Игровые технологии на уроке литературы.
статья

     Как сделать урок радостным и интересным? Как активизировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся на уроке? Как помочь приобрести необходимые знания и дать возможность ощутить радость от обучения? В этом нам помогут игровые технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроке литературы.

     Как сделать урок радостным и интересным? Как активизировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся на уроке? Как помочь приобрести необходимые знания и дать возможность ощутить радость от обучения?

     Интерес играет важную роль в осуществлении любой деятельности. Особое место занимает он и в процессе обучения, поскольку значительно снижает трудности восприятия учебного материала. Поэтому главными условиями активизации мотивированной познавательной деятельности являются и творческий учительский подход, и устойчивый интерес к учебной информации у обучающихся.

    Согласно определению «Педагогического словаря», занимательность в обучении – это «…использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание обучающихся и стимулирующих их к учению». Игра – занимательная эффективная форма активизации познавательной деятельности, особая разновидность миниатюрной задачи, процесс решения которой обязательно сопровождается интересом. Игра является полезным упражнением, мобилизующим разнообразные способности обучающихся. Участие в дидактической игре способствует возникновению положительных эмоций от процесса обучения, формирует активность как деятельность, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и приобретении умений.

     Игра как вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, выполняет развлекательную, коммуникативную, терапевтическую, диагностическую, коррекционную и образовательную функции.

     Главные черты игровой деятельности: свободная самореализация, активность, эмоциональность, наличие правил – способствуют качественному обучению. М.Монтель полагал, что игра – «…самое значительное и глубокомысленное занятие…».

     В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, что дает возможность сформировать игру как педагогическую технологию, используя ее в процессе обучения как элемент урока, урок и внеурочное занятие.

     Понятие «игровые педагогические технологии» предполагает разнообразные методы, приемы и формы организации педагогического процесса. Разработке теории игры посвящены труды Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие теории игровых технологий внесли Фрейд, Пиаже, Дьюи, Фромм, Хейзинга. В отечественной педагогике и психологии эффективность обучения с помощью игровых технологий подтвердили Ушинский, Блонский, Рубинштейн, Эльконин, Газман, Шмаков.

     Основные принципы реализации игровых технологий: постановка дидактической цели в форме игровой задачи; учебная деятельность, подчиненная правилам игры; использование учебной информации в качестве игровых элементов; введение в учебную деятельность элемента соревнования; связь игрового и дидактического результатов.

     Значение игровых технологий на уроке литературы:

•        развитие творческих способностей, эстетических и нравственных ориентиров, гуманистических принципов;

•        формирование читательского интереса, разнообразного круга чтения;

•        удовлетворение «интеллектуального голода» в процессе чтения, литературоведческих исследований, приобретения знаний по теории литературы;

•        формирование грамматического строя языка, обогащение словарного запаса;

•        формирование метапредметных умений и навыков;

•        формирование коммуникативных навыков;

•        развитие произвольного внимания, памяти, воображения, мышления -рефлексии и других психических процессов;

•        приобретение общественного опыта разных поколений; приобщение к русской и мировой литературной культуре.

     В учебном процессе (в частности, на уроках литературы) применяются различные модификации деловых, драматических и обучающих игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Имитационная игра. Имитируются события, обстановка, условия, деятельность какой-либо организации (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.), профессиональная деятельность человека. Сценарий имитационной игры содержит сюжет, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов (Реализация игры на уроках литературы: «Художественный поэтический или писательский совет», организация «Литературного вечера», «Литературной гостиной»).

Операционная игра. Помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций (Реализация игры на уроках литературы: написание жанровых текстов, решение литературоведческих задач, проектирование творческих работ, биографические проекты, планирование заочных экскурсий и тд.).

