Статья "Развитие познавательной деятельности учащихся с применением интерактивных технологий обучения"
статья

В статье дается понятие интерактивного обучения. Перечислены формы совместной деятельности учащихся, признаки интерактивных методов обучения. Рассмотрены правила организации интерактивного обучения, его формы и методы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной деятельности учащихся при применении интерактивных технологий.

 

      Проблема познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности учащихся является одной из вечных проблем педагогики. Данной теме посвящены многочисленные исследования.

     Для развития познавательной деятельности учащихся можно выделить два пути: интенсивный и экстенсивный. Оба они имеют одну и ту же конечную цель, но подходы в её достижении разные.

     Экстенсивный путь активизации познавательной деятельности осуществляется через увеличение объема знаний, получаемого учащимися.

      Интенсивный путь предполагает изменение структуры учебной программы и интенсификацию обучения. Примером может служить система развивающего обучения «по Д. Б. Эльконину», «по В. В. Давыдову», которая осуществляется в начальной школе. Средняя и старшая школы не имеют таких отработанных программ.  И на этих этапах обучения познавательная активность рассматривается как результат внедрения определенных приемов обучения.

       Одним из таких приемов являются интерактивные технологии. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и обучающегося, это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся:

            - все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом;

            - обмениваются информацией;

            - совместно решают проблемы;

            - моделируют ситуации;

            - оценивают действия коллег и свое собственное поведение;

            - погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

         Главным признаком интерактивных методов обучения является наличие обратной связи, объективизирующей продвижение учащегося в образовательном пространстве. Особенности интерактивного взаимодействия:

         - пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;

         - совместное         погружение        в проблемное поле решаемой задачи;

         - согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;

         - совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние;

         - переживание созвучных        чувств, сопутствующих преодолению проблемы.

Основными правилами организации интерактивного обучения являются следующие:

1)  В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники.

С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

2) Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

3) Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.

4) Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.

5) Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

6) Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

      В        процессе        реализации        интерактивных методов обучения создается «игровое или коммуникативное» поле. Для        осуществления этих        действий выделяется специальная территория.

  Формы и методы интерактивного обучения:

        дискуссионные: дискуссия, разбор ситуаций из практики (кейс-стади), мозговой штурм, метод синектики (главный прием – аналогии);

        игровые: имитационные (исследование модели), дидактические и творческие игры, деловые (есть сценарий, в котором осуществляется построение цепочки решения), ролевые (расширение поведенческого репертуара участников за счет проигрывания ролей);

        организационно-деятельностные (направлены на поиск решения с привлечением реальных участников процесса) игры;

         тренинговые формы проведения занятий, которые могут включать в себя вышеперечисленные методы обучения.

        В результате использование интерактивных технологий обучения существенно меняет роль педагога, которая состоит в организации взаимодействия обучающихся, создании условий для проявления        инициативы,        творческого поиска,        соблюдения законов        сотрудничества, эмоционально окрашенного        безопасного        общения участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ        “Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным...

Опыт работы по теме:"Активизация познавательной деятельности учащихся через синтез педагогических технологий"

Данный опыт предоставляет конкретные пути реализации основополагающих документов в области образования:•         Концепция модернизации российского образо...

Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка

В данном  материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...

Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские

Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...

Активизация познавательной деятельности учащихся путём применения межпредметных связей на уроках математики /из опыта работы/

Активизация познавательной деятельности учащихся путём применения межпредметных связей на уроках математики. Из опыта работы учителя математики первой квалификационной категории....

Индивидуализация процесса обучения и активизация познавательной деятельности учащихся в ходе реализации модульного обучения

Учебный модуль – основное средство модульного обучения, которое является логически завершенной единицей учебного материала, а также заключает в себе целевую программу действий и методическо...

"Развитие познавательной деятельности обучающихся при применении интерактивных технологий"

В статье дается понятие интерактивного обучения. Перечислены формы совместной деятельности учащихся, признаки интерактивных методов обучения. Рассмотрены правила организации интерактивного обучения, е...