Статья "Направленность практического взаимодействия гимназии с малым городом"
статья

Колесник Валентина Алексеевна

В статье представлена направленность практического взаимодействия гимназии с малым городом на решение воспитательных задач, на реализацию личностно-ориентированного воспитания гимназистов, сплочение образовательного сообщества (коллектива) гимназии и на этой основе обогащение культурно-воспитательного пространства малого города.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направленность практического взаимодействия гимназии с малым городом на решение воспитательных задач.

Замысел исследования в соответствии с гипотезой и задачами исследования состоял в реализации личностно-ориентированного воспитания гимназистов, сплочении образовательного сообщества (коллектива) гимназии и на этой основе обогащении культурно-воспитательного пространства малого города.

Ключевым условием организации деятельности и взаимоотношений между людьми было обеспечение добровольного личного участия и личного вклада коллектива гимназии  совместно с разными категориями людей в решение социально значимых воспитательных задач. Наиболее актуальными в этой ситуации были гражданское, патриотическое, нравственное воспитание.

Все понимали, как важно в нынешних условиях воспитание милосердия, доброго отношения к людям, особенно к тем, кто в этом нуждается в первую очередь, - детям и старикам.

Значительная работа проводилась с детьми,  оставшимися без попечения родителей, – воспитанниками приюта и интерната на территории нашего города, детских домов (в области, за пределами нашего города).

Проводились регулярные творческие встречи:  праздники,  коммунарские сборы, лагеря; посещение детей в их учреждениях  с приятными сюрпризами (снежные городки, концерты, спектакли, подарки, фотографии, видеосъёмки, игры и т. п.).

Пожилым людям, инвалидам и тем, кто нуждался в помощи по месту  проживания, помогали по дому, поздравляли с Днём рождения и другими праздниками.

Ветеранов Великой Отечественной войны, людей, переживших суровые испытания военных будней, окружали простым человеческим вниманием.

Позитивное отношение к их подвигам в повседневной реальности  с мыслью «Никто не забыт, ничто не забыто» включало в себя:  

  • знакомство с ветеранами Великой Отечественной войны в микрорайоне и в тех местах, где проводятся коммунарские сборы, лагеря, экскурсии;
  • оказание им необходимой регулярной шефской помощи;
  • выражение благодарности за мужество, проявленное в деле защиты нашей Родины, и обеспечение возможности будущим поколениям жить в своей стране;
  • посильные знаки внимания с творческим подходом;
  • совместные праздники  -  День победы, День защитников Отечества;
  • приглашения для участия в важных школьных событиях;
  • пополнение материалов о ветеранах в  школьном музее.

Патриотическое воспитание на жизненных примерах участников войны в Афганистане, чеченской войны, их родственников, ветеранов ВОВ содействовало воспитанию уважения к подвигам героев войны. Общение с молодыми   современниками, участниками военных действий позволяло создать нравственные образцы воспитания у школьников качеств, необходимых будущим защитникам Родины в сегодняшних непростых условиях неоднозначного отношения к воинской обязанности. Особое место занимали встречи   с военнослужащими воинских частей, находящихся на территории нашего города, с офицерами и курсантами Балтийского военно- морского института, Санкт-Петербургского военного инженерно-технического университета, Пушкинского высшего военно-инженерно-строительного училища, сотрудничавших с гимназией. Кроме того, мы приглашали к сотрудничеству в данных направлениях деятельности представителей учреждений и организаций города и области, интересных людей и коллективов (поэтов, музыкантов, художников, писателей, хора ветеранов и т. д.).

          В процессе организации социально значимого взаимодействия людей, независимо от их принадлежности к образовательному учреждению или другим структурам города, было важно личное участие и личный вклад каждого в достижение желаемых результатов. В исследовании это было самым важным условием заботы об окружающих людях, их жизни, их самочувствии.

Вместе с тем в подобных ситуациях рождается нравственно-ценный опыт осмысления, приобщения и обогащения своего «я».

 Воспитательную ценность имела сама деятельность в данном направлении в динамике: от  зарождения идеи до осознания её значимости, до реализации и личностного переживания в общении  людей разных поколений. Воспитательный эффект проявлялся в формировании человека, способного ценить подвиг живущих рядом людей, сопереживать боли близких им людей, проявлять своё участие в, казалось бы, далёких от него событиях, быть готовым к проявлению собственного гражданского долга.

