Портфолио достижений ученика как средство создания ситуации успеха
статья

Некипелова Лариса Иннокентьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_dostizheniy_uchenika.docx14.93 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио  достижений ученика как средство создания ситуации успеха.

      Современные образовательные инновации делают акцент  на учении, ставя ученика в центр образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности. Поэтому в оценивании все больше значения придается самооцениванию.

     Формой такого оценивания, ориентированного на качественное обновление оценки, на результат учебной деятельности, включающего самооценивание, является технология «портфолио».

     Портфолио целенаправленная коллекция работ и результатов учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс и  достижения в различных областях.

    Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

     В работе над портфолио очень важным является взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого определяются цели работы и вырабатываются критерии оценки.

    Школьный портфолио ученика начальных классов может состоять из следующих разделов:

1. Титульный лист с фотографией.

2. Сведения об ученике. Тайна имени, знак зодиака, гороскоп (это вызывает интерес к самому себе).

3. Информация об участии в кружках, секциях, студиях, клубах в школе и в городе.

4. «Портфолио документов». В нем ученик представляет сертификаты, грамоты, похвальные листы, благодарности, полученные на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах на разных уровнях (классном, школьном, районном, российском и т.д.).

5. В «Портфолио работ» включаются рефераты, творческие работы (стихи, сочинения, рисунки и т.д.), итоговые отметки по предметам.

Примерный вариант записей в «Портфолио работ»:

- исследовательские работы и рефераты. Здесь указываются изученные материалы, название (тема реферата), количество страниц, иллюстраций;

- работы по искусству. Дается перечень работ, участие в выставках;

- другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре, концертах;

- участие в олимпиадах, конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения и достигнутые учеником результаты;

- спортивные достижения. Запись об участии в соревнованиях, результатах;

- другое.

       Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым: ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку. От него требуется самооценка в процессе обучения. В портфолио находят свое место, наряду с тем, что ученик сделал в школе, также и домашние, и внешкольные работы. Если собираются работы одного типа или предмета, то по собранным предметам можно видеть прогресс. Ученик с родителями работает по оформлению своего портфолио. Учитель помогает и консультирует ученика при оформлении портфолио.

      Так как работы, собранные в портфолио, как правило, имеют уровень, годный к предъявлению. Оформление портфолио в целом эстетически привлекательно, доступно для обзора со стороны, портфолио принципиально годится для предъявления третьим лицам. Это может быть на родительском собрании, где ученик демонстрирует свое портфолио. Процедура предъявления или защиты портфолио может быть поводом для того, чтобы конкретно говорить о росте достижений учеников в процессе обучения. Презентацию портфолио можно проводить  на творческих отчетах при переходе в следующий класс.

    Для отбора  материалов в портфолио могут быть разные рекомендации и критерии.

    Выбери для своего портфолио:

три, с твоей точки зрения, лучшие работы по русскому языку (сочинения, стихи), по изобразительному искусству, трудовому обучению, окружающему миру, литературе;

три работы, которыми ты гордишься;

три работы, которые ты хочешь, чтобы посмотрели твои товарищи, родители.

      Важно, что ученик не просто выбирает какую-то работу, но и обосновывает свой выбор.

      Работа над Портфолио позволяет ученику все больше и больше становиться, выражаясь привычным нам языком, субъектом процесса учения, в который входят, на ряду с результатом, и процессы оценивания, планирования и рефлексии своего образовательного пути.

       Каждый документ или материал является логическим шагом или своеобразным «кирпичиком», позволяющим создать более полную картину о ребенке, мире его интересов и склонностей, увлечений и предпочтений.

       Работа с Портфолио делает учащихся активными участниками процесса обучения, фокусирует внимание учителя и учащегося на процессе обучения  и переносит акцент в оценочной деятельности учителя с формальной оценки на наблюдение и анализ. . Портфолио является мотивирующим фактором обучения, потому что все время демонстрирует процесс учащегося и показывает, что нужно делать для дальнейшего продвижения вперед.

        Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране все более популярной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

- формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

       Особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам  обучения.