Игры и упражнения
статья

Шумина Светлана Юрьевна

Игры и упражнения для коррекции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_dlya_korrektsii_vnimaniya.docx925.7 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель физики и информатики С.Ю.Шумина

0_8065d_4f441099_XL.png

0_80659_aa2e9a26_XL.png

motion.jpg

0_ae0da_4f4c1d8b_XL.png

0_805de_ebc8a08c_XL.png

Коррекция зрительного восприятия и

 для мотивации на уроке.

Кроссворды:

Кроссворд к теме: “Передача информации” (5 класс)

По вертикали: Техническое средство, с помощью которого происходит передача информации (Тема урока)

По горизонтали:

с его помощью можно предупредить об опасности (что вы делаете, когда видите пожар?).

Музыкальный инструмент, который использовали солдаты, индейцы, шаманы и звук которого слышен на несколько километров.

Современное средство получения информацию помощью компьютера.

Название стороны, передающей информацию.

Современное средство связи… он же домашний, он же мобильный.

В давние времена его дым использовали для передачи информации.

Приемник информации, имеющийся практически в каждом доме.

….связь, используемая в годы Великой Отечественной войны.

Как называется азбука, в которой только два символа: точка и тире.

название стороны, принимающей информацию.

img1.gif

Лингвистические задачи для коррекции логического мышления:

1. Назвать лишнее слово. Объяснить, почему оно лишнее:

  1. береза, осина, дуб, сосна;
  2. картошка, свекла, капуста, яблоко;
  3. Федя, Коля, Сережа, Антон, Катя;
  4. ветка, шишка, цветок, листик, собака;
  5. кошка, собака, корова, лось, овца;
  6. ухо, нога, нос, рот, глаз;
  7. антилопа, медведь, тигр, ягуар, лев;
  8. лошадь, корова, овца, свинья, кошка;
  9. шайба, коньки, скакалка, клюшка;
  10. гусь, утка, павлин, курица, кролик;
  11. кресло, стол, шкаф, стул, окно;
  12. ручка, карандаш, резинка, пенал, альбом;
  13. конфеты, торт, печенье, сало, мармелад.

2. Составить новое слово из первых слогов данных слов:

  1. кошка, роза, валенок;
  2. лошадь, патока, таран;
  3. корень, лопата, бок;
  4. мокасин, лопата, корабль.

Коррекция внимания и зрительного восприятия

Отметьте точки:

1(1,1), 2(2,1), 3(2,2), 4(3,2), 5(3,3), 6(7,3), 7(7,1), 8(11,1), 9(11,6),

10(7,6), 11(7,4), 12(1,4), 13(8,2), 14(10,2), 15(10,5), 16(8,5).

Соедините точки:

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-1. 13 - 14 - 15 - 16 - 13.

Image680.gif

Коррекция уровня развития у учащихся

1. Сколько треугольников в фигуре?

img8.gif

Игры и упражнения для развития и коррекции  низкого  уровня  развития  ориентировки в пространстве.

Отработка понятий «правый» и «левый»:

1.Игра «Водители»

Описание игры.

Играющие сидят за столами. Они «водители».  «Милиционер» (педагог-психолог) показывает карточки с изображениями различных машин. Водители должны, определить в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево – синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо и сколько налево.

Правила.

«Милиционер»  не должен подсказывать играющим.

Играющие обязаны соблюдать полную тишину.

«Милиционер» должен показывать карточки в одном темпе.

2. Упражнение «Разноцветные точки».

 Для выполнения упражнения используется рабочая карточка, представляющая собой лист плотной бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги «точки». Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк  по 14 точек в каждой строке. Ребенок должен называть точки по порядку, читать их  в том направлении, которое задаст ведущий: слева - направо, справа – налево, сверху – вниз, снизу – вверх. Ведущий активно руководит работой, следит за тем, чтобы:

ребенок правильно начал чтение, т.е. за тем, какая точка названа первой;

заданное направление сохранилось во время чтения;

соблюдалась последовательность произнесения точек на строке.

3. Упражнение, направленное на усвоение пространственных  отношений

      (на, над, под, за и т.д.)

 Упражнение выполняется с целью выработки умения правильно пользоваться предлогами в устной речи.

Для упражнения используются предметы, находящиеся под рукой, картины.

Задания и вопросы:

«Положи книгу на парту… Встань за столом… Что расположено над доской?.. Загляни под шкаф» и т.п.

«Где нарисована ваза?.. Что лежит на столе?.. Где на картине изображена собака?» и т.п.

5. Упражнение «Копирование точек»

Ученику предлагается скопировать несколько групп точек, расположенных в строчках, нарисованных на свободном месте справа от образца. Задание выполняется на листе из школьной тетради. Затем ребенок должен (после выполнения задания) рассказать пространственное расположение точек.

__________________________________           __________________________________

__________________________________           __________________________________

__________________________________           __________________________________

__________________________________           __________________________________

5.Упражнение с геометрическим материалом.

- «Положите слева квадрат, посередине листа - круг, справа – треугольник. Расскажи, какие фигуры ты положил и где».

«Посмотрите внимательно на фигуры, расположенные на доске. Закройте глаза. (Фигуры закрываются листом бумаги).  Откройте глаза и расскажите, какие фигуры были на доске и в каком порядке».

«Что изменилось?» На доске расположены геометрические фигуры. По сигналу ведущего дети закрывают глаза, ведущий меняет расположение фигур. Дети должны объяснить, что изменилось и т.д.

6.Игра с постройками из кубиков.

Педагог-психолог дает карточку с орнаментом детям, а те должны составить такой же из своих кубиков. После работы каждый составленный узор  подвергается самоанализу: соответствует ли он образцу, если нет, то  в чем ошибка.

7. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур».

Составление узоров из геометрических фигур по рисунку и по памяти, работа с конструктором, склеивание различных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т.д.

Игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию низкого уровня развития восприятия.

8.Упражнение  "Осознание визуального материала"

Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаши и секундомер. На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 секунд попросите их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем предложите им сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее перейдите к следующей строке. С двумя последними строками поработайте одновременно.

Перейдите  от конкретных  изображений к  абстрактным. Предложите детям для начала четыре абстрактные фигуры.

Каждую из них они должны рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание. Затем попросите ребят мысленно представить себе эти фигуры во всех деталях и по памяти начертить каждую на бумаге.

9. Упражнение  "Осознание словесного материала" (используется как для тренировки зрительной памяти, так и слуховой).

Цель этого упражнения — заставить детей поразмышлять о словах.

Ведущий говорит: "Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п.

Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно".

Бумага        Шерсть        Сапог

Гнездо        Телега             Палец

Кот                    Волосы        Лимонад

Колесо        Роза                   Слон

Палка          Платок        Поцелуй

Фильм          Слеза        Автобус

Блин                   Ботинок          Доктор

Счастье        Птица            Мороженое

В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе "только в уме".

10. Упражнение  "Оживление"

К этому упражнению желательно переходить после того, как будут хорошо освоены предыдущие, т.к. оно требует сформированности умения переводить информацию в зрительный образ (навыка визуализации) и особой концентрации внимания, вызываемой осознанностью восприятия.

Предложите детям представить себе какого-либо зверя, животное.

 После того, как образ создан, попросите их "оживить" картинку, т.е. чтобы животное начало двигаться, жить своей жизнью в воображении. Пусть дети расскажут друг другу про своих зверей. Затем подведите итоги, чей рассказ оказался самым интересным.

После упражнений с живыми существами можно переходить к "оживлению" предметов.

Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а потом с открытыми. Всего на различных занятиях предлагается для достижения хорошего результата оживить 50 живых существ и 100 предметов. Можно провести это упражнение в качестве игры в волшебника: ребенку предлагается стать волшебником, способным оживлять при помощи волшебной палочки все, что угодно.

Например, он касается в своем воображении предмета и он оживает, затем "волшебник" рассказывает всем, что он видит; после роли меняются.

11. Упражнение «От эмоций к логике».

Все анализируемые предметы исследуются по одной и той же схеме: от эмоций к логике. Приведем план такого анализа.

1. Эмоциональное восприятие предмета.

"Посмотри, какое он производит на тебя впечатление? Как тебе нравится его цвет, форма, те предметы, которые его окружают, выделяются на общем фоне?"

Подобные вопросы учителя должны натолкнуть ребенка на анализ его эмоциональных реакций. Задача ведущего — вовлечь школьника в активный процесс восприятия, в который сознательно включается эмоциональный фактор, гарантирующий лучшую долговременную запись в памяти. Постарайтесь выяснить, что произвело на ребенка самое яркое впечатление.

2.        Анализ вызванных эмоций.

"Скажи, этот предмет тебе приятен или нет? Он тебя раздражает или успокаивает? Кажется впечатляющим или бесцветным? Грустным или забавным? Увлекательным или скучным?"

Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых эмоциях способствуют лучшему закреплению следов в памяти.

Логическая часть. Простая стратегия анализа позволит сосредоточиться на главных, особо значимых аспектах.

3.        Установление общего смысла.

"Посмотрите на предмет. Что это за предмет? Как он называется?"

4.        Рассматривание с точки зрения композиции.

"Посмотрите, какие использованы, краски, дополнительные элементы, выгодно отличающие предмет? Что находится на переднем плане? и т.д."

Постарайтесь своими вопросами вовлечь ребенка в пространственное восприятие объекта.

5.        Анализ деталей.

Теперь вы должны найти с детьми наиболее значимые элементы, дающие специфическую информацию о предмете. Углубитесь в описание, сосредоточиваясь на отдельных деталях. Этот этап может быть более или менее сложным в зависимости от количества деталей, которые должны запомнить дети.

6.        Синтез.

"Закройте глаза и попробуйте мысленно представить себе (исследованный объект). Скажите, что вы четко видите на своей картинке? Возьмите карандаши (краски) и нарисуйте как вы его запомнили".

В заключение можно сравнить полученные рисунки.

Для упражнений в приведенном выше анализе используются предметы, доступные в ваших условиях:

фрукты или овощи; начните с одного объекта, постепенно переходя к сравнению нескольких одного и того же семейства;

цветы и растения; деревья; исследуйте с детьми их общую форму, крону,

ветки, листья, цветки, плоды или сережки (если имеются);

животные (например, кошки, собаки, птицы);

близкие окрестности (близлежащие улицы, парки и т.д.);

люди; лица, голоса, привычки своих друзей, товарищей.

12.Упражнение «посмотри и назови».

Ученику предлагают запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем ребенок должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Это же упражнение можно использовать для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр.

Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.

Описанные выше упражнения помогут детям научиться упорядочивать запоминаемую информацию. Для извлечения же информации необходимо "ушко" или "ниточка", за которую ее можно было бы вытаскивать.

Таким инструментом являются ассоциации. Ассоциация — это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Обычно ассоциации устанавливаются скорее интуитивно, чем логично, хотя сама подобная работа невозможна без умения находить сходства или различия.

Вот почему предыдущая деятельность должна быть проведена особенно тщательно.

Игры и упражнения,

направленные на развитие и коррекцию внимания.

Увеличение объема внимания.

1.        Упражнение на словесном материале.

Занятие проводится коллективно и включает в себя элемент соревнования. Детям по сигналу «внимание» предлагается фиксировать взглядом середину экрана и постараться прочесть предъявляемый на короткое время  (не более 0,5 сек) материал и записать его. При этом детям сообщается, что если они записали правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то они выиграли (в процессе тренировок необходимый объем увеличивается), если меньше, то проиграли.

Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:

РБВЛ                                                  КТМЦ

ЖКПРЧ                                              ДЗНТК

КПТНСД                                            ШРВТБЧ

ДПВ                                                    ШГС

БМДРКЛФ                                         МВХШТСГ

СТПЦГВДК                                       ЖГВПРМТК

МВПКШЛЧБХ                                  БРНЦДКСЧГ

Всего 14 карточек – два разных набора по 7.

2.        Упражнение на словесном материале.

Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например:

СТОЛ, ЧАШКА, МАШИНА, КОНФЕТА, КАРАНДАШ, ТЕЛЕВИЗОР, МАГНИТОФОН, МОТОЦИКЛИСТ, КОМАНДИРОВКА,

ВАЗА, ПЛИТА, СОЛНЦЕ, ЧЕРНИЛА, ПИСТОЛЕТ, СПЕКТАКЛЬ, АВТОМОБИЛЬ, КОНСТРУКТОР, ВЕЛОСИПЕДИСТ,

Всего 18 карточек – два разных набора по 9.

3. Упражнение на словесном материале

Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:

Я бегу                                               Что ты

Дай мне                                            Я плыву

Дым идет                                         Лень мне

Двор чист                                        Один – воин

Что делать                                        Птица поет

Ученье свет                                     Делу – время

Все по колено                                  Вода в решете

Работа не волк                                 Слово серебро

Счастье в труде                                Всем не угодишь

Всего 18 карточек – два разных набора по 9.

4.        Упражнение «На цифровом материале».

Задание, приведенное ниже, рассчитано на индивидуальное применение, поэтому если оно включено в работу группы учащихся, то удобнее разбить ее на тройки и провести в виде сюжетно-ролевой игры. Каждому из играющих присваивается определенная роль: "учитель", "ученик", "контролер" — со сменой ролей по кругу. "Ученик" сидит за столом, и "учитель" показывает ему таблицы в порядке их номеров: 1, 2, 3, 4. Смена таблиц производится по мере окончания работы с предыдущей таблицей. Перед предъявлением таблицы 1 "учитель" сообщает инструкцию: "Сейчас я буду показывать после¬довательно, друг за другом 4 таблицы с числами. (Числа разбросаны в таблице в беспорядке.) Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы: 1, 2, 3, 4 и т.д. Ты должен показывать их указкой и называть вслух, громко и четко".

"Контролер" при помощи секундомера фиксирует время счета по каждой таблице отдельно, а также количество допущенных ошибок (по возможности). Как показывает практика, желательно, чтобы первичное применение задания производилось все же в индивидуальном порядке, и лишь когда дети освоятся с его содержанием, предложить им его в качестве игры.

Оборудование:

Секундомеры, указки,  4 цифровые таблицы с числами (количество используемых цифр изменяется по мере увеличения объема внимания от занятия к занятию. Первично же таблицы включают числа от 1 до 9,  затем их количество доводится до 25),  расположенные в случайном порядке.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания

5.        Упражнение «Запомни и сосчитай».

Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

Ребята ходили на экскурсию в зимний лес.

Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия и победители как-нибудь поощряются.

В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

6.   Упражнение "Усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания".

Занятие может проводиться как коллективно, так и индивидуально.

 Перед началом работы детям сообщается задание:

"Перед вами на листке ряд перепутанных линий. Каждая, из них начи¬нается слева и заканчивается справа. Ваша, задача — проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с первой линии, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца".

Первоначальное количество линий, предлагаемое ученикам, зависит от уровня их подготовки. Практика показывает, что обычно это 5-8 линий.

Сначала можно разрешить детям помогать себе пальцами или карандашом, переходя, по возможности, к слежению только глазами на последующих занятиях. Как только предлагаемое количество линий будет "распутано" ребенком быстро и без помощи подручных средств, их число должно быть увеличено.

Работа с этим упражнением может вестись в двух вариантах:

— без ограничения времени (тогда тот, кто выполнил задание, поднимает руку и учитель записывает его время в индивидуальный бланк, который ведется постоянно, что дает возможность сравнить полученное время с предыдущим);

— с ограничением времени (т.е. учитель дает команду "Стоп!", и все одновременно заканчивают работу). Интервал устанавливается в зависимости от подготовленности детей и их возраста.

7.        Упражнение «Усиление концентрации слухового внимания».

Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл его заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий. Например, педагог-психолог сообщает:

«Сейчас я буду читать вам арифметические задачи.   Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: « Пишите!»

Содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности, а также от программного материала.

1класс:

 - «Даны два числа 6 и 3… Сложите первое число и второе… и от полученного числа отнимите 2 … Затем отнимите еще 4… пишите!» (ответ: 3)  

«Даны два числа: 15 и 23… Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа… Отнимите от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7… Пишите!» (ответ: 8)

2 класс:

 – «Даны два числа: 27 и 32… Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа и от полученного произведения отнимите вторую второго числа… Пишите!» (ответ: 4)

«Даны два числа: 82 и 68… К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа и полученную сумму разделите на 4… Пишите!» (ответ: 2 )  

3 класс:

 – «Даны два числа: 54 и26…  Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа и  полученную сумму разделите на первую цифру второго числа… Пишите!» (ответ: 5)

«Даны два числа: 56 и 92… Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа.  Полученное частное умножьте на первую цифру второго числа… Пишите!» (ответ: 27).

8.        Упражнение «Усиление концентрации зрительного внимания».

Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА

     ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС

     УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА

     КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТАДЕРРА

г) ГРУММОПД

д) ВАТЕРПРООФЕТТА

    СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ

е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

9.Упражнение «Усиление концентрации зрительного внимания».

 Перед учащимися ставят цель внимательно рассмотреть предлагаемые предметы.

В течении 1-2 мин. показывают несколько из них (например, карандаш, запонки, камешки, бусы, ручки и др.).

Затем их закрывают и предлагают ребятам подробно описать каждый предмет, его величину, цвет. Эту же игру можно проводить с участием самих ребят, т.е. рассматривать непосредственно своих товарищей и отмечать, какие изменения произошли в их одежде, их расположении и т.д.

Игры и упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания.

10.Упражнение на развитие избирательности внимания.

Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова. Например: бсолнцеитранвстолрюджиметокноггщшщатмашинапрстювнапдпнтмылотимтсмичшкнцдющнчрамаьллнджюубмелбоагкнерыбаггщжлгешколатвкудлацветокбкзжанкдмяч

11. Упражнение на развитие распределения внимания.

Необходимо расставить в свободных клетках квадрата № 2 в возрастающем порядке числа, расположенные в случайном порядке в 12 клетках квадрата №1.

5

12

1

7

10

3

9

16

14

6

11

2

                    Квадрат № 1                                                         Квадрат № 2

В квадрате используются числа от 1 до 16, в процессе работы используемый ряд чисел увеличивается до 25, в случае хороших результатов – до 30-40.