Ролевая игра – инсценировка. Психодрама, социодрама.  Разыгрывается поведение конкретного персонажа в модели-пьесе ситуации, (исполнение роли с «обязательным содержанием»: внешности, речи, характера в заданных обстоятельствах, заданном времени). Составляется сценарий с комментированием конкретной ситуации, действий, обязанностей, задач, действующих лиц. (Реализация игры на уроках литературы: «Литературные спектакли», «Литературные этюды» по художественным, прозаическим и поэтическим текстам; диспуты с персонажами и авторами в различных творческих вариантах; «Путешествия с героями разных эпох»).

Игровые элементы урока: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, головоломки, КВНы, аукционы, разнообразные конкурсы, творческие проекты, конференции, устные журналы, диспуты, концерты, ролевые диалоги, разные виды иллюстрирования и тд.

    Игра как важнейший принцип обучения определена и в новой концепции современного обучения в зарубежной и российской системах образования, получившей название «Эдьютейнмент».

   Термин «эдьютейнмент» означает «образование плюс развлечение» (education + entertainment).  Эдьютейнмент — это новая технология, цель которой - повысить мотивацию учащихся к учёбе, сделать процесс усвоения знаний более увлекательным, разнообразным, доступным. Одним из приоритетных методов обучения «эдьютейнмента» является игровая театрализация на уроках литературы. Ролевые игры позволяют непринуждённо заучивать текстовые фрагменты, проигрывать их, выступать в разных амплуа.

     Практический аспект технологии рассматривается на примере спитинга, инфортейнмента, метода кейсов и вебквеста. Именно эти средства и приёмы технологии эдьютейнмента позволяют учащимся усвоить знания через любопытство, инициативу, активность и сотрудничество с использованием определённых алгоритмов в традиционных и инновационных формах работы на уроке.

   Приложение к теме «Игры на уроках литературы».

  • «Пресс-конференция с автором»;
  • «Продолжение мысли» (данные биографии, содержание текста, литературоведческие термины);
  • «Аукцион» (подготовка сообщений по лотам аукциона);
  • «Мой звездный час», «Я у микрофона» (публичные выступления-исследования на литературоведческие темы);
  • «Письмо литературному персонажу», «Письмо автору»;
  • «Стань героем текста» (внедрение в эпизод с целью личного участия в нем);
  • «Литературный турнир» (вызов «соперника» для интеллектуального «сражения»);
  • Викторина («Чей поступок?», «Чья речь?», «Чей портрет?», «Предмет в эпизоде»);
  • «Литературное домино» (произведение-автор; герой-поступок и тд);
  • «Литературное лото»;
  • «Открытый финал» (творческое продолжение сюжета);
  • «Путаница» (восстановление разнообразных содержательных искажений: сюжетной линии, характеристики героев, пробелов в тексте и тд.).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология на уроках литературы. Литературное путешествие по произведениям 19 века (вторая половина).

Данный материал представляет собой урок-игру на основе игровой и информационной технологий обучения.Цели урока:1.     Обучающая: ввести в мир литературы второй половины 19 века.2....

Игровые технологии на уроках литературы как средство развития познавательной активности у школьников

Игровые технологии на уроках русского языка развивает логическое мышление, память, воображение, речевую деятельность учащихся...

Игровая технология на уроках литературы

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятел...

Игра «Турнир знатоков» по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (игровые технологии на уроке литературы)

Конспект урока по литературе в 5 классеИгра «Турнир знатоков» по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»(игровые технологии на уроке литературы)...

Игровые технологии на уроках литературы

Внедрение новейших информационных технологий в учебно – воспитательный процесс с целью повышения его результативности. Игровые технологии в воспитании и обучении. Обращения к игре на уроке дает ...

Доклад на тему: «Применение игровых технологий на уроках литературы для повышения познавательной активности учащихся»

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые дадут мощный импульс в развитии обучающегося, повысят его самооценку, научат самостоятельно овладевать информацией. А для этого ...

Статья "Игровые технологии на уроках литературы".

Статья на тему "Игровые технологии на уроках литературы в 5-6 классах". Представлена роль игры на уроках литературы, приведены примеры игр и викторин....