Применение технологии сотрудничества
статья

Ермилова Валентина Борисовна

Сотрудничество не отменяет управления со стороны педагога, но оно делает его иным: одностороннее управление как взаимодействие воспитателя на ребенка сменяется взаимным воздействием, при котором управляет не только воспитатель, но и ребенок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_tehnologii_sotrudnichestva.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской   области  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей     «Преображение»

       

        Применение технологии сотрудничества

                                                    Составила : Ермилова В.Б. –  воспитатель

Сотрудничество – стремление  человека к согласованной, слаженной работе с людьми, психологическое равноправие, открытость, уважительное  отношение к различиям во  мнениях  и подходах в решении различных проблем .

Умение договариваться, понимать собеседника, находить компромисс в различных ситуациях  являются важным элементом для гармоничного развития отношений.

Проблемы  педагогики сотрудничества  затрагивались в работах  таких педагогов  и  психологов, как Ш. А Амонашвили, В. В. Давыдов, А. В. Петровский, Л. С. Выгодский.

Сотрудничество не отменяет управления со стороны педагога, но оно делает его иным: одностороннее управление как взаимодействие воспитателя на ребенка сменяется взаимным воздействием, при котором управляет не только воспитатель, но и ребенок.

Технология развития сотрудничества  – это трёхэтапное решение  задач взаимодействия педагога и детей.

Целью использования технологии сотрудничества является:

- обеспечение комфортных и безопасных условий развития личности ребенка;

- реализация ее природных потенциалов;

- приоритет личностных отношений;

- индивидуальный подход к воспитанникам.

1 этап: Необходимо сосредоточить внимание на обогащении представлений  о сверстнике как о партнёре по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов , поддержания желания и интересе в сотрудничестве . Нужно развивать у детей отдельные умения, необходимые для осуществления сотрудничества в совместной деятельности на занятиях.

Я проводила с детьми беседы по обогащению, уточнению правил сотрудничества и дружбы (серия бесед с использованием литературных произведений, из личного опыта); демонстрацию образцов поведения и действий с использованием игровых персонажей; непосредственно  включалась сама в процесс общения и совместных действий . Занятие «Мы все такие разные», Презентация-обсуждение «Реальный путь создания семьи»

2 этап: Осмысление предстоящих моделей сотрудничества.

После принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок  выполняет свою часть общей работы индивидуально. Эта часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в её начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты. («Изготовление книги» - рисование страниц) .

Совместно-последовательная модель сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого. Занятие «О какой семье я мечтаю» совместно с детьми из других семей; воспитательные мероприятия «Наша дружная семья», «Былинные герои».

Совместно-взаимодействующая модель сотрудничества предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки , итогового результата. На занятии сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие  для достижения общего результата. (Подготовка к тетрализации: костюмы, декорации, роли). Проводила занятие «Там на неведомых дорожках» с детьми семей «Калейдоскоп», «Непоседы», «Радуга»,  КВН «Великий и могучий русский язык», семейный час «Я выбираю жизнь».

3 этап: Сотрудничество связано с предоставлением детям разнообразного содержания ситуаций для максимального проявления деловых качеств в совместной деятельности и расширения возможностей самостоятельности при решении образовательных задач.

 Диспут «Поговорим о добре и зле»,  дискуссия «Деньги - это счастье?!»

Технология сотрудничества осуществляется в:

- совместной деятельности с детьми, проявляется как равенство в отношениях педагога с воспитанником, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый – ребенок»;

- совместных играх;

- совместном изготовлении пособий, подарков к праздникам;

- совместной творческой деятельности (игры, труд, досуги, развлечения);

- индивидуально-подгрупповой работе.

Результат:

- Формирование более глубоких, разносторонних знаний, коммуникативных навыков.

- Расширение, обобщение, систематизация знаний и навыков в поведении детей.

- Положительная динамика результатов усвоения программного материала.

- Освоение опыта сотрудничества развивает способности воспитанников  к согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и коррекции действий, умению понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать.

При этом у воспитанников  формируется  социальная чуткость.

Всё это в дальнейшем поможет психологически грамотно строить своё взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

В своей работе  я  уделяю много времени  подготовке образовательных занятий, соблюдению режима дня, созданию пространственно-развивающей среды, познавательной деятельности. Но я думаю, что в семье - где собранно   дети с разными характерами, темпераментами, очень важно наладить хорошие взаимоотношения между воспитанниками и педагогом. Благодаря активному использованию технологии сотрудничества в своей работе, мне удается создать в семье  благоприятные условия для пребывания в ней детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ опыта работы по теме Применение технологии сотрудничества на уроках русского языка

Презентация по теме Применение технологии сотрудничества на уроках русского языка....

Применение технологии сотрудничества на уроках

Дети учатся вместе работать, учиться, творить, быть готовыми придти друг другу на помощь....

Разработка урока на тему «The easy way to keep fit» в 7 классе с применением технологии сотрудничества и здоровьесбережения

воспитание ответственного отношения к здоровью, полезных привычек питания; совершенствование умений взаимодействия друг с другом, сотрудничества, воспитание культуры общения и поведения в группе...

Применение технологии сотрудничества на уроках английского языка

В Данной статье вы надете способы применения технологии сотрудничества на уроках английского языка...

Презентация мастер-класса: "Применение технологии сотрудничества в работе с одаренными детьми в рамках учебного занятия"

В презентации подробно представлено мое выступление на городском едином методическом дне по теме Научно-методическое сопровождение педагогов при организации работы с одаренными детьми в условиях реали...

Урок английского языка в 10 классе (по УМК Биболетовой М.З. “Enjoy English”) с применением технологии сотрудничества

Знакомство с системой образования в Древней Греции и в школах в начале 20 века...