Деятельностный подход в преподавании физики.
статья по физике (7 класс) по теме

Раздел: Преподавание физики

Название статьи: Деятельностный подход в преподавании физики.

Аннотация: В статье рассматривается один из методов преподавания физики. Статья будет интересна учителям, деятельность которых направлена на осознание особенностей познавательного процесса, особенностей мыслительной деятельности ученика, связанной с практической направленностью уроков физики.

 

Деятельностный подход в преподавании физики.

                                                                             Главная цель обучения и воспитания:

                                                                  «дать человеку деятельность,

                                                                   которая бы наполнила его душу»

                                                                                                                К.Д.Ушинский

В соответствии с стандартами 2004 г. современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом. В таких ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» - писал Георг Зиммель. Деятельностный подход к обучению – это реализация вывода психологической науки: знания усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность; процесс обучения должен строиться на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности учащихся. Основоположник отечественной теории учения психолог  Л.С. Выготский считал, что источник развития индивида кроется   не в самом человеке и не в содержании учебного материала, который он изучает, а в деятельности учения.                                                                                                                    

   Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются: восприятие информации, анализ, запоминание и самооценка. Для реализации системно-деятельностного подхода в преподавании учитель создает проблемные ситуации, обращается к обучающимся с вопросами, а не с ответами, управляет поисковой деятельностью и обсуждает результаты с обучающимися. В таких ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, прослеживается связь с повседневной жизнью. Для этого используются разнообразные организационные формы, обеспечивающие рост творческого потенциала обучающихся. Например, все виды самостоятельных работ, а так же диалогические и проектно-исследовательские методы. При этом  развиваются рефлексия, анализ и планирование. Они учатся выделять, сравнивать, обобщать, оценивать физическими понятиями, создавать физические модели. Применение системно-деятельностного подхода позволяет создавать на уроке ситуации успеха, ребенок сам оценивает свои способности (« Я умею…», «У меня получится…», «Я сам получил этот результат…», «Я справился с этой проблемой…»), учится высказывать свое мнение («Я считаю…», «Мне важно…», «Лично мне это нужно…»).

Модель   учения   на   основе деятельностного   подхода.

Одну из таких моделей представляет схема

 

  
 image
 
 image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


image                                                                                                                             

 

 
 Скругленный прямоугольник: Принятие решения о коррекции

 

 


               

     В Состав учебной деятельности входит ряд действий и операций разного уровня:

  • целеполагание,
  • программирование,
  • планирование,
  • исполнение,
  • контроль или самоконтроль,
  • оценка или самооценка.

Массовая школа пока ещё в большинстве своём по-прежнему учит детей лишь частно-предметным заниям. Мы пользуемся технологиями, все ме­ханизмы которых направлены на формирование спе­циальных, предметных знаний, умений и навыков. Но при этом мы не можем не заметить, что у мно­гих учащихся не формируются обще­учебные умения, особенно информационные.

При наиболее распространённом объяснительно-иллюст­ративном способе обучения учитель основное вни­мание отводит трансляции готового учебного со­держания, просвещению школьников. Более всего при подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения ново­го материала и сопровождающей рассказ нагляднос­ти. Я на уроках использую такие формы по­дачи материала как:

  • Лекция;
  • объяснение учителя или «продвинутого» ученика;
  • работа с тради­ционными носителями информации (учебниками, справочниками, таблицами, аудио, видеофильмами), приборами;
  • работа с компьютерными носителями информации (муль­тимедийные энциклопедии, обучающие программы, виртуальные лаборатории и т.п.). 

Вариативность их использования чаще всего и характеризует профессиональный уровень современного учителя физики.

При новых технологиях обучения должна меняться роль информации: она необ­ходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для использования самими учениками в ка­честве условий или среды для создания собственно­го творческого продукта. Учитель выступает здесь в роли помощника, создающего питательную среду для роста личных образовательных результатов у всех учащихся.

