Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы
статья

Меньшикова Дарья Алексеевна

Выступление на городском семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod.docx23.81 КБ
Файл prezentatsiya_k_vystupleniyu.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы

     

Ключевой  элемент технологии системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Устаревшая формула «Прочти и перескажи» не работает.Теперь надо учить поиску информации, её использованию.

Предметы «Русский язык» и «Литература» - благодатная почва для реализации системно-деятельностного подхода.

Я проанализировала современную систему деятельности учащихся и учителя теоретически и классифицировала приемы системно-деятельностного подхода, которые я применяю на уроках русского языка и литературы.

Система деятельности учащихся и учителя

Приемы на уроках (этапы урока)

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Поисковый

Определение темы.выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп.

Уточняют информацию. Обсуждают задание.

Выявляют проблему.

Мотивируем учащихся. Объясняет цели Наблюдает

2. Конструктивный

Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез.

Вдвигают гипотезы.

Формируют задачи.

Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.

3. Технологический

Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу.

Работают с информацией. Синтезируют и анализируют идеи. Проводят исследование.

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо).

4. Проектный

Представление результатов проектирования. Оценка результатов.

Защищают в коллективной оценке результатов деятельности.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.

Поисковый прием:

В 5 классе при изучении народных сказок на доске записаны слова: «Сказка – ложь, да в ней намек…». Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему сказку называют ложью?». Пятиклассники приводят примеры волшебства в сказке, называют чудесных помощников. Возникает спор о победе добра над злом, высказываются разные точки зрения на этот счет. После размышлений о добре и зле ученики самостоятельно определяют цель урока, прочитав вновь слова, записанные на доске, и теперь уже внимание обращается на другое ключевое слово «намек».

Эффективна и интересна работа над изучением басен, когда учащиеся сами анализируют пороки человека, которые аллегорически представлены в басне, размышляют, как с ними бороться. Домашнее задание альтернативное: 1) либо самостоятельно выбрать басню вне изучения школьной программы,  проанализировать ее; 2) либо сочинение басни.

Конструктивный прием: Родной человек… Такие слова написаны на доске при изучении стихотворенияА.С.Пушкина «Няне». Также приведен фрагмент письма Арины Родионовны Пушкину. Первый вопрос на уроке: «Кого мы считаем родным человеком?» заставляет задуматься всех учащихся, никого не оставляет равнодушным. От собственного понимания слова «родной» ученики переходят к осознанию «родные А.С.Пушкина», пониманию стихотворения «Няне».

При изучении литературного произведения также важны конструктивные вопросы: Объясните, почему…      В чем смысл…?   Согласны ли вы с утверждением, что…?

Оцените проблему…   Что, на ваш взгляд, является причиной…?

Выскажите свое мнение…   Сформулируйте и запишите…

Технологический приемуместен также на уроках литературы, например:

  1. Создание дневниковых записей лирического героя, которые отражают его, чувства, объяснение поступков.
  2. Составление паспорта, досье героя.
  3.  Самостоятельное изучение исторической основы произведения.
  4.  Сравнительный анализ художественных произведений, выделение общих композиционных, стилистических черт и т.д.
  5.  Составление проблемных вопросов по тексту произведения.
  6. «Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания (в центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия).

Проектная и исследовательская деятельность  обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.  Темы проектов учащиеся формулируют сами (под руководством учителя), или выбирают из предложенных.

Также данные приемы можно выделить как этапы одного урока.

Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта учащихся способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и выходу на постановку целей. Так при изучении темы "Чередование гласных в корне –гор-, -гар- перед учащимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются слова: гора, пригорок, горный, горе, загорать. Таким образом, они приходят к выводу, что первые три слова однокоренные, а последнее с омонимичным корнем. Также можно предоставить группу слов с корнем –гар- и группу с корнем –гор-. Ребята изучают закономерность и самостоятельно делают вывод о правописании данных корней.

Подобную работу можно проводить, изучая многие орфограммы, например, правописание е-и в суффиксах существительных -ек, -ик, также более сложные темы: не с разными частями речи, н и нн в суффиксах прилагательных и причастий.  

У 90% учащихся есть справочник по русскому языку. После самостоятельного исследования нового правила, ребята приступают к поиску информации в справочнике, причем раздел, формулировку орфограммы в содержании они также  ищут сами, затем сравнивают объяснение правила с собственной гипотезой.  

Высокий результат понимания темы, в данном случае орфографического правила, приносит составление алгоритма. Алгоритм составляется после осмысления орфограммы, учитель лишь направляет, правильно формулируя вопросы или этапы.

Эффективна работа классификации слов по орфограммам или подбор слов на определенную орфограмму. В помощь ребятам учебник литературы, который также предоставляет огромный ресурс для самостоятельного поиска примеров при изучении пунктуационных норм: выписать сложные предложения, с однородными членами, предложения с прямой речью, с обращением и т.д.

Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился».

Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.   

Данный прием уместенпри изучении в седьмом классе орфограмм «Не с причастиями», «Не с наречиями на -о, -е», когда ребятам  знакомо правило «Не с прилагательными», и они могут оттолкнуться от  известного им материала.

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», можно предложить  ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

Проанализировав системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы, я пришла к выводу, что это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

Система деятельности учащихся и учителя Приемы (этапы) Задачи Деятельность учащихся Деятельность учителя 1. Поисковый 1.Определение темы. 2. В ыявление одной или нескольких проблем. 3.Выбор рабочих групп. 1.Уточняют информацию . 2.Обсуждают задание. 3.Выявляют проблему. 1.Мотивируем учащихся. 2.Объясняет цели . 3.Наблюдает. 2. Конструктивный 1.Анализ проблемы. 2.Выдвижение гипотез. 3.Обоснование каждой из гипотез. 1.Выдвигают гипотезы. 2.Формулируют задачи. 1.Помогает в анализе и синтезе. 2.Наблюдает . 3. Технологический 1.Поиск необходимой информации, которая подтверждает или опровергает гипотезу. 1.Работают с информацией. 2.Синтезируют и анализируют идеи. 3.Проводят исследование. 1.Наблюдает . 2.Направляет процесс анализа (если это необходимо). 4. Проектный 1.Представление результатов проектирования. 2.Оценка результатов. 1.Защищают в коллективной оценке результатов деятельности. 1.Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.

Слайд 3

«Сказка – ложь, да в ней намек…». Почему сказку называют ложью?

Слайд 4

Родной человек…

Слайд 5

Кого мы считаем родным человеком? Родные Пушкина

Слайд 6

Объясните, почему… В чем смысл…? Согласны ли вы с утверждением, что…? Оцените проблему… Что, на ваш взгляд, является причиной…? Выскажите свое мнение… Сформулируйте и запишите…

Слайд 7

«Паспорт» героя Имя литературного героя________________ Место жительства______________________ Время, в которое жил герой_______________ Образование __________________________ Род занятий __________________________ Портрет_____________________________ Черты характера ______________________ Привычки, увлечения___________________ Интересные факты о личности литературного героя____ Мое отношение к герою____________________________

Слайд 12

Гора, горный пригорок загорать горе

Слайд 13

БУКВЫ О – А В КОРНЯХ ГОР – ГАР Г О РЕЛЫЙ УГ А Р Г О РЕТЬ ОГ А РОК ЗАГ О РАТЬ ЗАГ А Р

Слайд 19

Знаю Хочу узнать Узнал Научился


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы

ldquo;Проблемалы укыту” Чыгыш   “Балаларыгызны үзегезнең заманыгыздан башка заман өчен укытыгыз,чөнки алар сезнең заманыгыздан башка бер заманда яшәү өчен дөньяг...

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы

В этой статье говорится о системно-деятельностном подходе на уроках русского языка и литературы...

Методический семинар "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы

Методический семинар "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»

Цель самообразования: Освоить новые формы и методы работы, способствующие формированию гражданина - члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом,...