Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
консультация по теме

В материале рассматриваются здоровьесберегающие технологии коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в  коррекционной работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома.

По статистическим данным министерства здравоохранения за последние 5 лет значительно выросло количество детей, имеющих хронические заболевания. Это связывают с социальными проблемами, экологическими факторами, уменьшением двигательной активности детей и др.

Т. к . в  наш детский дом поступают дети не только из дома ребенка, но и из семей, безотрадным является тот фактор, что в условиях мирного времени в детские дома постоянно поступают дети, переходящие на попечение государства по воле родителей. Это свидетельствует о низком нравственном уровне многих тысяч матерей и отцов, фактически отказывающих своим детям в заботе и тепле, об их безответном отношении к беззащитному маленькому человечку. Но сами  дети  ни в чем не виноваты. И общество должно обеспечить каждому из них благоприятные условия  для всестороннего и полноценного развития.

Педагоги детского дома работают с разной категорией детей – это дети с задержкой психического развития, дети с общим недоразвитием речи, а также дети инвалиды.  

     В сложившихся условиях педагогическая деятельность должна быть направлена на сбережение и укрепление здоровья детей.

Дошкольный возраст является таким периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие в дальнейшем потенциальные возможности взрослого человека.

Поэтому у дошколят необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает  мобилизирующее  влияние на интеллектуальное и эмоциональное  развитие, его привычки и поведение. Поэтому на занятиях в детском доме, используем здоровьесберегающие технологии. Стараемся, чтобы дети двигались, чаще вставали из- за столов, меняли виды деятельности.

Обязательно нужно объяснить детям доступным языком, для чего нужно выполнять  пальчиковую гимнастику, упражнения для глаз, логоритмику, массаж для кистей рук и релаксацию.

Одним из видов коррекционных занятий является логоритмика.

  Логоритмика направлена на:

- коррекцию речевых нарушений;

- обучение правильному дыханию;

- оптимизацию мышечного тонуса и обучение релаксации;

- развитие целостного образа тела и повышение устойчивости;

- развитие чувства ритма;

- формирование пространственных представлений;

- динамическую организацию двигательного акта;

- формирование сенсомоторных и межполушарных взаимодействий;

- развитие психических процессов.

Установлено, что, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее он  развивается.  Исходя из своей практики, мы видим, что речевые упражнения, связанные с движением, не утомляют детей, а снимают статическое напряжение. Преподнесенные в игровой форме, они помогают удерживать внимание. Двигательные упражнения, сопровождаемые речью, воздействуют на динамику психических функций, проявляющихся в умственной деятельности ребенка, концентрации внимания и восприятия во время объяснения и показа заданий, осмысливание двигательной и речевой задачи, точной ответной реакции на них. Движение и речь воспитывают временную ориентировку. Все это вызывает согласованную реакцию всего организма – дыхательной, сердечной, мышечной систем, что положительно влияет на психику, и содействует общему оздоровлению организма.

Также  на занятиях уделяется внимание гимнастики для глаз, т. к. зрение является самым мощным источником наших знаний о внешнем мире, 90% информации мы получаем  посредством  зрения. Желательно проведение зрительной гимнастики в сочетании с двигательной активностью, особенно на занятиях, имеющих монотонный характер и предполагающий большую зрительную нагрузку ( составление рассказов по серии картинок или по одной сюжетной картине, раскрашивание карандашами сюжетных картинок).  Проведение зрительных упражнений на занятиях способствует обогащению и активизации  словаря, развитию грамматических компонентов языка и связной речи.

В своей практике мы используем некоторые виды самомассажа, такие как: общий, массаж ушных раковин, точечный массаж.

Т. к. по акупуктурным зонам кисть не уступает уху и стопе, в своей работе используем точечный массаж кистей рук. Это один из наиболее доступных и перспективных методов оздоровления. При точечном массаже массируются биологически активные точки. Воздействие на точку улучшает энергетический баланс организма, стимулирует или, наоборот, успокаивает автономную нервную систему, регулирует питание тканей, деятельность эндокринных желёз.

Систематическое проведение массажа улучшает функцию рецепторов, проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами ,сосудами, внутренними органами, способствует более согласованному функционированию основных систем организма. Массаж оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, улучшая ее регулирующее воздействие на органы и системы.

.

У большинства наших детей очень слабо развита моторика, в частности мышцы кисти. Именно поэтому  упражнения на развитие «ручной умелости» занимают значительное место во всех видах деятельности наших дошкольников. Эти упражнения развивают умение концентрации внимания и сосредоточенности, обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение, дают возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, снять излишнюю двигательную активность, способствуют  мускульному  расслаблению, улучшают самочувствие детей.

Чтобы успокоить и снять чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение, на занятиях проводим упражнения на релаксацию. Для этого используем естественные звуки природы( крик чаек, шум моря, звуки леса), а также классическую музыку. Это помогает детям расслабиться, снять возбуждение и сконцентрировать внимание.

Здоровьесберегающие технологии мы используем во всех видах коррекционных занятий. Помимо традиционных физкультминуток, на определенном этапе занятия, детям разрешается лечь или сесть на ковер. Это тоже снимает мышечную усталость, работоспособность от этого не уменьшается, а наоборот, увеличивается.

Т. о. на своих занятиях мы ищем оптимальные пути коррекционного  воздействия, а безопасность педагогического процесса обеспечивают здоровьесберегающие технологии.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного воз...

Статья «Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Статья  Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Данная статья раскрывает возможности здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья....

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий с родителями и детьми старшего возраста». ( работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни и профилактике ПАВ несовершеннолетними)

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка — это самая главная задача для родителей и педагогов. Дошкольный возраст являетс...

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми  дошкольного возраста»...

Использование нестандартных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Здоровье детей - самое дорогое, что есть у родителей! Задача педагога - здоровье укреплять и приумножать!...

Педагогический опыт. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педаго...