Инструкция. Практическая работа по химии 11класс
опыты и эксперименты (11 класс)

Кужугет Нонна Чанчык-ооловна

Инструкция. Практическая работа по химии 11класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instruktsiya._prakticheskaya_rabota_po_himii_11klass.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

11 класс.  Практическая работа №10 «Распознавание неорганических и органических соединений».

 
Цель работы: с помощью характерных реакций распознать предложенные
                          неорганические и органические вещества.
Оборудованиештатив с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, фарфоровая чашка, пипетка, фильтровальная бумага, воронка.

Реактивырастворы: хлорида аммония, сульфата натрия, гидроксида натрия, хлорида бария, соляной кислоты; синяя лакмусовая бумага, цинк, нитрат серебра, концентрированная соляная кислота, раствор дифениламина в серной кислоте, раствор красной кровяной соли K3[Fe(CN)6)], 10%–ный раствор роданида калия KSCN, оксид меди (II), вазелин, известковая вода.                     

Ход работы:

  1. Результаты работы оформить в виде таблицы

Что делали

Наблюдения

Уравнения   реакций

     Вывод

  

 

 

 

  1. Выполнить: Опыт№1. Распознавание неорганических веществ.

Опыт№2. Распознавание органических веществ

3. Заполнить таблицу.
4. Сделать общий вывод.                                                                     

                                           
Правила техники безопасности
1.     Работать  с кислотами и щелочами осторожно. Концентрированные кислоты аккуратно вносить в пробирку над лотком. Если кислота попала на кожу или одежду, быстро смыть большим количеством воды.
2.     Ничего не пробовать на вкус.
3.     В пробирку наливать не более 1 мл веществ.
4.     Нюхать летучие вещества осторожно, направляя воздух рукой от пробирки к себе.
5.     Не закрывать пробирку пальцем при взбалтывании в ней жидкости. Взбалтывать содержимое следует держа пробирку за верхнюю часть и слегка покачивая.
6.     Не наклоняться над пробиркой, так как брызги могут попасть в глаза.
7.     Пробирку с нагреваемой жидкостью держать отверстием в сторону от себя и от товарищей, так как жидкость иногда может выплеснуться из пробирки.
8.     При нагревании пробирки не касаться фитиля спиртовки, так как фитиль холодный и пробирка может лопнуть.
9.     Горящую спиртовку нельзя переносить со стола на стол.
10.                        Зажигать спиртовку только спичками.
11.                        Гасить спиртовку только колпачком.
12. После работы привести в порядок своё рабочее место. 
  

 
                                                                                                      Инструктивная карточка

 Опыт 1. Качественные реакции на неорганические вещества.

Задание: в трех пронумерованных пробирках (1, 2, 3) даны вещества:
   ХЛОРИД АММОНИЯ

   СОЛЯНАЯ КИСЛОТА

   СУЛЬФАТ НАТРИЯ
С помощью характерных реакций распознать, в какой из пробирок находятся данные вещества. 
       Для выполнения данного опыта содержимое каждой пронумерованной пробирки разделить на три пробы.
 1. Для определения хлорида аммония – в пробирку с хлоридом аммония прилить раствор гидроксида натрия, нагреть в пламени спиртовки. Что наблюдаете?   Написать уравнение реакции в молекулярной, полной ионной, сокращенной       ионной формах.
2. Для определения соляной кислоты - в пробирку с соляной кислотой прилить раствор нитрата серебра.
Что наблюдаете?   Написать уравнение реакции в молекулярной, полной ионной, сокращенной     ионной формах.

3. Для определения сульфата натрия -  в пробирку с сульфатом натрия прилить раствор хлорида бария.
Что наблюдаете?   Написать уравнение реакции в молекулярной, полной ионной, сокращенной    ионной формах.                                           
Опыт 2. Качественные реакции на органические вещества.

На дно пробирки поместить (с горошинку) вазелина, оксид меди (II) (в 3 раза больше), перемешать. На внутреннюю сторону пробирки, ближе к отверстию поместить с помощью шпателя безводный сульфат меди (II) – порошок белого цвета. В пробирку-приемник налить раствор известковой воды и опустите в нее газоотводную трубку. Прогреть сначала всю пробирку, затем дно пробирки.  

Пронаблюдать что происходит в результате реакций. Сделать выводы.

Практическая работа №10 Распознавание неорганических и органических соединений.

 
Цель работы: с помощью характерных реакций распознать предложенные
                          неорганические и органические вещества.
Ход работы:                                                              

Что делали

Наблюдения

Уравнения   реакций

     Вывод

 Опыт№1. Распознавание неорганических веществ.

Для определения

хлорида аммония – в пробирку с хлоридом аммония прилить раствор гидроксида натрия, нагреть в пламени спиртовки

Для определения соляной кислоты - в пробирку с соляной кислотой прилить раствор нитрата серебра.

Для определения сульфата натрия -  в пробирку с сульфатом натрия прилить раствор хлорида бария.

