Применение технологии разноуровневого обучения на уроках истории
опыты и эксперименты (6 класс)

Яковлева Юлия Вячеславовна

Фрагменты  уроков истории, на которых  применяется  технология разноуровневого обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ch.1.docx30 КБ
PDF icon ch.2.pdf680.15 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика применения технологии разноуровневого обучения на уроках истории и обществознания.

(Выписка из Справки Профессиональных достижений в рамках конкурса на получение премии лучшими учителями за достижения в педагогической деятельности)

В чем разница между разноуровневым и массовым обучением? Разница в способах работы с информацией. При массовом обучении — готовая непереработанная учителем информация должна быть усвоена безоговорочно, а при разноуровневом обучении ученику предлагается разные способы работы с информацией. Для разработки заданий к информационному материалу (им может быть и отдельный пункт параграфа учебника, а может быть переработанный учителем текст энциклопедии) я использую конструктор задач, разработанный Л.С. Илюшиным. [Илюшин Л.С. Использование "Конструктора задач" в разработке современного урока // Школьные технологии. — 2013. — № 1.]

Конструктор задач Л.С. Илюшина — своеобразная «лестница» из 6 ступенек (ознакомление, понимания, применения, анализа, синтеза, оценки), которая предполагает постепенное «восхождение» обучающегося к усвоению знаний, причем усвоению не продуктивному, а деятельностному. По моему мнению, в «Конструкторе задач» заложен разноуровневый подход к обучению.  Внимательно ознакомившись с предлагаемым набором формулировок заданий, можно увидеть, что уровень ознакомления и понимания — это доступная способность учащихся, обладающих базовым уровнем, более высокий уровень владения материалом (понимание и применение) — продвинутый; анализ, синтез, оценка — углубленный. Название уровней мной взято у Г.К. Селевко.  [Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.  — 256 с.]

Помогает учителю в конструировании заданий набор глаголов, причём для каждого компонента познавательной деятельности он разный, соответствующий мыслительным и интеллектуальным действиям обучающихся. Зная возможности своих учащихся, можно, используя Конструктор задач, построить урок, в котором каждый учащийся проявит себя, свои способности.

Рассмотрим применение конструктора задач Л.С. Илюшина на примере урока истории в 5-ом классе. На данном уроке дифференцированный подход в обучении был реализован через организацию одновременной работы всего класса и каждого ученика в отдельности. Учащимся был предложен единый текст «Из летописи Тутмоса 3, высеченный на стене храма Амона в Фивах»по разделу «Древний Египет», с которым они должны были работать определенное время. Задания к тексту были составлены для каждого учащегося отдельно, в соответствии с его уровнем сформированностиобщеучебных умений (об это подробно в Разделе 2 «Высокие (с позитивной динамикой за последние 3 года) результаты учебных достижений обучающихся, которые обучаются у учителя»; в пункте 2.5 «Диагностика метапредметных результатов»):

Из летописи Тутмоса 3, высеченной на стенанх храма Аммона-Ра в Фивах.

«Его величество отправился на золотой колеснице, украшенной своим оружием. И враг увидел, что его величество одолеет их, и бежав стремглав в Мегиддо с лицами, полными страха. Они бросали своих лошадей и своизолотые и серебряные колесницы, и их с помощью одежд втаскивали в этот город. И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг.  Тогда были захвачены их лошади и золотые и серебряные колесницы. Их ратники лежали, простершись на спине, как рыбы, а победоносное войско его величество считало свое достояние. И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы. И они доставили добычу, взятую ими: 340 пленных, 83 руки, 2041 лошадь, 191 жеребенок, 6 жеребцов, 1 колесница, отделанная золотом, 897 простых колесниц, 200 броней, 502 лука, 929 быков, 2000 коз и 2500 овец, 1796 рабов, чаши из ценного металла»

Крушол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира

Задания для учащихся с базовым уровнем.

Ознакомление.  Прочитайте текст самостоятельно.

Понимание. Что захватывали в качестве добычи в таких походах египетские войны? Приведите пример из текста.  Кому приносили награбленное?

Задания для учащихся с продвинутым уровнем.

Ознакомление.  Прочитайте текст самостоятельно.

Понимание. Приведите пример того, к чему приводят завоевательные походы фараонов.

