Главные вкладки

    Использование информационных технологий и ресурсов сети Интернет на уроках русского языка и литературы
    статья по теме

    Гончарова Анастасия Александровна

    Информационные технологии – не новое понятие в образовании. Современные учителя стремительно осваивают различные программы для того, чтобы добиться поставленных задач на уроке. Никого уже не удивишь презентацией, электронным тестом, составленным самим учителем. Этап освоения, наверное, уже прошел. Новые задачи и потребности заставляют нас двигаться вперед: как применить новые знания, новые компьютерные программы? Как сделать их использование продуктивным для всех участников образовательного процесса?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 1.doc73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование информационно-коммуникативных технологий и ресурсов сети Интернет на уроках русского языка и литературы

    Информационные технологии – не новое понятие в образовании. Современные учителя стремительно осваивают различные программы для того, чтобы добиться поставленных задач на уроке. Никого уже не удивишь презентацией, электронным тестом, составленным самим учителем. Этап освоения, наверное, уже прошел. Новые задачи и потребности заставляют нас двигаться вперед: как применить новые знания, новые компьютерные программы? Как сделать их использование продуктивным для всех участников образовательного процесса?

    Время требует иного подхода к методике преподавания не только дисциплин, связанных непосредственно с информационными технологиями, но также предметов гуманитарного циклов.

    Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного  образования.

     Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

    Методика преподавания предметов гуманитарного цикла устарела и отстала от времени. Методическая формула “рассказ о писателе — чтение произведения — обсуждение — сочинение” исчерпала себя. Обусловлено это самой реальностью, способной дать молодому человеку не однолинейное, а объёмное представление о мире, поэтому задача преподавателя литературы состоит как раз в выработке новых средств работы с художественным текстом — чтобы он приобрёл объём, стал звучащим, многогранным, притягательным.  

    Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс.

    Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю  русского  языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

    Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

    Хочу поделиться опытом внедрения информационных технологий на своих уроках.

    У меня в кабинете русского языка установлены компьютер, мультимедийный проектор, создана медиатека по изучаемым предметам, имеется постоянный доступ к сети Internet. Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и т. д. Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу), наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.

    Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных умений и навыков.

    Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

    В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

    Я работаю по следующим направлениям:

    - использование готовых программных продуктов («Фраза», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и  Мефодия» и др.),

    - работа с медиаресурсами и программами обработки видео и фотоматериалов (Windows Movie Maker, ACD),

    - работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher), подготовка раздаточного материала,

    - создание банка наглядного и дидактического материала,

    - работа с ресурсами Интернет.

    Использование ПК в учебной деятельности школьников регулируется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 года.

    4.1. Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на уроке не должна превышать:

    для обучающихся в I - IV классах -15 мин.;

    для обучающихся в V - VII классах - 20 мин.;

    для обучающихся в VIII - IX классах - 25 мин.;

    для обучающихся в X - XI классах на первом часу учебных занятий - 30 мин., на втором - 20 мин.

    4.2. Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся I - IV классов составляет 1 урок, для обучающихся в V - VIII классах - 2 урока, для обучающихся в IX - XI классах - 3 урока.

    4.7. Внеучебные занятия с использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

    для обучающихся в II - V классах - не более 8О мин.;

    для обучающихся в VI классах и старше - не более 90 мин.

    По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

    Нужно, однако, помнить. Слишком частое проведение уроков с применением ИКТ может отрицательно сказаться на результатах обучения: в сознании ребенка правила  могут прочно ассоциироваться с кнопками и готовыми таблицами.  Большее разнообразие учебных ситуаций и гибкое оперирование образами достигается на традиционных уроках. Следовательно, при изучении темы нельзя злоупотреблять компьютерной поддержкой, равно как и любым другим одним методом работы.

    Важным средством восприятия всегда были иллюстрации. В связи с недостаточным количеством иллюстративного материала к учебникам и низким его качеством считаю   уместным готовить наглядность к уроку в программе PowerPoint. Подобные программы  может составлять для себя каждый учитель,  сканируя имеющиеся иллюстрации, таблицы, портреты, схемы. Иллюстрацию можно показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные фрагменты, ввести анимацию, цвет. К данному иллюстративному материалу  добавляю цитаты из произведений, исторические и искусствоведческие справки, теоретический материал, термины. Слайды, подготовленные к уроку-презентации,  помогают создать образ литературного героя, а зачастую и самого автора произведения. Конечно, можно на урок, связанный с изучением творчества Лермонтова, идти лишь с его портретом, но как не показать школьникам прекрасные, живописные полотна, созданные рукой самого поэта, не зачитать воспоминания современников Лермонтова. Используя отдельные «изюминки» различного рода электронной продукции  демонстрирую учащимся  видеоролики  по теме, показываю фрагменты фильмов. Звуковые файлы помогают  познакомиться с вариантом авторского прочтения стихотворения или  с декламацией произведения в исполнении известного актёра. Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию.

    Таким образом,  демонстрирую  отдельные слайды-иллюстрации,  и целые слайд - фильмы при объяснении новой темы. Вообще, это процесс творческий. Но когда такой урок готов, то работа на нем становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность. Такой иллюстративный компьютерный материал со временем выстраивается системно,  являясь хорошим подспорьем в дальнейшей работе как самому педагогу, так и для других коллег – словесников.

    При объяснении нового материала на уроке  я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.

    Контроль за умениями, навыками учащихся с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

    Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.

    (Обзор компьютерных образовательных программ)…

    Прослушивание  художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать.

    Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить  дополнительные знания и использовать их на уроке.

