Программа школы профессионального мастерства учителей русского языка и литературы «Интеграция предметов художественно-эстетического и гуманитарного циклов»
рабочая программа

Клюева Наталья Витальевна

Программа для молодых учителей "Интеграция предметов художественно-эстетического  и гуманитарного циклов" включает в себя план и содержание занятий на РМО в течение одного года.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.В. Клюева

Учитель русского языка, литературы и МХК МБОУ Барандатской СОШ

Программа

районной школы профессионального мастерства учителей

русского языка и литературы

 «Интеграция предметов художественно-эстетического

и гуманитарного циклов»

Введение

В условиях модернизации системы народного образования, особую актуальность приобретает поиск новых моделей обучения и воспитания школьников, разработка новых курсов содержания учебных предметов, альтернативных и вариативных подходов к уже известным, традиционным методам и приемам обучения, воспитания и развития школьников.

В частности, гуманизация, демократизация и гуманитаризация школы выдвигают на первый план, как приоритетную, проблему разработки педагогических основ эффективного воспитания и развития учащихся средствами интегрированных курсов предметов искусств и гуманитарных предметов. Содержание, новизна интеграции, взаимосвязи различных учебных предметов, исходя из требований государственных стандартов, условий модернизации системы образования, должны, прежде всего, определяться правильным методологическим подходом. К сожалению, в существующих учебных планах часто не состыковываются курсы истории, отечественной и зарубежной литературы, МХК, эстетических учений, не всегда синхронизировано их изучение. Не будучи объединенными комплексным культурологическим подходом, названные дисциплины распадаются на отдельные, слабо увязанные между собой блоки. Для воссоздания целостной картины той или иной исторической, культурной эпохи необходимо преодолеть существенную «мозаичность» учебных планов, усилить их концептуальную основу.

А это значит, что нам необходимо рассмотрение и раскрытие важности проблемы взаимодействия различных видов искусства, литературы, истории, иностранных языков в учебном процессе.

Как свидетельствует анализ литературных источников, многие философы, педагоги, психологи, писатели, музыканты и художники постоянно высказывались о пользе комплексного воздействия различных видов искусства на личность, на формирование ее духовного мира, эстетических потребностей и интересов.

Результаты интеграционного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся, оно способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, а также овладению грамотой культуры. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира. Иначе интеграция может превратиться в поверхностную констатацию-пародию на межпредметные связи.

Ученые считают, что интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения учащихся, дает большой выигрыш во времени.

Специфика данного курса в том, что он предназначен для педагогов и начинающих, и уже опытных.

    Особый акцент в программе сделан на знакомство с двумя основными способами интеграции и на практическое проведение занятий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Программа адресована как молодым учителям, так и педагогам со стажем.

Рассчитана программа на 1 год.

В результате прохождения программного материала слушатели будут иметь представление о:

  1. способах интеграции;
  2. влиянии интеграции на развитие познавательных потребностей и личностных качеств учащихся;
  3. интегрированных уроках;

будут знать:

  1. отличительные черты и особенности интеграции и межпредметных связей;
  2. их основные приёмы и методы;
  3. принципы организации интегрированных занятий;

будут уметь:

  1. использовать приёмы интеграции на практике;
  2. планировать, проводить и анализировать интегрированные уроки;

будут владеть:

  1. эффективными приёмами и методами художественно-эстетического и личностного развития учащихся;
  2. информационной культурой.

В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является ознакомление с основными способами интеграции в образовательном процессе, овладение наиболее эффективными методами и приёмами интеграции художественно-эстетических и общегуманитарных дисциплин и создание условий для их внедрения в процесс обучения и воспитания.

В ходе ее достижения решаются задачи: 

  1. определить эстетическую сущность и содержание предметов искусств
    и общегуманитарного цикла в специфике современной общеобразовательной школы.
  2. знакомиться с опытом разработки и внедрения программ
    интегрированных курсов предметов искусств гуманитарного
    цикла  
  3. практически осваивать эффективные
    педагогические пути, методы и средства использования интеграции в целях интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, образования и развития учащихся
  4. развивать творческий подход к процессу обучения.
  5. систематизировать знания педагогов об инновационных педагогических технологиях;
  6. обмениваться опытом.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

            1. «Знакомство с основными способами и приёмами интеграции»;

            2. «Практическое использование интеграции в образовательном процессе»;

            3. «Обмен опытом».

Программа предусматривает проведение уроков, мастер-классов, семинаров, творческих и педагогических мастерских.

Курс завершается проведением круглого стола с обобщением опыта педагогов по использованию способов и приёмов интеграции на практике. При этом педагоги могут представить презентацию, доклад, видеоматериалы, провести мастер-класс, показать фрагмент занятия.

Рассчитан курс на 4 занятия.

Планирование занятий

Тема занятия

Форма занятия

Количество занятий

Время

Интеграция предметов художественно-эстетического и общегуманитарного циклов.

Лекция с компьютерной презентацией

1

Август 2010 г.

Интегрированные курсы: плюсы и минусы.

Представление и экспертиза интегрированных курсов

1

Ноябрь 2010 г.

Сквозные темы и идеи в литературе и искусстве. Культурологический подход в обучении.

Педагогическая мастерская

1

Февраль

2011 г.

Использование методов интеграции в практической деятельности педагогов.

Круглый стол

1

Март

2011 г.

ИТОГО:

4  

Содержание курса

Тема занятия

Форма занятия

Содержание занятий

 

 Интеграция предметов художественно-эстетического и общегуманитарного циклов (представление плана работы и содержания занятий)

Лекция с компьютерной презентацией

Целевая установка. Что такое интеграция? Почему межпредметная интеграция является важным условием реализации познавательных потребностей и развития личностных качеств учащихся?   Знакомство со способами интеграции.

Интегрированные курсы: плюсы и минусы.

Представление и экспертиза интегрированных курсов

Первый способ интеграции. Принципы создания интегрированных курсов.  Анализ нескольких представленных курсов.

Сквозные темы и идеи в литературе и искусстве. Культурологический подход в обучении.

Педагогическая мастерская

Объединение гуманитарных предметов посредством сквозных идей. Определение таких идей и тем. Культурологический подход, его методы и приёмы. Формирование у учащихся диалогического мышления.

Использование методов интеграции в практической деятельности педагогов.

Круглый стол

Результат обучения в школе профессионального мастерства: интегрированные уроки. Анализ и самоанализ уроков. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы

Программапрофессионального самообразования учителя русского языка и литературы МОУ Бирюченской СОШ с. Бирюч Таловский района Воронежской области Рындиной Инны Владимировны    Программа ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя русского языка и литературы ГБООУ «Новокашировская санаторная школа интернат» Фазлиахметовой Алсу Ахметсафиевиевы на 2011-2015 годы

Индивидуальный планповышения профессионального  уровня учителя  русского языка и литературыГБООУ «Новокашировская санаторная школа интернат»Фазлиахметовой Алсу Ахметсафиевиевы на 2011-...

Программа повышения профессионального мастерства учителя русского языка и литературы

Овладение новыми формами, методами и приёмами обучения при  написании сжатого  изложения на экзамене в 9 классе....

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РАБОТЫ РМО.

Статья  из опыта работы в качестве руководителя РМО учителей иностранного языка. Как формируются профессиональные качества учителя в рамках работы РМО....

Методическое пособие для учителей русского языка и литературы "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации"

laquo;Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся»Ратынская Нина Александровна,учитель р...

Программа повышения профессионального мастерства учителя русского языка и литературы Немальцевой Анны Николаевны.

Организация работы с учащимися по отработке основных навыков выразительного чтения, пересказа прочитанного текста в урочное и внеурочное время, повышение качества образования при подготовке к итоговом...