Доклад "Интерактивное обучение"
учебно-методический материал

Токарева Татьяна Николаевна

В данном докладе я делюсь своим опытом работы с использованием педагогических технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование современных педагогических технологий при проведении интерактивного урока по географии и биологии»

(учитель биологии и географии Токарева Т.Н.)

      Преподавание географии и биологии невозможно без разнообразных, наглядных средств обучения, так как большинство объектов и природных явлений, изучаемых в школьном курсе, в силу их разнообразия, удаленности, больших или малых размеров, редкости не может наблюдаться учащимися в своей местности в естественных условиях. Это диктует необходимость разработки интерактивных форм обучения и методики их использования в процессе формирования географических знаний и знаний по биологии, умений и навыков у обучающихся с умственной отсталостью.

   Минпросвещения России были утверждены концепции по географии (24.12.2018 г.) 

    Вновь утвержденные Концепции образования систематизируют идеи о направлении развития учебного предмета и нацелены на формирование практических умений и навыков в реальных условиях, а также развитие умения использовать инструментарий электронной образовательной среды.

   Концепция развития географического образования в Российской Федерации, включила в себя систему взглядов на базовые приоритеты, принципы, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в Российской Федерации, а также определила механизмы ее реализации и целевые ориентиры преподавания предмета «География» в школах:

- обеспечить соответствие системы географического образования современным потребностям личности, государства и общества.

    Одним из механизмов успешной реализации Концепции является проведение интерактивных уроков с использованием современных педагогических технологий.

    Интерактивное обучение -  это одна из разновидностей активного метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой. Используя активные и интерактивные методы обучения на уроках, мне удаётся повышать объем усвоенного учениками материала и прививать интерес к предмету.

Интерактивность в обучении помогает решить следующие задачи:

- уход от презентационной подачи материала к интерактивному взаимодействию с включением моторики;

- экономия времени за счет отсутствия необходимости рисовать на доске схемы, формулы и диаграммы;

- повышение эффективности подачи изучаемого материала, т.к. интерактивные средства обучения задействуют различные сенсорные системы учащегося;

- легкость организации групповой работы и полное вовлечение обучающихся;

- установление более глубокого контакта между учениками и преподавателем, улучшение климата внутри коллектива.

     В ходе подготовки урока на основе интерактивных форм обучения передо мной стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективного метода обучения для изучения конкретной темы, но и в возможности сочетания различных методов обучения, что, несомненно, способствует наиболее глубокому осмыслению темы.

   На уроках биологии и географии я широко применяю различные средства обучения и современные педагогические технологии.

  Используя информационно-коммуникативную педагогическую технологию, на разных этапах урока, включаю работу на интерактивной доске с презентациями в программе «Smart» и «Mimio», где у обучающихся с интеллектуальными нарушениями развиваются внимание, словесно – логическое мышление, наглядно – образное мышление, воображение. 

    C:\Users\№4\Desktop\Токаревой Т Н\Моментальный снимок 2 (05.12.2018 10-08).png               F:\откр. урок природа рыбы\IMG_0059.JPG

         Ученик 8 класса Морев Даниил               Одилов Хасан, ученик 5 класса

     на уроке биологии выполняет задание        выполняет задание «Дополни

   «Соотнеси названия и части стебля»         пропущенные слова в текст»

                                   

      Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт и обязательной обратной связи. Работая в парах - (сильный - слабый), применяется коллективная система обучения. На уроках географии дети работают с контурными картами, где, помогая друг другу, находят и располагают названия океанов, морей, материков. При этом происходит формирование навыков адекватного взаимодействия в парах (группах). 

               E:\Открытый урок на метод.неделе Токарева Т.Н\фото урок материки\DSC_0427.JPG       E:\Открытый урок на метод.неделе Токарева Т.Н\фото урок материки\DSC_0428.JPG

                    Учащиеся 7 класса на уроке географии работают в парах

               при изучении темы «Материки и океаны на глобусе и карте»

Результатом данной работы стал диплом Победителя на Всероссийском конкурсе

«Лучший учитель, лучший воспитатель» 

                                         
  Элементы
проектно-исследовательской технологии используются на уроках биологии. При изучении темы «Строение стебля» в 7 классе, учащиеся исследуют спил ствола и определяют возраст и погодные условия, при которых росло это дерево, по годичным кольцам.

