Беседа для приемных родителей «Приемный ребенок в образовательном процессе. Проблемы и пути решения»
консультация на тему

Васильева Наталья Олеговна

Абсолютно доказано, что нормально ребенок может развиваться только в условиях семьи, и ни какой другой социальный институт не в силах ее заменить полностью. По этой причине, сиротство становится одной из тех проблем, которые крайне волнуют российское общество и государство. В последнее время  многие семьи предлагают свой дом для приемных детей. Это бывает связано с желанием помочь чужому  ребенку, либо своему родственнику,  или   невозможностью по каким-то причинам иметь своего ребенка или же стремление стать многодетной семьей. Таким образом, в нашем обществе появляются замещающие семьи. С какими трудностями они сталкиваются в школьном периоде? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проблемы приемных детей в школе693.04 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Приемный ребенок в образовательном процессе. Проблемы и пути решения»

Социальный педагог МОУ «СОШ №3 г. Свирск»

Н.О.Васильева

СЛ.№1

Абсолютно доказано, что нормально ребенок может развиваться только в условиях семьи, и ни какой другой социальный институт не в силах ее заменить полностью. По этой причине, сиротство становится одной из тех проблем, которые крайне волнуют российское общество и государство. В последнее время  многие семьи предлагают свой дом для приемных детей. Это бывает связано с желанием помочь чужому  ребенку, либо своему родственнику,  или   невозможностью по каким-то причинам иметь своего ребенка или же стремление стать многодетной семьей. Таким образом, в нашем обществе появляются замещающие семьи.  

Перед родителями всегда встают вопросы о том, какие возникнут проблемы с появлением чужого ребенка в семье, как  будет проходить процесс воспитания, как будет происходить    адаптация? На каждом возрастном этапе существуют  свои сложности и особенности.

СЛ.№2

Для детей дошкольного возраста это процесс адаптации в новой семье. В этот период будут закладываться семейные отношения, и здесь особенно важно  проявление любви к новому члену семьи.

 Затем наступает школьный возраст.

 Проблемы приемных детей в школе становятся  шире. Кроме внутренних переживаний ребенка, ему нужно суметь адаптироваться в совершенно новом пространстве, научиться взаимодействовать с другими детьми, строить  взаимоотношения с педагогами, научиться соблюдать правила поведения в школе и, при всем при этом, усвоить программный материал.

СЛ.№3

Согласно результатам исследования на страницах Интернета, сложности у приемных детей и их родителей возникают ещё в момент поступления в школу(19%).

Сложности в учебе

Сложности в общении

Справляются со школьной программой

35%

Проблемы с учителями

26%

Не справляются со школьной программой

65%

с одноклассниками

33%

с руководством школы

10%

Отсутствие проблем в общении

31%

СЛ.№4

Для семей с приемными детьми образование, обучение  зачастую становится очень серьезным испытанием на прочность. Оно должно быть успешным для каждого обучающегося в школе ребенка.

Три аспекта обучения

В педагогической практике принято выделять три сферы, в которых оценивается успешность обучения ребенка:

1. Навыки и умения

2. Способности (одаренность)

3. Социальные отношения

СЛ.№5

1. Навыки и умения

Мир вокруг стремительно меняется, предъявляя к детям все новые требования в знаниях и умениях. В наше время многие дети приходит в школу, уже умея читать и считать. Потому что этому их научили родители.

Низкая общая эрудиция, задержка психического развития, эмоциональное неблагополучие, гиперактивность и дефицит внимания как следствие разбалансированности нервной системы – то, с чем приходят в школу дети,

имеющие опыт жизни в неблагополучной семье.  Потому что этим их «обеспечили» родители.

Привычка спокойно сидеть на месте, сосредотачиваться на восприятии информации от взрослого (слушать и смотреть), умение действовать по инструкции и соблюдать правила, способность планировать свою деятельность и корректировать ее результаты (произвольность) – все это входит в понятие «учебные навыки и умения». «Неусидчивость», «невнимательность» становятся первым «камнем преткновения» таких детей в школе.

Другая проблема – слабая произвольность и недостаток самоконтроля. Дети, о которых плохо заботились, не умеют заботиться о себе сами. Самостоятельными  они бывают крайне редко. Дети из неблагополучных семей, где их нуждами пренебрегают, значительно отстают в навыках самообслуживания от сверстников, о которых хорошо заботились. Они не в состоянии организовать себя и свою деятельность, им трудно приспособиться к школьным правилам и дисциплине.

Ограниченность знаний и навыков в начале школьного обучения мешает усвоению новой информации, ребенок отстает от соучеников – и начинает избегать неудач, т.е. самого обучения.

СЛ.№6

2. Способности детей – это либо одаренность в чем-то, либо ограниченность.

