Проведение мастер-классов для педагогов городского округа Смирныховский.
методическая разработка

Хусаинова Алёна Владимировна

"Коррекция и развитие памяти учащихся с ОВЗ через использование мнемотехники";

"Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ОВЗ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mnemotehnika.docx34.28 КБ
Файл doklad.docx39.36 КБ
Файл zdorovesber.tehnologii.pptx970.62 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Коррекция и развитие памяти учащихся с ОВЗ через использование приемов мнемотехники».

Цель мастер-класса: обмен опытом    методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Задачи:

—дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов;

—дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц; 

—показать способы организации пропедевтической работы на коррекционных занятиях (к урокам чтения и развития речи по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью)

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен  учителям-дефектологам,логопедам,педагогам-психологам,учителям индивидуального обучения в работе по развитию памяти и связной речи детей с ОВЗ и младшего школьного возраста.

В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика работы по мнемотаблицам.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

— получение педагогами представления о методике работы по мнемотаблицам; 

—   использование мнемотехники по средствам  компьютерных технологий; 

-использование учителями на уроках практического материала в работе с детьми ОВЗ.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

- Добрый день, уважаемые коллеги.           

Рада Вас всех видеть.

Игра «Снежный ком».

Эта игра способствует развитию навыков общения, помогает познакомиться друг с другом. Кроме того, развивает память.

- Поднимите руки, кто из Вас может похвастаться феноменальной памятью?

Слайд № 1

- Прочитайте слова и попытайтесь за 30 секунд их запомнить.

- Сколько слов Вы запомнили? Есть те, которые запомнили все слова?

- Вот и мы педагоги часто слышим от родителей своих учеников, а в условиях школы-интерната-это воспитатели, исполняющие роль родителя, такие слова – «Стихи не запоминаются!!! Путается в строчках, переставляет слова местами». Не может ребёнок запомнить последовательность событий» и т.д.

-  Как же помочь ребенку понять и запомнить?

- Я хочу, чтобы вы помогли мне ответить на этот вопрос и тем самым сформулируем тему моего масте-класса.

- Сейчас у Вас будет ещё 30 секунд, но работать будем с картинками. Слайд № 2

- Поднимите руки, кто больше запомнил слов во второй раз?

- Но абсолютно все дети лучше запоминают при помощи образов. Задумывались ли, почему дети так хорошо запоминают рекламу.

К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким – нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками 20 таких слов и – ребёнок усвоит на лету».

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

- Как показывает практика, ребёнку с нарушением интеллекта выучить стихотворение чрезвычайно сложно.

Так как, у детей с умственной отсталостью, способность к произвольному и осмысленному запоминанию развита слабо. Замедленность запоминания, быстрота забывания и неточность воспроизведения. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Им требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал.

Поэтому для улучшения процесса запоминания обучающихся с умственной отсталостью, я выбрала технологию мнемоники, или по-другому мнемотехники.

Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы, как с помощью приемов мнемотехники можно осуществить коррекцию и развитие  памяти у учащихся с ОВЗ.  Слайд № 3

Из истории мнемотехники

Слово мнемоника имеет однокоренное слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти.

Искусство мнемотехники берет свое начало в 477 году до нашей эры. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Мнемотехнику изучал Джордано Бруно, Аристотель, Александр Македонский, Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

 На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука.

Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает и улучшает запоминание информации.

И так, что же такое     МНЕМОТЕХНИКА?  

 Мнемотехника — специально разработанные приёмы и способы, облегчающие процесс запоминания и увеличивающие объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

В основе мнемонического запоминания лежит визуализация. Это своего рода образное конспектирование.

Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким.

Основоположником педагогической мнемотехники является Пётр Рамус, французский философ, логик, математик, педагог.

Мнемотехника широко используется в педагогической практике в различных образовательных областях. Приведу несколько мнемонических фраз:

Геометрия – «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».

Русский язык – Для запоминания падежей: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку».

Химия- «Аллюминий, феррум, хром – их валентность равна трём».

Подручные мнемоприёмы:

- определение количества дней в месяце по руке;

- определение убывающей, растущей луны;

- таблица умножения на 9 и т.д.

 Составление рассказа, пересказ, заучивание стихотворения намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры.

- И, сейчас, я познакомлю Вас  с методом работы по мнемотехнике.

Слайд № 4

Мнемотехнология, как и любая работа строится от простого к сложному. 

  1. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. 

Мнемоквадрат – это отдельная карточка - изображение с закодированной информацией. Так проводится работа над словом.  

Слайд № 5

  1. Работая с мнемоквадратами, дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам, к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам.

Различные задания можно придумывать самостоятельно, корректировать в зависимости от интересов и предпочтений ребенка:

Например, работа с пооперационной картой.

  1. «Восстанови последовательность»
  2. «Выпавшая картинка»
  3. «Найди лишнюю картинку»
  4. «Найди ошибку последовательности»

Слайд № 6

  1. И позже к мнемотаблицам. Размер мнемотаблиц делают различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.

Слайд № 7

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

  • для ознакомления детей с окружающим миром;
  • при заучивании стихов;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • для обогащения словарного запаса;

Детям с ОВЗ необходимо давать таблицы цветные, так как у них быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая, цыплята — жёлтые, ёлочка — зелёная, и т. д. И обязательно образы должны располагаться в таблице, чтоб ребёнок не потерял логическую цепочку при пересказе или заучивании. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить, а также как завершить свой рассказ.

-Выучим детское стихотворение вместе.

-Но прежде, предлагаю вам отвлечься и последить глазками за жёлтой варежкой, жёлтый цвет вызывает хорошее настроение и помогает развитию памяти. 

Слайд № 7

- Настроились на запоминание.

- Итак, слушаем.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы пошли во двор гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки весело катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

- Вот такое несложное стихотворение мы с Вами сейчас выучим.

- Давайте посмотрим на первую картинку, что нарисовано?

-Правильно, это…

- А на второй…

- Давайте вместе повторим стихотворение. Смотри на первую картинку.

- А теперь, попробуй сам.  

 Хотелось бы отметить, что детям очень нравится не только заучивать стихотворения в игровой форме с помощью мнемотаблиц, но и самим рисовать символы для таблицы.

- Давайте вместе составим схему к стихотворению А.Барто «Наша Таня…»

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Овладеть приёмами мнемотехники может любой желающий, тем более что для этого не требуется много времени, что мы и сделаем с вами на практике.

- Но прежде отвлечёмся, понаблюдаем за варежкой синего цвета, синий цвет активизирует умственную деятельность.

- Я предлагаю Вам составить мнемотаблицу к стихотворению

«Повар», «Ромашки».

IV. ИТОГ:

Давайте сделаем с вами вывод и примем решение по теме нашего мастер-класса.

Таким образом, использование методов мнемотехники:

- помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

- связной речи;

-увеличение словарного запаса;

-помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. 

Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Также при помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, развивать общительность, коммуникабельность. Включая в работу оба полушария головного мозга, мнемотехника создают хорошие предпосылки для раскрытия творческих способностей у детей.

V. РЕФЛЕКСИЯ.

Синквейн.

А теперь я предлагаю составить синквейн по теме Мастер-класса.

первая строка – название темы (одно существительное);

вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

третья  строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

Зачитывают синквейны.





Предварительный просмотр:

ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

-Здравствуйте!

Вопрос. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом «Здравствуйте».  

Ответы педагогов.

 - Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Слайд 1

Древнегреческий философ Сократ говорил: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто». 

И сейчас мы с вами попробуем оценить роль здоровья в жизни человека.

Я  предлагаю  вам работу по методу кооперативного обучения (КО)

Она поможет нам оценить роль здоровья для человека.

Слайд 2

 (Формула жизни: Жизнь = здоровье + семья + работа + учеба + друзья.)

Вы  помните переместительный закон сложения?   Я предлагаю  вам опровергнуть его. Попробуйте составить формулу, где от перемены мест слагаемых всё резко изменится и обосновать своё решение.  

  Вывод: Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” изменится, изменится и ее качество.

- К какому выводу мы  пришли?  Что  главное  в жизни человека?

 Вывод: «Здоровье» 

Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:

“Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”

Слайд 3

Всем известно, что здоровье человека зависит от разных факторов. К таким факторам относятся экология, наследственность, состояние медицины, образ жизни.

Попробуйте предположить, на сколько процентов от каждого фактора зависит наше здоровье (используется  Приложение 1) 

Давайте сравним наши предположения с данными Всемирной организации здравоохранения. Ученые утверждают, что здоровье народа определяется на 20 % – экологическими, на 10 % – биологическими (наследственными) факторами, на  20 % – состоянием медицины и на  50% образом жизни

Вопрос: Если наполовину наше  здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока?

Ответы педагогов: использовать здоровьесберегающие технологии.

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Слайд 4

- Определите тему моего мастер-класса.

Тема моего мастер-класса: «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ОВЗ»

- Сегодня на мастер-классе мы поговорим о теоретическом аспекте здоровьесберегающих технологий и используем на практике некоторые из них.

Вопрос: Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающая   технология - система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Формирование здорового образа жизни среди детей и молодежи является главной задачей государства. Поэтому процесс формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ставится во главу угла обучения и воспитания детей в школе. Связано это с увеличением количества заболевших детей.

 Слайд 5

 По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора Росси:

-лишь 15% детей практически здоровы;

- 50% имеют функциональные отклонения;

- 35% хронические заболевания.

По данным главного психиатра Минздрава России Зураба Кекелидзе за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, нарушение осанки, нервно-психических расстройств. И это дети нормы, т.е. которые не имеют ограничений возможностей здоровья.

В связи с введением инклюзивного образования в школе, в классах появились дети с ОВЗ различных нозологических групп, в том числе и дети с УО(ИН).

- И поэтому, я хочу попросить вас составить психологический портрет ребёнка с УО (ИН)?

Нарушения эмоционально-волевой сферы, раздражительность, агрессивность, негативизм, недоразвитие высших психических функций, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая моторика пальцев  рук, низкая работоспособность, повышенная утомляемость, нарушения основных понятий и представлений.  - всё это свойственно детям с интеллектуальными нарушениями. Поэтому приоритетным направлением своей коррекционно деятельности считаю использование здоровьесберегающих технологий в работе.

В своей работе я использую как хорошо известные (традиционные), так и нетрадиционные варианты  здоровьесберегающих технологий.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Сейчас мы с вами постараемся разобраться на практике с работай по данным направлениям. А именно, нетрадиционные ЗОТ. 

Слайд 6 схема

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», – заметил еще в прошлом веке выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА.

Поэтому, особое внимание в нашей работе мы уделяем развитию мелкой моторики, задачами которого являются повышение работоспособности коры головного мозга и развитие активной речи ребенка.

Для развития мелкой моторики нами используется пальчиковая гимнастика, игры с природным, бросовым материалом (бассейны из гороха, фасоли, песочная терапия, арттерапия), а также игры с различными пособиями (шнуровки, мозаики, пазлы и т.д.). Невозможно переоценить роль пальчиковых игр в структуре урока в начальной школе. Учителя используют их перед различными видами ручного труда, рисованием, письмом.

       Облегчают процессы письма, синхронизирует работу полушарий, развивает память, внимание, пространственные представления – КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.

 «Кулак-ребро-ладонь» (Три положения на плоскости стола последовательно сменяют друг друга.

«Лезгинка», «Обезьянка». 

«Зеркальное рисование» относится к кинезиологическим упражнениям,

- это рисование одновременно двумя руками. При выполнении этих упражнений развивается не только память, внимание, пространственные представления, но и расслабляются мышцы глаз, что способствует укреплению зрения ребёнка. Для освоения техники «зеркального  рисования» можно использовать: рисование в воздухе, это может быть фигура или буква; тренажёры, штриховки.

Возможно выполнение данного упражнения с использованием природного материала (шишки, фасоль, семечки, горох, гречка, манка, песок и т.д.), что позволяет развивать тактильную чувствительность.

Упражнения выполняется в определённой последовательности, которая характеризуется постепенным усложнением задания. Можно начать упражнение, выполняя синхронный рисунок двумя карандашами, т.е. традиционным способом. Затем предложить ребенку выложить контур рисунка природным материалом, начиная с крупного. Далее плавно переходя к более мелкому.

Нейрофизиологи говорят: «Руки и уши – вышедший наружу мозг», потому что в этих частях тела находятся нервные окончания, биологически активные точки, посылающие импульсы к разным частям тела и органам.

САМОМАССАЖ  БАТ биологически активных точек)

В качестве уникального средства для развития мелкой моторики, речи, использую достижение восточной медицины – элементы СУ-ДЖОК -ТЕРАПИИ. 

Применяю 2 предмета:

  1. Массажный шарик – прокатывая его между ладоней, улучшается тонус мышц, мелкая моторика.
  2. Массаж пальцев эластичным кольцом – пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатываются по ним. Чтоб процесс массажа не был скучным, подключаю разные стихотворные тексты.

Помимо массажа кистей рук, применяю

Ауриколотерапия – система лечебного воздействия на точки ушной раковины (надавливание, нажимание, растирание). Перед массажем потрите руки. Это оживит циркуляцию крови в ваших руках и согреет их.  На ушных раковинах много биологически активных точек. Их массаж быстро мобилизует силы организма, снимает утомление. Можно применять перед сменой деятельности.

Взяли ушки за макушки  

ПотянулиПощипалиВниз до мочек добежали.

Мочки надо пощипать: Пальцами скорей размять...

Вверх по ушкам проведём и к макушкам вновь придём.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

Так же для развития речи, правильного звукопроизношения и подготовки учащихся к говорению на уроках чтение, окружающий мир использую АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ (улыбка, трубочка, тесто).

 Чтобы разминка не казалась утомительной, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, образных иллюстраций, слайдов. 

Для профилактики болезней органов дыхания провожу ДЫХАТЕЛЬНУЮ ГИМНАСТИКУ.

 Помимо этого дыхательная гимнастика помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Это очень актуально для детей с ОВЗ, так как в большинстве своем это гиперподвижные,  легко возбудимые дети.

Например: «Согрей руки», «Задуй свечу», «Прогони фасолинку», «Нарисуй букву на крупе», «Дровосек».

 

Для активизации интеллектуальной деятельности детей использую один из видов артикуляционной гимнастики - БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА.

Под этим красивым словом понимается сопряженная гимнастика для языка и кистей рук под сопровождение стихотворного текста.

Предлагаю выполнить упражнения биоэнергопластики.

Упражнение «Часики» 

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

(сжатая и опущенная вниз ладонь,

которая движется под счет влево - вправо)

    Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вам в группах самостоятельно сочинить и выполнить упражнения биоэнергопластики, используя речевое сопровождение. 

1гр.Упражнение «Качели»

Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

2гр.Упражнение «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем-перестанем

И нисколько не устанем.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Большую часть информации об окружающем ммире (более 80%) человек получает через глаза. Глаза несут на себе колоссальную нагрузку. И поэтому, на уроках используем зрительную гимнастику. Она способствует укреплению глазных мышц, снятия усталости с глаз, развитию зоркости и внимательности. Использую:

 - словесную зрительную гимнастику « Посмотрели наверх, налево, направо,вниз»;

- зрительная гимнастика Базарного (схема), позволяет создать условия для предупреждения устранения близорукости.

- бумажные офтальмотренажёры (4 пирамидки)

- пальминг (автор Бейтс) является разновидностью гимнастики для глаз. Данный метод применяю после зрительной нагрузки, помогает глазкам отдохнуть.

Для снятия усталости с глаз или перед сменой деятельности использую упражнение "Варежки".

Беру варежку определенного цвета и предлагаю следить за тем, что я сейчас буду рисовать  в воздухе, это может быть фигура, буква.

Например, для активизации умственной деятельности, снижения тормозных процессов беру флажок синего цвета и рисуем им фигуру (прямоугольник, рисую в одну сторону 3-4 раза; круг в другую сторону).

Здесь подключается уже в работу ЦВЕТОТЕРАПИЯ. 

Цветотерапия для детей с ОВЗ – это особая методика. Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в коррекции чрезмерной активности, раздражительности.

Так, зеленый цвет - рекомендуется его использование после эмоционального возбуждения и двигательной активности, успокаивает.

Красный цвет –повышает физическую, психологическую активность.

Желтый цвет- солнечный, вызывающий уверенность, хорошее настроение, помогает развитию памяти.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится РЕЛАКСАЦИЯ. Релаксация может проходить лежа, сидя, стоя под звучание спокойной музыки, звуки природы или голос взрослого.

IV. ИТОГ.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, снижается утомляемость;

- стимулируются двигательные функции;

- улучшаются пространственные представления;

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Рефлексия.

Свой мастер-класс я хочу закончить легендой.

«Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

ЧТО ОКАЗЫВАЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА ВО ВРЕМЯ УРОКА? ЧТО ОКАЗЫВАЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА ВО ВРЕМЯ УРОКА? Формула жизни: Жизнь = здоровье + семья + работа + учеба + друзья.

Слайд 4

Данные ВОЗ Экологические факторы Биологические факторы Состояние медицины Образ жизни Факторы, влияющие на здоровье человека: 20% 20% 10% 50%

Слайд 5

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей ОВЗ» Мастер - класс

Слайд 6

Нарушения зрения. Нарушения осанки. Рост нервно-психических расстройств.

Слайд 7

Кинезиологические упражнения СУ-ДЖОК – терапия Ауриколотерапия Биоэнергопластика Цветотерапия Дыхательная гимнастика Релаксация Артикуляционная гимнастика Гимнастика для глаз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для педагогов дополнительного образования детей

Мастер-класс-это одна из важнейших форм повышений квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудит...

Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.

Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...

Методическая разработка по проведению мастер-класса "Родитель-педагог"

Мастер-класс состоит из одной встречи. Участников может быть от 7 до 20 человек....

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для педагогов дополнительного образования.

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для педагогов дополнительного образования. Основные цели, задачи мастер-класса....

Мастер-класс для начинающих педагогов. Технология проведения мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству.

В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения...

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для педагогов дополнительного образования детей.

Мастер-класс - это одна из важнейших форм повышений квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной ауд...