Использование ИКТ и материалов сети Интернет на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Лутфуллина Гулюза Магъфуровна

В данной статье рассматриваются широкие возможности использования сети Интернет на уроках английского языках для решения различных образовательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_i_materialov_seti_interne1.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ и материалов сети Интернет

на уроках английского языка

Лутфуллина Г.М.

В данной статье рассматриваются широкие возможности использования сети Интернет на уроках английского языках для решения различных образовательных задач.

          Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными  технологиями.

       Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных  технологий  (ИКТ) в своей профессионально-педагогической деятельности.

Применение компьютерных технологий при изучении английского языка рассматривается как инновационный подход в построении обучения и, по мнению ученых, именно он войдет в XXI век как одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки учеников [3]. Это обусловлено тем, что именно компьютеризация и применение новых информационных технологий является той возможностью, которая поможет создать новую систему образования. Применение компьютера в учебной деятельности относится к группе «технических» инноваций.

Практика показывает, что использование компьютерных программ по английскому языку дает качественные результаты по развитию самостоятельной работы учеников. При этом происходит интеграция таких курсов, как информатика, педагогика, психология, история и культура стран изучаемого языка, использование словаря. Использование компьютерных программ сокращает время на преодоление языкового барьера: тематически закладывается лексика и клише типовых конструкций. Нельзя забывать и о занимательности при использовании компьютерных программ на занятиях: абстрактные образы, погружение в социальную среду изучаемого языка, музыкальный фон - все это создает психологическую атмосферу положительного эмоционального настроя ученика, которая облегчает процесс запоминания иноязычной речи. Отсюда исходит мотивация успеха в изучении английского языка.

При работе с Интернетом, прежде всего, важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы [4]. Их можно использовать для:

  • включения материалов сети в содержание урока;
  • самостоятельного поиска информации учащимся в рамках работы над проектом;
  • самостоятельного изучения, углубления языка, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;
  • самостоятельной подготовки к сдаче квалификационного экзамена экстерном;
  • систематического изучения определённого курса немецкого языка дистанционно под руководством преподавателя.

Всё это, вполне очевидно, разные задачи, объединённые, однако единой целью обучения - формированием коммуникативной компетенции.

Перечислим возможности, которые предоставляет учителю сеть Интернет:

  • учитель может предложить обучаемому до урока те или иные аутентичные материалы для чтения по изучаемой теме;
  • если компьютер имеет звуковую плату, можно записать и звуковую информацию, сократив её до нужных пределов на своём магнитофоне;
  • провести устное обсуждение полученных по электронной почте писем партнёров по проекту;
  • провести в группах сотрудничества обсуждение, дискуссию по проблемной информации, полученной из ресурсов сети Интернет;
  • провести лингвистический анализ сообщений, устных или письменных высказываний носителей языка, содержащих пословицы и поговорки, отражающие специфику функционирования изучаемого языка в культуре народа;
  • использовать хотя бы фрагментарно художественные произведения немецких авторов, полученные в виртуальных библиотеках;
  • использовать материалы электронных грамматических справочников, предлагаемых в них упражнений.

Следовательно, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

  • формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
  • совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, заранее подготовленных учителем;
  • совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнёрам, участвуя в подготовке исследовательской работы, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнёров;
  • пополнять свой словарный запас (активный или пассивный) лексикой современного немецкого языка, отражающей определённый этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;
  • знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций Германии;
  • формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности  учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и «горячих» проблем, интересующих всех и каждого.

Особенно интересно использовать материалы Интернета при работе над проектом. Значимость информации сети Интернет состоит в том, что всегда есть возможность воспользоваться, если это необходимо, самой свежей информацией или подобрать определенный дайджест по той или иной проблеме. Можно воспользоваться и услугами чата, телеконференции или электронной почты, чтобы получить мнение носителя языка по рассматриваемому вопросу, граждан страны, язык которой изучается, и обсудить на уроке разные точки зрения на одну и ту же проблему (например, выборы президента страны, события в разных точках мира, особенности образования в разных странах). При этом предоставляется полезная возможность подобрать необходимые и интересные иллюстрации. Таким образом, мы выходим на диалог культур на уроке, стимулированный реальными контактами с представителями этой культуры.

Специфика предмета «Английский язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения являются не основы наук, а способы деятельности: обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. В основе формирования умений в любом виде иноязычной деятельности лежат слухомоторные навыки. Следовательно, приоритет в обучении английскому языку принадлежит устным упражнениям. В этом основная специфика предмета и основная трудность преподавания, особенно если речь идёт о формировании умений говорения.