«Неспособных детей не бывает». Неизвестно, кому принадлежит это высказывание, но любой человек, работающий с детьми и любящий их, знает, что это действительно так. Поскольку у каждого ребенка есть какой-то свой талант, свои способности. И есть то, что может заблокировать их проявление, и это, как правило, отсутствие любящей семьи и жестокое обращение.

 Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность. 

Вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей.

 Способности – это потенциал, реализация которого зависит от условий существования.

Для любого человека мерилом успеха служат координаты его существования – семья, друзья, социальное окружение. Достижения родителей часто служат «стартовой площадкой» для детей. Когда в семье поколениями никто не получал высшего образования, ребенок, даже если не знает об этом на «сознательном уровне», испытывает сильное внутреннее сопротивление в отношении подобного «шага вверх».

Таким образом, мы видим, что именно психологические проблемы и последствия жизненной травмы мешают проявиться творческому потенциалу приемных детей, а вовсе не отсутствие одаренности.

СЛ.№7

3. Социальные отношения

Для ребенка отношения с другими людьми служат основой любой деятельности. Ребенок нуждается в оценке, помощи и эмоциональной поддержке со стороны близких взрослых и ровесников, чем бы он ни был занят. Так он учится и развивается.

Излишне говорить, что дети, попавшие в детский дом – это дети, пережившие в самом начале своей жизни глобальную катастрофу – утрату семьи, отсутствие родительской любви и заботы, не имевшие необходимых условий для нормального развития и зачастую подвергавшиеся дополнительным травмам – жестокому обращению и насилию.

 Дети, пережившие разлуку с родителями, воспринимают себя как отвергнутых и отличающихся от других в худшую сторону – потому что с другими такого не произошло, а «меня бросили». Низкая самооценка, чувство вины, душевная боль и порождаемая ею агрессия – все это характерно для самочувствия и поведения как малышей, так и подростков в трудной жизненной ситуации. Эти дети очень чувствительны к критике и несправедливости, обидчивы и конфликтны, иногда - мнительны.

Сама по себе ситуация обучения в школе, основанная на оценке результатов и неизбежном сравнении с успехами других для них – стресс.

СЛ.№8

Очевидно, что со всем этим «комом» трудностей приемный ребенок не в состоянии справится в одиночку, и даже помощи приемных родителей может оказаться недостаточно. Без помощи социального окружения им не преодолеть тех препятствий, с которыми они сталкиваются на пути к нормальной жизни. И естественной рекомендацией в работе с приемными детьми может быть только одна – профессиональный контакт родителей, педагогов, психологов  и социальных педагогов школы.

Приемным родителям следует сотрудничать с преподавателями, это поможет не только избежать каких-либо неприятных ситуаций, но и поможет в образовательном процессе ребенка.

В нашей школе в 17 семьях проживают 18 приемных детей. И надо сказать, что это родители, которые подошли  к вопросу усыновления или опеки осознанно и серьезно. Это грамотные, полностью осознающие свою ответственность люди.

СЛ.№9

Давайте вернемся к таблице, которая была заполнена ответами из сети Интернет. Мы вставили в нее данные своей школы. Анкетирование проведено в 3 четверти этого года. (данные на слайде)

За все время существования школы зафиксированы  два случая неадекватного (жестокого) обращения с ребенком в семье и два – в школе, когда девочка и мальчик  не были приняты коллективом сверстников. Приведенная статистика говорит о том, что в нашем коллективе находятся приемные дети, которые оказались в семьях в дошкольном возрасте, и у них уже была возможность получить ту порцию любви и внимания, которые так необходимы для успешной социализации. Может, поэтому у нас нет особых  проблем  с данной категорией обучающихся.

   Коллектив педагогов старается находить консенсус в решении любых возникающих проблем и вопросов.

СЛ.№10 –отзывы приемных родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»...

"Современные образовательные технологии и методики обучения детей в области искусства. Проблемы и пути решения"

Россия – страна великой культуры и высокой духовности. Нравственность и духовный авторитет всегда ценились у нас  выше, чем богатство и власть. В последние годы много говорится о разрушенны...

Социализация и развитие личности школьника путем комплексного сопровождения ребенка в образовательном процессе

Как показывает практика, вовсе не отсутствие способностей к усвоению того или иного предмета чаще всего мешает ребенку учиться. В основном причины учебных затруднений связаны неумением учиться, с отсу...

Педагогический процесс как инновационная деятельность (проблемы и пути решения)

Сегодня в отечественном образовании  всё большее внимание уделяется самому педагогическому процессу, универсальным учебным действиям, предметным, метапредметным и личностным планируемым резу...

Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках образовательного процесса: опыт, проблемы и пути решения

Проектная и исследовательская деятельность в основной школе носит предметный характер, исследования опираются на учебные предметы, в старшей школе проекты и исследования носят междисциплинарный характ...

Формирование метапредметных умений обучающихся-инофонов в процессе обучения математике: проблемы и пути решения

Формирование метапредметных умений обучающихся-инофонов в процессе обучения математике: проблемы и пути решения...