Дидактические игры на занятиях элективных курсов
методическая разработка

Степанова Елена Владимировна

Дидактические игры на занятиях элективных курсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx42.4 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Санкт-петербургский университет повышения квалификации и профессиональной переподготовки".

Реферат по курсу повышения квалификации

«Преподавание химии в условиях ФГОС»

на тему:

«Дидактические игры на занятиях

элективных курсов»

Выполнила учитель

Частного учреждения образовательного

 и дополнительного образования «Лицей-интернат

«Подмосковный»

Степанова Елена Владимировна

Проверила

Пименова Альфия Рифовна

Московская область, Одинцовский

район, п/о Ершово, п. Кораллово

                                              2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

I Глава. Дидактическая игра как средство, стимулирующее процесс   обучения            

4-5

II Глава. Использование дидактических игр на занятиях элективных курсов

6

2.1. Дидактические игры при обучении химии

6-8

2.2. Предпрофильные элективные курсы по химии

9-10

2.3. Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на элективных занятиях по химии

11-14

Заключение

15-16

Список используемой литературы

17-18


ВВЕДЕНИЕ

Активизация познавательной деятельности учащихся – это умение создания такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты. Активная работа учеников на занятиях – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие приёмы, методы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременный, а стойкий. Как сделать так, чтобы обучающийся, проведя в школе шесть уроков, мог свободно, с без особого труда, с интересом посвятить себя еще нескольким минутам занятиям элективного курса по химии? В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания. Возникает вопрос: уместно ли использовать дидактические игры не только на уроках химии, но и на элективных курсах?

I Глава.

Дидактическая игра как средство, стимулирующее процесс обучения

Проблема эффективности обучения тесно связана с самостоятельностью, активностью учащихся, сознательным стремлением к познанию основ изучаемой науки, побуждаемых познавательными мотивами их учебной деятельности. На мой взгляд,средством, стимулирующим процесс обучения химии, является дидактическая игра. Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это происходит потому, что в дидактической игре сохраняется форма и признаки обычной игры, но изменяется сама цель. Получение удовольствия, характерное для обычной игры, отходит на второй план. Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм. Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. А дидактическая задача игры: «Прочное усвоение знаний, развитие и воспитание учащихся», выступая в скрытой форме, становится главной. Под влиянием увлеченности, которую создает игровая ситуация, прежде неинтересный и труднопонимаемый материал усваивается легче и успешнее, так как в игре присутствует главный фактор обучения - активность учащихся. А процесс обучения тем эффективнее, чем больше самостоятельности представлено учащимся в выполнении учебных задач. Широкое понимание термина «занимательность» идет еще от Н.И.Лобачевского, он считал, что занимательность - необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание, без нее преподавание не бывает успешным. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроке, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формой их общения с присущими им элементами соревнования, неподдельного интереса. Профессор С.А.Шмаков в своей работе «Игры учащихся - феномен культуры» (1994 год) ставит перед педагогами задачу: создать игровую образовательную систему, программы игр по всем учебным предметам, по химии в том числе. Опыт показывает, как бы ни был хорошо подготовлен преподаватель, как бы он ни владел предметом, но все равно ученики предпочитают его объяснению хорошую игру, где они будут сами познавать мир, будут взаимообучаться. Они с удовольствием примут и усвоят информацию взрослого наставника, но непременно как участника их игры, то есть действительным носителем информации, педагог должен научиться играть.       В дидактической игре создаются условия для формирования положительных познавательных мотивов в обучении химии через увлекательные задания и конкурсы. Активное участие в игре способствует развитию творческого потенциала обучаемых, их внимания, памяти, воображения, мышления, а это в свою очередь, оказывает влияние на степень развития учебной деятельности и результаты обучения в целом. В дидактической игре происходит воспитание учащихся, так как игра — это коллективная форма работы. В процессе ее подготовки и проведения дети учатся культуре общения, умению работать в коллективе, преодолевать психологические барьеры, т. е. происходит работа над собой, над своими привычками и свойствами характера. Дидактическая игра на уроке способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживленной, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. В лучшую сторону меняются отношения между учителем и учениками. Дидактическую игру нельзя рассматривать как развлечение или отдых на уроке. Обучение нельзя превращать в игру. Дидактическая игра — это действенное методическое средство, позволяющее непроизвольно включить ученика в активную творческую учебную деятельность. И, как любое другое средство обучения, дидактическая игра в школе должна применяться только в сочетании с другими методами, средствами и приемами преподавания.     


