Главные вкладки

    Социализация обучающихся с ОВЗ в рамках ФГОС на уроках столярного дела
    презентация к уроку

     Александр Михайлович Параков

    Социализация - это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

    Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

    Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то для ребенка с особыми образовательными потребностями выход в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.

    На современном этапе специальные школы и школы-интернаты признаются сегрегационными. В связи с этим перед школой-интернатом стоит острая проблема подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в современном обществе, формирование у них уверенности в своих силах, в своей успешности и возможностях.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное казённое образовательное учреждение школа интернат № 162 Параков Александр Михайлович учитель Высшей квалификационной категории Научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить…

    Слайд 2

    Социализация обучающихся с ОВЗ в рамках ФГОС на уроках столярного дела

    Слайд 3

    Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно исследовательские условия: изучение ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599; изучение работ философов, психологов и педагогов коррекционного образования ( Л.С. Выготского, М. Ф. Гнездилова, Г. М. Дульнева , Н. В. Тарасенко, М. П. Феофанова, Ж. И. Шифа и др. Методические условия: изучение научно-педагогической литературы, передового опыта коллег; организация соответствующей предметно-развивающей среды; разработка содержания образовательно-воспитательного процесса; поиск эффективных методов работы с детьми. Организационно – педагогические условия: участие в работе ШМС; участие в работе педагогического совета школы; участие в городских мероприятиях; обмен опытом в профессиональных сетевых сообществах.

    Слайд 4

    Способствовать овладению детьми трудовыми навыками в рамках профиля, обеспечению успешной ориентации в будущей профессии , подготовке учеников к самостоятельной жизнедеятельности . Актуальность Противоречия Между нарушенной способностью самостоятельно выделять критерии, которые позволяют личности комфортно существовать в социальной среде и возможностью реализовывать свои потребности и цели; между сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство . Затруднения Возросшие квалификационные требования к подготовке специалистов осложняют обучающимся овладение даже доступными по их возможностям профессиями, в силу особенностей их умственного и психофизического развития; ограниченное количество профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшее их количество, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую подготовку обучающихся коррекционных школ.

    Слайд 5

    Теоретическое обоснование Л.С . Выготский «Основы дефектологии» 2003 г. Петрова В.Г., Билякова И.В. «Психология умственно отсталых школьников» 2-е изд. Москва, 2004 Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе/ С.Л. Мирский. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с . Магомедова И.А. Интегрированное профессиональное образование учащихся с нарушениями интеллекта/ И.А. Магомедова // Дефектология. - 2005. - № 4. – С. 79 - 80. Письмо Министерства образования и науки РФ «О введении ФГОС ОВЗ» от 11.03.2016г. № ВК – 452/07 (методические рекомендации ) Хуторской А.В. Компетенции в образовании: человекосообразный аспект. Выступление на методологическом семинаре в Российской академии образования [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской . Персональный сайт – Хроника бытия; 22.11.2007 г. – http:// khutorskoy.ru/discus/audio/index.htm Хадина Светлана Николаевна, средняя общеобразовательная школа №19 г. Пензы, учитель начальных классов «Формирование универсальных компетенций учащихся через проектную деятельность на уроках технологии. Техническое моделирование» М.М . Иванова, канд. пед . наук, ведущий инженер научного отдела АлтГПА , г. Барнаул, E- mail : ivanovamarina82@rambler.ru «Модель организации профориентации учащихся на этапе начального общего образования в условиях внедрения ФГОС второго поколения». Мир науки, культуры, образования. № 6 (37) 2012. Пегушина Л.П., учитель технологии МОАУ СОШ с УИОП № 60, г. Киров liudmila.pegushina@yandex.ru «Проектная деятельность учащихся как способ формирования ключевых компетенций на уроках технологии»

    Слайд 6

    Цели и задачи педагогической деятельности Цель : подготовка обучающихся к самостоятельной жизни посредством формирования социально-компетентной личности Задачи: Формировать умения планировать свою деятельность. Формировать навык владения различными способами контроля и оценки деятельности. Развивать умение самостоятельно выполнять работу для достижения определенного результата. Развивать умение соблюдать трудовую дисциплину и безопасность работы, навык владения этикой трудовых и гражданских отношений. Воспитывать интерес к урокам столярного дела.