Следует понимать, что одной из основных целей на уроке иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции, что в свою очередь предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию.  В наше время именно эта цель является одной из наиболее востребованных в обществе. Умение вести диалог со всем миром, переступать через культурные барьеры и проявлять толерантность ко всем мировым культурам являются теми задачами, которые могут быть решены на уроках иностранного языка. Включение онлайн-общения в ход урока позволяет воссоздать естественную англоязычную среду, которая недоступна для учащихся в русскоязычном обществе, что и одновременно является как стимулом для дальнейшего изучения языка, так и своеобразным тестом на качество знаний – смог ли учащийся понять сверстника из Англии или нет[2].

Однако дидактические возможности сети Интернет можно рассматривать значительно шире в плане организации внеурочной деятельности учащихся по немецкому языку. Наиболее эффективно использовать сети Интернет для организации совместных телекоммуникационных проектов с носителями языка по Skype.

Участие ребят в телеконференциях, в том числе онлайновых (в режиме реального времени), чатах, в которых принимают участие школьники (и не только) из разных стран мира, где беседы ведутся на немецком языке, - дополнительная  и полезная возможность новых контактов и реальной речевой практики. В ходе таких дискуссий, бесед, «свободной» речи идет не только обмен информацией по той или иной проблеме,  но и знакомство с элементами другой культуры.

Преимущества средств телекоммуникационных технологий для ученика очевидны. Назовем некоторые из них:

  • снятие комплекса «страха незнания», потому что деятельность переносится из публичной сферы в личную;
  • новый механизм взаимодействия с учителем (самостоятельно-консультативный);
  • включение функции самоконтроля и самооценки;
  • опыт учебного диалога (в группе);
  • формирование активного познавательного мотива через включение «механизма успеха»;
  • повышение эффективности обучения.

Для уроков с использованием Интернета характерны самостоятельность учеников в выборе материала, их активность и заинтересованность [1]. Интернет становится необходимым техническим средством обучения, помогающим качественно улучшить процесс изучения иностранных языков. Если в традиционном учебнике материал статичен, то в компьютере он подается с помощью аудио, видео или анимации. Компьютер помогает учащимся исправлять ошибки так, что они не боятся их допускать, что является очень важным моментом в обучении школьников немецкому языку.

Сделаем выводы: современные технологии создают условия для приближения содержания образования, объема знаний, умений, навыков, а также темпа их усвоения к личности ученика, позволяют реализовать личностно-дифференцированный подход в обучении немецкому языку. Кроме того, они изменяют некоторые функции и роль субъектов (ученика и учителя) учебно-воспитательного процесса. Новые информационные технологии и средства телекоммуникационной связи при изучении немецкого языка становятся  привычным инструментом в руках учителей, которые, в свою очередь, учат учеников технологиям будущего.

Литература:

  1. Агапонов С.В. и др. Средства дистанционного обучения / методика, технология, инструментарий / Под ред. З. Джалиашвили. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - С.335.
  2. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ -  2002 - №3. С.39–41.
  3. Герасимов А.М., Логинов И.П. Инновационный подход в построении обучения (Концептуально-технологический аспект): Учебное пособие. - М.: МАПКиПРО, 2001. - 64 с.
  4. Якушина Е.В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 2002. - 22 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ресурсов сети Интернет на уроках английского языка.

Выступление на педагогическом совете школы 30. 10. 2011 года....

Использование компьютерной сети Интернет на уроках английского языка.

Статья рассказывает об использовании Интернета на уроках английского языка....

Использование ресурсов сети Интернет на уроке иностранного языка.

В статье идет речь о применении Интернет-ресурсов на уроках английского языка, а также  дается пояснение применения материала и полезные ссылки на сайты для различных видов деятельности на уроках...

Использование сети Интернет на уроках французского языка.

Для наиболее полного достижения целей и задач,стоящих перед учителем на уроках французского языка я применяю новые информационные технологии. Особенно большую помощь оказывает использование сети Интер...

«Использование компьютера и сети Интернет на уроках английского языка в школе»

Использование компьютера и сети Интернет на уроках английского языка  в школеПеремены, происходящие в отечественной системе образования, не могли не затронуть область преподавания иностранных язы...

Использование компьютерной сети Интернет на уроках английского языка

Методика использования информационного материала из интернета на уроках английского языка...

Использование ИКТ и материалов сети Интернет в поликультурном воспитании на уроках английского языка

 Компьютерные технологии и урок иностранного языка — актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений. Использование ИКТ требует от учителя переосмыслени...