КЛАССИКА В СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
статья

Поспелова Лидия Николаевна

КЛАССИКА В СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Поспелова Лидия Николаевна, г. Тобольск

КЛАССИКА В СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

На днях вдруг необъяснимо захотелось перечитать роман  А. Иванова «Вечный зов».Перечитала на одном дыхании. Интересно, что образы братьев Савельевых, Поликарпа Кружилина, Якова Олейникова и многих других ярких персонажей открылись мне совсем по-другому, не как тогда, в студенческие годы.
Да и сам роман в силу своего жизненного опыта прочитала  по-другому, мне он вдруг представился как роман о чем-то Вечном, Святом, Незыблемом…Совершенно иначе уже воспринимаются стихи, написанные Дмитрием Савельевым:

В моей крови

Гудит набат веков,

Набат побед и горьких потрясений!

И знаю я - до смерти далеко

И вновь зову веселье в час весенний…

А вообще я задумалась, а почему в эпоху Интернета мы перестали читать классику? Почему наши книжные полки стали заставляться Донцовой, Устиновой и другими современными писателями?

Почему современные школьники сложно воспринимают классику?
Почему мы стали забывать, что литература должна являться одним из основных, если не главным, фундаментов культуры нашего государства. Ведь именно в классике писатели доводят до нас представления о добре и зле, правде и лжи,о собственном предназначении, о непреходящих духовных ценностях. А нам сейчас вдалбливают в головы ценности Дома 2, Камеди клаб, семьи Букиных… А ведь классическая литература не потеряла своей актуальности и в наши дни. Почему-то не все понимают, что духовность в современном социуме, да и даже в экономике должна быть ключевым понятием. Об этом еще Лев Толстой в ХIХ веке очень точно написал: «Так ясно видна ближайшая задача жизни. Она в том, чтобы жизнь, основанную на борьбе и насилии, заменить жизнью, основанной на любви и разумном согласии». Толстой и другие классики отчетливо понимали и осознавали, что безнравственная жизнь, которая уже тогда стала складываться, ни к чему хорошему не приведет. В эпоху навязывания нам американских бездуховных ценностей, прибыли любой ценой мы теряем свои нравственные корни. В классической литературе описываются идеалы человеческих взаимоотношений. В современной нашей жизни дошло до того, что все это высмеивается. Все чаще хочется воскликнуть: «Люди, народ, отвлекитесь хотя бы ненадолго от этой жестокой и порой непонятной современной жизни, перечитайте Достоевского, Толстого, Чехова, Бунина, Булгакова, попытайтесь приучить своих детей к классике! Иначе мы все скоро деградируем!»
[3: 444]

Новое поколение сегодня ищет ответы на свои вопросы не в книгах. Или в книгах, но обретших иную форму? Это, на мой взгляд, закономерное, поступательное развитие нашего общества, очередная ступень, на которую мы поднялись: глиняные таблички и папирус когда-то уступили место пергаменту, тот- бумаге, свиток- тетрадям, сшитым в тома; на смену монахам пришел печатный станок. Нынешние певцы бумаги сетуют на Интернет, вытесняющий Книгу. Но информации, заключенной в книгах, Сеть не страшна. Скорее наоборот - знания сохраняются, а пользование становится более удобным. Компьютерная Сеть прежде всего облегчает распространение. Без особых усилий человек может донести собственное творение до читателей, например, на собственном форуме собрать группу единомышленников, принимающих участие в обсуждении какого-то классического произведения.  Увеличивается и надежность хранения произведения, и долговечность. Хотя при хороших линиях связи тексты можно читать прямо из Сети, не храня их у себя, поэтому накопление частных электронных библиотек идет медленнее, чем бумажных, и тем медленнее, чем лучше связь. И накапливаться будут только самые любимые, те, которые хочется иметь и перечитывать. В компьютерном пространстве каждый владелец создает свою библиотеку на свой вкус.[2: 412]

Когда-то, шесть лет назад, мои пятиклассники проводили «Суд над Интернетом», где на весах Богини Правосудия чаши, на которых расположились Книга и Интернет, уравнялись. Тогда мы пришли к выводу, который прозвучал из уст судьи: Интернету и ее Величеству Книге сосуществовать и взаимно обогащать друг друга. Действительно, Интернет и Книга активно используют друг друга в технических целях. В Сети есть реклама и продажа бумажной литературы, в том числе и классической, классика становится объектом исследования, изучения, критической оценки в свете сегодняшнего дня. Часто в одном форуме участвуют люди из многих стран, мир делается однороднее, а круг общения- шире. А поскольку к обсуждению время от времени подключаются все новые люди, то и диапазон интерпретаций произведений значительно увеличивается. Поэтому Сеть может качественно изменить литературную ситуацию.[5: 576]

Борис Стругацкий в интервью с Ю. Ревичем отметил, что у нас «слишком сильны вековые традиции и слишком мал процент тех, кто предпочитает чтение с экрана…», поэтому бумажная книга не уйдет еще долгое время. Ведь книга – это прежде всего элемент культуры, и за ней- интересы миллионов людей. Сегодня, когда на определенном этапе человек испытывает потребность передать культурные ценности, он обращается к книге. Ведь именно в классике - глубина мысли, настоящие, искренние чувства. Именно классика помогает нам понять  самих себя, разобраться в собственной душе, собственной жизни. Она помогает нам постичь истинные ценности и такие понятия, как «честь», «долг», «Родина»…Классика воспитывает в нас настоящего Человека, способствует нашему самосовершенствованию. Но чтобы совершенствоваться, нужны условия: свободное время, желание читать, размышлять над проблемами, которые волновали и продолжают волновать человечество.  Но признаемся, что у подавляющего большинства людей сегодня голова занята совершенно другим, нежели  желанием читать классику: как прокормить семью, вырастить детей, поступить в институт, найти работу…Уставший за день после работы человек вряд ли сядет в кресло перечитать Достоевского или Тургенева. Реалии таковы, что такому человеку хочется не столько совершенствоваться и расширять свой кругозор, сколько отвлечься, забыться, расслабиться и ни о чем не думать. Здесь нам на помощь приходит во всем многообразии современная литература, представленная всеми жанрами и литературными направлениями. Например, фэнтези, одно из популярных сегодня литературных направлений, при отсутствии глубоких мыслей дает нам возможность отвлечься от волнующих нас проблем и окунуться в мир, где все проблемы легко решаемы или не существенны. Мы погружаемся в мир, где все легко, понятно и просто. Иными словами, современная литература отражает спрос сегодняшнего читателя. И мы не думаем о том, что такого рода литература притупляет наш ум, но в ней мы находим отдых и реализацию своих желаний, которых в жизни часто не можем получить. А классика требует умственного труда, размышлений, работы над собой, анализа своих поступков, взаимоотношений с людьми. Она наша панацея от безнравственности, пошлости, осквернения нашей души…[1: 145]

Подводя итог своим размышлениям, с уверенностью хочу сказать:  классике-быть! Только в ней наше нравственное спасение, спасение нашей души от скверны, пошлости…Только вместе с классикой мы, как Дмитрий Савельев в финале романа «Вечный зов», вдруг однажды сделаем важное открытие: «Небо над землей было распахнуто во всю ширь…Дмитрий оглядел все небо, от края до края, и будто впервые изумился его беспредельности. И он ощутил в себе желание идти и идти куда-то в эту беспредельность и нести туда свое необыкновенное чувство».

Литература

  1. Нефагина Г.Л. Русская проза конца XX века. – М.: Наука, 2003. – 145 с.
  2. Прилепин З. Именины сердца: разговоры с русской литературой. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 412 с.
  3.  Прилепин З. Книгочёт: пособие по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступлениями. – М.: Астрель, 2012. – 444 с.
  4.  Черняк М.А. Современная русская литература: Учебное пособие/ М.А. Черняк. – СПб., Москва: САГА, ФОРУМ, 2008. – 336 с.
  5.  Чупринин, С. Русская литература сегодня: Большой путеводитель/ С. Чупринин. – М.: Время, 2007. – 576 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на основе технологической карты по современной литературе "Быть или не быть..."(проблемы современной молодёжи на примере рассказа Л. Петрушевской "Глюк")

Данный конспект поможет учителю провести урок 8,9,10,11 классе по современной литературе.Познакомить с Петрушевской, а также одним из её рассказав "Глюк"...

«Быть современным, значит быть толерантным!»

      Цели:1.     Улучшение психологического климата в группе.2.     Создание условий для формирования терпимости к различ...

Федосюк Ю. А. Что непонятно у классиков, или энциклопедия русского быта XIX века.

Написана эта книга для того, чтобы облегчить восприятие русской классической литературы....

ЧТО НЕПОНЯТНО У КЛАССИКОВ или ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО БЫТА XIX ВЕКА

Погружаясь в богатый и многообразный мир русской классической литературы, молодой человек, часто незаметно для себя, сталкивается с трудностями. Ее страницы, как на машине времени, переносят нас в дав...

Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта 19 века.

Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение науке многие ма...

Внеклассное мероприятие в формате квиза "Классика современности и классика в современности".

Технологическая карта внеклассного мероприятия ФИО учителя:  Побережных Иван Викторович, 4 курс, ОФ14-01Б, ИФиЯК СФУКласс: 7 «А»Предмет: литератураТема: Классика современности и ...