II Глава.  Использование дидактических игр на занятиях элективных курсов.

2.1.  Дидактические игры при обучении химии

Выучить необходимый материал ученика можно, либо заставив, либо заинтересовав его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер.

Игровая форма проведения курсов позволит сделать интересными и привлекательными для ребят даже трудные темы урока. Применение дидактических игр в обучении химии имеет определенные ограничения:

  • в классах с ярко выраженной активностью учащихся на уроке и высоким уровнем их работоспособности больший интерес вызывают игры, имеющие соревновательный характер, дающие возможность продемонстрировать эрудицию, смекалку, сообразительность и быть первым по знаниям изучаемого материала. В таких классах не следует проводить игры, целью которых является запоминание тех или иных понятий, знаков химических элементов и др., так как у учащихся хорошо развиты внимание, память и подобные учебные действия у них не вызывают затруднения;
  • дидактические игры следует широко использовать при изучении тем, формирующих общие химические понятия (первоначальные понятия, основные классы неорганических веществ, периодическая система химических элементов и т. д.), способствующих усвоению, закреплению, лучшему запоминанию и систематизации изученного. При изучении учебных тем более конкретного содержания (химия элементов, скорость химической реакции, основы химических производств и т. д.), где происходит углубление ранее полученных знаний, проводить дидактическую игру не имеет смысла. Ее использование в этом случае будет более продуктивным при проведении обобщающего урока по изученной теме. Таким образом, в 8 классе уроки с использованием игровой ситуации проводятся чаще, так как ученикам нравится этот прием, они с удовольствием в него включаются и усваивают изучаемый материал. В старших классах необходимость в дидактических играх-минутках ослабевает, так как изучение химии происходит у учащихся более осознанно;
  • применение сюжетно-ролевых игр должно иметь место в основном в старших классах (10—11 классы), так как:

 • они содержат профориентационную информацию;     

 • при их подготовке необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности учащихся, особенности характера каждого участника игры;

 • для проведения этих игр требуется более тщательная и трудоемкая подготовка, как со стороны учителя, так и со стороны учеников.

Учитывая эти особенности сюжетно-ролевых игр, учитель не сможет использовать их систематически, они проводятся, как правило не чаще 1—2 раз в год;

  • при объяснении нового материала учителю не следует увлекаться большим количеством дидактических игр, так как образовательная значимость темы, ее научность не должны быть замаскированы игровыми, занимательными функциями и атрибутами. Ученик должен осознанно воспринимать изучаемые научные факты. Если же в процессе изучения новой темы при использовании игрового средства будет преобладать занимательность, то именно она, как более яркий фактор, останется в сознании и памяти ученика, а научность темы будет потеряна. Целесообразно при объяснении нового материала применять игры с использованием историко-логического подхода, чтобы ученики могли представить и ощутить уровень развития науки на тот период и следовали бы логике того или иного открытия;
  • не следует часто проводить дидактические игры, длительные по времени, они утомляют учеников, так как требуют большой отдачи, а следовательно, и более трудоемкой подготовки. Лучшего и более эффективного результата в процессе обучения химии помогают добиться игры, непродолжительные по времени проведения (5—10 минут);
  • потенциал дидактической игры может быть широко использован в процессе проведения пропедевтических курсов по химии. В ходе таких курсов с помощью игры можно развивать интерес к химической науке и помочь детям осваивать ее первоначальные понятия, чтобы изучаемый материал был для них более доступен;
  • дидактическая игра помогает также и учителю. Она позволяет сократить время на проверку знаний большого количества учащихся, за 5—10 минут учителю в ходе игры предоставляется возможность проконтролировать степень усвоения материала. Однако слишком частое применение дидактических игр на уроке приводит к ситуации, когда ученики будут воспринимать курс изучения химии как игру в целом. Поэтому учитель не должен допускать перенасыщения учебного процесса игровой деятельностью. Дидактическая игра как средство более эффективна в сочетании с другими методами, средствами и приемами обучения.  В методике обучения химии разработаны различные классификации дидактических игр, в основе которых лежат те или иные классификационные признаки. Например, дидактические игры по месту применения на различных видах уроков можно классифицировать следующим образом:

А. Информационные игры - для введения новых знаний

Б. Тренировочные игры - для формирования умений

В. Закрепляющие игры - для закрепления знаний

 Г. Контрольные игры - для проверки приобретенных знаний.

    Диапазон применения дидактических игр на разных этапах урока также широк: игры могут использоваться при изучении нового материала, при формировании умений, повторении и закреплении знаний, при проверке и обобщении знаний и умений. Поэтому игровой метод следует шире применять в процессе обучения, причём систематически, а не от случая к случаю. Лишь систематическое целенаправленное использование дидактических игр может дать определённые результаты как в изменении основных качеств личности ребёнка, так и в результативности учебной деятельности и в обучении в целом.

2.2. Предпрофильные элективные курсы по химии

Переход старших школьников на профильное обучение является серьёзной трансформацией всей системы образования в целом. Профильное обучение призвано решить целый комплекс задач, среди которых- создание условий для дифференциации содержания образования старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения ими индивидуальных образовательных траекторий, учёт индивидуальных особенностей, интересов и склонностей школьников, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Однако успех перехода на профильное обучение во многом зависит от создания необходимой теоретической базы и учебно- методического обеспечения.
Предпрофильная подготовка призвана сформировать у школьников следующие качества:
- умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению
образования по различным профилям,
- умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим индивидуальным особенностям, склонностям и интересам,
- готовность нести ответственность за сделанный выбор,
- высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю,
готовность прикладывать усилия для получения качественного образования.
Существует три вида учебных курсов: нормативные, факультативные и элективные.

 Нормативные курсы каждый ученик должен посещать обязательно и отчитываться за успеваемость в их освоении. Примерами таких курсов могут служить курс химии в основной школе, а так же базовый общеобразовательный и профильный курсы химии в профильной школе. Для таких курсов разработаны государственные образовательные стандарты, их освоение является необходимым условием продолжением образования.
 Факультативные курсы предназначены для построения индивидуальной образовательной программы ученика. Ученику предлагается набор таких курсов, и он может выбрать из них один или несколько, при этом выбор необязателен. По таким курсам нет итоговой отчетности.
 Элективные курсы ( от лат.еlectus- избранный) так же как и факультативный курс, ученик выбирает из предложенного набора в соответствии со своими интересами и потребностями. Но как только курс выбран, он становится таким же, как и нормативный: с обязательностью посещения и отчётности. Элективные курсы являются обязательным атрибутом профильного обучения.
Предпрофильные элективные курсы являются пропедевтическими по отношению к соответствующим курсам основных учебных предметов на старшей ступени обучения в классах разного профиля.   Элективные курсы предпрофильной подготовки преследуют цель ориентации выпускников основной школы на осознанный выбор будущего профиля обучения в старшей школе или на определение своей специальности в будущей профессиональной деятельности.  В этой связи курсы рассчитаны на относительно небольшое количество часов. Это позволяет школьникам в течении учебного года попробовать себя в различных видах деятельности в соответствии с предлагаемыми профилями.
Выделяют типы элективных  курсов:

• предметно- ориентированные курсы, направленные на развитие познавательного интереса к предметам выбранного профиля, расширение и углубление знаний учащихся по профильной дисциплине. Тематика таких курсов следующая – «История открытия и познания веществ», «Химические элементы: прошлое, настоящее, будущее», «Решение задач химических олимпиад» и др.;

 • межпредметные (интегрированные) курсы, предназначенные для интеграции знаний по смежным дисциплинам как необходимого условия для

успешного обучения в старшей профильной школе. Тематика следующая – «Химия, история, искусство: перекрестки взаимодействия», «Моделирование химических объектов на компьютере», «Химия в сельском хозяйстве» и др.;

 • курсы прикладного характера, которые показывают связь данного учебного предмета с жизнью, например, «Химия и жизнь». В качестве наиболее востребованных курсов можно назвать «Химия и пища», «Химия и здоровье», «Химические вещества и материалы в автомобилестроении», «Химики строят дом» и т.д.

Таким образом, система предпрофильного обучения через элективные курсы по химии должна обеспечить:

- переход ученика к поступлению в профильный класс;

 -поддержку изучения данного школьного предмета через углубление, расширение, систематизацию материала;

- внутрипрофильную специализацию обучения;

 -воспитание социально адаптированной и компетентной личности выпускника;

 - осуществить предварительную подготовку учащихся к ЕГЭ по химии и т.д.

2.3 Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на элективных занятиях по химии

Выучить необходимый материал ученика можно, либо заставив, либо заинтересовав его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер.

Если традиционный образовательный процесс связан с передачей - получением информации, обработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам ставит себе цель, ищет способы её достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы.

Профессиональная деятельность учителя направлена на совершенствование образовательного процесса путем привития интереса учащихся к знаниям и активизации познавательной деятельности учащихся за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения посредством включения их в активную познавательную деятельность. Решение этих задач будет успешным при применении технологии игровой деятельности не только на уроках химии, но и на занятиях элективных курсов.

Дидактическая игра позволит ярче реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую.

В дидактических играх по химии с большим интересом участвуют слабоуспевающие ученики, которых увлекает сам процесс игры, дух соревнования, стремление к тому, чтобы их команда одержала победу, что способствует лучшему усвоению и углублению знаний по пройденной теме.

Какие же виды игр можно использовать на занятиях элективных курсов?

В виде игры-путешествия можно провести одно из занятий элективных курсов «История открытия и познания веществ», «Химия, история, искусство: перекрестки взаимодействия» и т.д. Такие игры служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах обучающихся, в их личных переживаниях и суждениях.

Сюжетные (ролевые) игры отличаются от других игр тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Они придадут изучению темы характер творчества, позволят выявить артистические данные учащихся, будут способствовать более полному усвоению учебного материала.

Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями и дает  возможность:

- приобретения школьниками предметно-профессионального и социального опыта, принятия индивидуальных и совместных решений;

- формирования познавательной и выявления профессиональной мотивации;

- закрепления знаний учащимися, применения их в нестандартной обстановке;

- развития теоретического и практического мышления;

- выработке умений самостоятельного приобретения знаний и навыков добывания информации

 Деловые игры предлагаю использовать при изучении элективных курсов, имеющих практическую направленность, например: «Химия и жизнь»,«Химия и пища», «Химия и здоровье», «Химические вещества и материалы в автомобилестроении», «Химия в сельском хозяйстве», «Химики строят дом», «Химические секреты агронома», «Химические вещества: друзья? Враги?.. Истина посередине», «Царство бытовой химии», «Химия и повседневная жизнь человека»,  где  возникает необходимость работы с научно-популярной литературой. Применение деловых игр снизит утомляемость при однотипной работе, разовьет чувство коллективизма, придаст значимость изучаемой проблеме. Наибольшую активность учащихся всех возрастов вызывают уроки по аналогии с телевизионными играми — КВН, «Что? Где? Когда?», «Следствие ведут знатоки», «Слабое звено»,  «Брейн-ринг», «Счастливый случай»(см. Приложение 1). Их можно проводить в конце изучения элективного курса как зачетные. Их цель: развитие устойчивого интереса к изучению химии.

Игры – соревнования имеют место быть на  любых элективных занятиях, так как могут включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества.

Например, при изучении элективных курсов «Химические элементы: прошлое, настоящее, будущее», «Удивительный мир химических элементов», «Химическая мозаика», «Химия для начинающих» можно предложить учащимся поиграть в игры «Кто лишний?»(исключить элемент, не подходящий по основным признакам к другим элементам - развиваются внимание, наблюдательность и умение ориентироваться в периодической системе Д.И.Менделеева), «Кто быстрее и больше»(написать названия элементов, начинающихся или заканчивающихся на одну и туже букву), «Переводчик» (узнать химический элемент по его греческому или латинскому названию). В качестве зачетного мероприятия можно подготовить «Парад химических элементов», на котором обучающиеся продемонстрируют в форме увлекательного шоу-игры смотр полученных знаний.

В ходе занятий на элективных курсах по темам: «Удивительный мир химии», «Химия для любознательных», «Алхимия: мифы и реальность» и любых других можно использовать игры-упражнения, занимающие по времени 10-15 минут и направленные на совершенствование познавательных способностей учащихся,  развитие познавательных интересов, осмысление, закрепление  и применение в новых ситуациях учебного материала. Это могут быть «Химические лабиринты», «Рассказы-задачи», «Крестики-нолики», а так же можно предложить обучающимся криптограммы, анаграммы, шарады и другие виды заданий. В процессе обучения так же широко используются другие формы игр-упражнений, например:

• взаимный опрос;

• викторины;

• эвристические беседы;

• составление и разгадывание  ребусов,

• сканвордов,

• кроссвордов,

• химических загадок;

• сочинение и чтение химических сказок, мини-сочинений.

В целом дидактические игры направлены на развитие творческих способностей. Эти игры ни в коей мере не отрицают применения других методов, а только дополняют их, позволяя успешнее решать соответствующие учебно-воспитательные задачи.

Предложенные игры и игровые ситуации различны не только по форме, но и по характеру деятельности, осуществляемой учащимися при их выполнении. Они дают возможность, наряду с традиционными формами обучения существенно повысить мотивационную сферу учебного процесса, что несомненно отразится на качественных и количественных показателях познавательной деятельности учащихся.

Заключение

Игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Проводимая по схеме ученик – учитель – ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученика, его мышление.

В процессе работы над дипломной работой на основе рассмотренной психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также исследования, я пришла к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено ее существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся.

Проведя и проанализировав мои исследования, я выявила, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении учащихся на данном конкретном уроке.

В ходе проделанной мною работы, я сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основой ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

В своей практической работе я часто использую игровые технологии.

Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают химические понятия и решают данные задания. Дидактические игры не заменят в полной мере традиционные формы обучения, но дополнят их, и такое сочетание позволит нормально организовать учебно-воспитательный процесс в школе.

Таким образом, «игры по предметам» или «дидактические игры» в моей работе занимают значительное место. Этим я объясняю повышенный интерес учащихся к моим урокам.

Список используемой литературы

1.Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе. – М.: Просвещение, 1987.

2. Гильманшина, С. И., Космодемьянская, С.С. Методологические и методические основы преподавания химии в контексте ФГОС ОО: учебное пособие.− Казань: Отечество, 2012. – 104 с.

3.Шмаков С.А. Ее величество игра. – М.: Просвещение, 1992.

4.Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности/В сб.: Нововведения в организациях. – М.:Просвещение, 1983.

5.Занько С.Ф. и др. Игра и ученье. – М.: Просвещение, 1992.

6. Космодемьянская, С.С.,Гильманшина, С. И., Методика обучения химии: учебное пособие.− Казань: Издательство ТГГПУ, 2011. – 1з6с.

7.Корнеева И.А. Активизация познавательных интересов через ролевую игру. – М. Просвещение, 1995.

8. Давыдов В.В. Развивающее обучение. – М., 1996.

9. Бочарова,С.И. Химия 11 класс.Занимательные материалы/С. И. Бочарова.− Волгоград: ИТД Корифей, 2009. – 128 с.

10.Енякова, Т.М. Внеклассная работа по химии/Т. М.Енякова.− М: Дрофа, 2004. – 176 с.

11.Эльконин Д. Б. Психологические игры. – М.: Просвещение, 1987.

12.Минкин Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1983.

13.Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991.

14.Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. – М.: Народное образование, 1996.

15. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа, 2003.

16.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М.: Просвещение, 1996.

17.Злотников, Э.Г. Урок окончен – занятия продолжаются/Э. Г. Злотников.− М.: Просвещение, 1992. – 160 с.

18.Ким, Е.П. Химия.8-11 классы. Внеклассные мероприятия/Е. П.Ким.− Волгоград: Учитель, 2015. – 134 с.

19.Степин, Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии/Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова.−М: Дрофа, 2002. – 432с.

20.Пичугина, Г.В. Химия и повседневная жизнь человека/Г. В.Пичугина.− М: Дрофа, 2004. – 252 с.

21.Исаев С.Д. «Об использовании дидактических игр» // Химия в школе. 2002. - 6.- стр. 50.

22.Павлова Н.С. «Обучающие игры на уроках химии» //Химия в школе», 2000. – 6 - стр.35.

23.Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1984.

24.Ширикова О.И., Коробейникова Л.А. «Ролевые игры на уроках химии» // Химия в школе. – 1991. - 3. - стр. 31-36.

25.Грабецкий А.А. и др. Использование средств обучения на уроках химии. – М.: Просвещение, 1988.

26.Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. Красноярск: 1989.

27.Педагогика. / Под ред. Бабанского Ю.К. – М.: Просвещение, 1998.

28.Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004 г.

29.Казанцев Ю.Н. «Формула успеха, или как увлечь учащихся новым предметом» // Химия в школе. –2009. - 2. - стр. 15-19.

30.Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

31.Иодко А.Г., Емельянова Е.О., Волков А.В. «Система заданий для развития умения рассуждать» // Химия в школе. – 2000. - 7. - стр. 11-20.

32. Леенсон И. А. Занимательная химия. 8-11кл. – М.: Дрофа, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Под ред. С.Л. Новоселовой, Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста, Москва, 1977

В книге предлагаются занятия, дидактические игры, способствующие осуществлению задач умственного и речевого воспитания детей раннего возраста. Материалы даны в соответствии с «Программой воспитания в ...

Дидактические игры на занятиях по Основам православной культуры

В данной публикации представлены дидактические игры, предназненные для обучающихся 2-7 классов и направленные на обобщение и закрепление изученного материала на занятиях по Православной культуре...

Методическая разработка по теме "Дидактические игры на занятиях информатики как средство повышения качества обучения"

Целью методической разработки является изучение влияния дидактической игры на эффективность обучения на уроке информатики, систематизирование эффективных методов и приемов использования дида...

Примерные дидактические игры на занятиях по подготовке к школе с детьми старшего дошкольного возраста.

Шести - семилетний  ребенок на занятиях - эмоциональный ученик. Для него игра, сказка, выдумка - это неотъемлемая составляющая часть жизни. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного воз...

Конспект занятия элективного курса "Основы механизации сельского хозяйства" Занятие 21 "Косилка роторная КРН-210"

На сегодняшнем занятии мы детально познакомимся с другой косилкой. Эта косилка отличается от уже изученной тем, что в ней ножи вращаются, причем навстречу друг другу.  Называется она косилка рото...

Музыкально-дидактические игры на занятиях вокально-хорового кружка.

Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. В этом дидактическом материале представлены музыкальные игры....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ХИМИИ К КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

Сюжетно-ролевая игра.Одна из педагогических технологий на основе активизации, интенсификации деятельности учащихся: Игровые технологии...