Мастер-класс по теме: «Активизация познавательной деятельности на уроках через приемы технологии критического мышления»
методическая разработка

Ковалева Татьяна Александровна

Цель:  -познакомить обзорно с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

             - помочь осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе;

- помочь приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ

Задачи мастер-класса:
-   создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования  роста    творческого потенциала педагогов;
-    распространение педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx99.76 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

по теме: «Активизация познавательной деятельности на уроках через приемы технологии критического мышления»

Цель:  -познакомить обзорно с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

             - помочь осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе;

- помочь приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ

Задачи мастер-класса:
-   создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования  роста    творческого потенциала педагогов;
-    распространение педагогического опыта.

  1. Подготовительно-организационный момент

СЛАЙД

 Добрый день, уважаемые коллеги! По словам учёных, мысль материальна,  предлагаю вам пожелать друг другу здоровья на разных языках: кто получает карточку, приветствует всех громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечает на этом же языке. Я начну на русском
-
Здравствуйте!
- Нихао ! (Китай)
- Гомар Джоба ! (Грузия)
- Хэллоу! (Англия)
- Бонжур! (Франция)
- Здравей! (Болгария)
- Здоровэньки булы! (Украина)
- Норуон норгуй! (Якутия)
- Джечь буречь (Удмуртия)
- Добры дзень! (Белоруссия)

Спасибо всем. И если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше здоровье должно укрепиться. Я не просто так заговорила о материализации мыслей. Мысль, мышление - это ключевой слово в теме нашего семинара.

СЛАЙД

«Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много интересного. Они уверенны, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?»

Ш. Амонашвили

Тысячекратно  цитируется  применительно   к  школе  древняя  мудрость:  можно   привести  коня  к  водопою,  но   заставить  его  напиться  нельзя.   Да,  можно 

усадить  детей  за   парты,  добиться  идеальной   дисциплины.  Но  без  пробуждения   интереса,  без  внутренней  мотивации   освоения  знаний  не  произойдёт,  

это  будет  лишь  видимость   учебной  деятельности. Поэтому так велика роль активизации познавательной деятельности обучающихся, которую можно развивать через современные образовательные технологии.  В перечне предлагаемом педагогом Селевко в педагогике существует их около 50, многие из них мы успешно применяем в практике, с какими-то только знакомы.

Прием «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»

- Мы все учителя, учителя практики.

- Каждый из нас при подготовке к уроку планирует свою работу.

- Предлагаю и нам составить план нашей совместной работы на сегодня.

- Сделаем мы это с помощью такого приема, как «Дерево предсказаний» . Этот прием заимствован у американского учителя Д.Белланса, работающего с художественными текстами. Ствол-тема, ветви – предположения («Возможно», «Вероятно»), их количество не ограничено, листочки-аргументы в пользу того или иного мнения.

- Этот прием предполагает предвидение хода событий и прогнозирование конечного результата.

- Что на ваш взгляд даст наша встреча? С какой целью мы собрались. И что мы получим в итоге?

2. Краткая характеристика основных этапов технологии.

ТРКМ - американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на любых уроках, а также во внеурочной деятельности. Самое главное, что данная технология незаменима при внедрении ФГОС.

   Термин «критическое мышление» известен уже давно из работ таких известных психологов, как Жан Пиаже, Лев Семенович Выготский. Критическое мышление (в данной технологии) - это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.

      Чтобы правильно построить  урок по данной технологии, надо соблюдать 3 стадии. Каждая из них имеет свои цели и задачи:

Вызов

- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

- пробудить интерес, активизировать обучаемого;

-структурировать последующий процесс изучения материала

Осмысления

- получение новой информации; ее осмысление

- соотнесение новой информации с собственными знаниями;

-поддержание активности, интереса.

Рефлексия

-выражение новых идей и информации собственными словами;

- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем

СЛАЙД Стадия «Вызов»: Этот этап направлен на вызов имеющихся знаний и создание положительной мотивации и активности в работе.

