«Метод интерактивного обучения на уроках истории»
методическая разработка

Кузнецова Наталья Владимировна

Интерактивный метод - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействия учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную жизненную позицию у учащихся, вырабатывать навык коллективной работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спорных вопросах и отстаивать его.

Визуализация исторических процессов, представленная на компьютере, помогает учащимся лучше усвоить и запомнить учебный материал. Применение ИКТ в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Интерактивный метод при этом дает возможность учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3

Обобщение опыта

Выступление на городском методическом объединении учителей истории и обществознания

«Метод интерактивного

обучения на уроках истории»                                               

                            Подготовила:

                                                               Кузнецова Наталья Владимировна,

                                                               учитель истории и обществознания

2018 год

I. Пояснительная записка

Современный этап педагогической практики - это переход от объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств учащихся. Важным становятся не только знания, но и сами способы усвоения и переработки информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала школьника, основанного на продуктивном мышлении. Способность учащихся к интеграции, систематизации имеющихся знаний и умений для решения реальных жизненных задач я считаю, одним из критериев достижения высокого уровня саморазвития личности.                                                                         

На сегодняшний день большую помощь в этом оказывает использование информационно-коммуникационные технологии. ИКТ – это неотъемлемая часть технического оснащения современной школы. Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения истории с качественно новой стороны. Роль компьютера в историческом образовании очень разнообразна:                                        

- помощь учащимся в эффективном усвоении исторической информации и систематизации;        

- предоставление ученику максимально возможной свободы в определении способов и темпов усвоения программного материала;                        

- содействие составлению объемных и ярких представлений о прошлом.        Наряду с интерактивным методом обучения компьютер помогает интенсифицировать процесс обучения, индивидуализировать его, повысить мотивацию к изучению предмета, снять эмоциональную напряженность в процессе работы.                                                        Внедрение мультимедийных средств обучения в образовательный процесс помогает мне решать следующие наиболее сложные задачи образования:                                

- оптимизация отбора и представления изучаемого материала;        

- внедрение новых концептуально методологических подходов;        

- расширение возможностей использования наглядностей;

- включение познавательных заданий в образовательный процесс;        

- обеспечение получения глубоких знаний при сохранении здоровья.

Использование информационных технологий при интерактивном методе обучения позволяет так организовать учебный процесс, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обмена знаниями, идеями. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.

II. Использование информационных технологий при интерактивном обучении на уроках истории

Введение

Одной из проблем современной педагогической науки является проблема определения целей школьного образования. Важным фактором, влияющим на изменение традиционных целей информативно-накопительной модели образования, является "скорость перемен, происходящих в обществе". Возрастает роль человеческого фактора во всех сферах жизни, увеличивается ответственность систем образования за развитие других социальных систем, общества в целом. "Социальным смыслом образования становится развитие личного потенциала обучаемых, их способности самостоятельно определять цели деятельности и находить методы их реализации", - отмечает А.Я. Юдовская.

В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает, прежде всего, развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору, возможности которого существенно расширяются по мере демократизации общества.

Сегодня мы переживаем глобальный процесс информатизации общества. Компьютерные технологии позволяют внести изменения в инструктивно методическую деятельность, а так же должны оказать влияние на содержательную сторону предмета. В сегодняшней школе чрезвычайно важна информационно коммуникативная компетентность, «компьютерная грамотность» учащихся и учителей, которая подразумевает:

- умение искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе и в Интернет;

- способность конструктировать и обрабатывать данные в зависимости от конкретной задачи;

- применение полученных навыков информации в организации процесса собственного труда для плодотворной работы в группе, творческом коллективе или самостоятельно.

Таким образом, задачей исторического образования становится не только изучение факторов, явлений и процессов развития общества, но и формирование знаний учащихся о самих себе с целью использования их для самостоятельного решения проблем.

Цель.

Создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Поставленная цель позволяет решить ряд образовательных, развивающих и воспитательных задач:

  • критически мыслить;

решать сложные проблемы на основе анализа информации;

  • взвешивать альтернативные мнения;
  • уметь выявлять причинно-следственные связи;
  • уметь делать выводы и сравнения;
  • общаться с другими людьми;
  • толерантность.

Содержание обучения

Для осуществления поставленных целей и задач организуется индивидуальная, парная и групповая работа над решением проблемных заданий, применяются исследовательские проекты, работа с документами и другими источниками информации, используются творческие задания.

Работа с компьютером при интерактивном  обучении вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможность представления учебной информации и ее практической направленности.

Интерактивный метод - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействия учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную жизненную позицию у учащихся, вырабатывать навык коллективной работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спорных вопросах и отстаивать его.

Визуализация исторических процессов, представленная на компьютере, помогает учащимся лучше усвоить и запомнить учебный материал. Применение ИКТ в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Интерактивный метод при этом дает возможность учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы учащихся.

При использовании новых компьютерных средств обучения учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером, что является неотъемлемым элементом интерактивного обучения. Однако это не означает, что  компьютер, берущий на себя часть функций учителя, способен вытеснить педагога из процесса обучения. Наоборот, умелое сотрудничество учителя с компьютером, использование им информационных технологий в качестве инструмента деятельности позволяет сделать процесс обучения более продуктивным и качественным.

Классификация компьютерных обучающих программ на уроках истории - это эффективное средство обучения и формирования ключевых компетенций обучаемых.

Интерактивное обучение включает в себя несколько циклов:

  • переживание участниками конкретного опыта;
  • осмысление полученного опыта;
  • обобщение (рефлексия);
  • применение на практике.

Важную роль при интерактивном обучении играют способы взаимодействия:

       Невербальные

  • акустические: интонация, речевые паузы;
  • визуальные: выражение лица, позы и движения;
  • тактильные: расстояние, прикосновение.

        Вербальные

  • умение задавать открытые вопросы, ориентированные на высказывание различных точек зрения;
  • выбор учителем собственной позиции не как определяющей, а как нейтральной;
  • готовность к анализу и самоанализу.

III. Организация процесса обучения

Целью обучения я вижу формирование человека, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи, находить оптимальные средства и способы их решения. Для достижения цели требуется сознательная, целенаправленная деятельность учащегося и учителя (как организатора этой деятельности). Используя методы интерактивного обучения, даю возможность учащимся самостоятельно открыть путь к познанию, при этом я стараюсь лишь координировать, направлять, организовывать учебный процесс, а рассказывать вместо меня может компьютер.                                Привычную черную доску заменяет огромный электронный экран. На нем происходит с помощью видео ряда, звука, и текста виртуальное «путешествие по времени и пространству»… Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным.                                                Общение с компьютером имеет то преимущество, что оно интерактивно. Взаимодействие осуществляется по всем каналам восприятия «текст-звук-видео-цвет».                Моделирующие программы позволяют мне получить различные результаты, меняя факторы, влияющие на ход событий. Например, с помощью компьютера моделирую военные действия, революции, перевороты, самостоятельно выступаю в качестве руководителя или участника событий, принимаю решения на основе сбора и анализа всей имеющейся информации.        Опыт работы показал, что после таких уроков у учащихся формируется более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. Тем самым реализуется задача перехода от «знаниевой» парадигмы образования к «деятельной».                

Для активизации мыслительной деятельности учащихся я стараюсь на уроках поставить перед ними проблемное задание, и при этом использовать не отдельный вопрос, а конкретную ситуацию. Ребята анализируют, обсуждают. Предлагаю сопоставить с собственной позицией, "сталкиваю" между собой различные мнения, и тем самым развиваю дискуссию, стремясь направить ее в нужное русло. Проблемные задания я начинаю вводить с 5-го класса, это помогает сплотить ребят, создать целостную систему обучения. Учащиеся понимают, что они должны быть не просто слушателями, а активными участниками образовательного процесса. Создавая систему проблемных заданий, я иду от простого к сложному, от коллективной работы с классом к групповой, а затем и индивидуальной, которая перерастает в исследовательскую.