Как отозвались трагические события, связанные с героическим подвигом молодых солдат на фронтах чеченской войны, в том числе гибель в Аргунском ущелье 1 марта 2000 года  84 десантников 6-й роты 104-го полка 76 –й  воздушно – десантной Псковской дивизии, среди которых два выпускника нашей школы (Владимир Бирюков и Алексей Шукаев), а чуть ранее, 19 января 2000 года героически погиб выпускник гимназии Юрий Юдин!

        Трудно было воспринять факт ухода из жизни молодых людей, совсем недавно бывших вместе с нами. Каждый из взрослых и детей переживал эту беду по-своему. Но  многие, а, может быть, и все, чувствовали необходимость принять участие в судьбе погибших товарищей, учеников, найти какое-то выражение признания их подвига,  разделить боль потери с близкими.

         В конце марта 2000 года, в канун 55-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, в гимназии проводились трёхдневные коммунарские сборы  по теме «Помнит мир спасённый».  Именно здесь, при сотрудничестве гимназистов с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками Афганской и Чеченской войн, в ходе обмена впечатлениями и мыслями, совместного исполнения военных и коммунарских песен, подготовки новых экспозиций в школьный музей, и родилась идея создания Аллеи Памяти и памятного знака  в честь воинов-выпускников гимназии, погибших в Чеченской войне. В течение месяца плодотворной совместной работы всего школьного коллектива были выполнены следующие работы:

- создание и утверждение проекта;

- поиск места и согласование со всеми службами разрешения на    осуществление проекта;

- планировка местности;

- завоз десятков машин плодородной земли;

- разбивка клумб, копка ям для деревьев и кустарников, их обильное орошение;

- подготовка материалов для изготовления памятника;

- закладка памятника;

- укладка тротуара к памятнику;

- изготовление памятной доски  для памятника;

- подготовка саженцев и рассады цветов;

-распределение заданий между классами и творческими коллективами;

- подготовка сценария события;

- многочисленные советы на разных уровнях, конкурсы, репетиции отдельных фрагментов;

- приглашение родителей и друзей героев, официальных представителей и друзей школы;

- подготовка нового места для озвучивания торжественного события и др.

Мы старались держать втайне свой проект. Жители микрорайона, видя большое количество плодородной земли, решительно принялись растаскивать её на свои дачные участки, как часто бывает, что требовало реакции авторов проекта. В канун обозначенного дня открытия Аллеи Памяти ребята были озабочены проблемой сохранения саженцев, как от высыхания, так и от рук любителей присвоить общественное.

27 апреля 2000 года состоялось торжественное открытие Аллеи Памяти. Невозможно передать словами все чувства, которые переполняли двухтысячное сообщество разных возрастов (от первоклассника до ветерана Великой Отечественной войны, передвигающегося не без труда).

«Застыли в выстроенных шеренгах учащиеся, учителя гимназии, гости, приглашённые на митинг по случаю закладки Аллеи Памяти героев – островичей. Здесь же почерневшие от горя, с потухшими от выплаканных слёз глазами  и родители погибших» (Н. Черненкова, «0стровские вести»).    

Атмосфера единения, слияния в едином порыве чувств гордости за погибших земляков, которые ещё недавно  вместе с присутствующими разделяли совсем другие жизненные планы и дела, печали от невозвратной потери и сопричастности к их судьбе возникла на этом торжественном событии.

При этом соблюдались следующие условия организации деятельности:

  • включение всех участников воспитательного процесса в деятельность по  осмыслению трагичности военных событий;
  • право каждого на участие в реализации проекта;
  • осознание важности исполняемых ими действий для достойной памяти героев, павших в битве за нерушимость нашего государства, нужной  живым;
  • продуманность всех этапов проекта, чёткая организация;
  • поддержка и внимание другому;
  • доброжелательность;
  • право на инициативу.

Складывался опыт культуры взаимоотношений. Торжественность и неповторимость события, эмоциональность и душевность поддерживались музыкальным сопровождением, колокольным звоном, великолепным  исполнением песен,  чтением стихов, духовым  оркестром.

Кульминационным моментом было обращение к родителям героев с благодарностью за воспитание сыновей.

