Сообщение с курсов "Новейшие тенденции в преподавании русского языка и литературы"
материал по русскому языку по теме

Саввина Галина Анатольевна

Выступление с курсовой подготовки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл RMO.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 РМО учителей

русского языка и литературы

            учителя МОУ СОШ № 4 Г.А.Саввиной

27августа 2010 год.

Сообщение с курсов по теме

«Новейшие тенденции в преподавании русского языка»

На вводном занятии  - работа с  современной терминологий.

Знакомые нам слова: новация, новшество, новвоведение, инновация, инновационный процесс.

Новация  – это первая реализация, новшество в естественных условиях.

Новшество – это средство (новый метод, методика, новая программа, новая технология).

Новвоведение – новшество, которое вводится в учреждении (местности, стране) с ориентацией на реализованный образец (новацию).

Инновация – процесс освоения нового средства.

Инновационный процесс – комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

____________

Отмечено, что необходимость современности для формирования компетентности по предмету,   умении учиться, как индивидуальной способности,  использовать в работе :

1)  переход от репродуктивных заданий (по образцу, нетворческих) и   репродуктивно-продуктивным (элементы творческого задания)  к продуктивным (творческие задания)

 Более активное использование именно этих заданий, важность  продумывать их включение при изучении темы системе уроков (например, при изучении корней с чередованием –гор- - - гар-: использовать слова с данными корнями в собственной речи – сочинении, диалоге на определенную тему).

2) включать задания

 - направленные  на активизацию мыслительной деятельности учащихся:  использование метода от частного к общему

(например, отгадать часть речи  имеет следующие признаки… скл., род, число, употреблено в краткой форме, в предложении выполняет роль сказуемого);

- тренирующие обнаружение  учащимся границ собственных знаний, возможность оценить способности ребенка ориентироваться  на объективную возможность, знания по теме, умение их синтезировать

(например, герой произведения придумал несуществующее слово РОЧЬ, что это за часть речи? Предлагаются ответы: это сущ. женского рода ,

это сущ. мужского рода, это глагол. Кто прав?)

        - с недостающими данными.

- В слове шесть букв. Сколько в нем слогов?

- К какой части реки относится слово «столовая»?

        3) использование активных форм обучения (игровых, проблемное, работа в парах, группах);

4) использование гуманистических технологий (учебного  сотрудничества, проектных исследовательских, модульного обучения, индивидуального и дифференцированного подхода).

________

Важно не забывать про психологические основы обучения – обращение к личности ученика.

5 класс – самопознание

6 класс – самовоспитание

7 класс - самообразование

8 класс – самоутверждение

9 класс – самоопределение

        10 класс – самоуправление

        11 класс – самореализация

Например, можно предложить учащимся психологические сочинения-ситуации: «Какой я?», «Знаю ли я себя?», «Умею ли я слушать других?»,

«Умею ли я распределять свое время?», «Какой я внук?», «Когда я был не прав?».

        Эти сочинения личные, читать с согласия детей.

_____

Подготовка к ЕГЭ.

Составление таблицы сквозных тем по прочитанным произведениям (поможет при аргументации)

Проблематика

В каких еще произведениях эти проблемы (ассоциации)

Общая позиция

Человек и природа

Эта земля-то всем принадлежит: кто до нас был и кто после нас придет

Родная земля подвигает душу

Стихи поэтов…

М.И. Пришвин

К.Г. Паустовский «Мещерская сторона»

В.П. Астафьев «Белогрудка»..

Ч. Айтматов «Плаха»

Отношение человека к природе есть мерило его духовных качеств, нравственности, бережное отношение  его ко всему живому делает нас достойными называться людьми.

Проблематика романа «Мастер и Маргарита»

Человек и власть

(П.Пилат, Берлиоз, Каифа)

А.С. Пушкин «Борис Годунов»

А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»

Власть над людьми сопряжена с огромной ответственностью. И если власть безнравственна, корыстна и лжива, то судьбы людей, народа оказываются искалеченными

Милосердие и всепрощение

(Маргарита – Фрида,

Иешуа – Пилат)

Притча о блудном сыне

А.С. Пушкин «Памятник» (Милость к падшим призывал)

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Бедные люди»

Л.Н. Толстой «Война и мир» (Наташа и князь Андрей)

Милосердие всегда выше возмездия. Умение прощать сострадать духовно очищает человека, открывает ему истинные ценности.

 

СОЧИНЕНИЕ.

№ п/п

КРИТЕРИИ

Текст сочинения

Баллы

1

Заголовок

2

I

Вступление

3

II

Основная часть

(переход к анализу текста)

4

К1

Определение проблемы

5

К2

Комментирование проблемы

- серьезность, глобальность, актуальность,

-содержание (из текста 2-3 строки: это видно из содержания…)

-Слова автора (автор утверждает)

- личностное отношение (я никогда не ….)

- многие об этом говорят (пишут, возмущаются)

-что-то надо делать…

Необходимо…

- к этому автор (призывает……)

6

К3

Позиция автора

(позиция автора ясна,

автор заставляет задуматься, с точки зрения автора, позиция автора достойна уважения…)

7

К4

Мое мнение

(в чем согласен/или нет – не повторять ранее сказанное)

8

Аргумент 1

(Во-первых, ….)

9

Аргумент2

(Во-вторых,….)

10

Вывод (тезис К4)

11

III

 Заключение (из I, не повторять, высказать мысль другими словами)

Выступление учителей.

Развитие речи учащихся.

Стилизация: написать стилизацию по тексту, сохранив стиль, лексику, строки.

Предварительный анализ стихотворения: тема, ритм, образность, размер…

Синквейн – 5 строк

Тема (сущ.)

Прилаг., прилаг.

Глагол, глагол, глагол

Предложение (4 слова –умозаключение, вывод)

Ассоциация (сущ.)

Диамант – 7 строк

1)Тема – сущ.

2)Прилаг., прилаг.

3) Действие (причастие, причастие, причастие)

4) Ассоциация (сущ, сущ, сущ, сущ.)

        5-7 строки -противоположное

5)Действие (причастие, причастие, причастие)

6) Прилаг., прилаг.

7)Сущ.

Весна.

Живая, романтичная

Оживляющая, радующая, волнующая.

Ручьи, трава, небо, цветы.

Утихающая, тускнеющая, засыпающая,

Пасмурная, серая

Осень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Русский язык

Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Современный урок русского языка на основе системно-деятельностного подхода....

Сообщение "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"

Поиск ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е....

Преподавание русского языка и литературы в условиях открытой информационно-образовательной среды. Использование ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении русскому языку и литературе.

В статье рассказывается о том, как можно использовать возможности Интернета в обучении русскому языку и литературе.Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать ...

Доклад на заседании РМО учителей русского языка и литературы "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО".

Выступление   излагает основные принципы  современных  подходов  к преподаванию русского языка и литературы  в условиях введения ФГОС ООО  в школьное образование и в...

«Интегрирование курса «Социокультурные истоки» в преподавание русского языка и литературы» Ярусова Татьяна Геннадьевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Цивильская СОШ № 2» Цивильского района Чувашской Республики

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это так...