  • «Корзина» идей, понятий, имён  
  • Мозговой штурм
  • Ассоциации
  • «Карта познания»
  • «Дерево предсказаний»
  • Перепутанные логические цепочки
  • Верные и неверные утверждения (на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме; дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая);
  •  «Толстые» и «тонкие» вопросы (до изучения темы)

СЛАЙД Около 2 ,5 тысяч лет назад Конфуций сказал:

        То, что я слышу, я забываю.

         То, что я вижу, я помню.

         То, что я делаю, я понимаю.

На стадии вызов можно использовать прием технологии «Сторителинг», которая позволяет мотивировать детей. Представьте себя на уроке обществознания в 10 классе. Тема: «    «. Послушайте притчу и определите о каком нравственном качестве человека идет речь?

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла — и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение — все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло — это был я. Прости меня, — сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, — ответил слепой.

ПРИЁМ “УДИВЛЯЙ!”

 Пример: урок природоведения зимой начинается с небольшого рассказа. Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.

Прием «Корзина» идей, понятий, имён

Итак, алгоритм работы с "Корзиной идей":

  • Объявляется тема урока.
  • Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.
  • Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.
  • Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.

  • Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться "выжимка" из верных.
  • На этапе рефлексии можно снова обратиться к "Корзине идей", чтобы подвести итог урока.

Прием «Ассоциации»

Страна и культурные ассоциации.

Страна

Культурные ассоциации

Австрия

Вальс, кофе со сливками, балы, мир

Великобритания

Туман, королева, Шекспир, чай, джентльмен, английский язык

Германия

Мерседес, пиво, сосиски, Гитлер, война

Греция

Мифы, боги, сиртаки, оливки, море

Испания

Коррида, фламенко, быки, Сальвадор Дали,

Италия

Спагетти, пицца, макароны, Папа Римский, сапог

Россия Россия

Береза, матрешка, сказка, икра, балет, хоккей, зима, просторы

Франция

Мода, духи, устрицы, лягушачьи лапки, Мулен Руж

Швейцария

Часы, банки, курорты, шоколад, точность

Слайд Приём «тонкие и толстые» вопросы

«тонкие» – вопросы, требующие однословного ответа, «толстые» – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Прием «Верные и неверные утверждения»

 - Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» На каждой парте лежит карточка,  на обратной стороне в табличке записаны номера с 1 по 8. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите знак «+», если вы верите,  или «-», если не верите.

Вопросы:

1…первый велосипед изобрели 212 лет назад.

 2…он был деревянный.

 3…у велосипеда не было педалей.

 4…самокат, паук, костотряс, драндулет - это всё название одного    транспорта.

5…есть велосипед с одним колесом.

6….есть двухместный велосипед

7…есть специальные дорожные знаки и правила для велосипедистов

8….на велосипеде по улицам можно ездить только с 14 лет.

 Стадия «Осмысление»: -

  • Маркировочная таблица

«Знаю - Хочу знать -Узнал»

  • Чтение с остановками (лекция с остановками) (чтение текста осуществляется по частям, каждая из них анализируется,  и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы,  дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет,  и объясняют свои ответы);
  • «Зигзаг» (члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга).
  • «Бортовой журнал»
  • Кластер
  • Чтение с пометами Инсерт (позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы);
  • Игра «Как вы думаете?» (обучение сообща)
  • «Карусель»

«Жокей и лошадь»

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Прием «Зигзаг»

Этот прием используется при изучении большого по объему материала. При этом текст должен хорошо делиться на смысловые части. Сколько частей выделено, столько и должно быть групп (6 фрагментов – 6 групп ). Эти первоначальные группы мы называем «родные».

zigzag.gif

На стадии вызова используются один из уже известных приемов.

На стадии содержания ученики читают свой фрагмент текста на своей карточке, выделяют главное, новые непонятные слова. Каждый составляет какую-либо схему текста (кластер, рисунок, таблицу). Так они работают в родной группе.

Затем ученики расходятся по другим, «экспертным», группам в соответствии цвета своего листочка с текстом. Каждая группа обсуждает свою часть текста, варианты схем, выбирает оптимальную и фиксирует ее на

бумаге. Члены группы вносят соответствующие коррективы в свои записи. На стадии рефлексии ученики возвращаются в свои «родные» группы и пересказывают друг другу свои фрагменты по скорректированным схемам.

После того, как закончился пересказ в «родных» группах, представители экспертных групп рассказывают у доски содержание своих фрагментов по общей схеме. Остальные слушают и записывают возникающие при прослушивании вопросы. После окончания своего рассказа эксперты отвечают на эти вопросы. Вопросы, на которые никто не смог ответить, записываются на доске.

Прием «Карусель»

Приём «КарусельГрупповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь

Приём «Инсерт»

Учащиеся читают текст, делая пометки:

«v» -известная информация;

«+» - новая информация;

«?» - непонятная информация;

«  » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.

После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием.

Прием Таблица «Плюс – минус - интересно»

Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.

  • «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»
  • «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
  • «Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»

При использовании ПМИ внимание намеренно направляется сначала на "Плюс", потом на "Минус", затем на "Интересно".

Попробуем заполнить таблицы на тему «Учитель и компьютер»

Стадия «Рефлексия»:

  • Кластер
  • Составление маркировочной таблицы (Знаю – Хочу узнать - Узнал)
  • Синквейн
  • Стратегия «Галерея»
  • Эссе
  • «Толстые» и «тонкие» вопросы (демонстрация понимания пройденного)

Приём «Галерея»

Приём «Галерея»  После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ

 «Таблица – ЗХУ»

Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. После обсуждения текста учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Прием «Кластер»

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

СИНКВЕЙН

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. 

1. Одно существительное – тема синквейна.

2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.

3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.

4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).

5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.

Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты  (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в группах, парах .  Составим синквейн со словом ФГОС.

Работа с группой   Метод "Мои предпочтения".

Цель метода: расслабление для уставшей группы.

Правила проведения игры: Ведущий раздает участникам листы бумаги и просит задумать свой любимый цвет, который необходимо затем описать тремя словами (например, "синий" - прохладный, расслабляющий, отстраненный).

 Далее - просит участников ответить на вопрос "Находясь в зоопарке, - с каким животным вы бы хотели сфотографироваться? Опишите это животное тремя словами (например, тигр - сильный, опасный, хищный).

И последнее задание - просит записать свой любимый город и придумать для него три характеризующих слова.

После того как участники выполнят все три задания, ведущий сообщает им что:

  • Три характеристики цвета - это то, как видят их окружающие;
  • Три характеристики животного - как они видят себя сами в общении с окружающими;
  • Три характеристики города - какими они хотели бы видеть себя в работе.

- Давайте подведем итог нашей работы.

- Обратимся вновь к нашему дереву предсказаний. Я предлагаю каждому высказаться о сегодняшнем мастер-классе и о технологии критического мышления.

(Технология критического мышления…..

Четко выстроенный, алгоритмичный процесс…

Применение тркм предполагает проведение урока в четкой последовательности:

Вызов                         Осмысление                         Рефлексия

Каждому этапу (фазе) урока соответствуют свои приемы работы. Многие из них универсальны, т.к. применимы на разных этапах).

  И в заключении мне хочется напомнить, что цель современного школьного образования – подготовить ребёнка к дальнейшей жизни, сформировать в нём те навыки и умения, которые помогут ему адаптироваться в современном обществе.  А в этом нам призвана помочь ТРКМ. Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности на уроках ОБЖ"

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом,...

Обобщение педагогического опыта по теме:«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

Работа состоит из 4-х разделов. I. Введение.II. Теоретическая база опыта.III. Пути осуществления активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.1. Технология развит...

Статья "Развитие у учащихся навыков письменной речи через приемы технологии критического мышления"

Данная статья на практических примерах показывает применение приемов технологии критического мышления на уроках немецкого языка, чем повышает мотивацию обучающихся к изучению предмета....

Семинар на тему: "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Актуальность проекта Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему работы, причем, весьма специф...

Методическая тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках географии с применением инновационных технологий»

Из опыта работы учителя географииБаймуратова Тимура Гафуровича.Методическая тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках географии с применением инновационных технологий»Стаж м...