Упражнения нейрогимнастики
методическая разработка

Покровская Татьяна Александровна

Физические упражнения по нормализации психического состояния

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_uprazhneniya_neyrogimnastiki.odt31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Т.А. Покровская

ГБОУ СОШ №385

Использование упражнений нейрогимнастики для снятия стресса

Введение

Актуальность:

В наше время существует большая вероятность возникновения устойчивого стрессового состояния у человека. Постоянный стресс  пагубно влияет на физическое, психическое и душевное здоровье человека, формируется синдром хронической усталости. Всё более возрастающую роль на современном этапе развития общества приобретают психоэмоциональные стрессоры, которые и определяют большой рост психосоматических и нервно-психических заболеваний по всему миру.  Это несёт определённую угрозу человеку и всему обществу, так как до 80 % заболеваний человека яляются именно стрессогеннозависимыми.

Практическая значимость: Объективная информации об эффективности расслабляющего влияния нейрогимнастики на нервно-психическое  перенапряжение человека, может быть использована для помощи при избыточном нервном напряжении людьми, а также для дальнейших исследований в области профилактики острых стрессовых состояний.

Объект исследования: Нейрогимнастика как инструмент формирования стрессоустойчивости.

Предмет исследования: Изменение нервно-психическое перенапряжение человека под действием нейрогимнастики.

Цель: Исследовать влияние нейрогимнастики на нервно-психическое перенапряжение и возможность использования гимнастики в повседневной практики.

Задачи:

1.Изучить литературу по проблемам

- стресс, возникновение стресса, переход стресса в хроническое состояние.

- нейрогимнастика, техники.

- методы оценки нервного напряжения человека.

2.Выбрать критерии оценки достижения цели. Разработать методику эксперимента. Выбрать метод оценки состояния исследуемого.

3.Провести эксперимент, получить результаты;

4.Проанализировать результаты;

5.Сделать вывод о влиянии нейрогимнастики на нервно-психическое перенапряжение.
6. В случае подтверждения гипотезы, составить комплекс упражнений для учащихся по нейрогимнастики.

1. Стресс в повседневной жизни.

  Исследуя понятие стресс нами было обнаружено, что «Понятие стресс-нервно-психологическое перенапряжение, введенное Г.СЕЛЬЕ в 1936г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). англ. stress - давление, напряжение) - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.»[1] Эмоции возникают на месте «пересечения» тела и ума. «Это почти буквально так, потому что обработка эмоций в основном происходит в лимбической системе, области, расположенной между «рептилоидным мозгом» и корой мозга. Лимбическая система связана с корой и отвечает за эмоционально - познавательные процессы»[2]. При этом одновременно стресс находит свое отражение в напряжении мышц человека. Эту связь обосновал Г. Селье.   В известной формулировке Ганса Селье акцентируется именно роль стрессоров как стимулов, которые, для организма являются чрезвычайно важными для организма человека и приводят их к реакции которая общего адаптационного синдрома.  Первой фазой, по Селье,  этого синдрома является реакция тревоги, это реакция того как человек реагирует на сигнал вхождения в состояние тревоги. Вторая фаза, это реакция сопротивления индивида, при которой организм пытается ограничить воздействия этого стрессора. И эта фаза подготавливает организм или к нападению, либо к бегству от стрессора. И если какая-либо из данных реакций не приводит к успеху, человек переходит в следующую фазу – фазу истощения.»[?] Избыточная мышечная реакция не находит своего выхода в действиях. Это состояние, по мнению Г. Селье «может повлечь за собой полный упадок сил для организма или даже вызвать смерть.» Это и опасно, так как продолжающийся стресс может приводить к физическим повреждениям организма.

Организм на стресс отвечает ответной реакцией: повышается кровяное давление, увеличивается уровень адреналина, учащается сердцебиение, патологическое напряжение мышц.

При этом стресс неизбежно сопровождает нас, в школьной жизни в том числе. Возможность снизить уровень патологического напряжения способствует сохранению здоровья учащихся.

2.Нейрогимнастика – гимнастика для мозга.

