Развитие ребенка с РАС через игровой процесс
статья

Татуйко Ольга Александровна

- Есть ли у нас эффективный метод, который будет одновременно полезным и увлекательным для аутичного ребенка, будет способствовать его всестороннему развитию и построению коммуникации с окружающими? 

- Безусловно ! Добро пожаловать к прочтению !

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rebenka_c_ras_cherez_igrovoy_protsess.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ребенка c РАС через игровой процесс

Как известно, дети на аутистическом спектре страдают дефицитом коммуникативных навыков.  В переводе слово "аутизм" обозначает как -  "ушедший в себя человек", или "человек внутри себя". Это затрудняет нормальное существование и интеллектуальное развитие  аутичного человека в реальном мире, где "жизненной базой" является социальное взаимодействие. Однако, не смотря на то, что дети - аутята , в большинстве случаев, не проявляют видимых потребностей в общении и эмоциональном взаимодействии с окружающими, они нуждаются в коммуникации со сверстниками и взрослыми не только с физиологической, но и с психологической точки зрения.

Развивающие игры - это тот метод, который есть "у нас под рукой" для того, чтобы помочь аутятам обретать навыки общения, учиться проявлять свои эмоциональные переживания, укреплять связь с родителями, скорректировать нежелательное поведение, подготовиться к взаимодействию с другими детьми в детском саду и школе.

Дети - аутисты порой склонны надолго "застревать" на стадии "знакомства" с предметным миром. Основным мотивом их манипуляций с предметами и игрушками могут являться сенсорные свойства предметов. При этом ребенок может отказываться использовать предмет по прямому назначению, но любить его за какое-то отдельное свойство: приятный на ощупь, приятный по звучанию или привлекает один определенный звук, издаваемый предметом, приятный цвет и др.

Мы можем извлечь следующий положительный опыт из данной особенности, а именно - сенсорные свойства предметов, которые приятны ребенку, использовать в качестве побудительного стимула к игре. Именно поэтому в коррекционной работе с детьми младшего возраста наиболее часто применяются:

Сенсорные игры

Цель таких игр - раскрыть как можно более широкий спектр чувственных ощущений. Сенсорные игры подразделяются на подвиды:

- зрительные (наблюдение)

- тактильные (прикосновение)

- осязательные (определение на ощупь)

- звуковые (слух)

- подвижные (ощущение движения);

- обонятельные, вкусовые и др. (определение запаха  и вкуса)

Так же необходимы, полезны и увлекательны:

Коррекционно - развивающие игры-упражнения

Цель таких игр-упражнений - развитие когнитивных функций

- развитие памяти

- развитие внимания

- тренировка и развитие интеллекта

Коммуникативные игры

С одной стороны, любой игровой процесс - это коммуникативный процесс. Прямым, или косвенным образом мы обмениваемся информацией с ребенком, что является для него крайне полезным. С другой стороны, есть игры, которые впрямую направлены на построение коммуникации со взрослыми и сверстниками, "оттачивают", тренируют, развивают именно этот навык, который является "каналом" для развития в целом и, в тоже самое время, находится в дефиците детей на аутистическом спектре.

Важные принципы взаимодействия:

1 принцип: Не навязывать, но заинтересовывать

Важно, с одной стороны, наблюдать за интересами ребенка, его предпочтениями, понимать его возможности и определять его способности, с другой стороны, не бояться через некоторое время предлагать новое, вдохновляя и удерживая внимание ребенка насколько это возможно.

Если ребенок не обращает внимания на предложенную игру и не желает принимать в ней участия то НЕ настаивайте и НЕ навязывайте излишне. Часто бывает что игра ребенку нравится, но внешне он остается пассивным. Продолжайте выполнять игровые действия, оставаясь в поле зрения ребенка. Дайте своему подопечному возможность детально рассмотреть игру как бы "издали", чтобы он в дальнейшем смог в нее включиться.

2 принцип: Постепенно и "малыми дозами"

Может случится так, что ребенок - аутист пугается новых ярких сенсорных ощущений, поэтому предлагать новое следует постепенно и "малыми дозами"

3  принцип: Повторяем снова и снова

Требуется повторять какое-то игровое действие снова и снова. Старайтесь не противиться его просьбам, чтобы он смог полностью прочувствовать элемент игры, но при этом будьте начеку, чтобы полезная игра не перешла в очередную бесполезную стереотипию

4 принцип: Чем проще тем лучше

Разрабатывайте несложные сюжеты, не занимающие много времени. Помните, что произвольное внимание детей с РАС отличается краткостью и неустойчивостью.

5 принцип: Будьте гибкими

В процессе развития игровых сюжетов ребенок может упорно избегать или категорически не воспринимать какой-либо из вариантов игры. Следует быть готовым к этому и своевременно менять игровые модели, предлагая новые, более интересные ребенку, варианты.

Развивающие ИГРЫ - всегда интересны, увлекательны, и как следствие ПОЛЕЗНЫ  для аутичных детей разных возрастов. Этот метод не зависит от вашего местоположения и доступен с экономической точки зрения. Используйте эту возможность и пусть во всем вам сопутствует успех !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Программа развития индивидуальных способностей детей через игровые формы и первоначальные навыки игры на детских музыкальных инструментах".

Развитие музыкальных способностей достигается путем комплексного воздействия всех видов музыкальной деятельности, индивидуального игрового подхода, вариативности путей воздействия. Особенность этой пр...

Развитие языковых способностей дошкольников через игровую деятельность

Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ре...

Опыт работы учителя по теме "Развитие творческого мышления обучающихся через игровые задания и упражнения в 5-8 классах".

Развитие творческого мышления обучающихся через игровые  задания и упражнения в 5-8 классах в условиях нерусской школы...

Творческий отчет "Развитие творческих способностей через игровую деятельность"

Дополнительное образование относится к сфере свободного времени, но не перестает быть образованием, т.е. областью развития личности. Именно в дополнительном образовании можно использовать игровые техн...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

"Формирование положительной мотивации к учебно-воспитательному процессу через игровую деятельность на уроках истории"

Игры своего рода - это вспомогательный материал к уроку, и невозможно не заметить, что именно благодаря им можно не только мотивировать детей, но и удерживать их познавательный интерес долгое время. М...

«Прослеживание динамики развития ребенка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в процессе обучения в школе».

«Прослеживание динамики развития ребенка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в процессе обучения в школе».выступление на научно-практическом семинаре «Оценка образовательных достижений де...