12. Игра «Корректурная проба».

Для игры берутся старые, пригодные для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 5 минут детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы «а». При этом ставится  условие, что если дети пропустят более 4 букв, то они проиграли, если менее4-х, то выиграли. Проверку задания могут проводить как педагог-психолог, так и сами ребята - сосед у соседа.

Затем игру можно усложнить.

Например, вычеркивать букву, которая стоит в строчке первой.

крпфырожукешшомлщошеошщжфкпжшмлткороракшоэщзщкылукоатьлваошлвьмбь

овпрппррпппнорлядлжклодешгнщлслушооплдплдзкзоэщуклщшщорощшщашлждобл

13. Игра «разбор предложений».

Упражнение проводится на учебном материале. Ученикам предлагается сделать грамматический анализ нескольких текстов. В тексте надо подчеркнуть одной чертой имена существительные, а прилагательные – двумя, затем по команде «Внимание» – наоборот: существительные – двумя, а прилагательные – одной, например:

В январе мороз трескучий

и валится снег сыпучий,

В феврале у нас в оконце

Засверкало ярче солнце.

Стаял рыхлый снег в апреле,

птички звонкие там пели.

Игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию памяти

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов.

1.        Упражнение «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно».

упражнение проводится в 2 этапа. Т.к. детям с ЗПР сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на первом этапе необходимо использовать графическое изображение понятия. Педагог-психолог говорит детям: «Попробуйте к каждому, из названных мною слов сделать какой либо рисунок». Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.

Примерный перечень возможных серий:

Серия № 1

Грузовик

Умная кошка

Гнев

Мальчик – трус

Веселая игра

Капризный ребенок

Дерево

Хорошая погода

Наказание

Интересная сказка

Серия № 2

Веселый праздник

Радость

Темный лес

Болезнь

Отчаяние

Быстрый человек

Смелость

Печаль

Глухая старуха

Теплый ветер

Серия № 3

Сомнение

Зависть

Сила воли

День

Успех

Страх

Скорость

Сильный характер

Справедливость

Хороший товарищ

2-й этап – представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге.

2.        Упражнение «Мысленные образы и эмоции».

Инструкция:

«Я вам буду говорить фразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующую картинку:

Лев, нападающий на антилопу.        

Собака, виляющая хвостом.

Муха в вашем супе.

Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.

Молния в темноте.

Пятно на вашей любимой рубашке или юбке.

Капли, сверкающие на солнце.

Крик ужаса в ночи.

Друг, ворующий вашу любимую игрушку.

Теперь возьмите листок бумаги и попробуйте вспомнить и записать названные фразы.

Это упражнение можно использовать для тренировки зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фраз не произносится , а дается написанным на листке бумаги.

Инструкция:

«Прочитайте ниже приведенные строчки и после каждой строчки, закрыв глаза, представьте себе соответствующую картину».

3.Упражнение «Мысленные образы и их эмоциональная окраска».

Инструкция:

« Закройте глаза и вообразите следующие картины:

Осиное гнездо

Осиное гнездо у вашей двери

Осиное гнездо у вашей кровати

Старик на скамейке

Старик на скамейке на солнце

 Плачущий старик на скамейке на солнце

Острый нож

Острый нож, режущий мясо

Острый нож, режущий вам палец

Птичка, клюющая корм в саду

Птичка, купающаяся в луже

Птичка, взлетающая, спасаясь от кошки

 Возьмите листок бумаги и запишите, что вам запомнилось».

Это упражнение можно использовать как для тренировки зрительной, так и слуховой памяти.

4.Упражнение «Фигуры» (тренировка зрительной памяти).

Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает спички на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его на 1-2 секунды, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается посчитать количество используемых спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек «сфотографированную фигуру». После чего первый игрок поднимает свой листок бумаги и сверяет количество и правильность расположения спичек с оригиналом.

Затем играющие меняются ролями.

Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала.

5. Упражнение «Двойная стимуляция памяти».

Перед  учеником раскладывают 15-20 предметных картинок (например: яблоко,

троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.) Ребенку говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки и выбери  из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону». Затем читается первое слово. После того, как ученик отложил картинку, читается второе слово и т.д. Далее ученик должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди, отложенные в сторону картинки, и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы.

Примерный набор слов:

«пожар», «завод», «корова», «стул», «вода», «отец», «кисель», «сидеть», «ошибка», «доброта» и т.д.

6. Упражнение  «Придумай историю».

Детям дается несколько слов, которые им необходимо перегруппировать, объединяя по какому либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.

Медведь        Воздух

Тележка        Ваза

Пчела                       Кот

Колокольчик        Солнце

Ромашка        Вода

7. Упражнение «Вообрази и придумай».

Инструкция:

«посмотри внимательно на рисунок. На нем представлены названия животных. вообразите себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумайте историю, связывающую их между собой»

Затем рисунок закрывается, и дети должны на листке бумаги воспроизвести названия животных на их местах.

              С                              М Е Д В Е Д Ь

              О

              Б

              А        Л О Ш А Д Ь

              К

              А                                      Т И Г Р

              К О Ш К А               П                        З

                                                 Е                        Е    

                                     К Р О Т                        Б

                                                У                        Р

                       К О З А           Х                        А

8. Упражнение «Ассоциативное запоминание».

Цель: побудить детей к ассоциативному мышлению и запоминанию.

Инструкция:

«Прочитайте данные слова и общими усилиями зафиксируйте все ассоциации, которые придут на ум при чтении этих слов, например:

Верблюд – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д.

В конце попросить детей поработать самостоятельно».

Примерный набор слов:

ноготь, стакан, солнечный, осленок и т.п.

9. Упражнение «Конкретизация абстрактного»

Цель: Развитие логического вида запоминания.

Инструкция:

«Найдите конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым из приведенных ниже слов, например, Любовь / сердце и т.д.»

Зима

Время

Бедность

Смерть

Жара

Терпение

Свобода

Обед

Болезнь

Танец

Энергия

Скука

Справедливость

Скорость

Надежда

Нежность

Виновность

Счастье

10.Упражнение «Нелогичные ассоциации».

Цель: Развитие логически не связанного вида запоминания.

Детям дается несколько слов, логически не связанных между собой.

Инструкция:

«Найдите ассоциации, которые бы связывали эти слова.  Любые ассоциации, пришедшие вам в голову принимаются, дайте простор вашему воображению. В результате у вас должна получиться маленькая история».

Книга             Цветок             Сосиска            Мыло

11. Упражнение «Запоминание стихов»

Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника запоминания.

В огороде чучело

Шляпу нахлобучило

Рукавами машет -  

И как будто пляшет!

Это чучело – оно

Сторожить поставлено,

Чтобы птицы не летали,

чтоб горошек не клевали.

Вот какое чучело

Шляпу нахлобучило

Синий шарф на палке –

  Пусть боятся галки                                                                            (И. Михалкова)

а). Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения.

б). Закройте глаза и попробуйте зрительно представить себе содержание этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать себе картинку яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь: нравится она вам или нет.

В). Перейдите к следующей строчке.  Прочитайте ее вслух  и представьте в своем воображении.  Продолжайте то же самое со всеми строчками.

г). Теперь попробуйте вспомнить стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и воспроизведите те  образы, которые вам запомнились. Опишите их своими словами.

д). Проверьте себя, повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно, подправьте образы, перечитывая стихотворение еще раз внимательно. Исправьте так же последовательность, в которой эти образы у вас возникают.

е).  Произнося стихотворение, вслушивайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифмы.

  1. Упражнение «Запоминание чисел».

Система  данного запоминания чисел основана на использовании визуальных образов и их элементов –контуров, форм, геометрических фигур, цветов и оттенков.

Каждой цифре присваивается свой визуальный код, например:

ноль – круг (или овал)

один – столб (кол, свеча)

два –  близнецы (пара ботинок)

три – треугольник (трехколесный велосипед)

четыре – квадрат (4 лапы животного)

пять – звезда (пятиугольник)

шесть – навесной замок открытый

семь – коса (Белоснежка и семь гномов)

восемь – песочные часы (очки)

девять – улитка

десять – пальцы двух рук

нетрудно связать такие образы в цепочку, соответствующую ряду цифр, который нужно запомнить, например:

2  =  4

«Близнецы, стоящие в квадратном окне» или

«Пара ботинок папы и пара ботинок мамы стоят на квадратном коврике».

Другой пример:

+ 5 = 9

«В квадрате нарисована звезда, и по рисунку ползет улитка».

Упражнения для использования визуального кода.

13. Упражнение «Особый путь зубрежки».

Повторение слова или фразы, которую надо запомнить про себя.

Подождать 1 сек. и повторить снова.

 Подождать 2 сек. и повторить снова.

Подождать 4 сек. и повторить снова.

Ожидание – это эмоционально загруженное состояние. Удержание информации в этом состоянии не дает ей выскочить, она «бьется» и «взбивает» связи с другими понятиями.

повторите через 10 минут (необходимо для запечатления).

Для уверенного перевода в долговременную память повторить через 2-3 часа.

При необходимости через 1-2 месяца; через 1 год.

  1. Упражнение «Найди ассоциации».

Инструкция:

 Найди ассоциации для запоминания числа указанных ниже предметов.

Например, одна корова -  корова, привязанная к колышку или столбу.(Эти картинки помогут вспомнить и о цифре 1 и о слове «корова»).

Одна корова

Шесть карандашей

Две машины

Семь шариков

Три рубашки

Восемь стульев

Четыре зеркала

Девять колец

Пять солдат

Десять стаканов

Низкий  уровень развития мышления.

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому, усилия учителя должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать.

 Игра типа "На что это похоже"?

2.  Игра типа "Дополни до..."

3. Игра типа "Догадайся, кто нарисован"

4.  Задание типа "Заполни пробел"

 5.Игра "Кубики".

Материал состоит из 27 обычных кубиков, склеенных между собой так, что получается 7 элементов:

Осваивается эта игра поэтапно.

Первый этап — рассматривание элементов игры и нахождение сходства их с предметами и формами.

Например,

элемент 1 — буква Т, 2 — буква Г, элемент 3 — уголок, 4 — зигзаг молнии, 5 — вышка со ступеньками, 6 и 7 — крылечко. Чем больше будет найдено ассоциаций, тем лучше и эффективнее.

Второй этап — освоение способов присоединения одной части к другой.

Третий этап — складывание объемных фигур из всех частей по образцам с указанием составных элементов.

Целесообразно проводить работу в следующей последовательности: предло-жить детям сначала рассмотреть образец, затем расчленить его на составляющие элементы и сложить такую же фигуру.

Четвертый этап — складывание объемных фигур по пред¬ставлению. Вы показываете ребенку образец, он тщательно его рассматривает, анализирует.

Затем образец убирают, а ребенок должен составить из кубиков ту фигуру, какую он видел. Результат работы сравнивается с образцом.

В качестве материала для решения мыслительных задач с опорой на образное мышление могут быть использованы и счетные палочки.

6. Упражнение "Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек"

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

Инструкция:

"Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так чтобы осталось 4 квадрата".

"Составить два разных квадрата из 7 палочек"

"Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 па¬лочки так, чтобы получилось 4 треугольника".

7. Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек

с целью видоизменения фигуры.

"В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось  4 равных треугольника".

"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палоч¬ки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата".

"Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 па¬лочки так, чтобы получился флажок".

"Переложить 6 палочек так, чтобы из корабля получился танк".

"Переложить 2 палочки так, чтобы, фигура, похожая на корову, "смотрела в другую сторону".

"Какое наименьшее количество палочек нужно перело¬жить, чтобы убрать мусор из совочка?"

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления

Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках.

Обычно этот тип мышления только начинает развиваться в данном возрасте, однако в программу уже включаются задания, требующие решения в абстрактно-логической сфере. Это и определяет трудности, возникающие у детей в процессе овладения учебным материалом. Мы предлагаем следующие упражнения, которые не просто развивают абстрактно-логическое мышление, но и по своему содержанию отвечают основным характеристикам данного типа мышления.

8. Упражнение  "Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов"

"Автомобиль ездит на бензине или другом топливе; трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе можно отнести к группе "транспорт". Увидев незнакомую машину (на -пример, автокран), спрашивают: что это? Почему?

Подобные упражнения выполняются и с другими понятия¬ми: инструменты, посуда, растения, животные, мебель и т.д.

9. Упражнение"Формирование искусственных понятий" (по Л.С.Выготскому — Л.С.Сахарову)

Материал: Три набора карточек (по девять карточек в каждом наборе). На карточках изображены геометрические фигуры (по одной на каждой карточке): треугольник, квадрат, круг. Каждая фигура изображена на фоне трех степеней насы¬щенности: бледно-розовом, розовом, красном. В первом наборе все фигуры черного цвета. Во втором — белого, в третьем — серого. На оборотной стороне карточек записаны бессмысленные сочетания из трех букв (для первого набора — пак, для второго — бро, для третьего — вил).

 Учитель делит карточки на группы и предлагает детям угадать задуманную комбинацию фигур. Признаки, объединяющие фигуры в группу, ученик должен выявить, иногда пользуясь бессмысленными словами, записанными на оборотной стороне карточек: фигуры, принадлежащие к одной и той же группе, на обороте имеют одинаковые надписи. Очень важно подвести детей к тому, чтобы они как можно реже заглядывали на оборотную сторону карточки. Таким образом, перед детьми стоит задача — образовать искусственные понятия, пользуясь двумя рядами стимулов: один ряд выполняет функцию объекта, на который на¬правлена деятельность учащихся, другой ряд — функцию знаков, организующих их деятельность.

11.        Упражнение "Формирование умения отделять форму понятия от его содержания".

Инструкция:

"Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче.

Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?

Кот или кит? Какое больше? Почему?

Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?

Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?

12.        Упражнение "Формирование умения устанавливать связи между понятиями".

Приведенное ниже упражнение предполагает установление отношений, в которых находятся данные слова. Пример, некая пара слов является как бы ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову Работа с этим упражнением ведется совместно учителем v детьми.

Задача учителя — подвести ребят к логическому выбору связей между понятиями, возможности последовательно вы являть существенные признаки для установления аналогий Каждое задание досконально разбирается: находится логическая связь, переносится на приведенное рядом слово, проверяется правильность выбора, приводятся примеры подобных аналогий. Только когда у детей будет сформировано устойчивое и  последовательное умение устанавливать логические ассоциации, учитель может переходить к заданиям для самостоятельной работы.

Примерные виды заданий:

1.    Лошадь        Корова

жеребенок        пастбище, рога, молоко, теленок, бык

2.        Яйцо        Картофель

скорлупа        курица, огород, капуста, суп, шелуха

3.        Ложка        Вилка

каша        масло, нож, тарелка, мясо, посуда

4.        Коньки        Лодка

зима        лед, каток, весло, лето, река

5.        Ухо        Зубы

слышать        видеть, лечить, рот, щетка, жевать

6.        Собака        Щука

шерсть        овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя

7.        Пробка        Камень

плавать        пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик

8.        Чай        Суп

сахар        вода, тарелка, крупа, соль, ложка

9.        Дерево        Рука

сук        топор, перчатка, нога, работа, палец

10.        Дождь        Мороз

зонтик        полка, холод, сани, зима, шуба

11.        Нож        Стол

сталь        вилка, дерево, стул, пища, скатерть

12.        Птица        Человек

гнездо        люди, птенец, рабочий, зверь, дом

13.        Упражнение "Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач".

Инструкция:

"Сейчас я прочитаю вам ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например, сад... Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника... собаки-забора... земли?.. Почему?"

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

а)        Сапоги (шнурки, подошва, каблук,

молния, голенище)

б)        Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

в)        Город (автомобиль, здание, толпа, улица,

велосипед)

г)        Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот,

стены)

д)        Куб (углы, чертеж, сторона, камень,

дерево)

е)        Деление (класс, делимое, карандаш,

делитель, бумага)

ж)        Игра (карты, игроки, штрафы, наказания,

правила)

з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать,

слово) и) Война (самолет, пушки, сражения, ружья,

солдаты)

Это упражнение позволяет «целенаправить» поиск решения, активизировать мышление, создать определенный уровень аб¬страгирования.

Работа учителя по формированию у детей умения выделять существенные признаки понятий, устанавливать различные от¬ношения подготавливают благоприятную почву для развития способностей к образованию суждений, как более высокой сту¬пени в развитии абстрактно-логического мышления. Целена¬правленность суждений, степень их глубины зависит от умения ребенка оперировать смыслом, понимать переносный смысл. Для этой работы учитель может использовать различный лите¬ратурный материал, пословицы, поговорки, содержащие в себе возможности вербализации, и трансформации текста.

14.Упражнение  "Формирование способности оперирования смыслом".

"Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например:

Семь раз отмерь,        а) Если сам отрезал

а один раз отрежь        неправильно, то

не следует винить ножницы

б)        Прежде чем

сделать, надо

хорошо подумать

в)        Продавец отмерил

семь метров

ткани и отрезал

Правильный выбор здесь — "Прежде чем сделать, надо хорошо подумать", а ножницы или продавец — лишь частности и не отражают основного смысла".

Примерные задания:

1Лучше меньше,   а) Одну хорошую книгу

да лучше                        прочесть полезней,

                             чем семь плохих

                                б)        Один вкусный пирог

                                стоит десяти  невкусных.

2.        Поспешишь —      а) Клоун смешит людей

людей насме-            б) Чтобы сделать

шишь                                           работу лучше, надо о

                                  ней хорошо   подумать

                              в)Торопливость может

                                     привести к нелепым

                                 результатам

3.        Куй железо,     а) Кузнец кует горячее

пока горячо                             железо.

                                      б)        Если есть благоприятные

                                    возможности для дела, надо

                                  сразу  их использовать

                                в)        Кузнец, который

                                   работает не

                                      торопясь, часто

                                         успевает больше, чем

                                      тот, который

                                       торопится

4.        Нечего на зер-     а) Не стоит кивать на

кало пенять,                обстоятельства, если

коли рожа кри-           дело в тебе самом

вая                                                          б) Хорошее качество

                                      зеркала зависит не от рамы,  а           от самого стекла                                                                        

                                       в) Зеркало    висит криво

5.        Не красна изба   а) Нельзя питаться

углами, а крас-              одними пирогами, надо

на пирогами                                      есть и ржаной хлеб

                                        б)        О деле судят по

                                        результатам

                                    в)        Один вкусный пирог

                                        стоит десяти

                                         невкусных

6.        Сделал дело -    а) Если выполнил

гуляй смело                        работу хорошо,

                                           можешь отдохнуть

                                        б) Мальчик вышел на прогулку

7.        Умелые руки          а) Петр Иванович

не знают скуки               никогда не скучает

                                        б) Мастер своего дела любит и                                                                                 умеет трудиться.

8.        Не в свои сани  а) Если не знаешь дела,

не садись                                     не берись за него

                                      б)Зимой ездят на санях,

                                     а летом на телеге

                                в)Езди только на своих

                                     санях

9. Не все золото,        а) Медный браслет

что блестит                         блестел как золотой

                                б)Не всегда внешний блеск

                                     сочетается с хорошим качеством

                             в)Не всегда то, что

                               кажется нам хорошим,

                                  действительно хорошо.

Коррекционно - развивающие упражнения, направленные на формирование умения принять учебную задачу.

1.Упражнение "Формирование умения принять учебную задачу".

Формирование данного умения происходит путем выполнения действий на основе данного учебного материала:

1.        Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта.

2.        Моделирование выделенного отношения в предметной,

графической или буквенной форме.

В качестве материала  используются  3 пересекающихся класса геометрических фигур,  составленные по 3 признакам: цвету, форме и размеру (методика поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина). Действие организуется последовательно в предметном, графическом и вербальном планах.

Первый этап. Формирование условно-динамической позиции

Перед ребенком выкладываются все геометрические фигуры. В экспериментальную ситуацию вводятся условные лица (куклы).

Задание следующее: распределить между куклами фигурки так, чтобы каждой из них принадлежал какой-нибудь признак. В данной ситуации ребенок последовательно занимает позицию каждого условного лица, и, уже исходя из новой позиции, определяет, кому принадлежат выбранные фигуры. Дальше игра продолжается: куклы должны построить дом, а для того, чтобы взять нужный кирпич, необходимо найти его хозяина и спросить разрешение. Ребенка спрашивают:

"Если ты сейчас Миша, какие тебе нужны кирпичи? Чьи они?" И обратный вопрос: "Ты — Миша, какие кирпичи общие у Андрюши с Петей? У тебя с Петей? У тебя с Андрюшей?" Определение общих классов опосредуется их принадлежностью условным лицам.

Второй этап. Графическое действие.

Вводятся условные обозначения: "хозяева" изображаются разноцветными кружками, классы принадлежащих им предметов обозначаются символическими рисунками. В этой серии дети обучаются определять целый класс фигур по его пересечениям с другими классами, по подклассу и дополнительным классам. В отличие от первой серии в данной ребенок не знает, кому принадлежит класс фигур. Требуется определить, какой класс принадлежит лицу, чью роль он принимал, если известно, к кому относятся два подкласса этого класса или пересечение двух классов. Ребенок производит операции над классами, устанавливая их принадлежность условным лицам, чьи позиции он последовательно занимал.

Затем,  действия производятся на вербальном уровне — ребенку называют свойства фигур, а он указывает их "хозяев", и наоборот, упоминались "хозяева", а учащийся описывал принадлежащие им фигуры, т.е. в данной  серии у ребенка формируется умение ориентироваться при классификации не на отдельные признаки предметов, а на их соотношение и на этом основании причислять предметы к тому или иному классу. Для формирования данных умений можно использовать и другое упражнение, в котором действия производятся на материальном уровне: ребенку даются коробочки разных цветов, в каждой из которых лежит кубик. По цвету, кубик либо совпадает, либо не совпадает с коробочкой. По признаку цвета — совпадению или несовпадению окраски коробочки и кубика — можно составить 2 класса коробок. В ситуацию вводятся куклы, каждая из которых выступает "хозяином" какого-либо одного класса. Сначала ребенок последовательно занимает условные позиции и определяет, кому принадлежат подклассы и классы фигур. После этого учитель, а затем ученик перемещают кубики в коробочки так, чтобы соотношение цветов стало иным. Новое соотношение признаков в предмете изменяет его принадлежность тому или иному классу (лицу), что и определяет ребенок.

На графическом этапе вводятся условные обозначения для коробок и лежащих в них кубиков. Кроме того, детям предлагается система  стрелок, которыми обозначается переход предмета в другой класс при изменении соотношения признаков. Система  стрелок и условные обозначения представляют собой знаки, которые вырабатываются по ходу обучения совместно ребенком и учителем. Знаки выступают средством как оперирования классами, так и общения ученика с учителем (точнее, их совместной работой). Это обеспечивает возможность перехода к вербальному этапу обучения.

Критерием сформированности  действия является умение ребенка занять позицию учителя и самостоятельно вести игру между собой. Подобный обмен ролями возможен лишь при осознании ребенком структуры задачи и средств ее решения. Переходя на позицию учителя, ребенок принимает на себя все его функции — постановку задачи и контроль за его выполнением.

Формирование умения принять учебную задачу,  тесно связано с такой мыслительной операцией, как анализ и переход к теоретическому обобщению, следствием которого является простейшее умозаключение. В связи с этим можно использовать следующее

1. Упражнение.

Учебный материал составляют геометрические тела, различные по форме (цилиндры и граненые фигуры), по высоте (10 и 15 см), и по цвету — 5 цветов.

группа: низкие граненые (8 фигур). Их название бик.

группа: высокие граненые (7 фигур). Их название гур.

группа: низкие цилиндры (3 фигуры). Их название цев.

группа: высокие цилиндры (3 фигуры). Их название лаг.

Учитель ставит перед ребенком учебную задачу:

 "Перед тобой расположены фигуры. У каждой есть свое название. Причем одно и то же название имеют несколько фигур. Вот, например, эта фигурка (низкая белая шестигранная призма) называется кубик. Повтори, пожалуйста, как она называется. Ты. должен отобрать сюда другие фигурки, которые, по-твоему, могут называться «кубик».

На первых этапах необходимо научить детей отбирать фигуры хотя бы по одному признаку, выделяя его совместно с ребенком. При этом необходимо добиваться, чтобы, выполняя задание, дети давали словесный отчет, почему он отнес фигурку к данной группе. Следующим этапом, при полном усвоении первого, может служить выделение одновременно двух признаков, которые учитель также пытается выявить совместно с ребенком. Теперь, отбирая образцы выделенного класса, дети должны обосновать свой  выбор двумя признаками. Учебная задача может считаться принятой, если ребенок в состоянии один разделить предъявленные фигуры на группы, называет их и дает общее определение принципа объединения фигур в каждой группе, а именно — сходство по высоте и форме. Данное задание может быть модифицировано использованием другого дидактического материала.

2.Упражнение "Формирование умения планировать свои действия".

Для формирования данного умения необходимо использовать упражнения, побуждающие обучаемого ребенка изменять свою позицию. Изменяя позицию (т.е. рассматривая ситуацию как бы с точки зрения другого участника деятельности), ребенок учится выделять те связи и отношения между элементами ситуации, которые обычно воспринимаются нерасчлененно. Благодаря соотнесению разных точек зрения должна сняться свойственная детям этого возраста "центрация" на отдельных сторонах решаемой задачи. Для того чтобы вызвать изменение позиции, обучение делится на два этапа. На первом (предварительном) этапе дети реально действуют вдвоем. Различие их позиций (точек зрения) проявляется в практических действиях и не осознается детьми. На втором (основном) этапе ребенку предлагают продолжать в одиночку решение задачи, которую раньше он делил с партнером. При этом теперь от ребенка требуется выполнять как те операции, которые числились за ним прежде, так и те, которыми занимался партнер. Само по себе выполнение операций за другого еще не обеспечивает принятие позиции другого. Однако в данном обучении принятие позиции достигается благодаря организации специальной игры, по ходу которой ребенка побуждают брать на себя роль партнера. Учитель предлагает: "Давай теперь Леше (называется имя партнера по первому этапу), а ты сам будешь действовать и за себя, и за него". Далее, уже в процессе выполнения учитель спра¬шивает: "Кто ты сейчас? Сережа? А теперь Леша, да?" и т.д. Такая организация обучения обеспечивает ребенку "двой¬ную позицию" (одну из разновидностей условно-динамической). Обучение происходит на следующем дидактическом материале.

Игровое поле представляет собой лист бумаги с нанесенными на него кружками. Два крайних кружка (один из которых обращен к одному из играющих, другой — к другому) отмечены звездочками. Кружки соединяются линиями (дорожками). На исходный кружок перед началом игры ставится фишка. Играющие по очереди передвигают ее. За один ход фишка может "шагнуть" на любой кружок, соединенный дорожкой с тем, на котором она стояла до этого. Выигрывает тот, на чьей звездочке в итоге оказывается фишка. Чтобы выиграть, нужно заранее проделать в уме возможные ходы и определить, какая из дорожек позволит провести фишку к "своей" звездочке, не упуская из виду при этом, что противник будет оказывать противодействие. Сначала дети просто тренируются в игре на разных полях. Затем в качестве противника выступает учитель, и, наконец, в последней серии ребенок действует "один за двоих". В таком условии игры "за двоих" сами практические действия ребенка вскрывают структуру игры (определяемую наличием у партнеров противоречащих друг другу целей). Это и позволяет детям успешно переходить к предварительной ориентировке в задании во внутреннем плане, планировать свои действия в уме. Действие, первоначально выступающее для ребенка как некое нерасчлененное целое, теперь четко разделяется на отдельные последовательные операции (ходы).

3.        Упражнение  "Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий)".

Детям предлагается воспроизвести постройки из кубиков так, чтобы каждая соответствовала одновременно паре чертежей (на одном из них изображается фасад, на другом — зад¬няя стена одного и того же здания). Всего детям было предложено воспроизвести по чертежам 8 усложняющихся построек. Вот примеры некоторых из них:

Сначала ребенок учится выполнять задание индивидуально. Учитель учит анализировать чертеж и подбирать отдельные блоки, составляя из них домик. Затем проводится поэтапная интериоризация ориентировочной стороны действия, в соответствии с методом П.Я.Гальперина поэтапного формирования умственных действий.

На следующем этапе дети строят домик вдвоем, сидя один напротив другого. Перед каждым из них лежит чертеж, обращенный к нему стороной, требующей постройки. Дети по очереди выкладывают по одному кубику. Если кубик, поставленный одним из них, не удовлетворяет второго, тот может убрать его и заменить другим.

Наконец, на заключительном этапе дети обучаются исходя из выработки у них "двойной позиции". Первый домик строится двумя детьми совместно (как на втором этапе), затем ребенок собирает домики, действуя "за двоих" (свой кубик — кубик партнера и т.д.). В зависимости от позиции, занимаемой ребенком, изменяется цель, с точки  зрения  которой производится ориентировка. Анализ ситуации под углом зрения двух разных целей позволяет расчленить как собственную деятельность (выделив в ней отдельные операции), так и поставленную задачу (выделив каждое из ее условий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей, страдающих дисграфией.

Предлагаемые варианты помогут ребенку под вашим неусыпным контролем бороться со своей проблемой и добиваться улучшения грамотности. Важно только выполнять их систематически и в хорошем настроени...

Дидактические игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии в дошкольном возрасте

Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза,  не дифференцированность зрительного восприятия и пам...

Игры и упражнения

Представлены игры и упражненрия на развитие навыков саморегуляции...

Диагностичесие игры и упражнения

Диагностические игры и упражнения применяют на лидерских занятиях активистов....

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

Эти занятия и упражнения помогут родителям занять ребенка дома полезным и нужным делом, а также подготовить руку к письму в игровой занимательной форме. ...

Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"

игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...