Применение. Сделайте схему, которая показывает потенциал завоеванных богатств фараона.

Задания для учащихся с углублённым уровнем.

Ознакомление.  Прочитайте текст самостоятельно.

Понимание. Приведите пример того, к чему приводят завоевательные походы фараонов.

Применение. Сделайте схему, которая показывает потенциал завоеванных богатств фараона.

Анализ. Выявите принципы, лежащие в основе распределения завоеванного имущества.

Синтез. По пыльным дорогам в Египет гонят огромные стада овец, быков, коней, везут награбленное золото, ткани, черное дерево, но какова главная добыча воинов? Почему?

Оценка. Какой характер носили войны?

Таким образом, за одинаковое количество отведенного времени учащиеся выполняют разноуровневые задания. Учащиеся с базовым уровнем, успевают пройти только уровень ознакомления и понимания.Темп их работы снижен, они испытывают затруднения при выделении нового и главного при работе с информационным текстом. Учащиеся продвинутого уровня учебную информацию воспринимают быстрее. Темп их работы средний, поэтому они за такое же время успевают и ознакомиться, и понять, и выполнить задания на применение. Учащиеся углублённого уровня могут даже проанализировать и синтезировать ситуацию.

Предлагаю вариант индивидуальной карточки, разработанной к разделу урока по истории в 5-ом классе «Древний Рим»:

Природно-климатические условия Апеннинского полуострова

«На Апеннинском полуострове, благоприятные для жизни условия. Теплый климат, много пастбищ, земель, пригодных для хлебопашества, виноградарства и садоводства. Вдоль всего полуострова тянуться невысокие горы Апеннины, богатые строительным камнем и металлами. Горный рельеф, в отличие от Греции, не мешал развитию межобластных связей и объединению разноплеменного населения Италии. Осадки равномерные, дождей выпадает больше чем в Греции. Засухи и сильных морозов не было.  В 1000 – ом тысячелетии Апеннинский полуостров населяло много народов. Апеннинский полуостров очень плодороден, в отдельных областях урожай можно собрать до 2-3 раз в год. Летом скот пасся на высокогорных лугах, а зимой – в долине рек. Так что запасать сено не было необходимости. В Италии скота было много, и он был разнообразный, в отличие от Греции, где стада коров могли иметь только богатые люди, а бедные разводили только коз и овец. Мореплавание было развито плохо, так как не было удобных бухт: в некоторых местах были мели, а в некоторых - обрывистые берега»

Историк Тит Ливий

Задания дляучащихся с углубленным уровнем.:

Вопросы к тексту: 1. прочитайте текст. 2. Выявите, в чем было сходства, а в чем было различие в природно-климатических условиях Италии и Греции.

Сходство

Различие

Задания дляучащихся с продвинутым уровнем:

Вопросы к тексту: 1. Прочитайте текст. 2. Изобразите информацию текста в виде сравнительной таблицы:

Вопросы для сравнения:

Греция

Италия

Особенность климата

Особенность гор

Особенность рельефа берегов

Размеры территории

Особенность рек

Особенности почв

Дожди

Задания дляучащихся с базовым уровнем:

Вопросы к тексту: 1.Прочитайте текст. 2. Каким занятиям благоприятствовали природно-климатические условия Италии.

Предлагаю рассмотреть образцы карточек по истории России для учащихся 7 - ого класса.  Тема урока «Начало Смутного времени».  Для группы базового уровня: прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.  Из сочинения историка В.О. Ключевского:

«...Почвой для Смуты послужило тягостное настроение народа, вынесенное народом из царствования Грозного. Все дети его были больны.  Старшего сына Ивана, Грозный убил сам. Средний сын Федор, который и стал править после Смерти отца, был слабоумным, большую часть времени проводил в молении. Он и не оставил после себя наследников. Третий сын Ивана Грозного – Дмитрий, страдал эпилепсией. Да, к тому же, был еще очень мал. Повод к Смуте дан был пресечением династии и следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванства. Коренными причинами Смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавшей освоиться с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием... Смуте содействовали и другие обстоятельства: действия правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, боярские опалы, голод, мор...»

Задания на ознакомление и понимание: 1. Кто автор исторического документа?2. Какую причину наступления Смуты выделяет автор?3. Что имел в виду историк, говоря о пресечении династии?4. С какими социальными группами (сословиями) связана данная причина Смуты.5. Используя исторические знания, определите дату, описанных исторических событий.