Самостоятельная работа с учебником на уро­ке имеет разные формы и является важной составной частью учебного процесса. Прививая учащимся, навыки самостоятельной работы с учеб­ником, я исхожу  из того, что,

  • во-первых, всякой самостоятельной деятельности  учащихся с учебником должна предшест­вовать продолжительная подготовка;
  • во-вторых, учащиеся снача­ла должны овладеть простыми навыками и умениями, а потом более сложными и,
  • в-третьих, у них должна выработаться устой­чивая привычка пользоваться приемами работы с учебником.

Самостоятельная работа учащихся с учебником может прово­диться в течение полного урока или занять всего несколько минут на уроке.

Необходимо организовать работу с учебником так, чтобы она не свелась к заучиванию текста, а создавала навыки и умения анализировать прочитанное, де­лать выводы, находить материал, необходимый для решения задач. К седьмому классу, когда ребята начинают изучать физику, еще не у всех достаточно сформированы навыки работы с учебником. Очень многие не могут найти и выделить главное в тексте, им трудно найти ответ на поставленный вопрос. Не секрет, что в основном работа с учебником носит  репродуктивный характер: внимательное чте­ние, запоминание, воспроизведение прочитанного по­средством решения определённых задач. Поэтому уже с первых уроков необходимо знакомить учащихся со структурой учебника, показывать, как им пользовать­ся, потом предложить вводить задания на более глу­бокое понимание смысла изучаемых понятий, на ак­тивное применение мыслительных операций

Большое значение в практической работе имеет умение поль­зоваться таблицами, помещенными в учебнике. Целенаправленную и системную работу с учебником проводят далеко не все учителя даже при всеми любимом объяснительно-иллюстративном способе обучения физике. С другой стороны, не секрет, что многие учащиеся вообще не открывают учебники и даже не счи­тают нужным приносить их на уроки. Поэтому, работать с книгой, нужно учить постепенно, систематически с привлечением любимых информационных технологий. Учащиеся, работая с учебником, должны систематически вести конспект кратких записей. Они могут записывать значение новых слов и формул на отдельную страницу в тетради. Учащиеся с помощью учебника должны уметь составлять схе­мы, таблицы, диаграммы. Например, руко­водствуясь таблицей плотностей, учащиеся могут определить, во сколько раз масса детали, изготовленной из стали, больше массы такой же детали, изготовленной из алюминия. Изобразить массу 1 мжелеза, меди, алюминия, дерева, ртуть при помощи диаграммы, составить задачи, используя значение плотности. (Работа сделана Прокопенко Алиной 7 класс).

 

Вещество

Плотность кг/м3

1

железо

7800

2

медь

8600

3

алюминий

2700

4

дерево

400

5

ртуть

13600

image

           Задания можно усложнять по мере овладения уме­ниями: от простой проверки чтения домашних параграфов переходить к анализу фрагментов текстов обобщающего или систематизирующего характера, вводить фразы творческого характера, требующего креативного мышления учащихся. Введение заданий творческого ха­рактера в работе с источниками информации не от­меняет классические приемы работы с учебником, а только переносит акцент на более высокий уровень самостоятельности учащихся.

Например:

  1. Составить таблицу величин, изученных в теме: «Работа. Мощность. Энергия» (выполнила Мылошенко Татьяна 7 класс).

Физическая величина

Определение

Обозна-чение

Единица

Формула

Работа

Величина, прямо пропорциональна силе, действующей на тело, и пути, пройденному им в направлении действия силы.

A

Дж

A=Fs

Мощность

Величина, равная отношению работы, совершаемой в течение некоторого времени, к этому времени.

  N

Вт=Дж/с

N=A/t

Энергия

Характеризует способность тела совершать работу. Величина, равная совершённой  работе.

  E

Дж

 

Кинетическая
энергия

Энергия, которой обладает движущееся тело(зависит от скорости движения тела и его массы).

Ek

Дж

Ek =mv2/2

Потенциальная
энергия

Энергия, которая определяет взаимным расположением взаимодействующих тел или их частей(для поднятого над землёй тела зависит от его массы и высоты подъёма).

