Сообщение
статья

 

 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir_otsenivanie_soobshchenie.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Новые подходы к оцениванию.  "Формирующее оценивание".

  • Почему необходимы новые подходы к оцениванию?
  • Что необходимо изменить в оценивании и как?

Учебное действие оценки - это действие самого ученика,

- учебное действие оценки является одним из многочисленных оценочных действий ребёнка,

- предметом работы ребёнка, осуществляющего учебное действие оценки, являются другие учебные действия,

- учебное действие оценки не возникает у ребёнка само по себе, а так же как и другие учебные действия нуждается в выращивании. 

1)Предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» на полях в тетради).

2)Провести мини-обзор в конце урока, курса, темы

3)Заполнение таблицы показателей правильности выполнения заданий

4) Заполнение листа индивидуальных достижений

5)Заполнение диагностических карт

6) Заполнение оценочных листов

7)Составление недельных отчётов

Недельный отчёт

1.Чему я научился за эту неделю?

2.Какие вопросы остались для меня неясными?

3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Мини-обзор (проводится в конце урока)

1.Что изучали? Назовите тему урока.

2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?

3. Определите наиболее важное в этом уроке.

4.Что вызвало трудности, осталось неясным?

5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?

6.Что у меня получилось лучше всего?

7.Что мне необходимо усовершенствовать?

Лист самооценки выполнения домашнего задания

да

нет

1. Я сделал домашнее задание.

2. Я сразу понял, что требуется сделать.

3. У меня не возникало трудностей при выполнении

4. Я выполнил все грамматические задания.

5. Я выделил орфограммы.

6.Я проверил свою работу, исправил ошибки.

7.Я работу выполнил старательно, аккуратно

8.Я выполнил работу над ошибками

.

Лист самооценки работы в группе

да

нет

1. Я был активен в группе.

2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание.

3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы

4. Я не отвлекался от основной работы.

5. Я очень хотел успешно выполнить задание.

6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы.

7.Я очень хотел,чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально

Некоторые  педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе: 

- прием «волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал школьниками);

- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);

- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);

- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);

- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);

- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);

- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);

- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);

- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);

- прием  «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);

- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);

- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);

- прием « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);

-  прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);

- прием «умные вопросы»  (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).

Оценить – значит выделить результат деятельности, представить предстоящий ход или восстановить ход законченной деятельности, соотнести с целью.

Вопросы, помогающие ребенку освоить рефлексивное оценивание, могут быть такого рода:

– Что нового ты узнал, чему научился?

– Насколько продвинулся к цели? Как решал учебную задачу? Что можешь изменить в своем учении?

Задания на прогностическую оценку:

–  Что из этого ты сможешь выполнить сразу?

–  Для выполнения каких заданий потребуется помощь учителя (товарища)?

Задания на ретроспективную оценку:

–  Отметь задания, которые оказались для тебя трудными.

–  Сравни свое мнение (точку зрения, способ) с тем, что было  раньше. Что изменилось?

–  Какие вопросы (задания) из предложенных требуют (указывается конкретное действие или условие)?

–   Над какими вопросами (заданиями) тебе еще надо поработать?

–   Что нового узнал при изучении темы? Чему научился?

–   Насколько достиг цели?

–    Оцени предложенные способы выполнения учебной работы:  какой понятнее;

Процедуры оценивания планируемых результатов

(метапредметных и предметных по русскому языку)

  • Диктант и организация индивидуальной работы над причинами ошибок.
  • Словарный диктант с самоконтролем, самооценкой.
  • Тестовые задания (типы заданий: выбор ответа, краткий ответ, развёрнутый ответ) – все задания позволяют проверить предметные и метапредметные результаты.
  • Списывание с использованием алгоритма и т.п.

Во-вторых, возможно использование различных карт наблюдения, позволяющих проследить динамику формирования универсальных учебных действий. Примерный вариант карты наблюдения за ходом освоения регулятивных универсальных учебных действий представлен в таблице 4.

Таблица 4

Карта освоения регулятивных УУД

Вид УУД /

составляющие

Уровень

(Н/Б, Б, П)

Методы диагностики

  • целеполагание

Н/Б

Наблюдение (уроки постановки учебной задачи)

  • планирование

Б

Результаты выполнения заданий комплексного характера (разрабатываются по аналогии с заданиями по итоговой оценке)

  • прогнозирование

Н/Б

Наблюдение (уроки решения частных задач с применением открытого общего способа действий, уроки и контроля и оценки)

  • учебные действия

Б

Наблюдение

  • контроль

П

Результаты выполнения заданий, требующих осуществления самоконтроля (взаимоконтроля)

(разрабатываются по аналогии с заданиями по итоговой оценке)

  • коррекция

Б

Результаты выполнения заданий, направленных на работу над причинами ошибок (разрабатываются по аналогии с заданиями по итоговой оценке)

  • оценка

П

Результаты выполнения заданий, требующих осуществления самооценки (взаимооценки) (разрабатываются по аналогии с заданиями по итоговой оценке)

  • саморегуляция

Б

Наблюдение

Общая оценка

Б

В передаче контроля ребенку могут помочь вопросы:

– Что будешь контролировать?

–  Соответствуют ли твои действия цели и условиям задачи?

–  Как, каким способом будешь контролировать свое продвижение в решении учебной задачи? Можно ли решить задачу по-другому?

–  Какие вопросы, задания для контроля учебной работы ты составишь, выберешь?

–  Что вызвало трудности в работе над? Что помогло их преодолеть?

– Какие действия, способы требуют дальнейшей тренировки?

–  За какой помощью в учебной работе ты обратишься к товарищу? Учителю?

– Работая с товарищем, придумайте друг другу такие задания, которые бы связывали… (указывается содержание учебного материала). Проверьте правильность выполнения задания, осуществите взаимоконтроль и взаимооценку.

– Составь задание на выведение формулы… (указывается).

      Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)  

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.) 

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.) 

Некоторые  педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе: 

- прием «волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал школьниками);

- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);

- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);

- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);

- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);

- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);

- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);

- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);

- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);

- прием  «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);

- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);

- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);

- прием « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);

-  прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);

- при ем «умные вопросы»  (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос

Используем речевые образцы:
• Продолжим знакомство с :..
• Учимся отличать:.
• Учимся читать:
•    Пригодится  ли в нашей жизни  буква д? Даю время на обдумывание.
Спрашиваю учеников, т.е. перепроверяю понимание цели урока учащимися, что они сегодня узнают на уроке и чему научатся.
Учащиеся перечисляют, что от них ожидается к концу урока, используя речевые образцы:
«Я узнаю...
Я смогу…
Я научусь … »
В конце урока рефлексия- формативный опрос.
Оценочные техники:

минутный обзор

какой момент в занятии был наиболее важный

цепочка заметок

матрица заполнения

кодированную информацию

саммари в одном предложении

карта движения

оценка теста

важные вопросы

я научился…

какие вопросы остались не понятны

какие бы вопросы вы задали для оценки темы

краткое оценивание

образцовый

обоснованный

адекватный

нуждается в исправлении

качественный

термометр

аккуратность

понимание

математические операции

обсуждение на лету

беседа за партой

письменная рецензия

Тему которую я освоил хорошо

Над чем мне нужно еще поработать

Дать структуру взаимного обсуждения

Отзыв

Два плюса работы

Предложения об улучшении работы

Приведу пример оценочного листа для контроля и оценки достижений учащихся.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Дата _______________ Ф.И. ______________________________

Устный счет

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

ИТОГО:

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Дата _______________ Ф.И. ______________________________

ТЕСТ

ГРУППОВАЯ РАБОТА

ИТОГ

Оценка консультанта

Самооценка

В чем суть правил новой технологии оценивания?
1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний
2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).
3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.
4-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.
5-е правило. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень –функциональной грамотности – «отлично»; необязательный максимальный уровень- «превосходно».
Сейчас мы проходим достаточно трудный путь реализации требований ФГОС нового поколения. Школе требуется создать такую систему оценивания, которая бы точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.

Cлово «оценивать» происходит от латинского глагола – «сидеть с». При оценивании мы сидим с учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру. «Я узнаю...
Я смогу…
Я научусь … »

Использованная литература :

М.А. Пинская. Оценивание для обучения. Практическое руководство.

Приёмы формирующего оценивания по методике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большой секрет для маленькой компании, или задачи шифровки и дешифровки сообщений

Урок-погружение в проектную деятельность. К сожалению, ограничения на объем загружаемых файлов не позволяет добавить видео с фрагментом фильма Затмение более лучшего качества...

Сообщение "Разноуровневый дифференцированный подход при реализации содержания урока как условие формирования у обучающихся самостоятельности и инициативы"

"Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить этой работы в забаву" - одна из главных задач при применении разноуровневого дифференцированного подхода....

Сообщение на V Сократовских чтениях

Я занимаюсь краеведением в ДОУ. В своём сообщении я, как мне кажется, подняла некоторые проблемы патриотического воспитания в дошколных учреждениях....

Методическое сообщение

Работа с начинающими в классе виолончели. Особенности, упражнения....

Сообщение по теме ИКТ в школе (текст сообщения и презентация).

Выступление на педсовете Шегидевич Натальи Петровны. Возможности современных информационных технологий в развитии мотивации, любознательности и познавательной активности школьников для целенаправленно...

Конспект кружкового занятия: «Получение сообщений. Подготовка и отправка сообщений. Прикрепление файлов к письму»

В современном обществе компьютеры очень прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека. Уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем, в том числе и детя...