Для группы продвинутого уровня. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.Из воспоминаний современника голландца Исаака Масса:

«Со смертью Ивана Грозного (18 марта 1584 г.) сразу открылось поприще для Смуты. Не было власти, которая могла бы остановить, сдержать надвигавшееся бедствие. Наследник Иоанна IV, Феодор Иоаннович был не способен к делам правления; царевич Дмитрий был еще в младенческих летах. Правление должно было попасть в руки бояр. На сцену выдвигалось боярство второстепенное — Юрьевы, Годуновы, — но сохранились еще остатки и князей-бояр (кн. Мстиславский, Шуйские, Воротынские и др.). Вокруг Дмитрия царевича собрались бояре Нагие, родственники его по матери, и боярин Бельский. Сейчас же по воцарении Федора Иоанновича Дмитрия царевича отослали в Углич, по всей вероятности, опасаясь возможности Смуты. Во главе правления стал боярин Н. Р. Юрьев, но он скоро умер, похоже, его отравили сами же бояре. Между боярином Годуновым и остальными произошло столкновение. Сначала пострадали бояре Мстиславские, Воротынские, Головины, потом и Шуйские. Дворцовая боярская вражда привела Годунова к власти, к которой он стремился. Соперников у него после падения Шуйских не было. Когда в Москву пришла весть осмерти царевича Дмитрия, по городу пошли слухи, что Дмитрий убит по приказанию Годунова. Слухи эти были записаны прежде всего некоторыми иностранцами, а затем попали и в сказания, составленные значительно позже события. Большинство историков поверили сказаниям, и мнение об убийстве Дмитрия Годуновым стало общепринятым. Но в последнее время этот взгляд значительно подорван, и вряд ли найдется кто-нибудь из современных историков, который бы решительно склонился на сторону сказаний»

Задания на ознакомление и понимание:1. Кто автор исторического документа?2. Какую причину наступления Смуты выделяет автор?

Задания на понимание и применение: 3. Что имел в виду современник, говоря о том, что не было власти, которая могла бы остановить, сдержать надвигавшееся бедствие?  4. С какими социальными группами (сословиями) связана данная причина Смуты. 5. Используя исторические знания, определите дату, описанных исторических событий.

Приложения 1,2,3,4 содержат образцы карточек с разноуровневым заданием по истории Средних веков для учащихся 6 — ых классов.        

Конструктор задач стал мною применяться с конца октября 2015 года и уже можно с уверенностью говорить о качественных изменениях: увеличился интерес учащихся к изучению истории, на уроках учащиеся стали раскованнее себя вести, повысилась их активность на уроке, повышается объем самостоятельного усвоения новых знаний, формируется умение искать и извлекать нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа, формируется умение перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из визуального ряда в текст и т.д.)

Перспектива:На страницах аналитической справки я представила только малую часть разработанных мною разноуровневых заданий.  В настоящее время, я продолжаю разрабатывать и параллельно создаю банк разноуровневых заданий по предмету «история» для 5-ых и 6 классах. В перспективе я планирую обобщить и представить разработанный банк заданий в профессиональном сообществе.

С темой методической разработки я регулярно выступаю на мастер-классах. семинарах — практикумах, участвую конкурсах профессионального мастерства, записываю видео уроки с применением «Конструктора задач Л.С. Илюшина» и транслирую их в педагогическом сообществе, обобщаю свой опыт работы в печатных и электронных публикациях. Данная таблица демонстрирует выходы в профессиональное сообщество, где я получила высокую оценку эффективности моей методической деятельности.

П/№

Год

Уровень

Показатели

Документы, подтверждающие наличие методической разработки (выписки из протоколов заседаний методического объединения, педагогического совета, рецензии)

1

2016

Муниципальный

Тема: Применение конструктора задач Л.С. Илюшина на уроках истории в 5-ых классах, как инструмента для реализации разноуровнего  обучения (из опыта работы учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ СОШ №9 имени А.С. Пушкина Яковлевой Ю.В.)

Программа Городского семинар-практикума «Составление разноуровневых заданий с использованием «Конструктора зада» Л.С. Илюшина», г. Волжск, МОУ СШ №9 им. А.С. Пушкина, 12 мая 2016 год.

