Программа «Технологии здоровьесбережения как повышение условий эффективности урока математики»
рабочая программа

       Сохранение здоровья учащихся является на сегодняшний день целью деятельности образовательного учреждения, условием и средством повышения качества образовательных результатов, а также – показателем качества образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovesberezheniya.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Открытая (сменная) общеобразовательная школа»

Программа    

«Технологии  здоровьесбережения  как повышение условий эффективности урока математики»

Учитель:     Щербакова А. В.

г. Рославль 2016

Цель программы:

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Предмет: Создание условий для реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.

Гипотеза: Реализация здоровьесберегающих технологий в  образовательном учреждении становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса, если:

  • учитываются состояние здоровья ребенка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств обучения;
  • ведется структурирование занятия в зависимости от уровня умственной работоспособности воспитанников;
  • используются здоровьесберегающие элементы для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма ребенка.

Задачи:

  • воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;
  • показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку;
  •  использовать современные прогрессивные методы и приемы обучения;
  • разработать методическое обеспечение процесса обучения математике на основе принципов здоровьесбережения;
  • активизировать  познавательные  способности учащихся, направленные на повышение качества обучения через внедрение в учебный процесс  элементов здоровьесберегающих технологий, предотвращающих утомление школьников;
  • провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации программы.

Путь к внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в современных школах лежит через:

  • создание условий для благоприятного роста и развития учащихся в школе, укрепление материально-технической базы;
  • уменьшение недельной нагрузки;
  • совершенствование содержания учебных программ и учебников;
  • создание комфортной атмосферы во взаимоотношениях с педагогами и обучающимися в учебно-воспитательном процессе;
  • организацию учебных занятий, перемен, внеклассных мероприятий, использующих здоровьесберегающие упражнения;
  • качественную организацию системы медицинского обслуживания, комплексного оздоровления детей.

        Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Оздоровление ребёнка должно идти параллельно с обучением и формировать, в первую очередь, соответствующую мотивацию. Главное условие мотивации на здоровье и здоровый образ жизни – это регулярное воспитание с раннего детского возраста соответствующей культуры здоровья: физической, физиологической, психологической, интеллектуальной.
       Сохранение здоровья учащихся является на сегодняшний день целью деятельности образовательного учреждения, условием и средством повышения качества образовательных результатов, а также – показателем качества образовательного процесса

От учителя – основной фигуры педагогического процесса – в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда. На уроках и во внеурочной работе учитель решает три группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие, – фиксируя своё внимание не только на учащихся, но и на условиях проведения занятий.

Главный объект внимания учителя – его ученики. Для учителя важно психофизиологическое состояние школьников и всё, что так или иначе связано с влиянием на их здоровье.

Учителю в организации и проведении  урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

5) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

6) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

7) место и длительность применения ИКТ (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по одной минутке из трёх легких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

1) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

2) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

3) темп и особенности окончания урока:

  • быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
  • спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
  • задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз (физкультминуток) на каждом уроке. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в тему урока.

Пример: при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево.

Пример: очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется упражнение “Буратино”.

8 класс, геометрия. После введения нового понятия, например, параллелограмм, хорового прочтения этого термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос вырос, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. Многие ребята легко отвлекаются.

Оздоровительные моменты на уроке:

  • физкультминутки, динамические паузы;
  • минутки релаксации;
  • дыхательная гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • массаж активных точек;
  • речевая гимнастика.

В практической деятельности учителя математики полезно применять  элементы хромотерапии. С этой целью на уроке используются карточки, таблицы, изображение  на компьютере фигур определенного цвета. Это влияет на физическое и психическое состояние: синий цвет снимает головную боль, красный – повышает работоспособность, желтый – улучшает настроение, зеленый цвет используют для коррекции зрения. В зависимости от этапа урока  можно добиться следующих результатов: расслабления после интенсивной работы или  повышения работоспособности.

           Учитель математики должен подобрать материал для уроков математики и внеурочных математических мероприятий, применение которого способствует улучшению здоровья учащихся. Уроки математики и внеурочные мероприятия по математике могут способствовать улучшению здоровья учащихся при включении в содержание учебного материала сведений из гигиены, анатомии, медицины, ОБЖ и др. и организации уроков (мероприятий) с учетом факторов, влияющих на здоровье детей.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках математики рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.

Пример №1:  на уроках алгебры в 7 классе при решении задач методом  составления уравнений можно рассмотреть такую: “В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?”

Ответ: 7, 12,5,5, 5.

Пример №2:  При изучении системы линейных уравнений (алгебра, 7 класс) можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:

1. Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.

Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг.

Дефицит витамина В1 может привести к болезни "бери-бери", которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки. 

2. Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.

Ответ: 8 мг, 5 мг.

Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина – переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.

Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, вред курения можно показать, решая следующие задачи:

1. Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа.
Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.

Ответ: 12 и 6.

2. Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины.

Ответ: 20 и 62.

В Японии средняя продолжительность жизни мужчин составляет 78 лет.

Я предполагаю, что внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках математики  будет способствовать повышению учебной мотивации, снижению утомляемости и школьной тревожности для более успешного обучения, позволит сохранить и укрепить здоровье наших детей.

В заключениe хочется ещё раз сказать: “Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером и просто любите их”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность урока математики в условиях современной школы

     Перед современной школой поставлены требования  о повышении качества образования и воспитания, обеспечения более высокого научного уровня преподавания математики....

Доклад "Технологии здоровьесбережения как условие повышения эффективности урока математики"

В данном докладе рассматривается, что   в процессе обучения школьников необходимо обратить внимание на  две серьёзнейшие проблемы – необходимость всестороннего развития  воспитанников и...

Педагогический проект "Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач"

Проект «Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач» направлен на решение проблемы реализации новых образовательных стандартов средствами системно – деятельностного подх...

статья "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Наверное,  каждый учитель, готовясь к уроку, ставит перед собой вопросы, на которые всю свою педагогическую жизнь ищет ответы: как вызвать интерес к учебе, повысить мотивацию к учению, добиться а...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий....

Эффективность урока математики как условие повышения качества образования

Мы постоянно задаем себе вопросы: что мы знаем об уроке, каким должен быть эффективный урок, каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя объединяются, как в эффективном уроке соединяютс...

Эффективность урока математики как условие повышения качества образования (доклад)

Эффективность урока математики как условие повышения качества образования...