    Компьютер на уроке литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Он, конечно, не может на уроке  заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником. Сложностей при внедрении данной технологии, безусловно, много, но, как гласит восточная мудрость, «дорогу осилит идущий». Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

    Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

    1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

     2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

    3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

    4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

    5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;

    7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

    Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.

    Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, МХК, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

    Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

    Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

    Тренажёр, контроль за умениями, навыками учащихся

    Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

    Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.

    (Обзор компьютерных образовательных программ)

    Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:

    повысить интерес учащихся к предмету;

    повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

    сэкономить время на опрос учащихся;

    дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;

    помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

    Особое внимание уделяю продуктам серии «Уроков Кирилла и Мефодия», которые используются как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

    Низкие результаты ЕГЭ по орфоэпии, морфемике, словообразованию, лексике ещё раз доказывают, что работа  с различными видами словарей на уроках русского языка должна носить системный характер. Не  каждый ученик может себе позволить иметь словообразовательный или орфоэпический словарь,  да и просто орфографический. Использование электронных словарей на уроках, при выполнении домашних заданий (как по литературе, так и по русскому языку) позволит решить эту проблему.

    www.etymolog.ruslang.ru — Этимология и история слов русского языка.

    www.onomastika.ru — Сайт русской ономастики С.А. Попова.

    gramota.ru — Справочно-информационный портал по русскому языку

    www.slovari.ru —Русские словари.

    www.rulex.ru — Русский Биографический словарь

    Словарь трудностей Включены лексические и грамматические трудности

    www.telegraf.ru -Словарь устаревших и диалектных слов

    www.slova.ru  «Толковый словарь» В. И. Даля

    Проведение  интерактивных диктантов, используя  материалы

    GRAMOTA.RU, у детей такой вид работы  вызывает большой интерес.  Многие с удовольствием и дома проверяют свои знания по уже пройденным темам.

    Проведение виртуальных экскурсий, используя образовательные ресурсы Интернет:

    Список литературных сайтов

    www.lit-info.ru

    Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии

    www.school-collection.edu.ru

     Государственный мемориальный музей – заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»

    www.pushkin.ellink.ru

    Государственный историко-литературный и природный музей Александра Блока

    www.shakchmatovo.amr-museum.ru

    Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

    www.museum-esenin.ru

    При подготовке к олимпиадам

    Считаю важным научить одарённых детей работать не только со словарями, но и справочной литературой. Умение самостоятельно добывать  и анализировать  информацию из Сети  является ведущим в углублении знаний по предмету. При этом учащиеся должны сравнивать и оценивать широкий круг ресурсов, для того чтобы их  выводы строились на широкой базе знаний.

    www.svetozar.oru 

    www.character.webzone.ru

    www.gramma.ru 

    Газета «Русский язык» и сайт «Я иду на урок русского языка».

    www.ru.1september.ru                       

    Газета «Литература» и сайт «Я иду на урок литературы»

    www.lit.1september.ru

    На уроках и факультативах по русскому языку и литературе и во внеурочное время можно использовать такие электронные учебники, как «Русский язык. 1С Репетитор», «Школьный курс русского языка», «Школьный курс литературы», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др.

    Технически организовать работу с ресурсами Интернет на уроке можно в двух вариантах. Если компьютеры обеспечивают быстрый доступ в сеть, учащиеся могут работать в режиме on-line, то есть с непосредственным доступом в Интернет. Однако учителю необходимо заранее проверить доступность интересующих материалов. По причине переработки содержания серверы и сайты могут быть временно недоступны. Другой вариант более надёжен – с опосредованным доступом в Интернет. При подготовке урока можно скопировать необходимые для занятий Web-страницы в отдельную папку на школьном сервере или хотя бы на одном из школьных компьютеров. И в том и в другом случае использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.

    Сайт «Цифровые образовательные ресурсы». На сайте можно найти практически любое стихотворение русских поэтов 18 – 20 веков, ключевые фрагменты из романов, которые изучаются в школе, рассказы и небольшие повести даются в цифровом виде полностью в исполнении мастеров художественного слова.

    на сайте Campus.ru.

    Также на уроках русского языка и литературы можно использовать электронные учебники. Они очень красочные, содержат большой объем учебной информации, и в их составе есть задания различного типа, позволяющие учащимся работать самостоятельно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование ресурсов сети Интернет на уроках английского языка.

    Выступление на педагогическом совете школы 30. 10. 2011 года....

    Использование ресурсов сети Интернет на уроке иностранного языка.

    В статье идет речь о применении Интернет-ресурсов на уроках английского языка, дается пояснение применения материала и полезные ссылки на сайты для различных видов деятельности на уроках (аудирование,...

    Применение образовательных ресурсов интернета на уроках русского языка и литературы

    Статья посвящена описанию форм, методов и приёмов работы на уроках русского языка и литературы с применением образовательных ресурсов интернета....

    презентация "Методическое использование сети Интернет при обучении русскому языку и литературе".

    Сделана попытка осмыслить цели и задачи использования информационно-коммуникативных технологий на уроках гуманитарного цикла, предполагаются  результаты  такого обучения ....

    "Использование разнообразных форм, методов и инновационных образовательных технологий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

    Опыт работы по использованию разнообразных форм, методов  и инновационных образовательных технологий  активизации познавательной деятельности учащихся  на уроках русского языка и литера...

    Преподавание русского языка и литературы в условиях открытой информационно-образовательной среды. Использование ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении русскому языку и литературе.

    В статье рассказывается о том, как можно использовать возможности Интернета в обучении русскому языку и литературе.Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать ...

    «Использование образовательных ресурсов сети интернет на уроках русского языка и литературы»

    Интернет –это возможность жить без границ.Интернет открывает новые возможности для работы, обучения и развлечений.Чаще всего пользователи читают в Интернете новости, переписываются по электронно...