Мастер – класс «Формирование метапредметных навыков путем выполнения учебных заданий»
методическая разработка

Столярова Алена Филипповна

Мастер – класс

«Формирование метапредметных навыков путем выполнения учебных заданий»

(на примере учебного задания на формирование навыков сотрудничества)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Формирование метапредметных навыков

путем выполнения учебных заданий»

(на примере учебного задания на формирование навыков сотрудничества)

«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность»

(Бернард Шоу)

Добрый день, уважаемые коллеги!

В современной школе государственные стандарты сформировали новое понимание образовательных результатов: предметных, личностных и метапредметных.    

В.А. Сухомлинский  отмечал, что «страшная опасность - это безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека…». Сегодня эти слова очень актуальны, поскольку существует проблема утраты познавательного интереса обучающихся к учебному процессу, что приводит к снижению успеваемости. Перед современным учителем стоят следующие задачи: повысить познавательный интерес школьников, создать благоприятные условия на уроке для освоения предметных знаний, достижения  личностных результатов и формирования  метапредметных навыков.

Мотивационная часть. О.Б. Логинова и С.Г. Яковлева утверждали, что  для реализации требований Стандарта  «в арсенале учителя должны быть учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок, личностного смысла и навыков рефлексии, самоорганизации и саморегуляции, сотрудничества, коммуникации, разрешения проблемных ситуаций, освоения, самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний, а также на формирование ИКТ - компетентности школьников».      

Одним из эффективных средств достижения на уроке планируемых результатов в соответствии с ФГОС  являются учебные задания.

Учебное задание - вид поручения учителя учащимся, в котором содержится требование выполнить какие-либо учебные (теоретические и практические) действия. Такое определение учебному заданию можно найти в Российской педагогической энциклопедии под ред. В.Г.Панова.

Так как же подготовить учебные задания, которые были бы нацелены на формирование тех или иных метапредметных навыков на уроке? Попробуем разобраться!

Содержательная часть. Уважаемые коллеги, сейчас Вам предстоит разбиться на группы, каждая из которых будет работать над составлением учебного задания на формирование метапредметных навыков определенной направленности. Сформируем группы с помощью приема «Жокей и лошадь». Потом каждая группа приступит к работе по составлению учебного задания,  получает текст (единый для всех), бланк заполнения (образец ответа/ структура учебного задания). Следуя структуре учебного задания, на основе предложенного текста, группа составляет учебное задание. Время на выполнение задания – 5 минут, после чего группы представят свои учебные задания.

Оценивать учебное задание будем по кодировке,  согласно которой самая высокая оценка учебного задания  -  код «4», т.е. «хорошее» задание (4-балльная шкала). Предлагается схема оценки учебного задания, по которой члены группы оценивают свою работу.

Безусловно, подготовка к уроку с применением учебных заданий, отвечающих требованиям ФГОС, требует от учителя дополнительных временных затрат. Но системная и одновременная работа по включению в урок заданий, которые учитывают требования ФГОС, формирует у учеников навык работы с учебным заданием, способствует развитию навыков смыслового чтения, создает условия для достижения предметных, личностных и метапредметных результатов. Рекомендуется включать не более трех заданий на урок, рассчитывать время выполнения таких заданий не более 5-7 минут. Если заданий несколько, чтобы избежать большого количества раздаточного материала для учеников, лучше выводить текст задания на слайд, либо делать рабочий лист к уроку.

Рефлексия. Самоанализ работы.

Спасибо всем!

Список литературы

  1. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Материалы курса «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов»: Лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012. – 100 c.
  2.  Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Материалы курса «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов» : лекции 5–8. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2012. — 120 c.
  3. Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В.Г.Панова. 1993. Электронный ресурс-http://pedagogicheskaya.academic.ru/1136/%D0%97%D0%90%D0%94%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5  
  4. ФГОС начального общего образования. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
  5. ФГОС основного общего образования. Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
  6. Шерстова Е.В. Роль структуры эвристического задания в формировании языковых компетенций. Смысл и цели образования: инновационный аспект. Сборник научных трудов/ Под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – С. 128 – 135.
  7. Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий»

В методической разработке излагается методика проведения занятия по «Информатике и ИКТ» с элементами ролевого участия, а также  применения систем мультимедиа. Методическая разработка  соде...

Мастер - класс "Формирование УУД с помощью продуктивных заданий"

Классические задачи учителей-предметников – это обеспечение обучающихся обязательным уровнем знаний, навыков, умений, подготовка к ОГЭ и всестороннее развитие личности школьника, её интеллектуальных, ...

Мастер –класс «Формирование метапредметных результатов обучения во вне урочной деятельности»

В мастер–классе представлен  опыт работы по теме «Формирование метапредметных результатов обучения во вне урочной деятельности».  Опыт интересен тем, что  прогр...

Технологическая карта урока по теме "Использование различных возможностей электронных таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей"

Методические материалы к уроку по теме "Использование различных возможностей электронных таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей"...

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Использование систем управления базами данных для выполнения учебных заданий»

Разработка может быть использована студентами дистанционно для отработки пропущенных занятий и применения знаний и навыков данной темы в своей профессиональной деятельности.Разработка также может быть...

Методическая разработка практического занятия "Использование систем управления базами данных для выполнения учебных заданий"

Данная методическая разработка «Использование систем управления базами данных для выполнения учебных заданий» предназначена для решения задач при профессиональной подготовки студентов. Эта...