Выступление на МО воспитателей "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной школе для детей с ОВЗ" 2023-24 уч.год
учебно-методический материал

Выступление на МО воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_vospitateley.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО воспитателей

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий                                                                                   в коррекционной школе для детей с ОВЗ»

Важнейший показатель благополучия общества и государства – состояние здоровья подрастающего поколения. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и  обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования.

При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ. В коррекционной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья школьников.

 Основные составляющие этой системы:

- Организация рационального двигательного режима воспитанников.

- Непрерывный  мониторинг состояния здоровья детей и своевременная помощь в коррекции возникающих отклонений.

- Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

-Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей с ОВЗ.

Одним из основных направлений  в воспитательной работе нашей школы является внедрение здоровьесберегающих  технологий. Воспитательный и образовательный процесс в школе строится на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных методов и информационных технологий. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии применяются в различных
видах деятельности:

- технологии валеологического просвещения родителей;

 - технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии обучения здоровому образу жизни;

- коррекционные технологии;

- технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроке или на занятиях – это технологии сохранения и стимулирования здоровья, они включают:

-дыхательную гимнастику- система упражнений на развитие речевого дыхания.Направлена на решение следующих задач:

-насыщение организма кислородом, улучшение обменныхпроцессов в организме;

- повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы

-развитие силы, плавности и длительности выхода;

-динамические паузы-использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности. Способствует снижению утомляемости у детей, активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.

Используется с элементами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.

- развитие общей и мелкой моторики-основные задачи этих упражнений: повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка.                                                           «Рука – вышедший наружу мозг», -писал Кант. Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. И если развитие движений пальцев отстает, то и задерживается речевое развитие. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и на разных этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Выполняя пальчиками различные упражнения , дети достигают хорошего развития мелкой моторики, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи, подготавливает к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие, облегчает усвоение навыков письма. Введя в свою программу упражнения по моторике, мы будем не только формировать у детей навык грамотного письма и воспитанность, но и способствовать росту здоровых и уверенных в себе людей.

Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы обучающихся в процессе занятия. Известно, что большую часть урока учащиеся, как правило, проводят сидя за столом, в условиях обездвиженности и статического напряжения. В то же время установлено, что даже кратковременное воздействие статически напряженных состояний является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности учащихся.

Коррекционно - развивающие технологии включают:

- артикуляционную гимнастику- система упражнений для развития речевых органов. Цель такой гимнастики – выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата для речевой нагрузки. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков.

- логоритмику-связывает воедино слово, музыку и движения. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, творчески проявлять себя.

- игротерапию-игра оказывает сильное влияние на развитие личности.Цель использование игровой терапии –не менять и не переделывать ребенка ,не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать возможность прожить в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

-песочную терапию- одна из форм естественной активности, общения с собой и окружающим миром, уникальный способ снятия внутреннего напряжения, развития воображения, мышления образами и развития творческого потенциала.

- психогимнастику-– упражнения растяжки, психомышечное расслабление, энергетическая гимнастика.

При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

- гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха, освещение класса, правильно подобранная мебель и т.п.

- число видов учебной деятельности, используемых учителем: опрос, письмо, слушание, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание и т.д. Норма 4-7 видов за урок

- средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности: ориентировочная норма 7-10 минут.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

1.Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.

Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

2.Создание благоприятного психологического климата на уроке

Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

3.Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Между уроками есть еще и перемены. Их назначение – обеспечить отдых и восстановить работоспособность школьников. От того как походят перемены зависит решение многих задач по сохранению здоровья детей. Организация подвижных игр способствует преодолению дефицита двигательной активности учащихся. Однако подвижные игры следует заканчивать за 2-3 минуты до звонка на урок .При правильной организации дети получают положительные эмоции, улучшающие реакции организма: двигательную, зрительную, слуховую

Из всего выше сказанного следует, что нужна реальная продуманная система мер по сохранению и укреплению здоровья. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации обучающихся, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Использование технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ способствует развитию психических процессов, формированию и развитию двигательных умений и навыков, развитию общей и мелкой моторики.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и  средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. Для релаксации используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы классическая музыка,  звуки природы. 

Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно, тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Утренняя гимнастика  проводится ежедневно 6-8 мин. Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин.

Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии.
         Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее  разнообразной,  интересной для ребенка развивающей среды способствует:

-повышению работоспособности, выносливости детей;

-развитию психических процессов;

-формированию, развитию двигательных умений и навыков;

-развитию общей и мелкой моторики;

-и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающей среды в коррекционной школе для слабовидящих детей

В данной статье говорится об обмене опытом работы по коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии обучающихся с нарушением зрения...

Выступление на педагогической гостиной "Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей"

Вашему вниманию представлено выступление   для воспитателей о здоровьесберегающих технологиях  в развитии речи детей....

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в условиях учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ"

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ...

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной школе III-IV вида.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его ...

Выступление на педсовете «Значение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе логопеда»

Цель применения технологий здоровьесбережения:•Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как ...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Процесс организации здоровьесберегающего обучения и воспитания должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной школе

из опыта работы - здоровьесберегающие технологии...