 
Резкий запах аммиака

Белый осадок

Белый осадок

 
NaOН + NH 4Cl → NaCl + NH3↑ + H2O

OH- + NH4+- → NH3↑ + H2O


НCl + AgNO3 → НNO3 + AgCl↓

Ag+ + Cl -→ AgCl ↓

Na2SO4 + BaCl2 → 2NaCl + BaSO4

Ba2+ + SO42- → BaSO4↓  

 
С помощью характерных реакций распознали предложенные неорганические вещества

 

 

Что делали

Наблюдения, рисунки

Уравнения реакций

Вывод

Опыт№2. Распознавание органических веществ

На дно пробирки поместить (с горошинку) вазелина, оксид меди (II) (в 3 раза больше), перемешать. На внутреннюю сторону пробирки, ближе к отверстию поместить с помощью шпателя безводный сульфат меди (II) – порошок белого цвета. В пробирку-приемник налить раствор известковой воды и опустите в нее газоотводную трубку. Прогреть сначала всю пробирку, затем дно пробирки.  

а) Образование красного налета на смеси вазелина и оксида меди (II).

б) Белый порошок CuSO4 приобретает голубой цвет.

в) Известковая вода мутнеет.

С15Н32 + 46CuO →15CO2 + 16H2O + 46Cu

CuSO4 +5Н2О→ CuSO4·5Н2О

CO2 + Ca(OH)2  → CaCO3↓ + H2O

Происходит восстановление CuO до меди. CuO – окислитель, вазелин – восстановитель.

При окислении вазелина CuO образуются пары воды, которая реагирует с безводным CuSO4. Т.о. вазелин содержит водород.

При окислении вазелина CuO  образуется углекислый газ, который  реагируют с известковой водой. Т.о. вазелин содержит углерод.

Вывод: В состав вазелина входят атомы углерода и водорода, т.к. в результате окисления вазелина оксидом меди (II) образуются углекислый газ и вода.

                

               Критерии оценок выполнения  практических работ по предмету  Химия

 

Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:

а) при ответе обнаруживает понимание сущности изучаемых химических явлений и процессов; правильно формулирует химические понятия; знает свойства изучаемых веществ и умеет распознавать их, безошибочно читает и составляет формулы веществ и уравнений химических реакций;
б) излагаемые теоретические положения подтверждает конкретными примерами;
в) умеет решать задачи, связанные с теоретической частью курса;
г) владеет практическими умениями и навыками экспериментального характера;
д) умеет применять полученные знания для профессиональной подготовки.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ в основном соответствует тем же требованиям, которые установлены для оценки «5», но обучающийся:
а) допустил неточности и незначительные ошибки, которые легко исправляет с помощью преподавателя;
б) отвечает только близко к тексту учебника или конспекта, но по вопросам преподавателя обнаруживает должное понимание изучаемого материала;
в) владеет практическими умениями и навыками экспериментального характера , но допускает неточности последовательности в ходе выполнения химического опыта или решения задачи. 


Оценка «3» ставится в том случае, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основного учебного материала, но:

а) затрудняется без помощи преподавателя подтвердить излагаемые теоретические положения конкретными примерами или объяснить практическое значение химических  явлений и процессов;
б) затрудняется делать обобщения и выводы, хотя достаточно полно излагает фактический материал;
в) отвечает схематично, опуская существенные подробности, в основном пересказывает текст учебника или конспекта, при этом обнаруживает недостаточное понимание отдельных излагаемых положений.
 г) допускает неточности последовательности в ходе выполнения химического опыта или решения задачи недостаточно владеет практическими умениями и навыками экспериментального характера. 

 
Оценка «2» ставится в том случае, если обучающийся:

а) не знает или не понимает большей или наиболее существенной части учебного материала в соответствии с поставленными вопросами;
б) даже с помощью преподавателя не может использовать при ответе ранее усвоенные знания по курсу химии и по другим учебным предметам.
в) допускает грубые ошибки в  последовательности выполнения химического опыта или решения задачи, не владеет практическими умениями и навыками экспериментального характера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструкции к практическим работам по химии

несколько инструкций к практическим работам по химии,помогающие сэкономить время на уроке...

Инструкции к практическим работам по химии

несколько инструкций к практическим работам по химии,помогающие сэкономить время на уроке...

Инструкции к практическим работам по химии

несколько инструкций к практическим работам по химии,помогающие сэкономить время на уроке...

Инструкции к практическим работам по химии

несколько инструкций к практическим работам по химии,помогающие сэкономить время на уроке...

Инструкции к практическим работам по химии

несколько инструкций к практическим работам по химии,помогающие сэкономить время на уроке...

Инструкции к практическим работам по химии

несколько инструкций к практическим работам по химии,помогающие сэкономить время на уроке...

Инструкции к практическим работам по химии

несколько инструкций к практическим работам по химии,помогающие сэкономить время на уроке...