Программа «Технологии здоровьесбережения как повышение условий эффективности урока математики»
рабочая программа
Сохранение здоровья учащихся является на сегодняшний день целью деятельности образовательного учреждения, условием и средством повышения качества образовательных результатов, а также – показателем качества образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovesberezheniya.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа»
Программа
«Технологии здоровьесбережения как повышение условий эффективности урока математики»
Учитель: Щербакова А. В.
г. Рославль 2016
Цель программы:
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Предмет: Создание условий для реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.
Гипотеза: Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса, если:
- учитываются состояние здоровья ребенка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств обучения;
- ведется структурирование занятия в зависимости от уровня умственной работоспособности воспитанников;
- используются здоровьесберегающие элементы для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма ребенка.
Задачи:
- воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;
- показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку;
- использовать современные прогрессивные методы и приемы обучения;
- разработать методическое обеспечение процесса обучения математике на основе принципов здоровьесбережения;
- активизировать познавательные способности учащихся, направленные на повышение качества обучения через внедрение в учебный процесс элементов здоровьесберегающих технологий, предотвращающих утомление школьников;
- провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации программы.
Путь к внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в современных школах лежит через:
- создание условий для благоприятного роста и развития учащихся в школе, укрепление материально-технической базы;
- уменьшение недельной нагрузки;
- совершенствование содержания учебных программ и учебников;
- создание комфортной атмосферы во взаимоотношениях с педагогами и обучающимися в учебно-воспитательном процессе;
- организацию учебных занятий, перемен, внеклассных мероприятий, использующих здоровьесберегающие упражнения;
- качественную организацию системы медицинского обслуживания, комплексного оздоровления детей.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Оздоровление ребёнка должно идти параллельно с обучением и формировать, в первую очередь, соответствующую мотивацию. Главное условие мотивации на здоровье и здоровый образ жизни – это регулярное воспитание с раннего детского возраста соответствующей культуры здоровья: физической, физиологической, психологической, интеллектуальной.
Сохранение здоровья учащихся является на сегодняшний день целью деятельности образовательного учреждения, условием и средством повышения качества образовательных результатов, а также – показателем качества образовательного процесса
От учителя – основной фигуры педагогического процесса – в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда. На уроках и во внеурочной работе учитель решает три группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие, – фиксируя своё внимание не только на учащихся, но и на условиях проведения занятий.
Главный объект внимания учителя – его ученики. Для учителя важно психофизиологическое состояние школьников и всё, что так или иначе связано с влиянием на их здоровье.
Учителю в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
5) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
6) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
7) место и длительность применения ИКТ (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по одной минутке из трёх легких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения;
10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
1) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
2) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
3) темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз (физкультминуток) на каждом уроке. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в тему урока.
Пример: при изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево.
Пример: очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется упражнение “Буратино”.
8 класс, геометрия. После введения нового понятия, например, параллелограмм, хорового прочтения этого термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос вырос, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. Многие ребята легко отвлекаются.
Оздоровительные моменты на уроке:
- физкультминутки, динамические паузы;
- минутки релаксации;
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- массаж активных точек;
- речевая гимнастика.
В практической деятельности учителя математики полезно применять элементы хромотерапии. С этой целью на уроке используются карточки, таблицы, изображение на компьютере фигур определенного цвета. Это влияет на физическое и психическое состояние: синий цвет снимает головную боль, красный – повышает работоспособность, желтый – улучшает настроение, зеленый цвет используют для коррекции зрения. В зависимости от этапа урока можно добиться следующих результатов: расслабления после интенсивной работы или повышения работоспособности.
Учитель математики должен подобрать материал для уроков математики и внеурочных математических мероприятий, применение которого способствует улучшению здоровья учащихся. Уроки математики и внеурочные мероприятия по математике могут способствовать улучшению здоровья учащихся при включении в содержание учебного материала сведений из гигиены, анатомии, медицины, ОБЖ и др. и организации уроков (мероприятий) с учетом факторов, влияющих на здоровье детей.
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках математики рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.
Пример №1: на уроках алгебры в 7 классе при решении задач методом составления уравнений можно рассмотреть такую: “В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?”
Ответ: 7, 12,5,5, 5.
Пример №2: При изучении системы линейных уравнений (алгебра, 7 класс) можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:
1. Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.
Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг.
Дефицит витамина В1 может привести к болезни "бери-бери", которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки.
2. Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.
Ответ: 8 мг, 5 мг.
Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина – переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.
Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, вред курения можно показать, решая следующие задачи:
1. Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа.
Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.
Ответ: 12 и 6.
2. Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины.
Ответ: 20 и 62.
В Японии средняя продолжительность жизни мужчин составляет 78 лет.
Я предполагаю, что внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках математики будет способствовать повышению учебной мотивации, снижению утомляемости и школьной тревожности для более успешного обучения, позволит сохранить и укрепить здоровье наших детей.
В заключениe хочется ещё раз сказать: “Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером и просто любите их”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность урока математики в условиях современной школы
Перед современной школой поставлены требования о повышении качества образования и воспитания, обеспечения более высокого научного уровня преподавания математики....
Доклад "Технологии здоровьесбережения как условие повышения эффективности урока математики"
В данном докладе рассматривается, что в процессе обучения школьников необходимо обратить внимание на две серьёзнейшие проблемы – необходимость всестороннего развития воспитанников и...
Педагогический проект "Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач"
Проект «Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач» направлен на решение проблемы реализации новых образовательных стандартов средствами системно – деятельностного подх...
статья "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА МАТЕМАТИКИ
Наверное, каждый учитель, готовясь к уроку, ставит перед собой вопросы, на которые всю свою педагогическую жизнь ищет ответы: как вызвать интерес к учебе, повысить мотивацию к учению, добиться а...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА МАТЕМАТИКИ
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий....
Эффективность урока математики как условие повышения качества образования
Мы постоянно задаем себе вопросы: что мы знаем об уроке, каким должен быть эффективный урок, каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя объединяются, как в эффективном уроке соединяютс...
Эффективность урока математики как условие повышения качества образования (доклад)
Эффективность урока математики как условие повышения качества образования...