(Приложение 6)

2

2017

Федеральный

Публикация методических разработок в рамках работы Всероссийской научно-практической конференции на базе Министерства образования и науки Республики Марий ЭЛ, ГБУ ДО Марий ЭЛ «Дворец творчества детей и молодежи» по теме «Психолого-педагогические проблемы модернизации системы повышения квалификации: современные парадигмы общего и дополнительного образования»

Тема: Применение конструктора задач Л.С. Илюшина в индивидуально-дифференцированной работе учащимися на уроках гуманитарного цикла.

Вениаминова О. П., Яковлева Ю.В. Применение конструктора задач Л.С. Илюшина в индивидуально-дифференцированной работе учащимися на уроках гуманитарного цикла. //Сборник Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы модернизации системы повышения квалификации: современные парадигмы общего и дополнительного образования» /Материалы 23 — ей Всероссийской научно-практической конференции. - Йошкар -Ола: ГБУ ДПО РМЭ «МИО», 2017. - с.  125 - С. 108

(Приложение 7)

3

2018

Школьный

Выступление на педагогическом совете МОУ СШ №9 имени А. С. Пушкина.

Тема: «Алгоритм составление Индивидуальной образовательной программы по истории на неуспевающего ученика (из опыта работы)»

Протокол методического совещания

(Приложение 8)

Формы организации учебной деятельности на уроке с применением Конструктора задач могут быть как групповые, так и индивидуальные или фронтальные. Результативность зависит от знания учителем возможностей каждого обучающегося и выбора тех заданий для детей, которые приведут их к ситуации успеха, дадут поверить в свои возможности.

Вывод: Эффективен ли Конструктор задач для индивидуально-дифференцированной работы с обучающимися? Итоги сравнительной диагностики сформированностиметапредметных (познавательных) умений на октябрь 2015-2016 учебного года и март 2016-2017 учебного года показали положительную динамику. Она проявилась в повышении процента выполнения заданий на проверку уровня сформированности читательских умений, аналитических и логических. В электронном приложении к аналитической справке представлены видео приложения уроков, на которых применялся конструктор задач Л.С. Илюшина. Видео приложение 2, урок по теме «Причины Смуты». Видео приложение 5, урок по теме «Древнейший Рим»

Таким образом, апробация «Конструктора задач» Л.С.Илюшина показала, что данные приёмы работы можно использовать и   при индивидуально-дифференцированном подходе в обучении. Но нужно отметить, что добиться большей результативности можно, если действовать в команде с другими учителями-предметниками, так как Конструктор задач – коллективный продукт, результат целенаправленных усилий всего школьного коллектива.

Часто, на уроках истории и обществознания я сталкиваюсь с отсутствием интереса к своим предметам. С сентября 2016 года стала работать над методической темой «Формирование внутренней мотивации на уроках истории как средство повышения качества обучения». Я связала методическую тему и применение на уроках истории и обществознания технологию разноуровневого обучения.От данной работы я ждала следующие результаты: повышение качества знаний на уроках истории и обществознания; снижение тревожности в учебном процессе.

Первоначально я провела в 2-ух классах (пилотном – 7 «а» и контрольном – 7 «б») диагностику мотивации обучения. Был использован тест М.В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы учащихся» [Матюхина М.В. Изучение мотивационной сферы учащихся. / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004, С.139-141.]Цель: определить тип мотивации смысл учения для учащихся. (Приложение 31)

      Методика М.В.Матюхиной позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, обозначенные в данной методике, можно разделить на:

• широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования), 
•узколичностные (благополучия и престижа), 
•учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения), 
•мотивы избегания неприятностей.

Результаты:

Пилотный  класс 7 «а»

Контрольный класс 7 «б»

43%

Социальные мотивы учения, не касающиеся познавательных потребностей

49%

Социальные мотивы

6%

Учебно-познавательные мотивы. (они связанны с содержанием процесса учения) 

3%

Учебно-познавательные мотивы

41%

Узколичные мотивы учения

33%

Узколичные мотивы

10%

Отрицательные мотивы (т.е. учиться не хотят)

15%

Отрицательные мотивы

Далее, используя метод наблюдения за поведением учащихся во время своих уроков, я определила причины спада школьной мотивации. Причины


Предварительный просмотр: