статья "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА МАТЕМАТИКИ
статья по алгебре на тему

Иванова Наталья Юрьевна

Наверное,  каждый учитель, готовясь к уроку, ставит перед собой вопросы, на которые всю свою педагогическую жизнь ищет ответы: как вызвать интерес к учебе, повысить мотивацию к учению, добиться активности на уроке, обеспечить максимальное усвоение материала, как работать одновременно со всеми и каждым? Очевидно, что использовать в обучении только традиционные методы недостаточно - нужны современные образовательные технологии. А как бы вы отнеслись к тому, что каждый традиционно методически  разработанный   урок представлен с помощью современных технологий?  Дети – очень хорошо! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИКТ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Иванова Наталья Юрьевна (nispnu@mail.ru)

Государственное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №585 (ГБОУ СОШ №585), Санкт-Петербург.

Аннотация

«Детская природа ясно требует наглядности…»  К.Д. Ушинский

Наверное,  каждый учитель, готовясь к уроку, ставит перед собой вопросы, на которые всю свою педагогическую жизнь ищет ответы: как вызвать интерес к учебе, повысить мотивацию к учению, добиться активности на уроке, обеспечить максимальное усвоение материала, как работать одновременно со всеми и каждым? Очевидно, что использовать в обучении только традиционные методы недостаточно - нужны современные образовательные технологии. А как бы вы отнеслись к тому, что каждый традиционно методически  разработанный   урок представлен с помощью современных технологий?  Дети – очень хорошо!

Тезисы

 «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их налету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... »  К.Д. Ушинский

Большинство наших школ являются общеобразовательными  (моя школа не является исключением), то есть, образование дают общее, а чтобы оно не стало «средним», современный учитель должен задумываться о способах, методах, средствах и технологиях подачи материала. Современные дети, в отличие от большинства  своих педагогов,  воспитываются  в другом информационном пространстве - компьютер на завтрак, обед и ужин, Интернет с пеленок, кино, видео.  Школа может, если захочет, сломать стереотип ребенка о том, что «компьютер»  это только развлечение, а ведь «компьютер» - это,  прежде всего,  способ и возможность подачи и получения информации в различном виде.

Мультимедийный урок является современным средством подачи информации.

Одним из очевидных достоинств такого урока является усиление визуализации подаваемого материала.

Для чего предназначен мультимедийный урок?

Для изучения нового материала, предъявления новой информации.

Для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков.

Для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков.

Для обобщения,  систематизации знаний.

Для привлечения не адаптированных к учебе в большом коллективе детей.

Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор традиционных таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности.

Практически в каждой школе есть ученики с пониженным темпом усвоения материала, отсутствием внимания, плохими социальными условиями дома, где нет возможности качественно подготовиться к уроку. Если такой ребенок еще вдобавок  и визуал,  он не в состоянии воспринимать информацию только на слух. Когда учителю достается класс, в котором есть такие дети, ему остается или выступать в качестве артиста или использовать  новые современные способы подачи материала. Мне хочется поделиться с коллегами своим опытом решения именно этой проблемы.

Анализируя причины потери времени на организацию учебной деятельности, задумываешься о рациональном сочетании традиционных и современных подходах к обучению.

Для усиления эффективности урока необходимо продумать последовательность изображений, учитывать узнаваемость, приемлемость, привлекательность, динамику предъявления информации.

Продолжительность демонстрации должно быть оптимальным и соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Можно вспомнить традиционные уроки, когда учитель закрывал подготовленные наглядные пособия, чтобы предъявить их в необходимый момент. Это было неудобно, отнимало время, терялся темп. Средства мультимедиа предоставляют учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим. Наиболее приемлемой формой подачи материала я считаю компьютерные презентации в  Power Point, а для контроля качества знаний тестовые задания составленные средствами интернета таких например как uztest.ru, что подготавливает детей к сдаче экзаменов в формате  ОГЭ и ЕГЭ.

После составления плана урока на бумаге я перевожу некоторые фрагменты урока в формат презентации. Однако при использовании компьютерных технологий  не нужно забывать о сохранении темпа урока. Каждый слайд должен быть уместен по времени, для обеспечения обратной связи с учащимися. То есть презентация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера.  

 Задания  к каждому уроку я готовлю по мере прохождения программы, что позволяет учитывать степень усвоения учебного материала по предмету. При разработке  структуры слайдов всегда учитываю возможность и необходимость быстрой корректировки исходных данных, что позволяет быстро составлять достаточное количество разнообразных примеров и задач. Стараюсь не использовать излишнюю анимацию, не пренебрегать эргономическими рекомендациями психологов  об оптимальном количестве цветов на экране. В то же время, важно первым слайдом презентации заинтересовать детей, что позволяет удерживать внимание  и интерес на протяжении всего урока.  

В презентациях представлен  разнообразный устный счет, проверка домашнего задания, подача нового материала (на экране появляются определения,  термины, ключевые фразы, анимированные задачи, анимированные примеры), наглядное представление доказательств теорем, решение задач на готовых чертежах, отработка умений и навыков, подведение итогов. 

Я использую компьютер на уроке потому, что это нравится моим ученикам и мне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность урока математики в условиях современной школы

     Перед современной школой поставлены требования  о повышении качества образования и воспитания, обеспечения более высокого научного уровня преподавания математики....

Доклад "Технологии здоровьесбережения как условие повышения эффективности урока математики"

В данном докладе рассматривается, что   в процессе обучения школьников необходимо обратить внимание на  две серьёзнейшие проблемы – необходимость всестороннего развития  воспитанников и...

Педагогический проект "Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач"

Проект «Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач» направлен на решение проблемы реализации новых образовательных стандартов средствами системно – деятельностного подх...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий....

Эффективность урока математики как условие повышения качества образования

Мы постоянно задаем себе вопросы: что мы знаем об уроке, каким должен быть эффективный урок, каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя объединяются, как в эффективном уроке соединяютс...

Программа «Технологии здоровьесбережения как повышение условий эффективности урока математики»

     Сохранение здоровья учащихся является на сегодняшний день целью деятельности образовательного учреждения, условием и средством повышения качества образовательных результатов...