Все мы знаем, что наш мозг находится в черепной коробке и находится в непрерывной связи с остальными частями нашего тела. Давно известна модель описания мозга как систему состоящую из синтезирующей и анализирующей части. Так например ……???? пишет. «Два полушария мозга. Наш мозг состоит из двух различных полушарий, связанных в центре узлом нервных окончаний, который называется мозолистым телом. Каждое полушарие развивает и обрабатывает информацию специфическим образом. Возьмем простой пример, логическое полушарие (обычно с левой стороны) имеет дело с деталями, частями, обработкой языка и линейным анализом. В противоположность этому гештальт – означает обрабатывающее целиком или глобально, по сравнению с линейной обработкой. Это полушарие (обычно правое) имеет дело с образами, ритмом, эмоциями и интуицией.»[3]

Но когда мы исследуем на практике мышление, и пробуем стимулировать его, создавая благоприятные условия для творчества и учения, мы воспринимаем его как некий бестелесный процесс, т.е рассматривая роль тела только в переносе мозга с места на место, как отдельную часть тела. Но, не всё учение и мышление сосредоточено лишь в голове, наше тело играет важную объединяющую роль во всех интеллектуальных процессах. И эта важная роль доказана многими научными исследованиями.

Итак – между мозгом и телом сложная, многогранная связь, и поэтому движение необходимо для учения и мышления. Именно движение пробуждает и активизирует множественные умственные способности человека.

Гимнастика мозга (нейрогимнастика) – так называется гимнастика, упражнения которой активизируют полноценную деятельность ума и тела, в свою очередь помогая управлять своей физической, эмоциональной и умственной жизнью. Упражнения нейрогимнастики пробуждают систему мозг-тело и приводят её в состояние готовности к мышлению и обучению.

 «Программа "Гимнастика Мозга" была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих "Долина" в  Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы».[4] Особенно нейрогимнастика показала свою эффективность в отношении детей, которым была диагностирована неспособность к обучению. В 1987 году результаты нейрогимнастики были оценены после проведения экспериментов. Эксперимент проводился в специальной школе и участие в ней приняли 19 учеников. Каждый из учеников делал определённые упражнения из нейрогимнастики по 10-15 минут ежедневно. В следствие проведения нейрогимнастики был заметен прогресс на 50 %, значительно повысилась выполняемость заданий и концентрация учеников на выполнении данных задач.

В 1987 году в Америке была основана Организация Образовательной Кинезиологии. (Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение). С этого времени Гимнастика Мозга начала распространяться по всему миру и принесла замечательные результаты в развитии учеников как общих, так и специальных учебных заведений.

Привлекательность и огромная польза нейрогимнастики состоит в её практичности и простоте выполнения. Ведь человек может выполнять эти упражнения в любом месте и в любое время. Движения в нейрогимнастике должны быть направлены на движение от движения к мышлению, в этом основная её суть.

 «Движение может приносить и всегда приносило непосредственную пользу людям. Благодаря ему они основательно развивали не только учение, но и творчество, могли снижать стресс и улучшать здоровье. Движение необходимо и деловым людям, которым важно уметь справляться со стрессами и оставаться при этом продуктивными».[5] 

Движения из комплексов нейрогимнастики воздействует на различные системы управления организмом. Все эти движения можно разделить на три блока: дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек – эти упражнения увеличивают тонус коры головного мозга. Выполнение этих упражнений, возможно как на предметных уроках, так и на специальных уроках кинезиологии. «Кинезиология (др.-греч. κίνησις «движение» + λόγος «знание») — научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях»[6].

  Основное требование – это точное выполнение движений и приёмов. Чтобы каждый человек почувствовал и осознал изменения происходящие с ним, оптимально проводить занятия с небольшой группой или индивидуально. Занятия нейрогимнастикой дают как немедленный так и накапливающийся эффект. Естественно занятия должны проходить в эмоционально комфортной обстановке.

  Итак: стресс вызывает массу нарушений в организме человека, из-за которых естественно снижается качество и продолжительность жизни. В основной идее нейрогимнастики лежит взаимодействие и влияние трёх элементов – мозга, тела и эмоций. Эта гимнастика для мозга универсальна и эффективна и для детей и для взрослых. Нейрогимнастика предлагает организованные, специальные движения, которые оптимизируют деятельность мозга и тела.

Пол и Гейл Деннисоны смогли увидеть огромный потенциал, который заложен в физических движениях и который может быть использован для развития человека, его мышления и учения. Ими были выявлены два типа определённых движений: первый – это движение, которое пересекает среднюю линию тела, эти движения наиболее полно объединяют движение и мысль, активизируя при этом естественные механизмы нашего тела, в следствии этого ускоряя передачу информации в десятки раз, способствуя оптимизации работы нервной системы. Второй – это одностороннее движение тела. Принцип этих движений наоборот в разъединении мысли и движения, они, требуют напряжённой работы в следствии приложения значительных усилий энергии тела и мозга. Эти движения приводят к статическому поведению, которое требует сосредоточения и концентрации сознания. Два этих движения обеспечивают механизмы, стоящие в основе познавательной деятельности мозга, механизм который направлен на разъединение мысли и движения используется на начальном этапе создания навыка. Потом, этот этап переходит в этап объединения мысли и движения. К сожалению, сейчас чаще всего используется обучение, ориентированное на обездвиженность и абстрактную логику – второй тип движения

3.Нейрогимнастика для снятия стресса

 «Гимнастика мозга» - это комплекс специальных упражнений, который учит мозг думать по-другому более эффективно и гармонично.

Упражнения делятся на 4 группы:

1 группа - упражнения на пересечение средней линии

2 группа - упражнения на повышение энергии

3 группа - упражнения на растяжение

4 группа - упражнения на позитивное восприятие

4.Упражнения, углубляющие позитивное отношение.

Все эти упражнения влияют на эмоциональную и лимбическую систему мозга, взаимодействуя с центрами восприятия собственного «Я» личности. Они в свою очередь стабилизируют и ритмируют нервные процессы организма, также способствуя спокойному и успешному учению.

3.1.Этапы психологического исследования

 Проведения исследования Должно обеспечивать изоляцию от внешних помех (по меньшей мере эти влияния необходимо учитывать), отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.

3- Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых

результатов.

4.   Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную однородность.

5.   Исследователь (или экспериментатор) неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах, от планирования до выводов и рекомендаций.

6.  Инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Инструкция должна быть четкой, краткой, однозначной.

7.  Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).

8.    Обработка результатов исследования — это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.

Основным принципом построения психологического исследования является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов.»

3.2. Нейрогимнастика

Часть 1

«1.Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол.

2.Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок.

3.Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз.

4.Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное. Вас может слегка покачивать – это нормальная реакция организма. Если качает сильно, лучше в этой же позе сесть.

Часть 2

1.Поставьте ступни параллельно.

2.Разомкните замок из кистей, опустите руки и соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Разместите их таким образом, чтобы соединенные большие пальцы располагались параллельно полу, а остальные были направлены вниз.

3.Смотреть теперь надо в пол, но голову не опускайте. Язык по-прежнему упирается в твердое небо. Постойте так, расслабившись, еще немного. По времени данное упражнение занимает от двух минут и больше.

«Позитивные точки»

Можно выполнять стоя и сидя.

1. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка.

2. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации. Упражнение оказывает позитивное действие на овладение всеми учебными навыками. С его помощью дети активнее усваивают новую информацию, у них улучшается память. Кроме того, оно

помогает справиться со стрессом, быстрее найти выход из проблемной ситуации, ослабить эмоциональный накал. Упражнение особенно актуально перед написанием контрольных работ, публичными выступлениями и во время экзаменов.

Знаете ли Вы, что в стрессовой ситуации у многих из нас работает только одно полушарие мозга - если левое, то, несмотря на сроки, мы педантично продолжаем работать над проектом в обычном режиме. А если правое - то мы вообще ничего не делаем, и притворяемся чайником. И то, и другое поведение разрушительно для "жизненной силы" (уровня энергии) - потому что проблема остается, и голова об этом помнит.

Также существуют три способа активизации обоих полушарий. Упражнения очень неожиданные.

Первое - это читать стихи вслух! Лучше брать стихи с простым четким ритмом. Чтение поэзии включает в себя, собственно, речевой аппарат, который регулируется левым полушарием, и ритмичность, за которую отвечает правое полушарие. Проза не дает такого эффекта, равно как и пение.

Второе - смотреть на красочные пейзажи и морские темы. Рекомендует на работе хранить альбом с репродукциями. Фотографии дают более слабый эффект. Любоваться живой природой тоже можно, но только если вам комфортно, вы можете расслабиться, а также абстрагироваться от деталей пейзажа (например, фонарные столбы, или еще что-то "лишнее").

А третье - это ходьба с "размахиванием" рук - ну вроде как маршируешь. Когда шагает правая нога, поднимается левая рука, и наоборот.

Также в стрессовых ситуациях нужно воздержаться от упражнений, где требуется движение обеих рук или обеих ног одновременно, например гребля, штанга, подтягивание, прыжки на двух ногах.

Если вам приходится много и часто разговаривать по телефону - прикладывайте трубку то к правому, то к левому уху!

Когда оба полушария активизированы (особенно во время стрессовой ситуации), то у нас повышается уровень "жизненной силы" (энергии). Нам легче справится с задачей, так как мы пребываем в состоянии "творца".»[7]

«1.Папа делает "БРЮШНОЕ ДЫХАНИЕ" перед обедом для того, чтобы расслабиться и лучше переварить пищу. Я делаю его каждый раз, когда чувствую себя напряженной или нервной. Сейчас я достигаю расслабления очень быстро! Положите руку на брюшную область. Выдохните весь старый воздух короткими мягкими струйками (словно стремитесь удержать пушинку на лету). Сделайте медленный глубокий вдох, наполняясь нежно, подобно шару. Ваша рука мягко поднимается при вдохе и опускается при выдохе.

Если вы прогнете спину назад после выдоха, воздух проникнет в легкие еще глубже.
2.Мама делает упражнение "ЭНЕРГЕТИЗАТОР" для того, чтобы расслабиться после тяжелого дня. Она говорит, что оно придает ей силы для выполнения вечерних домашних дел. Иногда мы делаем это упражнение вместе. Положите голову между рук. Выдохните все напряжение. Затем спокойно вдохните воздух и наполните им всю грудную клетку. Теперь легко поднимите голову, начиная со лба, затем—шею и верхнюю часть тела. Нижняя часть тела и плечи остаются расслабленными. Далее с выдохом опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы шеи. Расслабьтесь и дышите глубоко.

 3. Папе нравится делать "ГРАВИТАЦИОННОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ" на работе после длительного сидения за столом или после управления автомобилем. Я делаю это упражнение перед футболом или другой активной игрой. Сядьте удобно. Скрестите ноги в лодыжках. Держите колени свободно. Наклонитесь вперед, руки плавно опустите вниз и сделайте выдох, а затем — выпрямьтесь, поднимите руки и сделайте вдох. Сделайте упражнение, наклоняясь вперед, влево и вправо. Потом повторите упражнение, изменив положение ног. После этого упражнения мое тело всегда чувствует легкость и расслабление.
4. Папа учит меня пользоваться компьютером. Перед этим мы делаем "КНОПКИ БАЛАНСА" для того, чтобы тело было расслабленным, а мозг—готовым к работе. Надавите двумя пальцами одной руки за ухом в углублении у основания черепа, а другую положите на пупок. "Вдохните" энергию. Минутой позже надавите в углублении за другим ухом.
5. Мы делаем упражнение "КРЮКИ" каждый раз, когда чувствуем себя печальными, переживаем конфуз или сердимся. Это упражнение поднимает нам дух, не требуя много времени. Упражнение состоит из двух частей. Дедушка выполняет первую часть, а бабушка—вторую. Вначале положите левую лодыжку поверх правой. Затем перекрестите руки на груди — левая поверх правой, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на груди. (Некоторые люди чувствуют себя лучше, когда правая лодыжка лежит поверх левой, и правая рука находится над левой). Посидите в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому небу. Во второй части упражнения разъедините ноги, сомкните кончики пальцев рук между собой и дышите глубоко в течение другой минуты

6. Я держу папе "ПОЗИТИВНЫЕ ТОЧКИ". Мы держим их сами себе или просим об этом друг друга каждый раз, когда чувствуем себя нервными или боимся чего-либо. Мы знаем о том, что цели достигаются тогда, когда мы перестаем беспокоиться и начинаем трудиться над ними. Менее, чем через минуту после прикосновения к точкам, мы начинаем чувствовать себя спокойными и строим планы на будущее. К ПОЗИТИВНЫМ ТОЧКАМ прикасаются очень легко, чуть натягивая кожу лба. Точки находятся на лбу ровно над глазными яблоками между линией волос и бровей.
Некоторые дни мы заняты больше, чем обычно. Если у нас нет времени для упражнений ГИМНАСТИКИ МОЗГА, мы, тем не менее, обязательно выполняем три основных: пьем ВОДУ, массируем "КНОПКИ МОЗГА" и делаем "КРЮКИ". Это помогает нам достичь минимального уровня баланса и, по крайней мере, снизить стрессы до тех пор, пока мы не найдем больше возможностей для занятия собой.»
[8]

Нами были выбраны для эксперимента ,из выше перечисленных, следующие варианты нейрогимнастики:

«Гимнастика Мозга — это также не интервентная, разумная альтернатива лекарственной терапии»[9].

4.Метод Люшера

Цветовой тест Люшера — проективная методика исследования личности[1] и впервые опубликованная швейцарским психотерапевтом[2] Максом Люшером в 1949 году. Тест Люшера по своей структуре напоминает тест цветовых пирамид Пфистера (1951), имеется также сходство с тестом Фрилинга[3], особенно при сопоставлении восьмицветового теста Люшера с соответствующими карточками Фрилинга. По мнению Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.


[1]         http://vocabulary.ru/termin/stress.html

[2]         Карла Ханнафорд,

        Доктор нейрофизиологии      

        Мудрое движение Мы учимся не только головой

[3]         Перевод: А.Патрушев, Н.Казанцева

        Карла Ханнафорд

        Доминирующий фактор www.koob.ru

[4]         https://dou24.ru/197/images/stories/psiholog/gimn_mozna.pdf

[5]         Карла Ханнафорд,

        Доктор нейрофизиологии      

        Мудрое движение Мы учимся не только головой

[6]         https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

[7]         https://dou24.ru/197/images/stories/psiholog/gimn_mozna.pdf

[8]         Доктор Пол И. Деннисон и

        Гейл Деннисон ГИМНАСТИКА

        МОЗГА

[9]         Карла Ханнафорд,

        Доктор нейрофизиологии      

        Мудрое движение Мы учимся не только головой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейрогимнастика-гимнастика для мозга ребенка

Нейрогимнастика представляет собой комплекс упражнений, которые могут выполняться взрослыми и детьми всех возрастных групп. Данный вид тренировочного процесса направлен на развитие и укрепление функци...

Применение нейрогимнастики в коррекционной работе с детьми с ЗПР для повышения эффективности коррекционного процесса

Дети, имеющие речевые и психические нарушения, быстро утомляются, имеют низкую производительность, им сложно переключать своё внимание, удерживать и распределять его - эти характеристики являются приз...

Нейрогимнастика как средство развития межполушарного взаимодействия у детей

Понятие нейрогимнастики, развитие межполушарного взаимодействия, практические упражнения....

Нейрогимнастика для дошкольников.

Нейрогимнастика для дошкольников. ...

Мастер-класс для родителей и детей 8 класса «Нейрогимнастика»

Цель: Развитие у родителей интереса к совместным играм и занятиям с ребенком дома, знакомство с приемами нейрогимнастики.Задачи:научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнк...

Консультация для родителей на тему: «Что такое нейрогимнастика?»

Рекомендовано для родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений...

Нейрогимнастика для детей

Нейрогимнастика представляет собой комплекс упражнений, которые могут выполняться детьми всех возрастных групп. Данный вид тренировочного процесса направлен на развитие и укрепление функций ...