Так, например, в 5-6 классах одним из методов обучения является проблемное изложение, которое рассчитано на вовлечение учащихся в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Здесь я ставлю проблему, сама показываю пути ее решения, ребята же следят за ходом мысли, размышляют и постепенно включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления.

Так, при изучении темы "Могущество папской власти" в 6 классе, я не указываю причины разделения церквей, а своим рассказом подвожу ребят к вопросу о том, что может произойти с христианской религией в результате противоречий.

Рассказывая тему "Начало объединения Франции в XIII-XIV вв" предлагаю ребятам таблицу: "Кто заинтересован в объединении страны?". Учащиеся, опираясь на имеющиеся знания, стараются ответить на этот вопрос. Если они затрудняются, то, обращаясь к тексту учебника, самостоятельно пытаются найти нужный ответ.

Проблемное задание может ставиться не только для ответа на какой-то конкретный проблемный вопрос. В 7-8 классах я создаю ситуацию, решение которой возможно только в конце изучения темы урока. Например, в 7 классе тема урока "Полтавская битва". Проблемное задание: "Когда в 1812 году Наполеон вторгся в Россию, к нему для переговоров о мире был направлен генерал Балашов. С насмешкой великий император спросил у него, не может ли он указать самый подходящий путь на Москву. Балашов как свидетельствует придание, сказал: "Есть много дорог на Москву одна из них лежит через Полтаву". Вопрос: О чем предупреждал Наполеона русский генерал? На этом уроке я использую презентацию с моделированием объектов, что позволяет прямо на экране изобразить ход Полтавской битвы в «движении».

В 10 классе тема обобщающего урока "Петр I: революция или реформа", уже являлась проблемным заданием, а схемы, таблицы, графики, изображения, видео и звук, представленные в презентации, помогли учащимся по настоящему окунуться в эпоху Петра Великого.

На уроке в 11 классе я ставлю как общее проблемное задание ко всей теме, так и задание на определенном этапе урока. Например, на уроке о коллективизации, основным проблемным вопросом послужили слова П.А. Столыпина: "Когда мы пишем закон для всей страны, необходимо иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых. "С опорой на какие слои деревни проводилась коллективизация? Ответы на следующие задания можно было найти лишь после анализа документа или работы с тестом учебника. Например, "Существовала ли реальная кулатская угроза?", "Почему резервное

зерно, которое находилось в закромах государства не пошло на помощь голодающим?", "Почему запад предпочитал молчать о том, что происходило в СССР в 1933 году?". Таким образом, мною на уроке использовано не только проблемное изложение, но и частично-поисковый метод.

При подготовке к уроку в 9 классе «Германское нашествие: трагическое начало» для создания мультимедийного урока я использовала фрагменты текстов, рисунков, фотографий, видеозаписей из так называемой библиотеки электронных пособий. С начала я отбирала нужный материал, а затем производила монтаж в определенной последовательности с помощью программы Power Point..

Таким образом, используя различные методы проблемного обучения, я стараюсь активизировать мыслительную деятельность учащихся, способствую развитию творческих способностей, а также создаю условия для саморазвития школьников.

Широкие возможности интерактивного обучения и информационных технологий могут быть реализованы в результате групповой работы. Современные образовательные технологии в значительной мере основаны на организации групповой деятельности учащихся, а индивидуальное развитие школьников осуществляется во многом за счет внешней динамики групп.

Групповую работу на уроках я начинаю с фронтального опроса, в ходе которого я ставлю проблему и даю задание группам. Фронтальная постановка проблемы последующее расчленение темы, и разделение между группами задач создают в классе новую ситуацию: весь класс узнает о роли каждой группы. В результате, устанавливаются взаимные ожидания, а у групп и отдельных учащихся возникает чувство долга и ответственности перед классом. Затем группы отчитываются перед всем классом о своей работе. Их отчеты для остальных учащихся представляют собой новую информацию. Следовательно, от качества выполнения задания зависит то, на сколько хорошо другие группы и каждый ученик усвоят материал. Во время групповой работы на уроке я выполняю функции консультанта. Попеременное мое включение в деятельность групп позволяет ориентироваться в ходе мыслей каждого ученика и выявлять возникшие затруднения. Например, в 8 классе при изучении темы "Идеологические течения XIX в" 8 классе сформированы три группы, которые должны были ознакомиться с одним идеологическим  направлением, используя текст учебника и документы, а так же составленный план работы.

