Технология проектной деятельности на уроке русского языка
статья

Васильева Нина Феликсовна

Проектная деятельность - это игровая, творческая деятельность, имеющая общую цель, способы деятельности, методы, направленные на достижение общего результата. Технология проектной деятельности - это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_na_uroke_russkogo_yazyka.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа № 255

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Технология проектной деятельности на уроке русского языка

Обобщение опыта учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 255

Васильевой Н.Ф.

Санкт-Петербург

2019


1. Цели и задачи проектной деятельности.

В соответствии с условиями федерального государственного образовательного стандарта во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования – научить ученика учиться. Учитель формирует и развивает у ученика способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью. Необходимо развивать у учащихся способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

Среди основополагающих умений и качеств, которыми должен обладать современный человек, можно выделить:

•  творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения;

•  критическое и системное мышление – развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах;

•  умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;

•  межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения;

•  умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы;

•  направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую;

•  социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.

В связи с этим актуальным становится поиск инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе применение методов проектов.

По определению, "проект" - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Цель проектной деятельности на уроках русского языка и литературы – формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.

Задачи проектной деятельности:

  • формировать у обучающихся систему интеллектуальных знаний, умений и навыков, которые способствуют развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности;
  • повышать самооценку обучающихся, благодаря достижению поставленной цели и полученных результатов.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

2. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель – повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, «мозговым штурмом», самостоятельной работой, организацией «круглого стола», консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми. Русский язык как учебный предмет – плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.

Общие подходы к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.

Классификация проектов по русскому языку и литературе.

Различают следующие виды проектов:

  • по ведущему методу или виду деятельности обучающихся (исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные, игровые);
  • по предметно - содержательной деятельности (культурологические, лингвистические);
  • по характеру координации проекта (с открытой координацией - жесткий, с закрытой координацией - гибкий);
  • по количеству участников проекта (личностный, парный, групповой).

Правила успешной проектной деятельности.

1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

3. Практическое применение технологии проектной деятельности на уроке русского языка.

Тема урока: «Односоставные предложения»

Я расскажу о варианте проведения урока-проекта, который возможно использовать при подготовке как урока русского языка (иногда приходится подбирать научный текст), так и урока литературы (возможно использование текста учебника).

На уроке класс разбивается на группы, каждая группа учащихся получает одну часть научного текста и готовится представить теоретический материал в виде рисунка, схемы или таблицы. Затем они выполняют практическую и творческую часть задания. После представления работы каждой группы все слушатели получают (например, на следующем уроке) весь материал в виде общей таблицы или схемы.

Полнота восприятия обеспечивается за счет неоднократного прочтения материала, представления его в устной и письменной форме и графической записи, которая отсеивает все лишнее. Индивидуализация обучения обеспечивается набором предлагаемых каждой группе заданий, оказанием консультаций, стимулированием творческой активности школьников.

Проведение урока-проекта по русскому языку с использованием материала учебника возможно, например, при изучении темы «Односоставные предложения» (8-й класс). (Приложение № 1: «Технологическая карта проекта».) Класс разбивается на группы в зависимости от количества изучаемых групп предложений (на 5 – с назывными, на 4 – с главным членом сказуемым). Каждая группа готовит объяснение материала об одном из видов односоставных предложений, выбирая примеры из 20–30 предложений, подготовленных учителем. (Приложение № 2.) Затем, используя полученные знания, учащиеся создают текст-миниатюру. (Приложение № 3.) Подобные задания позволят учителю исподволь приучать учащихся к самостоятельной работе с учебным материалом. Практическим результатом урока (а для урока-проекта это непременное условие) станет, например, сводная таблица с краткими теоретическими записями и самыми яркими примерами, выбранными проектантами. (Приложение № 4.)

Одним из принципов работы по новым технологиям является изменение взаимоотношений «учитель - ученик»: на уроке учителю – в идеале – достается роль координатора. Конечно, вначале, когда учащиеся только начинают проектную деятельность, учителю приходится помогать ученикам формулировать тему, цели и задачи проекта, вместе систематизировать материал. Начиная следующий проект, учащиеся уже более самостоятельно готовят материалы для него.

В качестве заключения замечу, что разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности, через творчество. Задача же учителей русского языка - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, и большие открытия.


Приложение № 1

Технологическая карта проекта по теме
«Односоставные предложения»

№ п/п

Этап проектной деятельности

Алгоритм деятельности учащихся

Алгоритм деятельности
учителя

1

Поисково-исследовательский этап

Знакомство с целями и задачами проекта. Анализ теории и разработка схемы односоставного предложения

Формулирование целей и задач. Руководство деятельностью учащихся

2

Технологический этап

Из предложенных текстов выбрать те предложения, о которых группа готовит сообщение

Корректирует и контролирует выполнение

3

Практическая реализация проекта

Создание собственного (творческого) текста на заданную тему

Направляет и контролирует выполнение

4

Внесение необходимых изменений

Анализ текстов, внесение исправлений

Корректирует деятельность

5

Презентация проекта

Представление проекта; само- и взаимооценка работ

Помогает готовить презентацию, формулировать выводы

 


Приложение № 2

Выберите односоставные предложения для презентации из следующих текстов:

1. Первые книги Руси. До изобретения печатного станка их переписывали и заботливо хранили. Чаще всего книги сберегались в монастырях и церквях. Здесь же их переплетали. Тут же пряли нити для сшивания холстов.

2. Волшебная осень парков. Дивная тишина. Бредешь по извилистым тропинкам и ощущаешь необыкновенную легкость. Тихо. Чуть сыровато. Листья словно повисают в воздухе. Хочется сказать садовнику, чтобы он их не подметал. Приятно слышать легкий шелест листвы. Но как поймаешь дыхание осени?

Вот девочка подняла голову и следит за полетом листа. Рядом женщина под зонтом.  В ее руках книга. Но ей не читается.

3. Не торопись, не спеши, подождем.
Забудем на миг неотложное дело.
Смотри: ожила трава под дождем,
И старое дерево помолодело.

(К.Симонов)


Приложение № 3

Созданная учащимися миниатюра может быть похожа на следующую, написанную группой, представлявшей назывные предложения.

Вечерний город. Он твой, если тебе уютно в многолюдном потоке.

Яркие огни витрин. Легкий стук каблучков. Улыбка незнакомой девушки. Свет фар. Вокруг непрерывное движение. Моя живая ночная Москва.

Приложение № 4

Вариант сводной таблицы на тему
«Односоставные предложения»

Вид предложения

Способ выражения главного члена

Примеры

Назывное

Им. падеж сущ. или местоимения

Дивная тишина.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Технология проектной деятельности на уроках русского языка

Проектная деятельность - это игровая, творческая деятельность, имеющая общую цель, способы деятельности, методы, направленные на достижение общего результата.Автором данной технологии принято считать ...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...

Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности

Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...