"Приемный ребенок оказался «трудным» — почему?"
консультация

Трофимова Светлана Александровна

Трудности в поведении приемных детей – это нормально. Бороться надо не с плохим поведением самим по себе, а с его глубинными причинами. Любое плохое поведение ребенка – это его способ найти контакт с вами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnoe_povedenie.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Приемный ребенок оказался «трудным» — почему?

С.А.Трофимова

социальный педагог службы

по устройству детей в семью,

ТОГБУ «Центр поддержки семьи

 и помощи детям «Семейный причал»

 

                

Трудности в поведении приемных детей – это нормально. Бороться надо не с плохим поведением самим по себе, а с его глубинными причинами. Любое плохое поведение ребенка – это его способ найти контакт с вами. Если дети чувствуют, что они сильны, что их понимают, ценят и любят, у них нет необходимости устраивать сцены и безобразничать. Дети, пришедшие в семью из детского дома, ведут себя так, как они вели себя в прежней жизни. Многие из них, чтобы выжить, лгали, воровали, дрались, обижали слабого, для них такое поведение было естественным. Многие выводы о правилах жизни дети делали из конкретных ситуаций поведения их родителей и близкого окружения: соврешь - похвалят, украдешь - получишь свою долю. Ребенок может неадекватно реагировать на замечания, просьбы, увещевания. Иногда он понимает, что такое поведение не всегда может одобряться взрослыми, поэтому не может сразу от него отказаться. Приемные родители встречаются в первое время с озлобленностью воспитанника, с непониманием определенных требований ребенка. Поэтому родители должны понимать, что если ребенок кричит, называет взрослых непристойными словами, он ненавидит не их, а то, что напомнила ему конкретная ситуация. Иногда агрессия является единственной защитой от стресса.

Когда родители берут в семью приемного ребенка, они хотят для него самого хорошего. Помочь, дать душевное тепло, утешить. Вырастить хорошим человеком. И дети, живущие в детских домах, тоже хотят иметь свой дом и свою семью. Почему же тогда так трудно все складывается в отношениях, а иной раз и не складывается совсем? Родители в отчаянии спрашивают себя «Что я делаю не так?», а ребенок думает «Это все потому, что я – плохой». Но правда, как всегда, пребывает не в крайностях.

Возможно, своим поведением ребёнок пытается рассказать Вам, что происходило с ним до того, как он оказался у Вас. Если это так - это означает, что ребёнок начал Вам доверять. Выслушайте ребёнка, посочувствуйте ему, позвольте рассказать о своих переживаниях. Если прошлый опыт ребёнка был очень травмирующим, то может понадобиться помощь специалистов. Иногда причины связаны с текущей ситуацией. Трудное поведение появляется, когда ребёнок испытывает стресс, напряжение, утомление, когда к нему предъявляются слишком высокие и/или жёсткие требования. Также, причинами могут быть недостаток эмоционального тепла и внимания со стороны родителей, нарушения детско-родительских отношений, конфликты в семье, насилие. Во всех этих случаях нужно изменять ситуацию. Иногда взрослым нужно изменять своё поведение или взгляды. Также, трудности в поведении являются закономерным и ожидаемым этапом адаптации ребёнка в приёмной семье. Однако, если трудности длятся на протяжении нескольких месяцев, или появляются после периода долгого проживания ребенка в семье – с большей вероятностью это связано с особенностями текущей ситуации и сложившимися отношениями в семье.

Помните о том, что сам ребенок не всегда может понять, что с ним происходит и объяснить это взрослому. Понять причины трудного поведения ребенка - задача взрослых. Только если работать с причинами, можно помочь ребёнку преодолеть трудности и прийти к желаемому результату. Бороться исключительно с «симптомами» - неэффективно, поскольку, если ребёнок продолжает испытывать напряжение, то есть опасность, что на место одних симптомов придут другие. Конечно взрослым тоже иногда нужна помощь и поддержка. Мы тоже можем уставать, испытывать напряжение и стресс. Иногда нам трудно встать на позицию сопереживания ребенку, потому что его поведение вызывает у нас гнев, обиду, тревогу, недоумение, страх, растерянность и т. д. Обращайтесь за помощью, если чувствуете, что не справляетесь сами.

Общие правила эффективного общения взрослого и ребёнка:

- беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне, демонстрирующим уважение к нему как к личности.

 - будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться.

- снизить контроль. Избыточный контроль над детьми редко приводит к успеху.    Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.

 - поддерживайте ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимаете его переживания, когда дела идут не очень хорошо.

- имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.

          - демонстрируйте взаимное уважение, доверие, и уверенность в нем.

 

 Практика показывает, что хорошие и благополучные дети вырастают у родителей, которые просто живут с ними, общаются, любят их, уважают, отстаивают свои собственные права и интересы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации замещающим родителям по воспитанию приемного ребенка переходного возраста.

Воспитать ребенка - трудная, ответственная миссия. Тем сложнее она, если воспитывать не своего кровного, а ребенка из другой семьи. Переходный возраст-сложный, бурный, нестабильный и противоречивый пе...

Особенности воспитания приемного ребенка в семье

Целью данного занятия является познакомить замещающих  родителей с особенностями приемных детей и помочь осознать собственные возможные трудности в построении контакта с приемным  ребе...

"Причины возникновения "трудного" поведения у приемного ребенка

Данный материал может быть использован для подготовки занятий с замещающими родителями социальными педагогами, психологами. Материал, представленный в данной статье может быть полезным специалистам и ...

Сексуализированное поведение приемного ребенка.

В данной статье описываются причины такого поведения у приемных детей, как реагировать и помогать ребенку выбрать другой стиль поведения. Можно использовать данный материал для проведения классного ча...

Беседа для приемных родителей «Приемный ребенок в образовательном процессе. Проблемы и пути решения»

Абсолютно доказано, что нормально ребенок может развиваться только в условиях семьи, и ни какой другой социальный институт не в силах ее заменить полностью. По этой причине, сиротство становится одной...

Дистанционное занятие родительского клуба «Трудное поведение приемного ребенка: непослушание, истерики. Причины и способы коррекции»

Целью занятия является дать представление о причинах непослушания приемного ребенка,  развивать  у замещающих родителей  способности к анализу своего и детского поведения. На конкретных...