Всё это невозможно переоценить! Воспитательная совместная творческая деятельность – это самый важный показатель взаимодействия гимназии с культурой и социумом города. Главное – это глубоко личностный результат длительной, новаторской творческой деятельности многих людей. Это событие завершалось с использованием элементов символики и ритуалов – чтением  письма к потомкам и замуровыванием капсулы с письмом- завещанием  в монумент, оружейным залпом,  минутой молчания,  сменой караула у памятника (офицеров и обучающихся в  специализированных  военно -морских классах), заложением аллеи -  посадкой деревьев, возложением цветов присутствующими в потоке длинной очереди.

Выражением  чувств и сопереживания  было безмолвное слушание каждого звучащего слова на митинге, тишина при огромном количестве присутствующих, слёзы на глазах. С каким трепетом гимназисты сажали, придерживали, поглаживали саженцы, как будто ласкали погибших солдат. Даже просматривать  видеокассету с записью данного события без слёз невозможно. Местные жители по окончании митинга потоком шли к Аллее, вынося из многоэтажных домов воду в вёдрах, чтобы полить и без того политые саженцы, желая вносить свой вклад в   увековечивание памяти безвременно отдавших свои жизни мальчишек при исполнении своего воинского долга.  Впоследствии взрослое население продолжало проявлять свои лучшие чувства при подсаживании цветов. Аллея Памяти у школы стала святым местом, где  с ранней весны до поздней осени растут и всегда лежат цветы. Сюда жители города возлагают цветы не только во время специально проводимых митингов, но и во время важных событий в личной жизни, например, во время свадеб. Воины – десантники по своей инициативе приходят к памятнику, поставленному гимназистами, в Дни празднования своих важных дат.

Гимназисты самые значимые торжественные события сопровождают возложением цветов к памятнику погибших старших товарищей по школе (День знаний, выпускной вечер, окончание учебного года и др.). В гимназии, как последействие, наряду с уходом за Аллеей Памяти, последовательным дальнейшим её благоустройством, в соответствии с  принципом постоянного совершенствования и развития прежнего опыта, возникли традиции – общие сборы у памятника:

-27 апреля – отчёт о полезных делах, подведение итогов года, награждение гимназистов;

- 27 октября, ровно через полгода после открытия Аллеи Памяти – старт добрым и полезным делам; нацеливание сегодняшних гимназистов у памятника погибшим за нашу Родину солдатам,  недавно бывшим такими же школьниками,  на работу по собственному совершенствованию, избавлению от плохих поступков и привычек; принятие  клятвы «курсантов» специализированных военно-морских классов; посвящение в коммунарскую организацию им. Ю. Юдина, поисковый отряд им. В. Бирюкова, службу АТАС (активная творческая авторитетная служба) им. А. Шукаева.

          Эти имена было решено присвоить в связи с активной работой погибших школьников Ю. Юдина и В. Бирюкова в названных школьных организациях и в память о  добросовестной службе А. Шукаева в органах внутренних дел.

Внимание к памяти других семи воинов-островичей, погибших в двух чеченских войнах,  наряду с Ю Юдиным, В. Бирюковым, А. Шукаевым, обучавшимися в нашей школе, уважение и благодарность к их родителям, привело  к идее организации  Дня памяти всех погибших участников чеченской войны -  островичей.

       2 марта 2001 года, в большом актовом зале гимназии собрались родители  десяти воинов-островичей, погибших на фронтах чеченской войны, их друзья, офицеры-командиры 104 полка Псковской воздушно – десантной дивизии, учащиеся старших классов, учителя, представители Управления образования, друзья гимназии. Встреча была названа «Живи, солдат». В этих двух словах был заложен глубокий смысл, лейтмотивом звучавший в течение всей встречи: «Живи, солдат, в памяти народа, в памяти юного поколения. Живи, солдат, воюющий и сегодня на фронтах чеченской войны! Живи…»

Каждому воину была посвящена отдельная живая  страничка, сопровождаемая рассказом о герое, воспоминаниями родных, близких, друзей, сослуживцев, офицеров, стихами и песнями, авторами которых были поэты - островичи, в том числе учителя и ученики гимназии.

«Люди слушали выступавших, затаив дыхание, многие не пытались скрыть слёз. С каждой минутой павшие в Чечне воины – островичи становились всем ближе и дороже. Проникновенное выступление директора гимназии стало кульминацией встречи. Она сказала: «2 марта мы объявляем в гимназии Днём памяти всех островичей – наших земляков, погибших в чеченской войне…» - С. Дмитриева, «Новости Пскова», 20 марта 2001 года.

Мелодичный колокольный звон, красные гвоздики, десять траурных свечей у портретов десяти воинов, со сцены глядящих на пришедших почтить их память, вносили особый настрой в атмосферу встречи. Ребята долго потом обсуждали, как свеча у портрета Юры Юдина, очень активного гимназиста, так пылко горела, как будто он сам, как раньше, участвовал в разговоре.

           Родителей героев согревало ощущение того, что их сыновей не забывают, что подвигом их гордятся, что их сыновьям посвящают многочисленные стихи и песни, что родителей благодарят за воспитание достойных граждан, что на примере подвигов их сыновей воспитывается юное поколение, -  так относились  родители погибших воинов, с их слов, к той деятельности, которая возникла в связи с трагическими событиями гибели выпускников гимназии, защищавших её незыблемые границы.  

  Встреча «Живая память» проводилась в ходе коллективной творческой деятельности текущей учебной четверти  под одноимённым названием, среди важных творческих дел которой были сборы посылок, писем российским воинам, исполняющим свой воинский долг в Чечне:

«Живи, солдат! Ведь жизнь так дорога!

И дома ждут тебя родные!

Живи, солдат! Тропа войны ужасно нелегка,

Но ты вернись, здесь без тебя дома пустые!» - Зданович Настя, 10 а класс.

 Творческое отношение к данному процессу, несомненно, радовало солдат в обстановке суровой напряжённости, а школьников приближало к восприятию суровых военных будней.

               Значимость  деятельности для гимназистов, сила воспитательного воздействия на души детей, побудившая их к глубокому осмыслению жизненных поступков, подтверждалась их сочинениями, письмами, стихами, поступками, отзывами.

«Война в Чечне – сегодня это главная боль в России. Она унесла и уносит жизни многих защитников Отечества. Ещё вчера они, как и мы, сидели за школьными партами. Для них с радостью и тревогой звенел последний звонок, возвещая о начале новой взрослой жизни.

У каждого была своя заветная мечта. Но этим надеждам не суждено было сбыться. Ребятам пришлось выполнить свой основной долг, как 55 лет назад это сделали их деды, во время Великой Отечественной войны. Они многое не успели сделать. Но успели совершить подвиг. И нам оставили самое дорогое наследство, какое может оставить один человек другому, - пример собственной жизни. Наши сверстники, проходя по аллее Памяти, всегда будут видеть перед собой пример мужеств» - Ильина Лена, 5 б класс.

      «Каждый человек, присутствующий на открытии Аллеи Памяти, чувствовал горечь и боль от безвозвратной потери. Никак было не совместить наши спокойные и  радостные, счастливые весенние дни с тем, что произошло. Вся школа трудилась над созданием Аллеи Памяти, но чувства радости мы не ощущали. Мы видим солнце. Радуемся новой весне, а их уже нет. Но они хотели, чтобы над нашей Родиной всегда светило со спокойного неба такое ласковое солнце. Чтобы мы жили и радовались» - Шаповалова Наташа, 7а класс.

      «Когда директор нашей школы сказала слова благодарности родителям героев, я не мог сдержаться, я заплакал. Меня также растрогало выступление классного руководителя Юдина Юры. Я хочу стать таким же, как Юра: хорошо учиться, быть душой коллектива и участвовать во всех школьных делах, так любить жизнь, как любил её Юра » - Топильский Костя, 5б класс.  

    «Безвременная гибель солдат ещё раз подтверждает мысль о том, что подвиги совершают не специально подготовленные для этого люди, а способны на это те, кто живёт среди нас, но вся жизнь будущих героев является как бы подготовкой их поступка.

      Аллея Памяти будет напоминать каждому из нас, что жизнь может неожиданно устроить нам проверку, на что мы способны» - Дмитриев Антон, 7а класс.

     « Нет ничего страшней на свете,

        Чем та война, где умирают дети.

        В Чечне опять идёт война…

        Спросить бы Господа: «За что нам это горе?!»

        Ах, люди, были б вы добрей,

        И не было б войны на белом свете.

        Ну, а пока…

        Нет ничего страшней.

       Чем та война, где умирают дети»-  Мосина Алёна, 5в класс.

«На улицах звучит: - Мемориал поставили! Ура! Где?

Бабушка с балкона: - Значит, их не забыли, их помнят.

Верно, они остались в чёрных списках погибших, но вошли в вечную память островичей. Они не умерли своей смертью, не вырастили своего продолжения, мало видели они и счастья в жизни. Им не дано было это испытать.

      В холодных скалах Чечни, затаившись меж валунами, ждали своего выхода и не дождались. А ради чего они потеряли всё? Ради того, чтобы генералу досталось ещё несколько звёзд?

        Нет! У них была цель: бороться за мир во всём мире. Чтоб не взрывались наши дома, не похищали людей, чтоб человек, выйдя на улицу, не побоялся дойти до магазина, думали о своих сыновьях. О супруге, о том, как они будут жить, если суровый «Закон автомата» заменит мирную жизнь. Они думали только о нас! Так почему же мы не должны помнить их?» - Волков Вячеслав, 7а класс.

«Я не пойму!..

Молодые ребята уходят на службу,

Идут на войну…

Кому это нужно, зачем это нужно?

Я не пойму!

Кто без рук, кто без ног, кто в свинцовом гробу,

Возвращаетесь вы по домам.

Те, кто целым вернулся, не хвалят судьбу -

От кошмаров кричат по ночам!

Не хочу я, чтоб брат мой ушёл воевать,

Чтобы горе постигло семью!

Не хочу, чтобы маме пришлось горевать,

Что он голову сложит в бою!» - Харечко Светлана, 6б класс.      

    Думается, нам удалось найти путь воспитания у молодого поколения патриотизма и гражданского долга. Осмысление гимназистами событий, происшедших с людьми, живущими рядом, сопереживание, активное соучастие в коллективной творческой деятельности, раскрытие лучших качеств взрослых, живущих в том же воспитательном пространстве, объединение людей разных поколений общим чувством Родины, общей созидательной позицией, общей заботой в конкретном деле – и есть результат полноценного взаимодействия образовательных учреждений с культурой, социумом родного города.

В письмах-размышлениях (приложение 7, с.226-231) учащиеся гимназии отзываются об этих событиях, как особо  ценных и значимых для них: «…Год назад открыли аллею памяти, я считаю, что она очень нужна,  особенно для нас, чтобы брали пример и учились на примерах этих ребят»,  «У меня вызывает чувство умиления и гордость Аллея Памяти. Это хорошо, что школа не забывает своих выпускников. Надеюсь, и нас здесь не забудут, и всегда будут рады видеть»,  «Я горжусь памятником погибшим ребятам в Чечне…»,  «…Больше всего в нашей школе мне нравятся те дни, которые мы посвящаем ученикам нашей школы – героям, которые с храбростью сражались за Родину и погибли, защищая её».

В достижении результата взаимодействия гимназии с социумом города существенное значение имел выбор субъектов взаимодействия,  объектов и способов осуществления деятельности, которые,  соответствуя нашим воспитательным задачам, способствовали формированию у детей актуальных мотивов деятельности, увлекали их своим содержанием, приводили к восприятию всей  работы как реализации её подлинного общественного смысла.

Воспитанники способны и умеют ценить подвиг живущих рядом людей, сопереживать боли близких им людей, проявлять своё участие в, казалось бы, далёких событиях, и таким образом становиться готовыми к проявлению собственного гражданского долга.

Воспитательное пространство гимназии и малого города было возможным при целенаправленной и системной организации воспитательной деятельности в масштабе не только своего учреждения, но и за его пределами, оно расширяет и усиливает процесс освоения единой культурно-воспитательной среды, обогащается за счёт сплочения и создания общешкольного сообщества коллектива, развития гуманистических взаимоотношений между людьми, осознания каждой личности как ценности. За этим важно увидеть предпосылки повышения качества воспитательной работы, дальнейшего сотрудничества всей социальной структуры общества.

Содействие осуществлению конкретных практических результатов происходило и во взаимодействии с управляющими структурами образовательной системы города, которые организовывали на базе гимназии обучение других школ. Так, в феврале 2000 г.  гимназии было предоставлено право открыть месячник военно-патриотического воспитания. Управление образования предусматривало цель показать силами гимназии возможности и результаты деятельности в данном направлении для делегаций всех образовательных учреждений города,  военного комиссара, председателя РОСТО, представителей Администрации и Управления образования.

На торжественном вечере под названием «Это нужно живым» для гостей были раскрыты пути достижения воспитательных  результатов, которые могли служить ближайшими ориентирами для других школ, возможности малого города и значение взаимодействия гимназии  с людьми - субъектами  воспитательного пространства, условия эффективности данного взаимодействия, методика развития воспитательной системы самой гимназии и  окружающей среды.

В ноябре 2000 года на базе гимназии города Острова проводился областной семинар руководителей школьных музеев области, в работе семинара участвовало 30 человек: работники Псковского областного Центра детского и юношеского туризма и экскурсий, методисты, ответственные за музейную работу, представители школ и профтехучилищ.

После семинара директор Центра Псковского областного Центра детского и юношеского туризма и экскурсий в газете «Островские вести» от 25.12.2000 отразил отзыв о посещении гимназии: «Администрацией гимназии во главе с директором Колесник В. А. была дана возможность слушателям подробно ознакомиться с системой воспитательной работы гимназии, особенно по военно-патриотическому воспитанию.

Краткий осмотр слушателями гимназии показал, как дети любят своё учебное заведение. Обилие цветов, чистота в кабинетах и коридорах, уважительное отношение детей друг к другу и старшим. Директор и его заместители подробно рассказали о системе воспитательной работы в учреждении. Просмотр видеофильма «Аллея памяти» заставил многих задуматься, а всё ли мы делаем по воспитанию воинов-патриотов. Не надо проводить большого количества бесед при такой постановке дела, доведения учебно-исследовательской деятельности до конечного результата. Вместе с руководителями перед слушателями выступили и учащиеся – лауреаты первой степени 8 Всероссийской конференции участников движения «Отечество».  Настоящие и будущие руководители школьных музеев, открытых в учебных заведениях области, после теоретического курса получили подтверждение положительных итогов проведённой учебно-исследовательской работы на экскурсиях по музею гимназии «Островок». Здесь слушатели убедились в изобилии собранного материала и возможностях его использования в учебно-воспитательной работе с учащимися….»

В приказе Управления образования города Острова № 138 от 18. 05. 1999 г. отмечено: «Гимназия - единственное инновационное образовательное учреждение в районе, где успешно идёт прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей дидактики в повышении эффективности образовательного процесса, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий…»

Итак, подведя итоги проведённого исследования, можно констатировать результаты решения воспитательных задач и на этой основе оценивать качество воспитательной деятельности.

В процессе исследования были использованы воспитательные возможности:

- оказывать помощь, проявлять заботу и внимание ветеранам Великой Отечественной войны, проводить школьные праздники для них, общаться,  признавать их мужество;

 - создавать и пополнять экспозиции школьного музея, проявлять выражать благодарность участникам военных событий и 60 лет назад, и в настоящее время, отмечать общий  в их действиях  мотив – любовь к Родине, ответственность к выполнению воинского долга по её защите;

- знакомиться с  подвигами участников современных военных действий, их родственниками, условиями воинской службы в горячих точках, приглашать  их к участию в системообразующей деятельности по патриотическому воспитанию гимназистов.

Общение с ветеранами Великой Отечественной войны способствовало  воспитанию бережного отношения к ним как пожилым людям, уважения к их подвигам. Отзывы ветеранов Великой Отечественной войны характеризуют значимость этих видов деятельности для самих ветеранов: «Благодаря Вам и всему  коллективу мы чувствуем себя не одинокими, не забытыми. Сердечно благодарим Вас за всё доброе, хорошее, что делаете для людей», «…Огромное Вам спасибо за заботу и внимание, которое Вы оказываете нам, ветеранам войны и труда. Ваша школа в прямом смысле слова для нас, стариков, является как бы вторым родительским домом».

Оказалась достаточно эффективной методика одного из видов этой деятельности -  отклик на трагические события в Аргунском ущелье 1 марта 2000 года, в ходе которых героически погибли  84 десантника 6-й роты 104-го полка 76 –й  воздушно – десантной Псковской дивизии, наши земляки, в том числе выпускники нашей школы Владимир Бирюков и Алексей Шукаев, и героическую гибель 19 января 2000 года выпускника гимназии Юрия Юдина.

Разработка, осуществление  проекта создания Аллеи памяти и обелиска героям, торжественное их открытие, ставшее значимым событием малого города, дальнейшая система деятельности, развивающая идею памяти, уважения к подвигу погибших за нашу Родину солдат - вчерашних школьников, идею воспитания на их примере с использованием возможностей созданной Аллеи, включающая отчёт о полезных делах, старт добрым делам, нацеливание сегодняшних гимназистов у памятника на работу по их совершенствованию, избавлению от плохих поступков и привычек; принятие  клятвы «курсантов» специализированных военно-морских классов; посвящение в коммунарскую организацию им. Ю. Юдина, поисковый отряд им. В. Бирюкова, службу АТАС им. А. Шукаева, наряду с другими формами работы, стали эффективными средствами воспитания и гимназистов, и взрослых.

В процессе опытно-экспериментальной работы были использованы  воспитательные возможности малого города в решении задач воспитания милосердия  и доброты:

-  проявлять заботу о детях,  оставшихся без попечения родителей,  проводить регулярные творческие встречи с ними в гимназии (на праздниках,  коммунарских сборах, в лагерях), в приютах, интернатах, детских домах,  осуществляя приятные сюрпризы детям (снежные городки, концерты, спектакли, подарки, фотографии, видеосъёмки, игры и т. п.).;

- оказывать помощь по дому инвалидам и  людям, нуждающимся в ней из-за отсутствия близких, выражать им знаки внимания – поздравлять  с Днём рождения и другими праздниками.

Совместные дела, встречи и забота о детях,  оставшихся без попечения родителей, способствовали воспитанию милосердия и доброго отношения к людям. Принципами этой работы были добровольность, искренность, систематичность при развитии мотива деятельности – сопереживании и заботы.

Воспитывающую  деятельность художественно-эстетического направления с патриотическим уклоном в гимназии определили выявленные возможности:

- её взаимодействия с поэтами, художниками, музыкантами на основе  совместного проведения литературных салонов,  творческих вечеров, художественных гостиных, выставок местных художников, организации поэтами кружков обучения поэтическому мастерству, изучения и исполнения  музыкальными и хореографическими коллективами народных произведений нашего края,

- связей с православными храмами; городским краеведческим музеем, историко-культурными центрами области, архивами в процессе учебной, внеурочной, исследовательской, издательской работы.

Последовательно развивающаяся система воспитательной работы, построенная на идеях гуманизма, демократизации и  системности, явилась условием, предопределяющим эффективность деятельности гимназии как целостной педагогической системы, как внутренняя культурно-воспитательная среда, как культурно-воспитательное пространство гимназии,  как освоенная часть среды.

Особенности малого города позволили освоить не только внутреннюю культурно-воспитательную среду гимназии, но использовать возможности освоения внешней среды,   создавая предпосылки для того, чтобы стать систематизирующим фактором развития культурно-воспитательного пространства, основой для  воспитания патриотизма,      милосердия,      достоинства,      самоуважения      и ответственности личности.

Важное место в исследовании занимает  выявление возможностей по системному изучению и возрождению культурного наследия совместно с субъектами воспитательного пространства малого города.

Цель воспитательной деятельности гимназии по сохранению культурных ценностей города мы видели в изменении отношения населения к проблеме сохранения памятников истории и культуры, осознании объёма и глубины культурного наследия своих родных мест, которая была реализована в процессе разработки проекта и программы  изучения, использования и сохранения культурного наследия города Острова.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы показали, что в процессе воспитания, организованном в тесном сотрудничестве с взрослыми, можно вносить существенный вклад в развитие гимназии и самого города.

Вместе с тем, изучение  истории города, культурных традиций, активное участие в его обновлении может способствовать развитию чувства гордости за свой край и ответственности за его будущее у каждого человека, личностной самореализации, возможности  адаптации к ней человека, оказывать воспитывающее влияние на личность.

Избранный путь сохранения культурного наследия можно рассматривать одним из важнейших условий развития  образовательных  учреждений и воспитательных пространств малых городов.

Выявленные в ходе опытно-экспериментальной деятельности  этапы деятельности образовательного учреждения по решению проблемы малого города можно использовать в качестве примера, исходя из особенностей и проблем  воспитательного пространства любого малого  города.

Влияние на воспитательное пространство малого города в данных видах деятельности происходило не только путём воздействия на сознание участников деятельности, осуществление конкретных практических результатов, но и во взаимодействии с управляющими структурами образовательной системы города, которые организовывали на базе гимназии обучение других школ.

Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной деятельности мы пришли к выводу, что школа – социальный организм, в котором реализуются или создаются предпосылки для оценки опыта с точки зрения его социальной направленности. Оказались реальными возможности воспитательного пространства города, позитивно влияющие  на качество жизни людей, на подготовку подрастающего поколения к личностному и профессиональному самоопределению и самореализации, воспитанию здоровой и зрелой личности каждого.

На основе выявленных возможностей  взаимодействия гимназии  с людьми - субъектами воспитательного пространства разработаны модели  этого взаимодействия. В схеме 4 представлены формы   взаимодействия, которые  осуществляли гимназисты с пожилыми людьми и детьми, оставшимися без попечения родителей, принципы деятельности, то есть руководящие идеи, основные правила деятельности (искренность, добровольность, систематичность) и мотивы деятельности, характеризующие внутренние, субъективно-личностные побуждения к деятельности и отдельным действиям, осознанную заинтересованность в совершении этой деятельности (сопереживание и забота):

Модель-схема 5 представляет формы взаимодействия гимназистов   с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками современных военных событий, при сотрудничестве и сотворчестве с военнослужащими воинских частей, представителями различных организаций, интересными людьми и художественными коллективами.

В обеих моделях отмечены общие мотивы деятельности  (искренность, добровольность, систематичность). При организации указанных форм работы предметом нашей заботы было достижение единства названных мотивов с поступками школьников в общении с детьми и пожилыми людьми. Было важно качество  исполнения действий, насколько они обусловлены целями исполнителей, потребностями тех, для кого они осуществляются, и, самое главное, насколько они затрагивают внутреннее, духовное состояние участников.

        Самое главное – не допустить фальшь никому не нужных одноразовых дел  и опустошающих душу как школьников, якобы совершающих важные дела, так и людей, для которых они выполняются. В отношении людей, перенёсших жизненные трудности, особенно необходим тонкий подход, внимание, душевность и отсутствие всякой заорганизованности. В противном случае ничего, кроме вреда, это дело не принесёт. Организованное на основе гуманного тонкого подхода взаимодействие с людьми помогает раскрыть лучшие стороны личности, формирует  нравственную культуру детей.

Схема 4

Модель взаимодействия гимназии с субъектами культурно- воспитательного пространства малого города в процессе решения воспитательных задач  милосердия и доброты

Воспитание милосердия

              и доброты

детдом

приют

интернаты

Схема 5

Модель взаимодействия гимназии с субъектами культурно-воспитательного пространства малого города в процессе воспитания патриотизма и гражданственности

В/Ч

Организации

Интересные люди

   ГИМНАЗИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевое взаимодействие гимназий (статья для сборника "Гимназия как открытое образовательное пространство", материалы Пятой научной практической конференции Ассоциации нижегородских гимназий, 30 сентября 2015 года).

В послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию сформулирована образовательная инициатива «Наша новая школа». За этой инициативой выступает понимание образования как сис...

Сборник статей "I Всероссийской научно-практической конференции "Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения""

Сборник статей "I Всероссийской научно-практической конференции "Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения""...

Путешествие по малым городам России. Город Бобров.

Путешествие по малым городам России....

Материалы всероссийской научно-практической конференции «Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения» Бобровский аграрно-индустриальный колледж им. М.Ф. Тимашовой

Материалы всероссийской научно-практической конференции «Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения» Бобровский аграрно-индустриальный колледж им. М.Ф. Ти...

Диссертация "Гимназия в структуре культурно-воспитательного пространства малого города"

Исследование содержит теоретическое обоснование и описывает практическую реализацию  эффективного функционирования и системного развития воспитательной деятельности гимназии в структуре культурно...

Диссертация "Гимназия в структуре культурно-воспитательного пространства малого города"

Исследование содержит теоретическое обоснование и описывает практическую реализацию  эффективного функционирования и системного развития воспитательной деятельности гимназии в структуре культурно...

Обновление воспитательной системы с ориентацией на создание единого культурно-воспитательного пространства гимназии в малом городе

Для понимания сущности гимназического образования в условиях малого города мы обращаемся к анализу многолетнего  целостного процесса развития воспитательной системы гимназии.Мы исходим из того, ч...