Игровые технологии на уроке литературы.
статья
Как сделать урок радостным и интересным? Как активизировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся на уроке? Как помочь приобрести необходимые знания и дать возможность ощутить радость от обучения? В этом нам помогут игровые технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии на уроке литературы.
Как сделать урок радостным и интересным? Как активизировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся на уроке? Как помочь приобрести необходимые знания и дать возможность ощутить радость от обучения?
Интерес играет важную роль в осуществлении любой деятельности. Особое место занимает он и в процессе обучения, поскольку значительно снижает трудности восприятия учебного материала. Поэтому главными условиями активизации мотивированной познавательной деятельности являются и творческий учительский подход, и устойчивый интерес к учебной информации у обучающихся.
Согласно определению «Педагогического словаря», занимательность в обучении – это «…использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание обучающихся и стимулирующих их к учению». Игра – занимательная эффективная форма активизации познавательной деятельности, особая разновидность миниатюрной задачи, процесс решения которой обязательно сопровождается интересом. Игра является полезным упражнением, мобилизующим разнообразные способности обучающихся. Участие в дидактической игре способствует возникновению положительных эмоций от процесса обучения, формирует активность как деятельность, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и приобретении умений.
Игра как вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, выполняет развлекательную, коммуникативную, терапевтическую, диагностическую, коррекционную и образовательную функции.
Главные черты игровой деятельности: свободная самореализация, активность, эмоциональность, наличие правил – способствуют качественному обучению. М.Монтель полагал, что игра – «…самое значительное и глубокомысленное занятие…».
В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, что дает возможность сформировать игру как педагогическую технологию, используя ее в процессе обучения как элемент урока, урок и внеурочное занятие.
Понятие «игровые педагогические технологии» предполагает разнообразные методы, приемы и формы организации педагогического процесса. Разработке теории игры посвящены труды Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие теории игровых технологий внесли Фрейд, Пиаже, Дьюи, Фромм, Хейзинга. В отечественной педагогике и психологии эффективность обучения с помощью игровых технологий подтвердили Ушинский, Блонский, Рубинштейн, Эльконин, Газман, Шмаков.
Основные принципы реализации игровых технологий: постановка дидактической цели в форме игровой задачи; учебная деятельность, подчиненная правилам игры; использование учебной информации в качестве игровых элементов; введение в учебную деятельность элемента соревнования; связь игрового и дидактического результатов.
Значение игровых технологий на уроке литературы:
• развитие творческих способностей, эстетических и нравственных ориентиров, гуманистических принципов;
• формирование читательского интереса, разнообразного круга чтения;
• удовлетворение «интеллектуального голода» в процессе чтения, литературоведческих исследований, приобретения знаний по теории литературы;
• формирование грамматического строя языка, обогащение словарного запаса;
• формирование метапредметных умений и навыков;
• формирование коммуникативных навыков;
• развитие произвольного внимания, памяти, воображения, мышления -рефлексии и других психических процессов;
• приобретение общественного опыта разных поколений; приобщение к русской и мировой литературной культуре.
В учебном процессе (в частности, на уроках литературы) применяются различные модификации деловых, драматических и обучающих игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Имитационная игра. Имитируются события, обстановка, условия, деятельность какой-либо организации (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.), профессиональная деятельность человека. Сценарий имитационной игры содержит сюжет, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов (Реализация игры на уроках литературы: «Художественный поэтический или писательский совет», организация «Литературного вечера», «Литературной гостиной»).
Операционная игра. Помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций (Реализация игры на уроках литературы: написание жанровых текстов, решение литературоведческих задач, проектирование творческих работ, биографические проекты, планирование заочных экскурсий и тд.).
Ролевая игра – инсценировка. Психодрама, социодрама. Разыгрывается поведение конкретного персонажа в модели-пьесе ситуации, (исполнение роли с «обязательным содержанием»: внешности, речи, характера в заданных обстоятельствах, заданном времени). Составляется сценарий с комментированием конкретной ситуации, действий, обязанностей, задач, действующих лиц. (Реализация игры на уроках литературы: «Литературные спектакли», «Литературные этюды» по художественным, прозаическим и поэтическим текстам; диспуты с персонажами и авторами в различных творческих вариантах; «Путешествия с героями разных эпох»).
Игровые элементы урока: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, головоломки, КВНы, аукционы, разнообразные конкурсы, творческие проекты, конференции, устные журналы, диспуты, концерты, ролевые диалоги, разные виды иллюстрирования и тд.
Игра как важнейший принцип обучения определена и в новой концепции современного обучения в зарубежной и российской системах образования, получившей название «Эдьютейнмент».
Термин «эдьютейнмент» означает «образование плюс развлечение» (education + entertainment). Эдьютейнмент — это новая технология, цель которой - повысить мотивацию учащихся к учёбе, сделать процесс усвоения знаний более увлекательным, разнообразным, доступным. Одним из приоритетных методов обучения «эдьютейнмента» является игровая театрализация на уроках литературы. Ролевые игры позволяют непринуждённо заучивать текстовые фрагменты, проигрывать их, выступать в разных амплуа.
Практический аспект технологии рассматривается на примере спитинга, инфортейнмента, метода кейсов и вебквеста. Именно эти средства и приёмы технологии эдьютейнмента позволяют учащимся усвоить знания через любопытство, инициативу, активность и сотрудничество с использованием определённых алгоритмов в традиционных и инновационных формах работы на уроке.
Приложение к теме «Игры на уроках литературы».
- «Пресс-конференция с автором»;
- «Продолжение мысли» (данные биографии, содержание текста, литературоведческие термины);
- «Аукцион» (подготовка сообщений по лотам аукциона);
- «Мой звездный час», «Я у микрофона» (публичные выступления-исследования на литературоведческие темы);
- «Письмо литературному персонажу», «Письмо автору»;
- «Стань героем текста» (внедрение в эпизод с целью личного участия в нем);
- «Литературный турнир» (вызов «соперника» для интеллектуального «сражения»);
- Викторина («Чей поступок?», «Чья речь?», «Чей портрет?», «Предмет в эпизоде»);
- «Литературное домино» (произведение-автор; герой-поступок и тд);
- «Литературное лото»;
- «Открытый финал» (творческое продолжение сюжета);
- «Путаница» (восстановление разнообразных содержательных искажений: сюжетной линии, характеристики героев, пробелов в тексте и тд.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/25/picture-407644-1393332074.jpg)
Игровая технология на уроках литературы. Литературное путешествие по произведениям 19 века (вторая половина).
Данный материал представляет собой урок-игру на основе игровой и информационной технологий обучения.Цели урока:1. Обучающая: ввести в мир литературы второй половины 19 века.2....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/20/picture-397254-1455969324.jpg)
Игровые технологии на уроках литературы как средство развития познавательной активности у школьников
Игровые технологии на уроках русского языка развивает логическое мышление, память, воображение, речевую деятельность учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/22/picture-713808-1448193222.jpg)
Игровая технология на уроках литературы
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятел...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/31/picture-402864-1396262631.jpg)
Игра «Турнир знатоков» по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (игровые технологии на уроке литературы)
Конспект урока по литературе в 5 классеИгра «Турнир знатоков» по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»(игровые технологии на уроке литературы)...
Игровые технологии на уроках литературы
Внедрение новейших информационных технологий в учебно – воспитательный процесс с целью повышения его результативности. Игровые технологии в воспитании и обучении. Обращения к игре на уроке дает ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/08/picture-1161080-1567950809.jpg)
Доклад на тему: «Применение игровых технологий на уроках литературы для повышения познавательной активности учащихся»
Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые дадут мощный импульс в развитии обучающегося, повысят его самооценку, научат самостоятельно овладевать информацией. А для этого ...
Статья "Игровые технологии на уроках литературы".
Статья на тему "Игровые технологии на уроках литературы в 5-6 классах". Представлена роль игры на уроках литературы, приведены примеры игр и викторин....