Главные вкладки

    Преподавание русского языка и литературы в условиях открытой информационно-образовательной среды. Использование ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении русскому языку и литературе.
    статья по русскому языку на тему

    В статье рассказывается о том, как можно использовать возможности Интернета в обучении русскому языку и литературе.

    Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы обучающихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

    Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают его увлекательнее.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_ikt_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.doc78.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Преподавание русского языка и литературы в условиях открытой информационно-образовательной среды. Использование ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении русскому языку и литературе.

    Турова С.И., учитель русского языка и литературы МАОУ Усовская СОШ.

    Слайд 1-2. «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», – сказал ещё в начале XX века писатель-реалист  М. Горький. Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами.

    Информационно-образовательная среда играет огромную роль в обучении учащихся и именно на нее должен делаться упор в образовательных учреждениях, так именно она является одним из главнейших помощников в течение всего процесса обучения.

    Слайд 3. Информационно-образовательная среда имеет немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.

    Таким образом, ИОС представляет собой отражение образовательного пространства. Являясь одновременно рабочей средой ученика и педагога, она позволяет нацелить ученика на сотрудничество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность.

    Возможности информационной среды обеспечивают реализацию необходимых условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самообразовании. Именно эти качества в настоящее время являются залогом успешности и востребованности выпускников на рынке труда.

    ИОС школы в идеале должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность школы в целом. Правильно организованная ИОС школы, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию обучающихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования.

    Таким образом, информационно-образовательную среду образовательного учреждения нужно воспринимать не только как единое информационное пространство школы, но и как эффективную образовательную систему.

    Совершенно очевидно, что,  используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать  эффективные методики и технологии для нового образовательного стандарта.  ИКТ являются одной из наиболее действенных технологий. Главное в  использовании ИКТ - целесообразность и продуктивность. Обучающиеся не должны пассивно наблюдать за тем, что происходит на экранах мониторов, поэтому важно продумывать вопросы и задания к используемым ресурсам. Даже использование  простой иллюстрации должно активно задействовать учеников.        

    Проведение интегрированных уроков,  результативность  проектной, исследовательской деятельности повышается  при использовании ИОРов.  Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения,  активизирует  познавательную деятельность обучающихся. Использование ИКТ  позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивают наглядность, с  привлечением большого количества дидактического материала,  у обучающихся повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза,  обеспечивается высокая степень дифференциации обучения. Еще одним немаловажным достоинством ИКТ является полноценный доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, что в целом, способствует повышению качества образования. Однако, использование ИКТ – это не цель, а средство обучения. Но компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где  это необходимо!

    Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы обучающихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

    Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают его увлекательнее.

    Внедрение  ИКТ  на уроках позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал могут находить и сами обучающиеся в Интернете. Таким образом, формируется информативная компетенция обучающихся. Использование интерактивных тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность обучающимся самим оценить свои знания, свои возможности.

    Современный урок выгодно отличается от урока, где главными инструментами учителя были мел и тряпка.  Но для того чтобы сделать его интересным, учитель должен владеть современными образовательными технологиями и средствами обучения.

    В настоящее время создано множество  различных коллекций цифровых образовательных ресурсов, включающих специально разработанные наборы разнообразных ЦОР, тематические коллекции, инструменты, программные средства для организации учебного процесса. Эти коллекции постоянно пополняются учебными и методическими материалами, помогающими  учителю  использовать современные  методы обучения.  Использование ЭОР повышает  наглядность, интерактивность.  Это анимированные рисунки и иллюстрации; интерактивные определения,  правила, таблицы, учебные тексты; электронные задания, тесты, словари и справочники.

    Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Задача учителя теперь заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим ИКТ помогают учителю в достижении этой цели.

                    Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний и умений.

    При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

    Слайд 4. Основные направления использования компьютерных  технологий и электронных образовательных ресурсов на уроках:

    • визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
    • интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);
    • тренажёр;
    • контроль за знаниями и умениями обучающихся;
    • самостоятельная поисковая, творческая работа обучающихся.

                    Применение ИКТ-технологий и ЭОР помогает на уроках русского языка и литературы стимулировать познавательную деятельность школьников, что достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке; способствует глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций; визуализирует учебный материал; интегрирует смежные дисциплины: историю, мировую художественную культуру, музыку; повышает мотивацию учения школьников и вызывает устойчивый интерес к изучаемым предметам; делает разнообразнее формы представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы; стимулирует воображение школьников; способствует развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

    Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.

    Эту проблему помогают решить компьютерные информационные технологии и электронные образовательные ресурсы, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок не только познакомятся с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотрят отрывки из фильмов, прослушают аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывают на экскурсии в музее.

    Подготовка к такому уроку становится творческим процессом, а зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

    Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником. Например, в качестве тренажёра при  контроле за умениями, навыками обучающихся. Такой тестовый контроль при формировании умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Данный способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

    Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:

    • повысить интерес обучающихся к предмету;
    • повысить успеваемость и качество знаний обучающихся;
    • сэкономить время на опрос обучающихся;
    • дают возможность обучающимся самостоятельно заниматься не  только на уроках, но и в домашних условиях;
    • помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

    Незаменимы ИКТ-технологии и электронные образовательные ресурсы при самостоятельной поисковой, творческой работе обучающихся, так как дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что это не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток научится среди обилия информации в Интернете находить нужную, научится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Учитель русского языка и литературы уже сталкивается с тем, что ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.

    Таким образом, использование ИКТ и ЭОР на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

            Современный учитель русского языка и литературы должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При  этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.

    При всем обилии образовательных сайтов и бурном развитии сети Интернет, у каждого учителя в арсенале есть свой каталог избранных сайтов, с которыми он систематически работает. В перечень избранных мною сайтов входят, прежде всего, порталы «Грамота.ру», «Национальный корпус русского языка», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»,  «Прошколу.ру», «1 сентября», «Культура письменной речи».  

    Слайд 5-8. На мой взгляд, одним из самых «серьезных» ресурсов Интернета является «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/).  Привлекательность его в том, что, во-первых, он содержит лицензированный систематизированный материал по всему курсу русского языка к действующим учебникам, входящим в федеральный перечень; во-вторых, представляет широкий спектр ЦОР: интерактивные таблицы, схемы, орфограммы, диктанты, анимационные ресурсы, электронные тренажеры, тесты и задания. Данные ресурсы целесообразно использовать на любых видах и этапах урока.

    Слайд 9. На этапе закрепления  и контроля целесообразно использование электронных тестов и заданий. Особенно значимой на уроках закрепления материала становится индивидуальная работа с электронными заданиями. Подобную работу организую следующим образом: если урок проходит в кабинете с одним компьютером, то в ходе самостоятельной работы класса приглашаю для решения теста или выполнения задания по очереди нескольких учащихся; если же работа организуется в кабинете информатики или с использованием мобильного компьютерного класса с активизированным доступом в Интернет, то в таком случае проверяются знания одновременно нескольких учащихся. 

    Слайд 10-11.Использую Интернет-ресурсы и при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

    Проектно-исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельный поиск информации в сети Интернет. Если участниками проекта являются учащиеся 5-6 классов, первоначально организую совместный поиск и отбор необходимой информации, в дальнейшем лишь осуществляю контроль за деятельностью и консультирую по текущим вопросам и проблемам. Приведу лишь один пример подготовки проекта учащимися  6 класса. Продуктом проекта являлось создание презентации  «Тайна моего имени». Сначала ученики  проводили  подборку материала о своём имени, используя ресурсы Интернета, выбирали наиболее важную информацию, связанную с интересными фактами, подбирали иллюстрации для работы, затем создавали презентацию и защищали свой проект на уроке-защите проекта. Работа с подобными проектами у нас запланирована во всех классах:  Данная деятельность также обеспечивает формирование информационной компетенции и компетенции разрешения проблем.  Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. 

    Слайд 12. В Интернете представлен набор готовых учебных презентаций и видеофильмов по русскому языку и литературе.  Например, пользуясь  учительским порталом  прошколу.ру, я собрала богатейшую видеотеку и коллекцию презентаций по русскому языку и литературе. Она содержит видеофильмы и презентации  практически к каждому уроку русского языка  и литературы во всех классах. Это очень помогает в подготовке к урокам. Слайд 13. Хочу сказать ещё об электронных библиотеках. Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты. Значительную информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки http://www.shpl.ru..

    Таким образом, использование ИКТ и ЭОР на уроках и во внешкольной деятельности даёт высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учеников, повышает их активность, способствует интенсификации образовательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, активизирует познавательную деятельность обучающихся, повышает интерес к предмету, развивает у детей логическое мышление. Благодаря этому ученики смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные экзамены, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.

    Компьютер, конечно, не заменит учителя, но позволит  индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности обучающихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости по русскому языку и литературе и сохраняет устойчивый интерес к предметам на протяжении всех лет изучения.

    Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с современными методами и приемами обучения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование ресурсов сети Интернет на уроках английского языка.

    Выступление на педагогическом совете школы 30. 10. 2011 года....

    Использование ресурсов сети Интернет на уроке иностранного языка.

    В статье идет речь о применении Интернет-ресурсов на уроках английского языка, дается пояснение применения материала и полезные ссылки на сайты для различных видов деятельности на уроках (аудирование,...

    презентация "Методическое использование сети Интернет при обучении русскому языку и литературе".

    Сделана попытка осмыслить цели и задачи использования информационно-коммуникативных технологий на уроках гуманитарного цикла, предполагаются  результаты  такого обучения ....

    Использование информационных технологий и ресурсов сети Интернет на уроках русского языка и литературы

    Информационные технологии – не новое понятие в образовании. Современные учителя стремительно осваивают различные программы для того, чтобы добиться поставленных задач на уроке. Никого уже не удивишь п...

    Использование ИКТ и материалов сети Интернет на уроках английского языка

    В данной статье рассматриваются широкие возможности использования сети Интернет на уроках английского языках для решения различных образовательных задач....

    Программа семинара для учителей русского языка и литературы из регионов РФ 28.11. 2013 г. «Реализация метапредметного и деятельностного подходов к обучению рус языку и литературе посредством открытых образоват. технологий в условиях внедрения ФГОС

    Мастер-классы:15.20–16.00 – Выступление учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №37 , к.п.н. Гульянц С.М. «Информационно-сетевое сопровождение уроков литературы в условиях внедр...