Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной школе
статья

Берлянчик Оксана Сергеевна

из опыта работы - здоровьесберегающие технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл at.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии: аспекты реализации требований ФГОС

 

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования, требований к структуре, результатам и условия реализации основной образовательной программы.

Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Отсюда возникают основные задачи:

- обеспечение возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

- снижение уровня заболеваемости  учащихся;

- сохранение работоспособности на уроках;

- формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является обеспечить ученику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.  Психологическое здоровье - это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Это индикатор физического здоровья.   Моя деятельность связана с преодолением повышенной невротичности, эмоциональной нестабильности, развитием навыков эффективного общения и саморегуляции поведения, формированием подходов к взаимодействию с педагогами и родителями по вопросам охраны психического здоровья детей.

В своей деятельности применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Арт-терапия- развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Арт-терапия приобретает все большую популярность среди психологов, как наиболее экологичный, безболезненный метод воздействия на психику ребенка.

Игротерапия - метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п.

Пескотерапия- работа с песком стабилизирует эмоциональное состояние детей. Это вид терапии развивает тонкую моторику, стимулирует тактильные ощущение, нормализует мышечный тонус. Песок и теплая вода обладает релаксирующим действием. Вместо песка можно использовать другие сыпучие материалы, морскую гальку, семена арбуза, фасоль, горох, крупы, макаронные изделия.

Коммуникативные игры -  игры, которые направлены на формирование и развитие у детей навыков общения. 

Самомассаж  – это дна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус. 

Технология воздействия      цветом (цветотерапия). Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе со школьниками. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе.

Технология музыкального воздействия (музыкотерапия) - техника, применяемая в работе, использующая музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах.

В логопедической практике применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Дыхательная гимнастика – комплекс упражнений направленный на развитие и физиологического и речевого дыхания. Дыхательная гимнастика способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров, а также профилактике и лечению заболеваний дыхательной системы.

Артикуляционная гимнастика – комплекс специально подобранных упражнений для развития артикуляционного аппарата. Выполнение артикуляционной гимнастики развивает силу и координацию, переключаемость артикуляционных движений, что способствует не только формированию звукопроизношения, но и улучшению общего звучания речи, ее темпа, ритма, разборчивости.

Гимнастика для глаз – комплекс упражнений, направленный на тренировку глазных мышц и сохранения зрения детей. Включения упражнений из комплекса гимнастики для глаз в непосредственно образовательную деятельность учителя-логопеда и воспитателя, способствует снятию зрительного напряжения и профилактике нарушений зрения детей.

Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений, способствующий формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. Уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонких движений рук. Ежедневная систематическая пальчиковая гимнастика способствует улучшению работы речевых центров коры головного мозга.

Сопряженная гимнастика – комплекс упражнений, сочетающий пальчиковую и артикуляционную гимнастику (н-р: театр пальчиков и языка). Динамичное выполнение упражнений пальцев рук, ног, пальцев, языка, губ способствует синхронной работе полушарий головного мозга, развитию способностей детей.

Релаксация – (расслабляющие упражнения) – коррекционный прием, направленный на снятие мышечного и эмоционального напряжения у детей. Умение расслабляться регулировать мышечный тонус помогает детям с заиканием, неврозами и высокой тревожностью.

Кинезиологические упражнения - это упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия.

Логоритмика- это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логоритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Пропаганда здорового образа жизни в сознании родителей.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может находить каждодневную поддержку дома. В своей работе с родителями можно использовать мониторинг, по средствам которого, специалист узнает об интересующих родителей вопросах, проводятся беседы, консультации, практические занятия, на которых родителям предоставляется информация о приемах и методах подержания здоровья детей.

Можно с уверенностью отметить, что эффективность использования данных видов деятельности состоит в том, что они:

- повышают работоспособность детей;

- активизируют познавательный интерес и обеспечивают успешность ребенка в процессе обучения;

- благотворно воздействуют на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в работе специалистов является важной составляющей коррекционно-оздоровительной работы со школьниками.

                   Литература

  1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально -ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  2.  Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
  3.    С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
  4. Кувшинова, И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова.-М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с.
  5. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
  6. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
  7. Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83.
  8. Мальгавко  Н.В.  «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» – Журнал «Логопед»,  2012- №1.
  9. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.
  10. Панфёрова  И.В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». – Журнал «Логопед», 2011 - №2.  
  11. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.:АПКиПРО, 2003.
  12. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. М., 2000
  13. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
  14. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
  15. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.
  16. Чеботарева О.В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В материале рассматриваются здоровьесберегающие технологии коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома....

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта

Проблема сложной структуры дефекта становиться все более актуальной для современной науки – психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики....

Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

В связи с увеличением количества детей с ОВЗ в настоящее время перед учителями-логопедами стоят задачи поиска такихпедагогическихтехнологий, которые помимо коррекционного влияния предполагают сбережен...

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Данная статья  раскрывает актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи, основные направления, зад...

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Данное пособие раскрывает актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи, основные направления, задачи,...