Технология проектной деятельности на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Проектная деятельность - это игровая, творческая деятельность, имеющая общую цель, способы деятельности, методы, направленные на достижение общего результата.

Автором данной технологии принято считать Дж. Дьюи (19 век, США), который проектную деятельность охарактеризовал как "обучение через делание", т.е. учащийся включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

Технология проектной деятельности - это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска.

Проект - это цельная работа, ее нельзя не закончить, остановиться посередине, т.е. оценивается конечный продукт, представляющий собой объективно новое знание. Конечный продукт проектной работы может быть представлен в виде письменного отчета, статьи, доклада, фильма, презентации, выставки, документа, рекомендаций, анализа, модели, прогноза, опорного сигнала, путей решения проблемы и т.д.

Принцип проектной деятельности - это совместная работа учителя и учащихся.

В статье также дана классификация проектов, подробно рассмотрены этапы проектной деятельности, требования к использованию технологии проектной деятельности, предложены варианты воплощения проектной технологии .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

О.М.Малышева,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ №3, г.Бийск  

                     

Технология проектной деятельности на уроках русского языка

в условиях модернизации школьного образования

Проектная деятельность – это игровая, творческая деятельность, имеющая общую цель, способы деятельности, методы, направленные на достижение общего результата.

Автором данной технологии принято считать Дж. Дьюи (19 век, США), который проектную деятельность охарактеризовал как «обучение через делание», т. е. учащийся включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

Технология проектной деятельности – это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска.

Проект – (лат. «брошенный вперед») – совокупность документов для создания какого-либо сооружения, изделия; предварительный текст документа; замысел, план, прообраз какого-либо объекта.

 Проект – это цельная работа, ее нельзя не закончить, остановиться посередине, т. к. оценивается конечный продукт, представляющий собой объективно новое знание. Конечный продукт проектной работы может быть представлен в виде письменного отчета, статьи, доклада, фильма, презентации, выставки, документа, рекомендаций, анализа, модели, прогноза, опорного сигнала, путей решения проблемы и т. д.

Принцип проектной деятельности – это совместная работа учителя и учащихся.

Классификация проектов:

- по количеству учащихся: индивидуальный или групповой (позволяют формировать коммуникативные навыки);

- монопредметные (исследование в рамках одного предмета) и межпредметные (во внеурочное время);

- краткосрочные: мини-проекты (1 неделя), среднесрочные (от 1 до 4 недель) и долгосрочные (от 4 недель до года);

- по виду проектной деятельности выделяют информационные (сбор и анализ информации, представление ее в виде реферата, статьи, доклада, схемы, таблицы, графика, видеоматериалов…), исследовательские (научный поиск, в результате – отчет, публикация, участие в конкурсе проектов), творческие (создает условия для формирования креативных способностей, в результате – подготовка сценария, радиопередачи, выставки, выпуск газеты, видеофильма) и практико-ориентированные проекты (создание социально значимого продукта, которым можно было бы воспользоваться на практике, в результате – выработка рекомендаций, создание каталога статей, создание вспомогательных средств).

Этапы проектной деятельности

1.Предпроектная подготовка: формируется проектная группа из 3-5 человек; осуществляется выбор научного руководителя;  вырабатывается основная тема, идея проекта; формулируется гипотеза, цель, задачи; обосновываются методы; разрабатывается план, структура исследования, изучаются источники и литература. При этом учитель формулирует проблему, сюжетную ситуацию, цель и задачи, а учащиеся осуществляют

личностное присвоение проблемы, вживание в ситуацию, принятие и уточнение цели и задач.

2.Планирование: обсуждаются возможные результаты, определяются сроки представления результатов; дорабатывается идея; определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения; главная задача – формулирование проблемы и выдвижение гипотезы; распределяются обязанности. При этом учитель предлагает организовать группы, распределить роли, спланировать деятельность по решению задач, возможные формы презентации результатов. Учащиеся осуществляют разбивку на группы, распределение ролей, планирование работы, выбор формы и способа презентации результатов.

3.Организационно-исследовательский этап: расписывается последовательность выполнения; распределяются задания; собирается и обрабатывается информация (источники: опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, СМИ); готовятся выводы и  оформляются результаты; готовится отчет. Учитель на этом этапе лишь консультирует, контролирует, дает новые задания, репетирует презентацию результатов. Учащиеся работают самостоятельно: консультируются, «добывают» знания, готовят презентацию результатов.

4.Представление полученных результатов (подготовка презентации; публичная презентация, анализ проделанной работы, оценка). Учитель принимает отчет: обобщает и резюмирует результаты; подводит итоги; оценивает умения общаться и слушать, обосновывать свое мнение, толерантность…; акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат. Учащиеся демонстрируют понимание проблемы, цели, задач; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата; дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Варианты воплощения проектной технологии

1.«Библиотека кабинета русского языка или литературы» (сбор материала по определенной теме из опросов, СМИ, литературы…; материалы оформляются в виде хрестоматии по теме).

2.«Создание учебного фильма» (определяются проблематика, адресат, жанр фильма, который можно использовать во время объяснения нового материала).

3.«Ток-шоу» (выбирается актуальная тема для обсуждения; проводится опрос; готовятся сценарий и перечень вопросов; запись интервью; подготовка аудитории).

4.«Наглядное пособие по русскому языку» (выбрать раздел курса и создать комплект необходимых материалов, систематизируя их).

5.«Словарь терминов», «Дополнение к учебнику» (создать подробный словарь терминов по курсу, оформив его, проиллюстрировав).

Основные требования к использованию

технологии проектной деятельности

1.Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Литература:

  1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П.Беспалько – М.: Институт ПО Министерства образования России, 1995.
  2. Самохина, А. К. Использование проектного метода [Текст] / А.К.Самохина // Право в школе. - № 1, 2004. - С. 17-25.
  3. Щуркова, Н.Е. Нарисуйте счастье [Текст] / Н.Е.Щуркова // Приложение к «Учительской газете» «Учитель года»: лучшее от лучших». – 2004. – № 2. – С. 62-68. 
  4. Юдин, В.В. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие / В.В.Юдин. –  Ярославль: ЯрГПУ, 1997. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...

Технология проектной деятельности на уроке русского языка

Проектная деятельность - это игровая, творческая деятельность, имеющая общую цель, способы деятельности, методы, направленные на достижение общего результата. Технология проектной деятельности - ...

Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности

Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...