    C:\Users\№4\Desktop\Токаревой Т Н\Моментальный снимок 1 (05.12.2018 10-07).png     F:\Все фотографии\фото урока и проект\DSC_0340.JPG

        Ученики 8 класса                                     Урок-проект «Хлебные злаковые                  

Сосин Никита и Морев Данил                        растения». Рощупкин Антон

выполняют исследовательскую                      определяет внешний вид и окраску

работу со спилом древесины,                         зёрен хлебных культур и заполняет

определяя возраст дерева                                таблицу

 

    При разработке такого интерактивного урока я сочетала педагогические технологии: проектно-исследовательскую и коллективную систему обучения, где необходимо обратить особое внимание на один из компонентов интерактивного обучения:

  прививать учащимся правила работы в группе:

- быть активным и доброжелательным;

- не перебивать собеседников, уважать мнение других участников;

- быть открытым для взаимодействия;

- проявлять креативность и т.д.

        Разработка урока «Строение стебля» была опубликована на сайте «Знанио» и подтверждена Свидетельством о публикации. Конспект урока-проекта «Хлебные злаковые растения» был отправлен на конкурс «Творческий учитель – 2019». Разработка была удостоена Диплома Победителя.          

                                           

    Работая над темой по биологии «Рост и развитие однодольных растений», мы решили провести исследования, а как будут развиваться растения в разных условиях. Тема нашего проекта «Влияние освещения и температурного режима на рост и развитие лука». Учащиеся активно проводили наблюдения за растениями. Производили замеры, следили за ростом и развитием растений. Данные записывали в дневник наблюдений. Делали выводы.

F:\Новая папка (2)фото проект лук\DSC_0138.JPG      F:\Новая папка (2)фото проект лук\DSC_0873.JPG       

           

     Проводилась проектно-исследовательская работа с учащимися 7 класса «Влияние освещения и температурного режима на рост и развитие лука». 

    Материал этого проекта стал Победителем Всероссийского педагогического конкурса «Лучший педагогический проект» 

 

     Такие направления работы сплачивают классный коллектив и добавляют доверительности в общении с педагогом. Активность учителя уступает место активности учеников, его задачей становится создание условий для их инициативы. Участники активно вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, идут на компромиссы

Одной из интерактивных форм обучения является круглый стол (дискуссия, дебаты).

Данная форма работы в школе для детей с интеллектуальными нарушениями возможна в 9 классе. Я применяю её на уроках биологии при изучении, например, таких тем как: «Вредное влияние курения на дыхательную систему человека», «Влияние алкоголя и наркотиков на нервную систему человека». На уроках географии круглый стол провожу по темам: «Сравнение культур и традиций стран Африки и Европы», «Зависимость хозяйственной деятельности Японии от географического положения» и при изучении подобных тем.

     При планировании и проведении уроков я включаю обучающие игры (ролевые, образовательные). Например, при изучении в 5 классе на уроках природоведения темы «Планеты Солнечной системы». В 6 классе при изучении темы «Реки Сибири: Обь, Енисей» на уроке географии.

      На уроках я использую такую форму как работа в малых группах с привлечением медперсонала школы. Например, при изучении раздела кровеносная система, темы «Пульс, кровяное давление», «Первая помощь при переломах конечностей» и т.д.

                                                 F:\фото уроки\DSC_0026.JPG 

      Жигин Евгений и Перегудов Николай - ученики 9 класса выполняют практическую работу на уроке биологии. Тема: «Первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожении».

На основе опыта внедрения интерактивных технологий могу отметить, что чем более разнообразны формы и методы проведения уроков и внеурочной деятельности, тем больше развивается интерес к предмету, любознательность, желание узнать больше. А главное, возникают более доверительные отношения между учителем и детьми.

