитель называет термины и просит детей – встать-сесть (встать, если термин относится к истории Древнего Египта, а сесть, если не относится).
  • Поднять руки-опустить руки (называть разные сражения, дать задание поднимать руки, если в этом сражении победили, опустить – если проиграли).
  • Шаг вперед – шаг назад (утверждение верно-вперед, неверно-назад, и т.д.). 

При изучении темы «Финикийские мореплаватели»:

Я прошу встать учеников из-за парт и выполнить все мои команды, чтобы быстрее попасть в загадочную страну Финикию.

В моряков мы превратимся,

На корабль сейчас садимся.

Нужный нам товар возьмем

И Египет с Междуречьем

Побыстрее поплывем.

Повезем туда мы бревна,

Масло, краску и вино,

И пурпурное такое драгоценное сукно.

Вот стеклянные сосуды-

Нет изящнее посуды.

Свой корабль мы снарядили,

Все товары погрузили.

Весла в руки дружно взяли

И корабль наш отчалил.

Делай взмах рукою правой,

Делай взмах рукою левой,

И тогда ты станешь бравый,

И тогда ты станешь первый.

Мышцы наши укрепились

И мы к знаньям устремились.

Физкультминутки позволяют разнообразить урок, повысить общую работоспособность учащихся, использовать интеллектуальную «привязку» к теме урока. 

 Снять напряжение и усталость и укрепить глазные мышцы можно с помощью специальных комплексов упражнений и гимнастики для глаз.  

Упражнение «Письмо носом»

Подобное упражнение для глаз помогает расслабить мышцы и шею. Их перенапряжение ведет к нарушению правильного кровоснабжения, что вредно для здоровья. Данное упражнение для зрения рекомендуется выполнять в положении сидя.  Сначала необходимо расслабиться, закрыв глаза. Представьте, что к кончику Вашего носа прикреплена ручка. Важно, чтобы при этом Вы не напрягали глаза. Начинайте двигать воображаемой ручкой в воздухе, будто Вы рисуете или пишете.

Письмо носом

Упражнение «Сквозь пальцы»

Для выполнения подобной гимнастики для зрения согните руки в локтях, при этом ладони с вытянутыми разомкнутыми пальцами должны располагаться ниже уровня глаз. Затем плавно поворачивайте головой влево и вправо, при этом смотрите вдаль сквозь пальцы. Не задерживайте взгляд на конкретных предметах. При правильном выполнении упражнения создается впечатление, будто Ваши руки движутся. Сделайте по 3 поворота, попеременно открывая и закрывая глаза.

Сквозь пальцы

Упражнение «Изменение фокусного расстояния»

При выполнении такого упражнения для тренировки глаз, нужно сосредоточить взгляд на пальце, находящемся на расстоянии 40–50 см от лица. Затем поочередно приближать и отдалять его на расстояние вытянутой руки. Важно приближать палец настолько близко, чтобы рисунок на поверхности кожи был отчетливо виден. При этом палец нужно перемещать в следующих направлениях: влево-вправо, по диагонали справа налево и слева направо.

Изменение фокусного расстояния

Профилактике зрительного утомления в процессе письма и чтения (самый интенсивный вид зрительной работы), поддерживанию зрительной работоспособности способствуют не только своевременный и обязательный отдых для глаз, но и оптико-физическая характеристика учебных принадлежностей: учебников, книг, тетрадей. Размер шрифта в книгах и учебниках истории и обществознания достаточно крупного размера.  Дети пишут в тетрадях в крупную клетку и линейку. Незрячие пишут и читают по системе А. Брайля.

Продуктивно использую новые формы организации урока – интерактивное обучение. Важным является то, что в полноценном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием. И все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке.

Физическая - меняют рабочее место, пересаживаются; говорят (единство речевой и мыслительной деятельности пишут, слушают, рисуют и т.д.)

Социальная - задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д.

Познавательная - вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.

В таком случае я выступаю в роли консультанта. Моя задача - создать условия для самореализации личности, проявления инициативы учащихся, самостоятельного решения проблем, сбора новых данных.

В результате урока использую 4-7 различных видов учебной деятельности.

(опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и т.д.).

Применяю разноуровневые задания при обучении. Не секрет, что не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я». Такие задания помогают ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору.

Предлагаемый подход позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создаёт возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.

В содержательную часть урока включаю вопросы, связанные со здоровьем, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём.

На переменах и вовремя уроков использую Музтерапию.  Во время перемен в моём классе тихо звучит инструментальная классическая музыка или звуки природного естественного происхождения. Такие звуки как пение птиц, шум волн, раскаты грома, шум листвы, дождя и другие, подобранные по определенному плану, способствуют расслаблению организма с последующей его активизацией.

Ведь тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно - сосудистой системы. Музыка используется мною как оформление фона занятий и сопровождение моментов урока.

Я понимаю, что немало важным является сохранение здоровья самого учителя, ведь здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический материал из опыта работы. Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном классе.

Данный  материал  рассказывает об организации учебной деятельности, внеклассной работы, направленной на укреплениездоровья учащихся, имеющих отклонения в развитии....

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

цель применения здоровьесберегающих технологий  в коррекционном процессе...

Практическое применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе с обучающими с ОВЗ.

Практическое применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе с обучающими с ОВЗ....

«Особенности применения информационных технологий в коррекционной школе VIII вида»

В современном обществе уровень информации характеризует уровень развития государства. Начавшийся ХХI век специалисты называют веком компьютерных технологий. Это вполне справедливо и для учебного ...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Процесс организации здоровьесберегающего обучения и воспитания должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной школе

из опыта работы - здоровьесберегающие технологии...

Применение здоровьесберегающих технологий в условиях школы-интерната

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающее...