"Развитие познавательной деятельности обучающихся при применении интерактивных технологий"
статья

В статье дается понятие интерактивного обучения. Перечислены формы совместной деятельности учащихся, признаки интерактивных методов обучения. Рассмотрены правила организации интерактивного обучения, его формы и методы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной деятельности обучающихся при применении интерактивных технологий.

 

      Проблема познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности учащихся является одной из вечных проблем педагогики. Данной теме посвящены многочисленные исследования.

     Для развития познавательной деятельности учащихся можно выделить два пути: интенсивный и экстенсивный. Оба они имеют одну и ту же конечную цель, но подходы в её достижении разные.

     Экстенсивный путь активизации познавательной деятельности осуществляется через увеличение объема знаний, получаемого учащимися.

      Интенсивный путь предполагает изменение структуры учебной программы и интенсификацию обучения. Примером может служить система развивающего обучения «по Д. Б. Эльконину», «по В. В. Давыдову», которая осуществляется в начальной школе. Средняя и старшая школы не имеют таких отработанных программ.  И на этих этапах обучения познавательная активность рассматривается как результат внедрения определенных приемов обучения.

       Одним из таких приемов являются интерактивные технологии. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и обучающегося, это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся:

            - все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом;

            - обмениваются информацией;

            - совместно решают проблемы;

            - моделируют ситуации;

            - оценивают действия коллег и свое собственное поведение;

            - погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

         Главным признаком интерактивных методов обучения является наличие обратной связи, объективизирующей продвижение учащегося в образовательном пространстве. Особенности интерактивного взаимодействия:

         - пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;

         - совместное         погружение        в проблемное поле решаемой задачи;

         - согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;

         - совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние;

         - переживание созвучных        чувств, сопутствующих преодолению проблемы.

Основными правилами организации интерактивного обучения являются следующие:

1)  в работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники.

С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

2) надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

3) обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.

4) подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.

5) четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

6) отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

      В        процессе        реализации        интерактивных методов обучения создается «игровое или коммуникативное» поле. Для        осуществления этих        действий выделяется специальная территория.

  Формы и методы интерактивного обучения:

        дискуссионные: дискуссия, разбор ситуаций из практики (кейс-стади), мозговой штурм, метод синектики (главный прием – аналогии);

        игровые: имитационные (исследование модели), дидактические и творческие игры, деловые (есть сценарий, в котором осуществляется построение цепочки решения), ролевые (расширение поведенческого репертуара участников за счет проигрывания ролей);

        организационно-деятельностные (направлены на поиск решения с привлечением реальных участников процесса) игры;

         тренинговые формы проведения занятий, которые могут включать в себя вышеперечисленные методы обучения.

        В результате использование интерактивных технологий обучения существенно меняет роль педагога, которая состоит в организации взаимодействия обучающихся, создании условий для проявления        инициативы,        творческого поиска,        соблюдения законов        сотрудничества, эмоционально окрашенного        безопасного        общения участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельные работы на уроках химии и биологии как средство развития познавательной деятельности обучающихся

 В процессе обучения учащимся  необходимо овладевать  знаниями и приобретать  умения самостоятельного учебного труда .  В программах по химии и биологии пред...

Развитие познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках химии с использованием ИКТ

По моему мнению, современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы реб...

«Создание условий для активизации познавательной деятельности обучающихся через применение кинезиологических методов»

Из опыта работы педагога-психолога по использованию кинезиологических методов в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида....

Статья "Развитие познавательной деятельности учащихся с применением интерактивных технологий обучения"

В статье дается понятие интерактивного обучения. Перечислены формы совместной деятельности учащихся, признаки интерактивных методов обучения. Рассмотрены правила организации интерактивного обучения, е...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МАТЕМАТИКЕ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Внеурочная деятельность является одной из самых главных ступеней к изучению, абсолютно, каждого школьного курса математики. Именно благодаря внеурочной деятельности дети познают учебный предмет со все...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕ...