Дистанционное обучение на уроках истории как способ формирования универсальных информационных компетенций учащихся и их готовности к самообразованию
статья

Зурмаева Елена Юрьевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_obuchenie.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение на уроках истории как способ формирования универсальных информационных компетенций учащихся и их готовности к самообразованию

"Дистанционное образование – это нечто большее,

чем чтение, большее, чем прослушивание или просмотр,

большее, чем заранее приготовленные учебные материалы,

 большее, чем технология, большее, чем самостоятельное изучение,

большее, чем тренинг, большее, чем открытое обучение ..."

Bernd Schachtsiek,
Президент Европейской ассоциации

корреспондентных школ (AECS)

        Дистанционное обучение в общеобразовательной школе – это не будущее, а уже настоящая реальность. Высшая школа уже давно освоила различные формы дистанционного обучения, но общеобразовательная школа имеет свою специфику, поэтому перед современным учителем стоит проблема, которая заключается в том, чтобы найти наиболее примлемую форму обучения, с помощью новых технологий, учитывая при этом, особенности современного школьника, а также, удовлетворяя социальный заказ государства.

        Я проанализировала несколько работ коллег, которые достаточно основательно занимаются исследованием проблем дистанционного обучения, и пришла к выводу о том, что на данный момент педагогическое сообщество не пришло к единому мнению о том, что нужно понимать под дистанционным обучением. Определения, как такового,  единого – не существует. Вероятно, всё зависит от того, к какой сфере деятельности  оно должно применяться. Наиболее близким по определению к общеобразовательной школе я считаю следующее определение понятия:

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – это форма образования,  способ получения образования через опосредованную (на расстоянии) интерактивную коммуникацию с определённой  дидактической системой, которая предусматривает, прежде всего, самостоятельную деятельность обучаемых.

  • Коммуникационный набор варьируется и включает в себя, наряду с телекоммуникациями, интерактивные учебно-методические материалы на различных носителях.
  • Форма (способ) предоставления образования. Система совместной деятельности учащихся и обучающих, говоря о деятельности обучающих: лиц и учреждений.
  •  Форма получения образования  в отношении самостоятельной, или в основном самостоятельной, деятельности учащихся.

        Существует несколько моделей дистанционного обучения, которые  достаточно давно освоены человечеством. На разных этапах развития истории применялись различные средства интерактивной коммуникации между обучающимися и обучающими.  Также на разных этапах истории в обществе преобладали различные требования к качеству, количеству, специфике  и уровню подготовки обучающихся – так называемый, социальный заказ. Исходя из этого,   формировались длительность обучения, стоимость обучения и другие, неизменно возникающие, сопутствующие факторы, а  также источники капиталовложений, которые тратились на развитие дистанционного обучения и определение финансирующей, по преимуществу, стороны.

Наиболее известны три модели дистанционного обучения:

  • Британская (корреспондентская, технологичная)
  • Американская (трансляционная)
  • Российская (заочное образование)

        Я попыталась систематизировать те результаты, которые я получила при анализе работ, посвящённых исследованиям проблем дистанционного обучения в современном российском обществе и пришла к выводу к выводу, что наиболее приемлемой для современной общеобразовательной школы  является Британская модель, т.к. она предполагает смешанное обучение, доступное большому числу участников образовательного процесса, которое способствует формированию и развитию  универсальных информационных компетенций учащихся и способность пополнять свои знания самостоятельно. Последнее формирует навыки обучающихся пополнять свои знания на протяжении всей своей жизни, т.е. их готовность к самообразованию. Именно такая задача ставится нашим обществом перед современным школьником, с тем, чтобы, будучи взрослым, он свободно адаптировался в современном обществе и совершенствовал любыми доступными способами качество и уровень своего профессионализма.

        Предлагаю рассмотреть модель новой простейшей структуры урока истории в рамках дистанционного обучения и выяснить, действительно ли  она  способствует формированию  у обучающихся универсальных  информационных компетенций, а также формирует их навыки готовности к  самообразованию.
        Данная форма урока может быть использована  как основа для формирования новой простейшей  структуры урока дистанционного обучения учащихся общеобразовательных учреждений.

Предлагаю  коллегам, в качестве обмена опытом,  разработку одного из занятий по истории Отечества в 9 классе по теме «Гражданская война в России».
Структура урока истории «Гражданская война в России» в системе дистанционного обучения».

Курс: История Отечества – 9 класс

Цель урока: сформировать у учащихся общие представления о событиях Гражданской войны в России, её причинах и последствиях.

Задачи: продолжаем формировать универсальные информационные компетенции учащихся и навыки их готовности к самообразованию.

Оборудование урока: 

  • ПК
  • ИНТЕРНЕТ – соединение, для свободного доступа к материалам урока и дополнительным ИНТЕРНЕТ – ресурсам, связи с координатором
  • собственный электронный адрес учащегося (знание и умение учащимися владеть различными компьютерными программами, которые позволят им не только ознакомиться с предлагаемыми материалами, но и преобразовывать их, оперировать ими), знание электронного адреса руководителя, для связи с ним и своевременной отправки выполненных заданий
  • расписание сеансов связи с координатором, выполнения контрольного теста
  • наличие навыков работы учащихся с различными программными средствами.

План урока:

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом лекции, вопросами и заданиями к ней. Приложение https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2020/04/15/materialy-k-uroku-grazhdanskaya-voyna-v-rossii 

(Предполагает расширение знаний по предмету – внимательное прочтение лекционного материала, закрепление приобретённых знаний по вопросам к нему, выполнение заданий и оформление результатов своей деятельности по предложенному образцу). Приложение 2. https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2020/04/15/materialy-k-uroku-grazhdanskaya-voyna-v-rossii

2. Самостоятельная работа учащихся с документами и заданиями  к ним. Приложение3  

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2020/04/15/materialy-k-uroku-grazhdanskaya-voyna-v-rossii (Предполагает углубление знаний по предмет  – внимательное прочтение документального материала, выполнение заданий и оформление результатов своей деятельности по предложенному образцу). Приложение 4.

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2020/04/15/materialy-k-uroku-grazhdanskaya-voyna-v-rossii

3. Самостоятельное знакомство  учащихся с персоналиями, словарём к уроку. (Предполагает углубление знаний по предмету, расширение  понятийного аппарата учащихся – использование этих знаний для выполнения творческой работы учащимся и во время контрольной проверки знаний в других ситуациях). Приложение 5

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2020/04/15/materialy-k-uroku-grazhdanskaya-voyna-v-rossii

4. Выполнение творческой работы. (Предполагает проявление творчества учащегося в выборе формы представления конечного результата своей деятельности, а также способность применения приобретённых знаний на практике).

5. Самостоятельная работа с мультимедийной презентацией.  
(Предполагает закрепление приобретённых знаний по изучаемой теме, а также возможность самопроверки).
Приложение 6

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2020/04/15/materialy-k-uroku-grazhdanskaya-voyna-v-rossii

6. Контроль знаний. (Предполагает возможность учащемуся получить независимую экспертную оценку результатов своей самостоятельной деятельности в рамках изучения темы; показывает качество приобретённых учащимся знаний, а также уровень готовности к самообразованию – эта оценка складывается из всех конечных результатов деятельности учащегося: с лекционным материалом, с документами, с персоналиями, словарём, выполнения творческой работы, прохождения контрольного теста в режиме он-лайн). Приложение 7, 8

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2020/04/15/materialy-k-uroku-grazhdanskaya-voyna-v-rossii

Источники:

1. http://www.redcenter.ru/ 
2.
http://www.curator.ru/ 
3.
http://fill-in.ru/wiki/interview 
4.
http://academy.odoportal.ru/ 
5. Скибицкий Э.Г., Холина Л.И. Теоретические основы дистанционного обучения: Монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. и др.
6. Данилов А.А.– История России, XX – начало XXI века: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений / Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. – 5-е издание, доработанное и дополненное – М.: Просвещение, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий учащихся»

В работе показаны возможности проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий учащихся....

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"....

Работа с художественными кинофильмами на уроках истории как способ формирования критического мышления учащихся

Формы и методы работы по развитию критического мышления на уроках истории...

Применение интеллект - карт на уроках истории как способ формирования учебно-познавательной компетенции

В материале представлен опыт работы с интеллект0картами на уроках истории...

Использование кейсового метода на уроках истории как способ формирования ключевых компетенций учеников

В данной статье автор рассматривает особенности кейсового метода и его использования на уроках истории в школе. Статья включает описание технологии, в том числе то, при каких условиях такие уроки обес...