Выступление на городском Форсайт - центре «Стратегии предотвращения подростковой депрессии»
методическая разработка

выступление на мо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategii_predotvrashcheniya_podr.depressii_yuzhanina.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском Форсайт - центре для педагогов-психологов, подготовила: педагог-психолог МБОУ «СШ № 31 с УИП ХЭП» Южанина С.Ю.

Практикум

«Стратегии предотвращения подростковой депрессии»

Депрессия  — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью.

-   Депрессия у детей и подростков имеет многочисленные и устойчивые симптомы, выражающиеся в ухудшении настроения, поведения, мышления, физического состояния организма, а также в негативном изменении жизненных установок.

-   В настоящее время известно, что депрессия у детей и подростков часто встречающееся, не всегда распознаваемое тяжелое расстройство, распространенность которого постоянно увеличивается.

Симптомы депрессии у детей и подростков:

При депрессии наблюдается, как правило, характерная триада симптомов: угнетенное, тоскливое настроение, заторможенность мыслительных процессов, скованность двигательной сферы или двигательным возбуждением, беспокойством, ажитацией.

            Возможные проявления депрессии у подростков:

  • Апатия
  • Усталость или жалобы на боли, в том числе в голове, животе, пояснице
  • Трудности с концентрацией
  • Трудности с принятием решений
  • Чрезмерные чувства вины
  •  Идеи самообвинения, самоуничтожения, неполноценности
  • Безответственное поведение - например, опоздания, забывания, пропуски занятий
  • Потеря интереса к пище или импульсивное переедание, что приводит к быстрым изменениям веса
  • Потеря памяти
  • Мысли о смерти
  • Агрессивное поведение
  • Печаль, тревога или чувство безнадёжности
  • Бессонница ночью и сон в течение дня
  • Резкое падение успеваемости
  • Отстранение от друзей
  • Употребление алкоголя или наркотиков, беспорядочные половые связи

Практикум.

1. Упражнение «Да здравствует депрессия».

Цель: признать имеющиеся чувства депрессии, беспомощности, с тем, чтобы создать возможность для изменений.

Реквизит: бумага, ручки, фломастеры.

Группа делится на 2 подгруппы: в одной собираются оптимисты (каковыми они сами себя считают), в другой – пессимисты. Группы разводятся в разные углы комнаты (лучше – в разные комнаты). В течение 10 минут подгруппы обсуждают вопросы: «Почему я здесь оказался? Доволен ли я тем, что я именно в этой подгруппе? Как я себя здесь чувствую? и т.д.»

После этого подгруппам дается 10 мин для создания какого-нибудь творческого продукта, прославляющего то отношение к жизни, которое характеризует их группу (оптимизм или пессимизм). Это может быть песня, стихотворение, ода или гимн, рисунок. Собравшись вместе, подгруппы слушают друг друга.

Обсуждение. Что вы чувствовали, когда делали это упражнение? Какие мысли и желания у вас возникали? Как можно применить полученный опыт за пределами тренинга?

2. Упражнение «Список Робинзона»

Цель: научиться позитивной интерпретации печали и депрессии; научиться разрешать критические жизненные ситуации.

Инструкция «Что делать в ситуации, когда потерян смысл существования и нет надежды на будущее? Для того чтобы найти оптимальное решение в кризисной ситуации, необходимо снизить интенсивность отчаяния и активизировать мышление. Для этого нужно найти в своей проблеме, какой бы огромной и неразрешимой она не казалась, положительные моменты.

Вспомните какую-то существующую в вашей жизни и еще неразрешенную проблему, вызывающую у вас отчаяние. Нарисуйте на листе бумаги таблицу, состоящую из двух столбиков: «Зло» и «Добро». В первой по пунктам запишите все минусы, все отрицательные моменты  нынешнего положения своей проблемы, во втором – положительные моменты, плюсы своего положения. Вот как, например, сделал это Робинзон Крузо:

 ЗЛО

ДОБРО

Я заброшен судьбой на мрачный, необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление.

Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам.

Я отделен от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей.

Но я не умер от голода и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться.

У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело.

Но я живу в жарком климате, где я не носил бы одежды, даже если бы она у меня была.

Я беззащитен против нападения людей и зверей.

Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило туда?

   Теперь используйте стратегию «сравнение, идущее вниз»: сравните себя с другими людьми, находящимися в еще более незавидном положении; а также стратегию «сравнение, идущее вверх»: вспомните о своих успехах в других областях».

Обсуждение. Какие затруднения вы испытывали, выполняя упражнение? Какие эмоции вы переживали? Как изменилось сейчас ваше отношение к проблеме? Как вы собираетесь использовать полученный опыт? (Анцыферова, 1994; Пергаменщик, 1996)

 

3. Упражнение «Преодоление депрессии»

         Цель: научиться конструктивно использовать негативные переживания.

Инструкция «Прежде чем перейти к положительным эмоциям и чувствам, необходимо проработать негативные чувства: печаль, депрессию. Ответьте письменно на следующие вопросы и дайте как можно больше ответов:

• Что напоминает вам о том, что вы потеряли?

• Чего недостает в вашей жизни?  Может быть, что-то должно быть, но его нет?

• Какие трудности и поражения, потери, разочарования и страдания вы испытали в жизни?

• Что в вашей жизни приводит вас к депрессии?

• Что большинство других людей приводит к депрессии?

• Какими возможностями вы располагаете, для того чтобы справиться с ситуацией, вызвавшей депрессию? Какими способами вы ее преодолеваете?

• Какими возможностями располагают другие известные вам люди, оказавшиеся в похожей ситуации, для того чтобы справиться с ней?

• Как хотели бы вы справляться с депрессией в идеале? Какие лучшие способы преодоления депрессии существуют?

• В чем заключается ценность страдания?

• Какой новый опыт, ресурсы, знания и умения вы приобрели, преодолевая потери и разочарования?»

Списки читаются и обсуждаются (Берг-Кросс, 2004).

 

4. Упражнение «Уровень счастья»

         Цель: научиться преодолевать депрессию.

Инструкция «Депрессия – это отсутствие радости от жизни в настоящем, страх перед будущим. Поэтому очень важно увидеть существующие, но еще не замеченные источники радости. Счастье – это состояние души, и оно не определяется немедленным удовлетворением всех желаний или уровнем материального благосостояния.

Составьте список всего того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено все, что стоит благодарности, – солнечный день, сбережения (даже если сумма не очень велика), свое здоровье, здоровье членов семьи, жилье, пища, красота, любовь, мир».

Обсуждение. Что нового вы узнали в ходе выполнения упражнения? Как изменилось ваше эмоциональное состояние? Как можно применять в жизни полученный в упражнении опыт? (Хухлаева, 2001).

 

5. Домашнее задание

Цель: перенести навыки, приобретенные в ходе тренингового занятия, в реальную жизнь.

Реквизит: брошюра для участников тренинга.

Обсуждение. Какие трудности может вызвать выполнение этих домашних заданий? Как вы будете справляться с этими трудностями?

 

6. Шеринг в конце занятия

• Чему вы сегодня научились, что узнали нового?

• Что из того, что вы узнали и чему научились на тренинге, вы будете использовать в своей дальнейшей жизни?

• Что вам больше всего понравилось  и не понравилось сегодня?

• Может быть, у кого-то осталось в душе что-то неприятное, обидное? Тогда выскажите это чувство, чтобы не уносить его с собой домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском форсайт-центре об имиджевой политике школы 2021 год

В данном выступлении рассматриваются критерии имиджевой политики школы...

Выступление Вошивченко Н.В. на Форсайт Центре 22.12.2021 по теме "Использование методической литературы и информационных ресурсов Интернет"

Презентация по теме "Практика использования методической литературы и информационных ресурсов Интернет в работе социального педагога"...

Материалы выступления на заседании Форсайт-центра

Материалы выступления на заседании Форсайт-центра «Учитель будущего: математика, физика, астрономия» с наработками по дистанционному обучению математике...

Выступление на форсайт-центре "ОБЖ"

выступление  на  форсайт-центре  "обж "  , фиш технологии, критического мышления, блочно-модульная  система  преподавания  ОБЖ...

Выступление на городском форсайт-центре

презентация по подготовке письменного задания в ЕГЭ...