Главные вкладки

    Эссе "Я-учитель"
    статья

    Мусайбекова Ботагоз Давлетбековна

    Данное эссе написано мною для участие в конкурсе "Учитель года 2020"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon esse.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эссе

           «…Учитель - перед именем  твоим  , позволь смиренно приклонить колени …» Я –учитель, я горжусь  тем, что ношу –это высокое звание . Учитель  - это прежде всего человек, который отдает ; знания, тепло души и сердца, человек , который живет для других , и который делает ,этих маленьких  граждан ,людьми образованными, честными , справедливыми  . Учитель- это прежде всего, человек, который учит милосердию . Ведь придя в школу ,ребенок  получает, не только определенный задел знаний , но и основы морали : любовь к ближнему, братьям нашим  меньшим –животным, учится  уважать старость, и ценить дружбу .  

    Я потомственный учитель, мой дедушка и бабушка ,папа и мама – учителя. Я с детства  видела, какой это труд. Мой папа, Мусайбеков  Давлетбек  Жунусович ,  учитель  русского языка и литературы , мама,  Алма Сурашевна  учитель  истории. Я и мои братья, и сестренка, росли в атмосфере книг, тетрадок, шахмат. С детства, я помогала родителям  в их творческих задумках и мероприятиях, какие интересные, музыкальные спектакли  ставил мой папа, у него был прекрасный  баритональный дискант ,как он исполнял русские народные, украинские, казахские  песни. Он играл практически на всех струнных инструментах, а мама, волшебная фея во всех спектаклях, школьной самодеятельности. Я, часто вспоминаю спектакль «Снежная королева»:  мама – королева, маленький братик Даурен – Кай, а я Герда. Сама подготовка к спектаклю – это уже праздник, мы ребятишки, учили роли, наши родители, помогали нам с костюмами, царила атмосфера творчества, из школы не хотелось уходить, мы жили жизнью школы, а учителя не считаясь, со временем, домашними делами –всегда были с нами. Папа, помимо самодеятельности, ввел шахматный кружок, и плоды его труда, сказываются по сей день. Н-Троицк, без преувеличения, шахматная столица, нашего района, сейчас, мой брат  Даурен Давлетбекович, продолжает дело отца, пропагандирует  и развивает шахматы. Всегда примером для меня были  мои учителя: Василькова Надежда Максимовна,  учитель математики, какие же яркие, насыщенные уроки проводила  Надежда Максимовна. Математику, в нашем классе любили все, всегда, что – то новое, необычное. Я помню, ее ровный, мягкий голос, её руки теплые и нежные, часто, в знак поощрения, она просто гладила по голове, и эта теплота  учительского сердца входила в нас. Надежда Максимовна,  в первую очередь видела в нас личности ,со своим характером ,порой норовистым ,непослушным , но всегда она находила ту нотку, которая позволяла ей раскрыть ученика  ,будь это хоть личная беседа ,или  сложное уравнение . Она ,всегда, старалась  объяснить так ,чтобы ребенку было интересно, у неё на уроках царила атмосфера творчества , она впервые ввела ,такое понятие ,как математическая взаимопомощь ,сильный ученик, помогал более слабому ,и это не банальное ,дай списать  . Сильный ученик ,брал шефство , таких групп в классе было 5-6 ,и если ,что-то не ясно, то обращались ни к учителю, а к товарищу по парте , а если и товарищ не мог помочь ,тогда Надежда Максимовна вызывала к доске ,и мы все искали ошибки в той задачи ,или уравнении. Надежда Максимовна  – нас с детства приучала к взаимопомощи, учила анализировать, не боятся  ошибиться , искать новое.

    Я сейчас, практически без словаря читаю, говорю и пишу на немецком  языке, и в этом заслуга моих  учителей : Епанчинцевой Тамара Михайловна и Ракович Галина Александровна. Язык Гете и Шиллера ,нельзя назвать красивым и мелодичным, это не французский ,с его романтическими нотками ,не итальянский- с бушующими страстями ,ни русский  ,с его лиризмом, напевностью . Немецкий язык- это язык банкиров ,деловых людей, он очень лаконичный,  строгий . От учителя требуется ,огромное умение ,чтобы заинтересовать ребенка,  чтобы он полюбил этот язык. Уроки Тамары Михайловны и Галины Александровны ,всегда были насыщенны средствами ТСО ( грампластинки  ,кассеты ,фильмы ,на кинопроекторе «Сибирь») ,нас знакомили с культурой страны ,музыкой, танцами . мы даже ездили в Марьяновкий район ,в немецкую деревню ,нам показывали быт людей, язык ,которых мы изучали . Мы переписывались со сверстниками с ГДР ,обсуждали письма, писали ответы всем классом . Нас учили  дружбе ,уважению . У нас был случай ,после школы, мой одноклассник служил в Германии ,он запомнил адрес ,кому писал в детстве ,оказалось ,что его часть находится в том же городке ,где живет этот парень, он написал ему из части ,и они встретились . Уроки этих замечательных педагогов ,пример моих родителей ,и послужили той отправной точкой в выборе моей профессии .Да ,профессия учитель тяжела ,ты в ответе за то , чему ты учишь. На своих уроках ,я стараюсь ,прежде всего увлечь ребенка ,заинтересованный ребенок ,сам захочет учиться  . Стараюсь привить любовь  к чтению ,в век гаджетов ,очень трудно увлечь ребенка  книгой ,потому что, информация стала доступной ,и это плохо. Интернет , порой оказывает детям  « медвежью услугу «,ведь проще найти готовое решение, чем самому решать. Самому  рыться в энциклопедии ,когда нажал на кнопку и готовый ответ . Я в своих учениках, прежде всего воспитываю вежливость . Потому что вежливый и тактичный человек, никогда не позволит себе нагрубить старшему, обидеть слабого . У нас часто проходят зоо - уроки ,ребятишки с удовольствием рассказывают и о своих домашних животных ,и кого они встречали в лесу . Не забываем и про « тимуровскую работу»,помогаем пенсионерам ,хотя в основной массе ,это старшеклассники ,но и мои малыши с удовольствием  помогают .Главное в воспитании ,как бы школа не старалась ,все равно остаются родители. Потому что настрой на учебу, задают дома . И если родители в тандеме с учителем ,то и результат  на лицо. Я вспоминаю, свою школьную жизнь ,многие родители ,как бы были ,учителями ,или правильнее назвать мостами во взрослую жизнь. Я помню, папа моей одноклассницы ,после школы ,обучал нас вождению . Мальчишки пропадали в мастерских где получали азы токарного ,слесарного, столярного мастерства . И учили их этому ,их же родители ,тем самым зарождалась преемственность . Многие детки ,мои настоящие ученики, являются детьми моих учеников. И я с интересом смотрю ,и вспоминаю  их родителей, таких же непосед . Мои ученики ,это моя молодость ,ведь детки моих первых выпускников, возвращают меня во времена ,моей педагогической   юности . И я уже сама вижу ,что я вложила в головы и души ,их родителей, какими они воспитывают своих детей. И я рада ,что детки ,моих выпускников, приходя ко мне ,понимают как важны знания ,они настроены учится .В своей работе я прежде всего опираюсь на опыт своих учителей ,беру  лучшее, добавляю своё. Стараюсь ,больше времени отводить на  патриотическое воспитание ,изучаем историю села ,страны . Кроме этого ,приучаю деток, к книгам . Потому что книга, это особая атмосфера . Читая, бумажное произведение ,ты учишься мечтать ,воспринимать мир более ярким и полным .

    Очень много времени я уделяю внеклассному чтению : В.Бианки, М.Пришвин, К.Паустовский –это те книги ,которые помогают открыть прекрасное, вроде бы в обычных вещах .  С этого года, мы с Дауреном Давлетбековичем , решили на уроках математики ,ввести шахматные 5-минутки . Что это дает ? Во-первых , дети учатся думать ,просчитывать варианты ,комбинации ,во-вторых это заставляет их быть более собранными  и внимательными .  Порой дети, так увлекаются игрой ,что после уроков происходят настоящие шахматные сражения ,с болельщиками . На своих уроках ,я часто использую музыкальный фон, особенно на уроках чтения ,изо . Музыка Свиридова , Кабалевского, Грига –дополняет  и обогащает, произведения Пушкина, Толстого, настраивает ,на особый доверительный лад .

    Я – люблю свою работу, своих ребятишек . Ведь жизнь учителя- отдаётся им, ты переживаешь с родителями за них, когда они в армии ,радуешься их успехам ,гордишься ими .И особое учительское счастье-это ,когда твои выпускники, приходят к тебя ,и благодарят тебя . А учителю и много и не надо ,главное ,чтобы его ученики стали хорошими людьми . Ведь хороший человек: это и отличный профессионал в своем деле ,заботливый родитель, порядочный человек . А, когда ты видишь, что воспитал -порядочных людей -это наивысшая учительская награда.