Деятельностный подход в преподавании курса "Основы православной культуры"
методическая разработка

Презентация к мастер-классу для педагогов ОПК. Раскрываются особенности деятельностного подхода и приведены примеры конкретных приемов для занятий по православной культуре

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в преподавании курса ОПК.

Курс «Основы православной культуры» несет в себе большой воспитательный потенциал. Поэтому педагоги, преподающие этот предмет, считают, что на этих уроках важнее всего взволновать детскую душу, вызвать эмоциональный отклик ребенка на предложенный материал. Это безусловно так. Но важно обратить внимание и на следующие моменты, которые заложены в документах, регламентирующих преподавание курса ОРКСЭ.

Прежде всего, в них подчеркивается светский, культурологический  характер преподавания курса. Это значит, что с материалом школьный учитель должен знакомить иначе, чем педагог воскресной школы. Это является одним из условий выбора методов преподавания курса.

В условиях современного образования наиболее продуктивным является использование деятельностного подхода в обучении.

«Деятельностный подход – позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности». Такая деятельность придает образовательному процессу личностный характер, становится источником внутреннего развития школьника, в том числе и духовно-нравственного.

Роль деятельностного подхода в формировании духовно - нравственной личности велика: дает возможность ребятам научиться уважительно относиться к духовным ценностям других людей и в то же время отстаивать свою точку зрения, ведь духовная жизнь человека возникает только на основе практической деятельности. Практическая деятельность становится особой формой взаимодействия ребенка с окружающим его миром и как реальность постепенно становится неотъемлемой частью его личности, помогает научиться ребенку применять накопленный обществом в ходе истории опыт, знания, умения, духовные ценности, включаться в творческий процесс созидания новых.

В методической литературе, в статьях педагогов, представленных в сети Интернет, предлагается использование следующих технологий и приемов, которые позволяют вовлечь детей в деятельность:

- технология развития критического мышления;

- метод проектов (учебные и социальные);

- интервьюирование;

- создание галереи образов;

- творческая деятельность (рисунки, поделки);

- инсценирование;

- экскурсионная деятельность;

- кейс-метод;

- технология проблемного диалога  и др.

Мне бы хотелось поделиться некоторыми приемами, которые я использовала в своей практике преподавания курса ОПК.

Проблемно-диалогическое обучение

Довольно сложно учителю бывает создать проблемную ситуацию на уроке. Автор технологии проблемного диалога предлагает несколько вариантов:

  1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения
  2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал
  3. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью.
  4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Наиболее доступным способом создания проблемной ситуации является прием, когда педагог обращается к источникам, содержащим противоположную информацию о процессе, событии, явлении, личности. При объяснении учащимся, почему некоторых людей Русская Православная церковь называет Святыми, детям сначала предъявляется текст для знакомства с личностью Владимира I, прочитав который они отмечают, что такой жестокий человек никогда не мог стать Святым. (Этот князь сначала правил в Новгороде.  Он захватил город Полоцк и убил княжившего там князя Рогволда. Заставил Рогнеду, дочь убитого князя, стать его женой. Каково же было ей выйти за такого человека, который был причиной смерти ее отца и братьев? Несчастная столько плакала и была так печальна, что ее прозвали Гориславою. Вскоре после свадьбы он пошел к Киеву. Чтобы занять киевский престол, он убил своего брата Ярополка…) Каково же удивление учеников, когда мы предлагаем им взглянуть на портреты этого князя! Увидев нимб вокруг его головы, дети вскрикивают, что это изображение другого человека. Далее учителю необходимо простроить работу по поиску ответа на вопрос, что же такого сделал этот жестокосердный человек, которого мы теперь почитаем как русского Святого? Дети сделают все, чтобы разобраться в этой запутанной истории.

Заинтересованность, понимание, что каждый человек в жизни может ошибиться, а также может и исправить свою оплошность – это результаты проблемной ситуации созданной вопросом или практическим заданием «на ошибку». Детям предлагаются для знакомства вещи богатого (большой особняк, дорогая одежда, драгоценные украшения) и бедного (крестьянская одежда, маленькая избушка) человека. В ходе диалога ребята выражают симпатии тому или иному герою. Им предлагается с помощью стикеров выразить свою позицию: на месте кого из героев им хотелось бы очутиться? Более всего школьникам хотелось бы быть зажиточным человеком, жить в большом доме, носить роскошные одежды. Далее учитель сообщает, что на слайде представлены вещи богатой дворянки Салтыковой («Салтычихи»), которая запорола до смерти несколько своих крепостных. А вот крестьянская одежда, небольшая деревянная изба - это то, чем пользовался известный русский Святой – Серафим Саровский. После знакомства с личностью этого Святого посредством мультфильма кто-то из ребят в замешательстве, им хотелось бы изменить результаты своего выбора. Мы предоставляем им такую возможность. В этом случае ребенок не просто наблюдает за тем, что предлагает учитель на уроке, а он сам проживает эту ситуацию, принимает решение.

        При изучении темы «Библия», «Молитва», «Икона», «Храм», «Монастырь»  и др. мы используем прием «Денотатный граф». Основное понятие конкретизируется и максимально раскрывается детьми, когда на основе текстов, изображений ученики подбирают глаголы и уточняющие их существительные к нему.

        По теме «Икона» продуктивным является занятие, когда ученикам, разделенным на группы предлагаются тексты о различных наиболее известных иконах и иллюстрации. После знакомства учеников с конкретной иконой, запускаются «листы-бегунки» с вопросами на уточнение особенностей Иконы как жанра живописи:

Кто изображен?

Кто является автором этого изображения?

Дата создания этого изображения?

Для чего создано данное изображение?

Какие необычные явления связаны с этим изображением?

По очереди команды отвечают на вопросы каждого бегунка. Затем команда подводит итог по какому-то одному вопросу, касающемуся иконы. Далее совместными усилиями делаем вывод о том, что такое икона, чем она отличается от других произведений живописи, какое значение имеет для верующих людей?

Этот прием имеет несколько названий: «Мировое кафе», «Карусель».

Наиболее интересен для детей следующий прием. Тема «Вклад православия в русскую культуру». Раздаем детям распечатанные таблички со словами. Затем предлагаем определить, у кого самое главное слово?

Дети выходят, приводят аргументы, закрепляют на доске. Постепенно создается схема. В ней могут быть неточности, между детьми возникают разногласия. Но, когда все слова окажутся на доске, появляется идея идеальной схемы.

Такой прием можно использовать не только при изучении новой темы, но и при повторении материала.

Веер приемов, методов, позволяющих детям познавать, включаясь в активную деятельность, велик. Ищите, используйте и помните всем нам известные слова о том, что «ребенок - это не сосуд, который мы должны наполнить, а факел, который нужно зажечь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики

В соответсвии с ФГОС ООО современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход позволяет организовать учебную деятельность так, ...

Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики

В соответствии с ФГОС ООО современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход подразумевает создание условий, при которых деят...

Системно-деятельностный подход в преподавании литературы

В статье описывается опыт преподавания уроков литературы по стандартам ФГОС. В статье даны разработки уроков литературы в 5 классе по программе Меркина Г.С.....

Деятельностный подход в преподавании физики.

Раздел: Преподавание физикиНазвание статьи: Деятельностный подход в преподавании физики.Аннотация: В статье рассматривается один из методов преподавания физики. Статья будет интересна учителям, деятел...

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании информатики.

Задачей учителя на уроках информатики является формирование у   ученика информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит об...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Системно-деятельностный подход в преподавании предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС второго поколения

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...