    Слайд 7

    Ведущая педагогическая идея Успешная социализация обучающихся в современное общество и овладение профессией

    Слайд 8

    Деятельностный аспект личного вклада Разнообразный опыт деятельности Межличностные отношения Организация педагогической деятельности дифференциация содержания обучения научность содержания обучения жизненная и практическая направленность обучения развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях овладение навыками коммуникации осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей Профориентация владение этикой трудовых и гражданских отношений Осознанность выбора будущей профессии

    Слайд 9

    Деятельностный аспект личного вклада Этапы работы Оперирование профессиональной терминологией. Ознакомление с приёмами труда (рабочая поза, пользование инструментами, организация рабочего места). Овладение компонентами приёма. Практическое использование приёмов труда .

    Слайд 10

    Оперирование профессиональной терминологией

    Слайд 11

    Ознакомление с приёмами труда

    Слайд 12

    Овладение компонентами приёма

    Слайд 13

    Практическое использование приёмов труда

    Слайд 14

    Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

    Слайд 15

    Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

    Слайд 16

    Список литературы Агрба М. В., Старобина Е. М. Особенности профессиональной реабилитации лиц с интеллектуальными нарушениями в сочетании с психической патологией // Медикопсихолого -педагогическая реабилитация лиц с комплексными нарушениями: Сборник материалов науч.- практич . конференции. СПб., 2001. Астахова. Л. Г., Командирова Л. А. Постшкольное образование инвалидов с проблемами развития старше 18 лет // Сборник трудов ежегодного Санкт-Петербургского семинара по проблемам реабилитации «Актуальные вопросы профессиональной реабилитации инвалидов». СПб., 1999. 3. Безюлева Г. В., Малышева В. А., Пашнина И. А. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. М., 2003. Белова В. А., Белозерова Г. И. Особенности организации профессионального трудового обучения для решения перспективных задач жизнеустройства воспитанников // Новые подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта, их реализация в специальной (коррекционной) школе 8-го вида. Боровичи, 2002. Васенков Г.В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях // В сб. Инновации в Российском образовании (коррекционная педагогика). М.: 1999. Васенков Г. В. Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников. Автореф . дис . ... докт . пед . наук. М., 2006. Васенков Г. В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся // Дефектология.– М., 1998. № 4. С. 40-46. Гнатюк А.А. Совершенствование производственного обучения выпускников вспомогательной школы. Автореф . дис . ... канд. пед . наук. М., 1987. Гордиевская Е.О. Профессиональная проба в процессе профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья как средство их профессионального самоопределения. Автореф . дис . ... канд. пед . наук. СПб., 2009. Дементьева И. Ф. и др. Социально-трудовая адаптация умственно отсталых лиц в условиях психоневрологического интерната: Метод, реком . М., 1986. Дементьева И. Ф., Сырников Б. А. Реабилитация больных с психическими нарушениями при некоторых инвалидизирующих заболеваниях и вопросы организации психиатрической помощи в реабилитационном центре для инвалидов // Медикосоциальная экспертиза и реабилитация. М., 1999. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., 2003. Критерии оценки состояния трудоспособности и показания к трудоустройству инвалидов с детства вследствие психических заболеваний. М., 1981. Копылова Т.Г., Лапшина О.Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида.//Дефектология., 2006. Кузьмина И.Е., Кривенков С.Г., Старобина Е.М., Стеценко С.Г., Гордиевская Е.О. Методики психодиагностики родителей в связи с профориентацией детей-инвалидов. Обзорная информация. М., 1999. Лоскутова Т. Д. Время реакции как психофизиологический метод оценки функционального состояния ЦНС // Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности. Л., 1978. 16 Методика профориентации инвалидов с отклонениями в интеллектуальном развитии / Е.М. Старобина, И. А. Иванова и др. М., 2004. Мирский Л. С Подготовленность учащихся вспомогательной школы к труду // Дефектология. 1993. № 1. С. 40-42. Мирский Л. С. Трудовая подготовка учащихся и выпускников вспомогательной школы в новых экономических условиях // Дефектология. 1994.№ 4. С. 3-9. Мониторинг социально-экономического положения инвалидов, состоящих на учете в службе занятости Санкт-Петербурга / Е. М. Старобина, В.Я. Щебетаха и др. СПб., 2001. Николаева, Е. П. Профориентация выпускников с нарушением интеллекта / Е. П. Николаева //Актуальные проблемы специальной и лечебной педагогики : материалы II науч.практ . конф . – Екатеринбург, 2007. Олигофренопедагогика : учеб. пособие для вузов /Т.В. Алышева , Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др., М., 2009. Паршутин А.В., Паршутина М.М. и др. Клинико-социальные особенности молодых инвалидов с легкими степенями умственной отсталости, проживающих в психоневрологических интернатах, в связи с задачами социально-трудовой реабилитации // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1998. № 4. С. 26-29. Патракеев В.Г. Трудовая подготовка в школах 8-го вида для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 1996. № 3. С. 24-28. Перепежин В. И. Особенности процесса анализа и синтеза у умственно отсталых детей - учащихся вспомогательной школы // Психологические исследования. Проблемы патопсихологии / Под ред. Е. П. Поликанова. М 1971. С. 101-108. Перечень медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков по профессиям, общим для всех отраслей народного хозяйства, машиностроения, судостроения, приборостроения и других связанных с ними производств. М., 1988. Сб. № 1-9. Перечень профессий, по которым организуется обучение детей и под- ростков с недостатками в умственном и физическом развитии (приказ Гос - профобра СССР № 147 от 03.10.86, приказ Министерства соцобеспечения РСФСР № ЫН-И от 11.11.86). Петрова В.Т., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002. Профессиональная подготовка инвалидов в реабилитационных отделениях психоневрологических интернатов / Сост.: Е. М. Старобина, O.B. Мамонтова и др. // Медикосоциальная экспертиза и реабилитация инвалидов. Вып . 3. М., 2001. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: Метод, пособие/Под ред. Е.М. Старобиной . – М., 2007. Реабилитация молодых инвалидов в психоневрологическом интернате. М., 2005. Социально-трудовое прогнозирование и рациональное трудоустройство инвалидов вследствие олигофрении в степени дебильности в условиях сельской местности / Методические рекомендации. М., 1984. Старобина Е. М. Пилотный проект «Поддерживаемое трудоустройство» // Материалы Национального Конгресса «Человек и его здоровье». СПб., 1999. С. 87. Старобина Е. М. Профессиональная подготвка лиц с умственной отсталостью. М., 2003. Старобина Е. М., Агрба М. В. и др. Новые возможности трудоустройства инвалидов с интеллектуальными нарушениями. СПб., 2000. Тарасов В. Н. Подготовка учащихся вспомогательной школы к труду и трудоустройство окончивших школу. / Автореф . дис .... канд. пед . наук, М., 1958. Тепина М. М. Клинико-психологические основы рациональной организации трудовой деятельности при олигофрении в степени дебильности // Методические и организационные вопросы врачебно-трудовой экспертизы. Л., 1981. Тыченко , Г. Г. Организация профессионально-трудового обучения учащихся школ VIII вида / Г. Г. Тыченко , Л. Д. Прудникова // Психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка лиц с проблемами в развитии: материалы Всерос . науч.- практ . конф . (Бийск, 15-16 мая 2008г.) в 2-х частях. Часть 2. – Бийск : ГОУ ВПО БПГУ, 2008. – С. 395-398. Федотова, Р. Г. Работа воспитателя детского дома по сопровождению профессионального самоопределения воспитанников / Р. Г. Федотова // Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии : материалы науч.- практ . конф . – Екатеринбург, 2008. – С. 111.-113. Хохлина , Е. П. Исследование психолого-педагогических основ коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Е. П. Хохлина // Дефектология. – 2003. - № 2. – С. 25-34. Царев, А. М. Подходы к трудовой и допрофессиональной подготовке подростков с множественными нарушениями развития / А. М. Царев // Дефектология. –М., 2004. - № 3. – С. 67-71. Чистикова , Т. В. Реализация идей социально-трудовой адаптации учащихся с нарушением интеллекта специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Т. В. Чистикова // Современные тенденции специальной педагогики и психологии : науч. труды Всеросс . науч.- практ . конф . – Самара, 2003. – С. 410-415. Щербакова, А. М. Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Новые учебные программы / А. М. Щербакова / Ин-т кор . пед . Рос. акад. обр-ния . – М., 2001. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Текст]: указ презид . РФ от 2012-06-01 № 761: принят Гос. Думой Фед . собр. РФ 1 июня 2006 г. [Электронный ресурс]: режим доступа: URL: http://base.garant.ru/70183566 (дата обращения 30.11.2015). Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование) [Текст]: постановление от 1999-06-02 №:4019- II ГД: принят Гос. Думой Фед . собр. РФ 2 июня 1999 г.// Законодательство Российской Федерации. М.: Проспект,-2013. Поликашева, Н.В. Формирование социального опыта у детей и подростков/ Н.В. Поликашева// Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты.- 2014.- №1.- С. 43-52. Положение инвалидов в РФ [Электронный ресурс]: режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения 22.10.2015). Агрба М. В., Старобина Е. М. Особенности профессиональной реабилитации лиц с интеллектуальными нарушениями в сочетании с психической патологией // Медикопсихолого -педагогическая реабилитация лиц с комплексными нарушениями: Сборник материалов науч.- практич . конференции. СПб., 2001. Астахова. Л. Г., Командирова Л. А. Постшкольное образование инвалидов с проблемами развития старше 18 лет // Сборник трудов ежегодного Санкт-Петербургского семинара по проблемам реабилитации «Актуальные вопросы профессиональной реабилитации инвалидов». СПб., 1999. 3. Безюлева Г. В., Малышева В. А., Пашнина И. А. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. М., 2003. Белова В. А., Белозерова Г. И. Особенности организации профессионального трудового обучения для решения перспективных задач жизнеустройства воспитанников // Новые подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта, их реализация в специальной (коррекционной) школе 8-го вида. Боровичи, 2002. Васенков Г.В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях // В сб. Инновации в Российском образовании (коррекционная педагогика). М.: 1999. Васенков Г. В. Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников. Автореф . дис . ... докт . пед . наук. М., 2006. Васенков Г. В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся // Дефектология.– М., 1998. № 4. С. 40-46. Гнатюк А.А. Совершенствование производственного обучения выпускников вспомогательной школы. Автореф . дис . ... канд. пед . наук. М., 1987. Гордиевская Е.О. Профессиональная проба в процессе профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья как средство их профессионального самоопределения. Автореф . дис . ... канд. пед . наук. СПб., 2009. Дементьева И. Ф. и др. Социально-трудовая адаптация умственно отсталых лиц в условиях психоневрологического интерната: Метод, реком . М., 1986 . Дементьева И . Ф ., Сырников Б . А . Реабилитация больных с психическими нарушениями при некоторых инвалидизирующих заболеваниях и вопросы организации психиатрической помощи в реабилитационном центре для инвалидов // Медикосоциальная экспертиза и реабилитация. М., 1999. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., 2003. Критерии оценки состояния трудоспособности и показания к трудоустройству инвалидов с детства вследствие психических заболеваний. М., 1981. Копылова Т.Г., Лапшина О.Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида.//Дефектология., 2006. Кузьмина И.Е., Кривенков С.Г., Старобина Е.М., Стеценко С.Г., Гордиевская Е.О. Методики психодиагностики родителей в связи с профориентацией детей-инвалидов. Обзорная информация. М., 1999. Лоскутова Т. Д. Время реакции как психофизиологический метод оценки функционального состояния ЦНС // Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности. Л., 1978. Методика профориентации инвалидов с отклонениями в интеллектуальном развитии / Е.М. Старобина, И. А. Иванова и др. М., 2004.

    Слайд 17

    Мирский Л. С Подготовленность учащихся вспомогательной школы к труду // Дефектология. 1993. № 1. С. 40-42. Мирский Л. С. Трудовая подготовка учащихся и выпускников вспомогательной школы в новых экономических условиях // Дефектология. 1994.№ 4. С. 3-9. Мониторинг социально-экономического положения инвалидов, состоящих на учете в службе занятости Санкт-Петербурга / Е. М. Старобина, В.Я. Щебетаха и др. СПб., 2001. Николаева, Е. П. Профориентация выпускников с нарушением интеллекта / Е. П. Николаева //Актуальные проблемы специальной и лечебной педагогики : материалы II науч.практ . конф . – Екатеринбург, 2007. Олигофренопедагогика : учеб. пособие для вузов /Т.В. Алышева , Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др., М., 2009. Паршутин А.В., Паршутина М.М. и др. Клинико-социальные особенности молодых инвалидов с легкими степенями умственной отсталости, проживающих в психоневрологических интернатах, в связи с задачами социально-трудовой реабилитации // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1998. № 4. С. 26-29. Патракеев В.Г. Трудовая подготовка в школах 8-го вида для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 1996. № 3. С. 24-28. Перепежин В. И. Особенности процесса анализа и синтеза у умственно отсталых детей - учащихся вспомогательной школы // Психологические исследования. Проблемы патопсихологии / Под ред. Е. П. Поликанова. М 1971. С. 101-108. Перечень медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков по профессиям, общим для всех отраслей народного хозяйства, машиностроения, судостроения, приборостроения и других связанных с ними производств. М., 1988. Сб. № 1-9. Перечень профессий, по которым организуется обучение детей и под- ростков с недостатками в умственном и физическом развитии (приказ Гос - профобра СССР № 147 от 03.10.86, приказ Министерства соцобеспечения РСФСР № ЫН-И от 11.11.86). Петрова В.Т., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002. Профессиональная подготовка инвалидов в реабилитационных отделениях психоневрологических интернатов / Сост.: Е. М. Старобина, O.B. Мамонтова и др. // Медикосоциальная экспертиза и реабилитация инвалидов. Вып . 3. М., 2001. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: Метод, пособие/Под ред. Е.М. Старобиной . – М., 2007. Реабилитация молодых инвалидов в психоневрологическом интернате. М., 2005. Социально-трудовое прогнозирование и рациональное трудоустройство инвалидов вследствие олигофрении в степени дебильности в условиях сельской местности / Методические рекомендации. М., 1984. Старобина Е. М. Пилотный проект «Поддерживаемое трудоустройство» // Материалы Национального Конгресса «Человек и его здоровье». СПб., 1999. С. 87. Старобина Е. М. Профессиональная подготвка лиц с умственной отсталостью. М., 2003. Старобина Е. М., Агрба М. В. и др. Новые возможности трудоустройства инвалидов с интеллектуальными нарушениями. СПб., 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.

    Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Нап...

    Урок столярного дела: "Ремонт столярных соединений, замена деталей, заделка трещин и сколов".

    Цель урока: Учить учащихся выявлять дефекты древесины.                        Развива...

    Профориентация на уроках столярного дела как средство социализации личности.

    Этот доклад был выполнен для выступления на педсовете....

    «Игра как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках столярного дела»

    laquo;Игра как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках столярного дела»...

    Формирование жизненной компетентности обучающихся на уроках столярного дела.

    Современная государственная политика в сфере образования в качестве одной из стратегических задач рассматривает следующую: создание среды обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с...

    Профессиональная ориентация обучающихся с ОВЗ на уроках столярного дела

    Выбор профессии сложный и долгий мотивационный процесс. Особенно сложно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья.Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее...