Памятка "Правила чтения"
методическая разработка

Лаврова Любовь Васильевна

Научить ребенка  читать, привить любовь к чтению - что может  быть труднее и более желаннее для любого учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_chteniya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

     ПАМЯТКИ  ПО  ЧТЕНИЮ

      Научить ребенка читать, привить ему любовь к чтению - что может быть  

  труднее и более желанно для любого учителя! Сделать это можно, если с первых

  уроков незаметно знакомить детей с правилами работы с текстами.

Правила чтения и обращения с книгой

   1. Не берите книги грязными руками.

   2. Читайте, сидя за удобным столом.

   3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°.

   4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.

   5. Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.

   6. Не читайте на ходу и при движении транспорта.

   7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

   8. Храните книги в закрытых полках.

Как надо готовить чтение

   1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены  

      ошибки.

   2. Прочитайте несколько раз эти слова.

   3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у

      взрослых.

   4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

Учитесь читать правильно

   1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

   2. Старайтесь понять то, о чем читаете.

   3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

   4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

   5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

Учитесь читать выразительно

   1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.

   2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чем читаете.

   3. Определите свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь, при  

     чтении, передать его интонацией.

   4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).

   5. Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между

     абзацами и частями текста.

   6. Выделяйте голосом важные места.

Памятка к работе над сказкой

   1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?

   2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая,

        юмористическая?

   3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

   4. Какие события описываются в сказке?

   5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

   6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

   7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?

   8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

Памятка к работе над басней

   1. Как называется басня? Кто ее автор?

   2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

   3. Кто действует в басне?

   4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

   5. Что осуждается в басне?

   6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он

       относится к действующим лицам?

   7. Что должен понять из этой басни читатель?

   8. Какое выражение басни стало крылатым?

Памятка к работе над стихотворением

   1. Назовите стихотворение и его автора.

   2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

   3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные

       картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать      

       под этими картинками?

   4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе

       природу и героев произведения?

   5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

   6. Что вам понравилось в стихотворении?

   7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Работа над лирическим стихотворением

   1. Прочитайте стихотворение.

   2. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?

   3. Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?

   4. Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?

Памятка к работе над статьей

   1. Запомните, как называется статья и кто ее автор.

   2. Прочитайте статью. Какие слова и выражения вы не поняли?

   3. О ком или о чем эта статья?

   4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?

   5. Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Озаглавьте

       каждую часть? Составьте план.

   6. Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или

      предложение, где автор говорит о самом главном.

   7. Что нового вы узнали из прочитанного?

   8. Что вы читали об этом раньше?

Памятка к работе над рассказом

   1. Как называется рассказ? Кто его написал?

   2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем

       описывается?

   3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?

   4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц

       понравился вам и чем именно?

   5. О чем вы думали, читая рассказ?

Выделение главной мысли рассказа

   1. Внимательно прочитайте рассказ.

   2. Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или

       задайте вопрос о том, что вам непонятно.

   3. Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.

   4. Определите главную мысль рассказа.

Составление плана

   1. Разделите рассказ на части.

   2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части.

   3. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите  

      заголовки.

   4. Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко.

Выработка умения пересказывать полно

Задание. Подготовьте подробный пересказ небольшого рассказа.

   1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать

       последовательность событий).

   2. Наметьте его основные смысловые части (картины).

   3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).

   4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.

   5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

Выработка умения пересказывать кратко

            Задание. Составьте сжатый пересказ по плану.

   1. Перечитайте текст.

   2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения,  

       озаглавьте их).

   3. Расскажите о главном в каждой части.

   4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и  

       главное в каждой части.

   5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская  

       главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее  

       составлены).

Выработка умения отвечать на вопрос по прочитанному тексту

         Задание. Ответьте на вопросы.

     1. Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно

          читали текст).

   2. Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места,  

       важные для ответа на вопросы).

   3. Найдите в тексте ответ на каждый вопрос (вопрос следует отметить галочкой).

   4. Проверьте себя: закройте книгу и ответьте (про себя) на все вопросы.

Выработка умения составлять план текста

      Задание. Составьте план рассказа.

   1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).

   2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна  

      часть отличается от другой содержанием).

   3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в

       тексте и выпишите их в тетрадь).

   4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой  

       заголовок в тетрадь).

   5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.

   6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что  

       план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки,

       заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

Выработка умения составлять рассказ о герое (или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)

        Задание. Составьте рассказ о герое.

   1. Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к  

      данному действующему лицу (событию).

   2. Определите, о чем говорится в каждом отрывке.

   3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить

       (поставьте порядковые номера).

   4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.

   5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.

   6. Составьте рассказ про себя.

   7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.

   8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным  

        планом.

                                           Всем удачи!

                  Библиотекарь МБОУ «ООШ №15 н.п.Нивский»

                                Лаврова Любовь Васильевна                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Чтение. Виды чтения

Виды чтенияВ Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:1.       Понимание осн...

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Роль чтения в развитии слабослышащих детей. Пути преодоления трудности при чтении.

Именно книга расширяет знания детей с нарушенным слухом об окружающем мире, уточняет и корригирует имеющиеся представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения из истори...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...