В ходе ознакомления ребята заполняют таблицу

Вопросы

Консерватизм

Либерализм

Социализм

1. Крупнейшие представители

2. Роль государства в

экономике

3. Решение социальных

проблем

4. Пределы индивидуальной

свободы

5. Методы осуществления

идеи

6. Интересы, каких слоев

общества выражали

После выступления каждой группы учащихся делали вывод, пытаясь дать четкое определение того или иного течения. Конечно, работа каждой группы контролируется и направляется учителем. Еще одним примером подобной групповой работы можно привести урок в 7 классе "Развитие науки в XVI-XVII bb." Здесь было сформировано 6 групп, которые работали с какой-либо отраслью научных знаний. При этом заполняя таблицу, каждая группа самостоятельно делала вывод. В конце обсуждения всех открытий ребята отвечали на проблемный вопрос, поставленный вначале урока: "Почему в начале нового времени резко усилился интерес человека к окружающему миру?" Групповая работа может быть организована и с опережающим творческим заданием. При формировании таких групп необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся. При подготовке к уроку  "Высокое Возрождение" группы ребят получили опережающее творческое задание, в котором они должны были осветить творчество одного из художников. В своем выступлении ребята использовали не только доклады, но и репродукции художников, видеоматериалы, но и создавали свои презентации. После выступления группы я задавала всему классу вопрос, с помощью которого можно было убедиться в усвоении темы. Например, после выступления ребят, которые рассказывали о творчестве Рафаэля, был поставлен вопрос: "В эпоху Возрождения гуманисты поднимали "вечные темы..." Как эти темы отражены в творчестве Рафаэля?"                                                                        Подводя итог урока, я спрашиваю: "Художников называют гениями. А каждый ли человек может им стать? И что для этого нужно?" Ответом на поставленный вопрос может послужить схема, которую составляют ребята:

Г        творчество

Е                                   знание

Н                                  трудолюбие

И                                  любовь к своему делу

Й                                  настойчивость

Для закрепления материала на таких уроках, каждая группа работает по своему варианту и своей программе. Одна или две садятся за компьютеры, а другая, менее подготовленная чаще всего работает со мной. (Затем происходит смена групп). 

В 11 классе в ходе изучения темы "Общественное движение в начале 20 века" класс был поделен на группы, которые должны изучить деятельность политических партий, при этом, самостоятельно работая с документами и текстом учебника, они отвечали на поставленные перед ними вопросы. Далее они должны были донести полученную информацию до остальных групп.

 В ходе организации такой работы учащиеся без труда самостоятельно распределяют между собой вопросы. Каждый член группы выполняет часть общего задания. После взаимного обмена информацией складывается коллективный результат, которым в той или иной мере владеют все члены группы и могут выступить с соответствующими сообщениями. В результате данной работы обеспечивается всеми учащимися усвоение программного материала. В условиях групповой работы возникает благоприятный для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность в своих способностях, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес. Таким образом, рационально организованная групповая работа не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.

Наряду с формированием знаний и специальных умений учащихся, развитием их интеллектуальных способностей и творческого потенциала, уровень развития общеучебных умений школьников - одна из составляющих конечного результата педагогических усилий каждого учителя. На своих уроках я предлагаю задания, которые позволяют сравнивать, анализировать, доказывать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Например, сравните экономическое развитие Англии и Франции в XIX в."; проанализируйте программные установки политических партий в России в начале XX в., используя документ, докажите, что ВКПО являлась стержнем тоталитарной системы; определите причины и последствия крестовых походов и т.д.

Для оптимального усвоения материала я составляю для ребят схемы, таблицы, диаграммы, нередко эту работу выполняют и сами учащиеся, оформляя все это в презентациях к уроку.

Большую роль в развитии общеучебных умений, на мой взгляд, оказывает работа с учебником. Учебник - это основной источник знаний по предмету, средство формирования умений и овладения приемами познавательной деятельности. Однако некоторые учащиеся считают, что понять текст учебника можно лишь после объяснения учителя. Это означает, что у них не сформирована привычка размышлять над материалом учебника, самостоятельно находить ответы, используя текст, иллюстрации, таблицы, карту и т.д. Работа с учебником ведется на каждом уроке. Предлагаю задания нарастающей трудности: пересказать прочитанный отрывок, найти ответ на поставленный вопрос, формулировка выводов, определение последствий, выделение главного, сравнение исторических явлений, анализ информации, помещенной в таблицах, картах. Работа с учебником необходима, когда объем учебного материала велик. В этом случае я какую-то его часть прорабатываю с ребятами на уроке. Организовываю работу с учебником и в том случае, когда текст сложен и требует разъяснения по частям.

В результате работы с учебником ребята учатся рационально планировать свою деятельность, логически осмысливать изучаемый материал. Каждый свой урок я стремлюсь сделать образовательно-ценным, занимательным, провожу их нестандартно: урок-игра, урок-путешествие, урок-зачет, урок-семинар, урок-портрет. Для развития образного мышления у младших школьников провожу конкурсы рисунков, сочинений от первого лица ("Я чемпион Олимпийских игр в Греции"), учащиеся среднего звена с удовольствием составляют тесты и кроссворды, ребята старших классов пишут рефераты, исследовательские работы, оказывают большую помощь в составлении презентаций к урокам, конкурсам, зачетам.

Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельности учащихся. Но для того, чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия. Одним из методов контроля и самоконтроля является тестирование. Чаще всего на своих уроках я использую компьютерный  контроль знаний, который по сравнению с традиционными методами имеет существенные преимущества: учитывается разная скорость работы учащихся, задания дифференцируются по степени трудности; повышается объективность оценки, ученик видит детальную картину собственных недоработок.

Понятно, что данная форма проверки по истории не может заменить все многообразие приемов и форм контроля знаний учащихся. Тем не менее, тестовые задания позволяют не только провести общий текущий контроль, выявить усвоение важнейших исторических понятий, дат и фактов, но и выполнить обучающие и корректирующие функции, а так же постепенно, последовательно и качественно готовить учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ. Использование тестов привносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает ученику самому оценить свои знания. Тесты я использую для закрепления нового материала, в качестве текущей или итоговой проверки знаний, для самопроверки. Это позволяет мне активизировать и разнообразить занятия, осуществить дифференцированный подход в обучении.

Виды и формы внеклассной работы по истории многообразны: конкурсы и викторины, игры и вечера. Тему и содержание выбирают сами ребята. Но наиболее привлекательны для них - вечера. Вечер - это школа нравственного воспитания, позволяющая каждому проявить свои творческие способности. Здесь рождается дружба, инициатива, чувство ответственности, самостоятельность мышления, умения сотрудничать. Мною были проведены музыкально-исторические композиции, КВН, театрализованные постановки и т.д.

IV. Методические рекомендации.

Правила организации интерактивного обучения на уроках.

  1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников занятия в процесс обучения.
  2. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. В связи с этим полезны разминки, постоянные поощрения учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.
  3. Учащихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.
  4. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы ученикам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
  5. Отнестись со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться заранее и стараться его не нарушать.
  6. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Как проектировать компьютерный урок

Сейчас издательства «С-1», «Кирилл и Мефодий» и др. выпускают различные мультимедийные программы, электронные учебники, репетиторы, хрестоматии, энциклопедии. Это хорошее подспорье в преподавании, но часто они не могут быть идеальным дополнением к текстовому школьному учебнику, так как не всегда с ним согласованы и требуют адаптации к школьным программам. Поэтому особенно интересны презентационные программы, компьютерные занятия, составленные преподавателем и не редко учениками.

Во-первых, они представляют правильное в методическом отношении изложение нового материала. Во-вторых, соблюдается строгая последовательность в изложении материала в соответствии с учебным планом. В-третьих, дидактический материал, используемый в собственных курсах, может быть максимально разнообразным и обновляться так часто, как это необходимо.

Для плана конкретного компьютерного урока необходимо:

 - составить временную структуру урока, наметить задачи и необходимые этапы для их достижения;

- из резервов компьютерного обеспечения отобрать наиболее эффективные средства, рассмотреть целесообразность их применения в сравнении с традиционными;

- отобранные материалы оценить во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм, учесть интерактивный характер материала; спланировать резерв времени;

- составить временную развертку (поминутный план) урока;

-  при недостатке компьютерного иллюстративного либо программного материала провести поиск в библиотеке, Интернет или составить авторскую программу;

          - из найденных материалов составить презентационную программу.

При презентации на большом экране можно соединять вместе карты и схемы, диаграммы и фотографии, фильмы и аудиозаписи-все это при необходимости снабдить подписями и комментариями, выделить шрифтом, цветом и светом наиболее важную информацию. А компьютерная «мышь» может использоваться как указка, обращающая внимание учеников на наиболее важные места на экране; планируя достижение определенных целей, предусматривает их поэтапную и результирующую диагностику. Использование компьютера дает возможность усилить и углубить контроль. Для этого применяется игровая программа или разрабатывается авторская, которые также включаются в презентационную программу.

Использование аудиовизуальных средств влияет на оценочно-мотивационную сферу личности. Если они используются очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие  и создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение. И наоборот, частое их использование приводит к потере у  учащихся интереса к ним.

Эффективность применения информационных технологий зависит также от этапа урока. Не следует использовать их более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Лучше всего использовать ИКТ в начале урока, атак же в интервалах между 15-й и 20-й , 30-й и 35-й минутами, что позволяет поддержать устойчивое внимание практически в течение всего урока. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может это исключить.

Периоды напряженного умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, релаксацией зрительного и слухового восприятия.

Использование информационных технологий при интерактивном обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактива снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Литература

  1. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии - М.Знание, 1995
  2. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии  М. "Народное образование", 2001
  3. Гурьев С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса (http://www: rusedu. inf)
  4. Козлова В.А. потрогать информатику руками.// информатика №6,2006
  5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005
  6. Селевко Г.К. Учитель проектирует компьютерный  урок. «Народное образование», №8, 2005
  7.  Шевченко Н.И. Нетрадиционные методы        преподавания истории в  старшей школе», «Преподавание истории в школе», №9, 2002

Кузнецова Наталья Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод обучения на уроках истории.

В статье рассказывается о практическом применении проектного метода обучения на итоговых уроках истории в 6 и 7 классе....

Применение метода проектов на уроках истории

В работе представлен опыт организации работы учащихся по реализации учебного проекта "Все для фронта.Все для победы! Книга памяти."...

Эффективность использования метода проектов на уроках истории

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на  формирование у них умений исследовательской деятельности.Наиболее эффективным в решение данной проблемы, на мой взгляд,...

Активные методы повторения на уроках истории

Когда я была начинающим учителем, то самым тяжёлым этапом урока для меня было повторение.  Статья рассказывает о том, как я справилась с этой проблемой....

"Метод проектирования на уроках истории"

«Метод проектирования на уроках истории»Содержание   Введение.Часть 1. Проектная деятельность на уроках истории.Часть 2. Виды проектов.Часть 3. Исследовательский проект по истории в 9 ...

Иновационные методы обучения на уроках истории

В работе представлен материал характеризующий подходы которые наиболее применимы в педагогическом развитиии, какие методы можно использовать на уроках истории....

Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания

Как сделать урок интресным? Как сделать так, чтобы на уроке работал каждый ученик?...