   



Предварительный просмотр:

 «Использование современных педагогических технологий при проведении интерактивного урока по географии и биологии»

(учитель биологии и географии Токарева Т.Н.)

      Преподавание географии и биологии невозможно без разнообразных, наглядных средств обучения, так как большинство объектов и природных явлений, изучаемых в школьном курсе, в силу их разнообразия, удаленности, больших или малых размеров, редкости не может наблюдаться учащимися в своей местности в естественных условиях. Это диктует необходимость разработки интерактивных форм обучения и методики их использования в процессе формирования географических знаний и знаний по биологии, умений и навыков у обучающихся с умственной отсталостью.

   Минпросвещения России были утверждены концепции по географии (24.12.2018 г.) 

    Вновь утвержденные Концепции образования систематизируют идеи о направлении развития учебного предмета и нацелены на формирование практических умений и навыков в реальных условиях, а также развитие умения использовать инструментарий электронной образовательной среды.

   Концепция развития географического образования в Российской Федерации, включила в себя систему взглядов на базовые приоритеты, принципы, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в Российской Федерации, а также определила механизмы ее реализации и целевые ориентиры преподавания предмета «География» в школах:

- обеспечить соответствие системы географического образования современным потребностям личности, государства и общества.

    Одним из механизмов успешной реализации Концепции является проведение интерактивных уроков с использованием современных педагогических технологий.

    Интерактивное обучение -  это одна из разновидностей активного метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы обучения – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой. Используя активные и интерактивные методы обучения на уроках, мне удаётся повышать объем усвоенного учениками материала и прививать интерес к предмету.

Интерактивность в обучении помогает решить следующие задачи:

- уход от презентационной подачи материала к интерактивному взаимодействию с включением моторики;

- экономия времени за счет отсутствия необходимости рисовать на доске схемы, формулы и диаграммы;

- повышение эффективности подачи изучаемого материала, т.к. интерактивные средства обучения задействуют различные сенсорные системы учащегося;

- легкость организации групповой работы и полное вовлечение обучающихся;

- установление более глубокого контакта между учениками и преподавателем, улучшение климата внутри коллектива.

     В ходе подготовки урока на основе интерактивных форм обучения передо мной стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективного метода обучения для изучения конкретной темы, но и в возможности сочетания различных методов обучения, что, несомненно, способствует наиболее глубокому осмыслению темы.

   На уроках биологии и географии я широко применяю различные средства обучения и современные педагогические технологии.

  Используя информационно-коммуникативную педагогическую технологию, на разных этапах урока, включаю работу на интерактивной доске с презентациями в программе «Smart» и «Mimio», где у обучающихся с интеллектуальными нарушениями развиваются внимание, словесно – логическое мышление, наглядно – образное мышление, воображение. 

    C:\Users\№4\Desktop\Токаревой Т Н\Моментальный снимок 2 (05.12.2018 10-08).png               F:\откр. урок природа рыбы\IMG_0059.JPG

         Ученик 8 класса Морев Даниил               Одилов Хасан, ученик 5 класса

     на уроке биологии выполняет задание        выполняет задание «Дополни

   «Соотнеси названия и части стебля»         пропущенные слова в текст»

                                   

      Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт и обязательной обратной связи. Работая в парах - (сильный - слабый), применяется коллективная система обучения. На уроках географии дети работают с контурными картами, где, помогая друг другу, находят и располагают названия океанов, морей, материков. При этом происходит формирование навыков адекватного взаимодействия в парах (группах). 

               E:\Открытый урок на метод.неделе Токарева Т.Н\фото урок материки\DSC_0427.JPG       E:\Открытый урок на метод.неделе Токарева Т.Н\фото урок материки\DSC_0428.JPG

                    Учащиеся 7 класса на уроке географии работают в парах

               при изучении темы «Материки и океаны на глобусе и карте»

Результатом данной работы стал диплом Победителя на Всероссийском конкурсе

«Лучший учитель, лучший воспитатель» 

                                         
  Элементы
проектно-исследовательской технологии используются на уроках биологии. При изучении темы «Строение стебля» в 7 классе, учащиеся исследуют спил ствола и определяют возраст и погодные условия, при которых росло это дерево, по годичным кольцам.

    C:\Users\№4\Desktop\Токаревой Т Н\Моментальный снимок 1 (05.12.2018 10-07).png     F:\Все фотографии\фото урока и проект\DSC_0340.JPG

        Ученики 8 класса                                     Урок-проект «Хлебные злаковые                  

Сосин Никита и Морев Данил                        растения». Рощупкин Антон

выполняют исследовательскую                      определяет внешний вид и окраску

работу со спилом древесины,                         зёрен хлебных культур и заполняет

определяя возраст дерева                                таблицу

 

    При разработке такого интерактивного урока я сочетала педагогические технологии: проектно-исследовательскую и коллективную систему обучения, где необходимо обратить особое внимание на один из компонентов интерактивного обучения:

  прививать учащимся правила работы в группе:

- быть активным и доброжелательным;

- не перебивать собеседников, уважать мнение других участников;

- быть открытым для взаимодействия;

- проявлять креативность и т.д.

        Разработка урока «Строение стебля» была опубликована на сайте «Знанио» и подтверждена Свидетельством о публикации. Конспект урока-проекта «Хлебные злаковые растения» был отправлен на конкурс «Творческий учитель – 2019». Разработка была удостоена Диплома Победителя.          

                                           

    Работая над темой по биологии «Рост и развитие однодольных растений», мы решили провести исследования, а как будут развиваться растения в разных условиях. Тема нашего проекта «Влияние освещения и температурного режима на рост и развитие лука». Учащиеся активно проводили наблюдения за растениями. Производили замеры, следили за ростом и развитием растений. Данные записывали в дневник наблюдений. Делали выводы.

F:\Новая папка (2)фото проект лук\DSC_0138.JPG      F:\Новая папка (2)фото проект лук\DSC_0873.JPG       

           

     Проводилась проектно-исследовательская работа с учащимися 7 класса «Влияние освещения и температурного режима на рост и развитие лука». 

    Материал этого проекта стал Победителем Всероссийского педагогического конкурса «Лучший педагогический проект» 

 

     Такие направления работы сплачивают классный коллектив и добавляют доверительности в общении с педагогом. Активность учителя уступает место активности учеников, его задачей становится создание условий для их инициативы. Участники активно вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, идут на компромиссы

Одной из интерактивных форм обучения является круглый стол (дискуссия, дебаты).

Данная форма работы в школе для детей с интеллектуальными нарушениями возможна в 9 классе. Я применяю её на уроках биологии при изучении, например, таких тем как: «Вредное влияние курения на дыхательную систему человека», «Влияние алкоголя и наркотиков на нервную систему человека». На уроках географии круглый стол провожу по темам: «Сравнение культур и традиций стран Африки и Европы», «Зависимость хозяйственной деятельности Японии от географического положения» и при изучении подобных тем.

     При планировании и проведении уроков я включаю обучающие игры (ролевые, образовательные). Например, при изучении в 5 классе на уроках природоведения темы «Планеты Солнечной системы». В 6 классе при изучении темы «Реки Сибири: Обь, Енисей» на уроке географии.

      На уроках я использую такую форму как работа в малых группах с привлечением медперсонала школы. Например, при изучении раздела кровеносная система, темы «Пульс, кровяное давление», «Первая помощь при переломах конечностей» и т.д.

                                                 F:\фото уроки\DSC_0026.JPG 

      Жигин Евгений и Перегудов Николай - ученики 9 класса выполняют практическую работу на уроке биологии. Тема: «Первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожении».

На основе опыта внедрения интерактивных технологий могу отметить, что чем более разнообразны формы и методы проведения уроков и внеурочной деятельности, тем больше развивается интерес к предмету, любознательность, желание узнать больше. А главное, возникают более доверительные отношения между учителем и детьми.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо

Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....