Eп

Дж

Eп =mgh

 

В процессе разбора нового материала наиболее распростра­ненной является работа с рисунками. Рисунки составляют неотъ­емлемую часть учебника. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся правильно пользоваться рисунками, при­учать ребят к тому, чтобы они при чтении текста учебника не оставляли без внимания ни одного рисунка, внимательно рассмат­ривали бы его и анализировали.

К. Д. Ушинский писал: «Предмет, стоящий перед глазами уче­ника,  сам собой, без посредства чужого слова, пробуждает в учащемся мысль, исправляет ее, если она ошибочна, дополняет,  если она не полна, приводит ее в естественную, т. е. правильную систему, если она расположена не логически».

Опыт учителей показывает, что очень важным этапом в работе с рисунками учебника является внимательное рассмотрение ри­сунка. Правильная постановка вопросов в процессе рассматривания рисунков имеет большое дидактическое значение. Задача учителя заключается в том, чтобы своими вопросами направлять внима­ние учащихся на то, что является главным в данном рисунке. Иногда работа по рассмотрению рисунка проходит так, что учи­тель излагает содержание предлагаемого рисунка, включая его в свой рассказ.

Работа с рисунками учебника может заключаться, например, в их сравнении для лучшего понима­ния учебного материала

Работа с рисунками учебника может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что изображено на рисунке. Это показывает, что рисунок и текст учебника — единое целое.

ПРИМЕР:

  1. Рассмотрите рисунок.
  2. Что на нем изображено?
  3. Как вы думаете, что там происходит?
  4. Давайте найдем описание этого опыта в учебнике и сравним с тем, что мы думали.
  5. Давайте сделаем вывод:
    • Молодцы!
    • (А почему вы подумали по другому?)

 Особенно эффективными методами работы являются путешествие, соревнование, составление задач, защита творческих проектов.

Например: Какую силу нужно приложить, чтобы разгрузить машину с новогодними                  подарками? Масса конфет 254 кг. Сколько мальчиков потребуется для этого, если им нельзя поднимать более 10 кг? (Хряков Егор 7 класс).

Здесь обучающиеся систематизируют свои знания, находят выходы из сложившихся ситуаций, самостоятельно занимаются обучением. Ребята дома создают модели: молекулы, фонтана, водолаза, шара Паскаля, весов, фонтанов, проводников и непроводников тепла, проводников и диэлектриков, компьютерные модели опытов и презентации к различным разделам физики. Кроме этого ребята принимают участие в проектной и исследовательской работе, разрабатывают плакаты  и памятки, создают презентации. Это позволяет расширить объем информации, самостоятельно осуществить ее поиск и обработку, анализ, группировку и переосмысление. Ученик в процессе деятельности создает самого себя. Например: систематизировать знания по теме в виде таблицы:

Сила

 Формулировка закона

      Формула

Первый закон
Ньютона

Существуют такие системы отсчёта, относительно которых поступательно движущиеся тела сохраняют свою скорость постоянной если на них не действуют другие тела.

 

Второй
закон
Ньютона

Ускорение, приобретаемое телом в результате взаимодействия с другими телами, прямо пропорционально действующей на него силе и обратно пропорционально его массе.

 

imageimagea=F/m

Третий
закон
Ньютона

Тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и направленными в противоположные стороны вдоль одной прямой.

 

imageimageF12 = -F21

 

Составить таблицу величин, изученных в теме «Колебания» (выполнила Прокопенко Алина 7 класс).

image

На современном этапе развития образования учителю постоянно нужно мотивировать обучающихся на изучение предмета. На своих уроках я часто сочетаю фронтальную и индивидуальную работу с групповой. При выполнении лабораторной работы в 7 классе «Изучение равномерного движения» (учебник Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская)  были даны два дополнительных задания:

  1. Увеличить наклон желоба и выяснить характер движения шарика - 1 группа.
  2. Увеличить массу шарика и выяснить характер движения шарика - 2 группа.                  

Сделать вывод:                                                                                                                 

  1. Как зависит скорость и характер движения шарика от высоты наклонной плоскости?
  2. Как зависит скорость шарика от его массы?

Конечно, подготовка к таким урокам требует большего времени и труда, но результаты это оправдывают, ведь главной задачей системно-деятельностного подхода является организация учебной деятельности так, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. А это как раз предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

В заключение следует отметить, что при всем многообразии видов самостоятельной работы учащихся на уроке и вне, успех обусловлен опре­деленными дидактическими условиями. 

  • Первое условие — нали­чие у учащихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения. 
  • Второе условие — присутствие в содержании задания нового материала, придаю­щего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятель­ного решения. 
  • Третье условие — необходимость фиксации ре­зультатов самостоятельной работы в записях, рисунках, черте­жах, схемах. 
  • Четвертое условие — работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке. 
  • Пятое условие — самостоятельная работа ученика соответствен­ным образом оценивается учителем в конце урока — это стимул для проявления школьниками старательности при выполнении заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

1.         Третьякова  С.В. «Проблемы  работы с учебником»,  Физика   № 15, 2004 г,      приложение к газете «Первое сентября».

2.      Оспенникова Е.В. «Электронный учебник. Каким ему быть?»  «Наука и Школа»,   

        № 5, 2003 г.

3.      Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.

4.      Буряк В.  К.       Самостоятельная работа учащихся: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2004.

     5.   http://edu.tomsk.ru/teacher_help/phis1.htm   Некоторые возможности учебника физики

           в реализации принципов деятельностного подхода  к обучению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchashchiesya_s_pomoshchyu_uchebnika_dolzhny_umet.doc312 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел: Преподавание физики

Название статьи: Деятельностный подход в преподавании физики.

Аннотация: В статье рассматривается один из методов преподавания физики. Статья будет интересна учителям, деятельность которых направлена на осознание особенностей познавательного процесса, особенностей мыслительной деятельности ученика, связанной с практической направленностью уроков физики.

Деятельностный подход в преподавании физики.

                                                                             Главная цель обучения и воспитания:

                                                                  «дать человеку деятельность,

                                                                   которая бы наполнила его душу»

                                                                                                                К.Д.Ушинский

В соответствии с стандартами 2004 г. современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом. В таких ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» - писал Георг Зиммель. Деятельностный подход к обучению – это реализация вывода психологической науки: знания усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность; процесс обучения должен строиться на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности учащихся. Основоположник отечественной теории учения психолог  Л.С. Выготский считал, что источник развития индивида кроется   не в самом человеке и не в содержании учебного материала, который он изучает, а в деятельности учения.                                                                                                                    

   Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются: восприятие информации, анализ, запоминание и самооценка. Для реализации системно-деятельностного подхода в преподавании учитель создает проблемные ситуации, обращается к обучающимся с вопросами, а не с ответами, управляет поисковой деятельностью и обсуждает результаты с обучающимися. В таких ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, прослеживается связь с повседневной жизнью. Для этого используются разнообразные организационные формы, обеспечивающие рост творческого потенциала обучающихся. Например, все виды самостоятельных работ, а так же диалогические и проектно-исследовательские методы. При этом  развиваются рефлексия, анализ и планирование. Они учатся выделять, сравнивать, обобщать, оценивать физическими понятиями, создавать физические модели. Применение системно-деятельностного подхода позволяет создавать на уроке ситуации успеха, ребенок сам оценивает свои способности (« Я умею…», «У меня получится…», «Я сам получил этот результат…», «Я справился с этой проблемой…»), учится высказывать свое мнение («Я считаю…», «Мне важно…», «Лично мне это нужно…»).

Модель   учения   на   основе деятельностного   подхода.

Одну из таких моделей представляет схема

        

        

     В Состав учебной деятельности входит ряд действий и операций разного уровня:

  1. целеполагание,
  2. программирование,
  3. планирование,
  4. исполнение,
  5. контроль или самоконтроль,
  6. оценка или самооценка.

Массовая школа пока ещё в большинстве своём по-прежнему учит детей лишь частно-предметным заниям. Мы пользуемся технологиями, все механизмы которых направлены на формирование специальных, предметных знаний, умений и навыков. Но при этом мы не можем не заметить, что у многих учащихся не формируются общеучебные умения, особенно информационные.

При наиболее распространённом объяснительно-иллюстративном способе обучения учитель основное внимание отводит трансляции готового учебного содержания, просвещению школьников. Более всего при подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности. Я на уроках использую такие формы подачи материала как:

  1. Лекция;
  2. объяснение учителя или «продвинутого» ученика;
  3. работа с традиционными носителями информации (учебниками, справочниками, таблицами, аудио, видеофильмами), приборами;
  4. работа с компьютерными носителями информации (мультимедийные энциклопедии, обучающие программы, виртуальные лаборатории и т.п.). 

Вариативность их использования чаще всего и характеризует профессиональный уровень современного учителя физики.

При новых технологиях обучения должна меняться роль информации: она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для использования самими учениками в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Учитель выступает здесь в роли помощника, создающего питательную среду для роста личных образовательных результатов у всех учащихся.

Самостоятельная работа с учебником на уроке имеет разные формы и является важной составной частью учебного процесса. Прививая учащимся, навыки самостоятельной работы с учебником, я исхожу  из того, что,

  1. во-первых, всякой самостоятельной деятельности  учащихся с учебником должна предшествовать продолжительная подготовка;
  2. во-вторых, учащиеся сначала должны овладеть простыми навыками и умениями, а потом более сложными и,
  3. в-третьих, у них должна выработаться устойчивая привычка пользоваться приемами работы с учебником.

Самостоятельная работа учащихся с учебником может проводиться в течение полного урока или занять всего несколько минут на уроке.

Необходимо организовать работу с учебником так, чтобы она не свелась к заучиванию текста, а создавала навыки и умения анализировать прочитанное, делать выводы, находить материал, необходимый для решения задач. К седьмому классу, когда ребята начинают изучать физику, еще не у всех достаточно сформированы навыки работы с учебником. Очень многие не могут найти и выделить главное в тексте, им трудно найти ответ на поставленный вопрос. Не секрет, что в основном работа с учебником носит  репродуктивный характер: внимательное чтение, запоминание, воспроизведение прочитанного посредством решения определённых задач. Поэтому уже с первых уроков необходимо знакомить учащихся со структурой учебника, показывать, как им пользоваться, потом предложить вводить задания на более глубокое понимание смысла изучаемых понятий, на активное применение мыслительных операций

Большое значение в практической работе имеет умение пользоваться таблицами, помещенными в учебнике. Целенаправленную и системную работу с учебником проводят далеко не все учителя даже при всеми любимом объяснительно-иллюстративном способе обучения физике. С другой стороны, не секрет, что многие учащиеся вообще не открывают учебники и даже не считают нужным приносить их на уроки. Поэтому, работать с книгой, нужно учить постепенно, систематически с привлечением любимых информационных технологий. Учащиеся, работая с учебником, должны систематически вести конспект кратких записей. Они могут записывать значение новых слов и формул на отдельную страницу в тетради. Учащиеся с помощью учебника должны уметь составлять схемы, таблицы, диаграммы. Например, руководствуясь таблицей плотностей, учащиеся могут определить, во сколько раз масса детали, изготовленной из стали, больше массы такой же детали, изготовленной из алюминия. Изобразить массу 1 мжелеза, меди, алюминия, дерева, ртуть при помощи диаграммы, составить задачи, используя значение плотности. (Работа сделана Прокопенко Алиной 7 класс).

Вещество

Плотность кг/м3

1

железо

7800

2

медь

8600

3

алюминий

2700

4

дерево

400

5

ртуть

13600

           Задания можно усложнять по мере овладения умениями: от простой проверки чтения домашних параграфов переходить к анализу фрагментов текстов обобщающего или систематизирующего характера, вводить фразы творческого характера, требующего креативного мышления учащихся. Введение заданий творческого характера в работе с источниками информации не отменяет классические приемы работы с учебником, а только переносит акцент на более высокий уровень самостоятельности учащихся.

Например:

  1. Составить таблицу величин, изученных в теме: «Работа. Мощность. Энергия» (выполнила Мылошенко Татьяна 7 класс).

Физическая величина

Определение

Обозна-чение

Единица

Формула

Работа

Величина, прямо пропорциональна силе, действующей на тело, и пути, пройденному им в направлении действия силы.

A

Дж

A=Fs

Мощность

Величина, равная отношению работы, совершаемой в течение некоторого времени, к этому времени.

  N

Вт=Дж/с

N=A/t

Энергия

Характеризует способность тела совершать работу. Величина, равная совершённой  работе.

  E

Дж

Кинетическая
энергия

Энергия, которой обладает движущееся тело(зависит от скорости движения тела и его массы).

Ek

Дж

Ek =mv2/2

Потенциальная
энергия

Энергия, которая определяет взаимным расположением взаимодействующих тел или их частей(для поднятого над землёй тела зависит от его массы и высоты подъёма).

Eп

Дж

Eп =mgh

В процессе разбора нового материала наиболее распространенной является работа с рисунками. Рисунки составляют неотъемлемую часть учебника. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся правильно пользоваться рисунками, приучать ребят к тому, чтобы они при чтении текста учебника не оставляли без внимания ни одного рисунка, внимательно рассматривали бы его и анализировали.

К. Д. Ушинский писал: «Предмет, стоящий перед глазами ученика,  сам собой, без посредства чужого слова, пробуждает в учащемся мысль, исправляет ее, если она ошибочна, дополняет,  если она не полна, приводит ее в естественную, т. е. правильную систему, если она расположена не логически».

Опыт учителей показывает, что очень важным этапом в работе с рисунками учебника является внимательное рассмотрение рисунка. Правильная постановка вопросов в процессе рассматривания рисунков имеет большое дидактическое значение. Задача учителя заключается в том, чтобы своими вопросами направлять внимание учащихся на то, что является главным в данном рисунке. Иногда работа по рассмотрению рисунка проходит так, что учитель излагает содержание предлагаемого рисунка, включая его в свой рассказ.

Работа с рисунками учебника может заключаться, например, в их сравнении для лучшего понимания учебного материала

Работа с рисунками учебника может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что изображено на рисунке. Это показывает, что рисунок и текст учебника — единое целое.

ПРИМЕР:

  1. Рассмотрите рисунок.
  2. Что на нем изображено?
  3. Как вы думаете, что там происходит?
  4. Давайте найдем описание этого опыта в учебнике и сравним с тем, что мы думали.
  5. Давайте сделаем вывод:
  1. Молодцы!
  2. (А почему вы подумали по другому?)

 Особенно эффективными методами работы являются путешествие, соревнование, составление задач, защита творческих проектов.

Например: Какую силу нужно приложить, чтобы разгрузить машину с новогодними                  подарками? Масса конфет 254 кг. Сколько мальчиков потребуется для этого, если им нельзя поднимать более 10 кг? (Хряков Егор 7 класс).

Здесь обучающиеся систематизируют свои знания, находят выходы из сложившихся ситуаций, самостоятельно занимаются обучением. Ребята дома создают модели: молекулы, фонтана, водолаза, шара Паскаля, весов, фонтанов, проводников и непроводников тепла, проводников и диэлектриков, компьютерные модели опытов и презентации к различным разделам физики. Кроме этого ребята принимают участие в проектной и исследовательской работе, разрабатывают плакаты  и памятки, создают презентации. Это позволяет расширить объем информации, самостоятельно осуществить ее поиск и обработку, анализ, группировку и переосмысление. Ученик в процессе деятельности создает самого себя. Например: систематизировать знания по теме в виде таблицы:

Сила

 Формулировка закона

      Формула

Первый закон
Ньютона

Существуют такие системы отсчёта, относительно которых поступательно движущиеся тела сохраняют свою скорость постоянной если на них не действуют другие тела.

Второй
закон
Ньютона

Ускорение, приобретаемое телом в результате взаимодействия с другими телами, прямо пропорционально действующей на него силе и обратно пропорционально его массе.


a=F/m

Третий
закон
Ньютона

Тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и направленными в противоположные стороны вдоль одной прямой.


F12 = -F21

Составить таблицу величин, изученных в теме «Колебания» (выполнила Прокопенко Алина 7 класс).

На современном этапе развития образования учителю постоянно нужно мотивировать обучающихся на изучение предмета. На своих уроках я часто сочетаю фронтальную и индивидуальную работу с групповой. При выполнении лабораторной работы в 7 классе «Изучение равномерного движения» (учебник Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская)  были даны два дополнительных задания:

  1. Увеличить наклон желоба и выяснить характер движения шарика - 1 группа.
  2. Увеличить массу шарика и выяснить характер движения шарика - 2 группа.                  

Сделать вывод:                                                                                                                

  1. Как зависит скорость и характер движения шарика от высоты наклонной плоскости?
  2. Как зависит скорость шарика от его массы?

Конечно, подготовка к таким урокам требует большего времени и труда, но результаты это оправдывают, ведь главной задачей системно-деятельностного подхода является организация учебной деятельности так, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. А это как раз предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

В заключение следует отметить, что при всем многообразии видов самостоятельной работы учащихся на уроке и вне, успех обусловлен определенными дидактическими условиями. 

  1. Первое условие — наличие у учащихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения. 
  2. Второе условие — присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятельного решения. 
  3. Третье условие — необходимость фиксации результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, чертежах, схемах. 
  4. Четвертое условие — работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке. 
  5. Пятое условие — самостоятельная работа ученика соответственным образом оценивается учителем в конце урока — это стимул для проявления школьниками старательности при выполнении заданий.

Используемая литература:

 

1.         Третьякова  С.В. «Проблемы  работы с учебником»,  Физика   № 15, 2004 г,      приложение к газете «Первое сентября».

2.      Оспенникова Е.В. «Электронный учебник. Каким ему быть?»  «Наука и Школа»,   

        № 5, 2003 г.

3.      Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.

4.      Буряк В.  К.       Самостоятельная работа учащихся: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2004.

     5.   http://edu.tomsk.ru/teacher_help/phis1.htm   Некоторые возможности учебника физики

           в реализации принципов деятельностного подхода  к обучению.

Принятие решения о коррекции

Выбор норм оценки результатов. Оценка результатов

Реализация программы

Разработка программы действий

(ориентирующих, исполнительских, контрольных)

Выбор условий и средств

Создание системы мотивов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики

В соответсвии с ФГОС ООО современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход позволяет организовать учебную деятельность так, ...

Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики

В соответствии с ФГОС ООО современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход подразумевает создание условий, при которых деят...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

«Здоровьесберегающие» технологии в рамках деятельностного подхода в преподавании физики.

Речь идет о дифференцированном подходе,как способе "здоровьесбережения" учащихся на уроке. В статье обосновываю, что на каждой стадии урока надо включать учеников в различные виды деятельности. К...

Отчет по самообразовательной деятельности по теме "Деятельностный подход к преподаванию физики, как средство повышения качества образования"

В данном материале содержатся методические рекомендации по реализации деятельностного подхода для повышения качества образования по физике. Прилагается презентация....

Статья "Реализация деятельностного подхода в преподавании физики"

Методические приемы реализации деятельностного подхода в преподавании физики....

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ

Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия.Однако его следует вести  к цели  не с завязанными глазами, а зрячим: он долженвоспринимать истину не к...