Статья «Развитие умений работы с текстом как основа информационной компетентности личности»
статья

Бочарова Анна Игоревна

Одной из наиболее важных нам представляется  информационная компетентность, так как именно в этом понятии наиболее полно отражаются современные требования к качеству школьного образования в аспекте развития личности учащегося. Актуальность проблемы  формирования информационной компетентности состоит ещё и  в том, что в последние годы, во всём мире, произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_tema.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Никольская СОШ» Солнцевского района Курской области

Статья

«Развитие умений работы с текстом как основа информационной компетентности личности»

ПОДГОТОВИЛА:

Бочарова А.И., учитель

                                                                        МКОУ «Никольская СОШ» Солнцевского района

Курской области

д. Ивановка, 2019 г.

ФГОС предъявляет  требования к знанию-компетентности, такие, как:

  • разнообразие знаний – разные знания о разном;
  • гибкость - и содержание и связи могут меняться с появлением новой информации;
  • быстрота актуализации;
  • возможность применения в широком спектре ситуации;
  • выделение ключевых элементов;
  • владение не только декларативным знанием (о том, «что»), но и процедурным (о том, «как»);
  • наличие знания о собственном знании.

     Исходя из требований современного образования, мы  выделяем перечень ключевых компетентностей:

  • общекультурная;
  • коммуникативная;  
  • организационная;
  • исследовательская;
  • ценностно-смысловая;
  • информационная.

Одной из наиболее важных нам  представляется  информационная компетентность, так как именно в этом понятии наиболее полно отражаются современные требования к качеству школьного образования в аспекте развития личности учащегося. Актуальность проблемы  формирования информационной компетентности состоит ещё и  в том, что в последние годы, во всём мире, произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии.

     Информационная компетентность определяется как  совокупность знаний, умений и навыков работы с источниками и средствами преобразования информации, необходимыми для успешного протекания процесса  обучения  школьников.

     Формирование и совершенствование этих знаний и умений, без которых принципиально невозможна успешная и дальнейшая профессиональная деятельность, должны быть предметом особого внимания педагогов.

Информационная компетентность может быть сформирована только в работе с текстом.  

     Наша роль  – научить детей самостоятельно работать с различными источниками информации. В их основе  лежит текстовый материал передачи знаний, работать с которым должен помочь в первую очередь школьный учебник.

    Необходимость использования в учебном процессе работы с учебником, как самостоятельно, так и под руководством учителя, не вызывает сомнений. Учебник – основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приёмами познавательной деятельности. В процессе обучения он выполняет информативную, развивающую и   воспитывающую функции. Однако некоторые учащиеся затрудняются понять  текст учебника без объяснения учителя. Это означает, что у них не сформировано умение размышлять над материалом учебника, самостоятельно находить ответы на  поставленные вопросы, используя содержание темы, иллюстрации, схемы, модели и данные таблиц. Есть отдельные учащиеся, не умеющие бегло и осмысленно читать учебный текст даже в старших классах.

    Наша задача  в том, что бы помочь ученику решить эту проблему разными формами и способами организации работы с источниками информации: учебником, учебными пособиями  хрестоматиями, словарями, энциклопедиями, электронными учебными изданиями.

    Проводить работу с текстом возможно  практически на каждом уроке, исходя из его задач. Задания надо предлагать по нарастающей трудности. Легче всего пересказать текст или найти ответ на поставленный  вопрос в учебнике. Труднее выполняются задания на перенос знаний, сравнение, анализ информации, помещённой в таблицах. Работа  с учебником необходима,  когда объём  учебного материала велик.

    Работу с текстом на уроках мы проводим согласно принципу дифференциации по 3 уровням.

  1. Поисково-репродуктивная работа.
  • комментированное чтение;
  • ответы на вопросы к темам урока;
  • заполнение таблиц, чертежей, моделей;
  • работа с терминами;
  • составление кратких и развёрнутых схем;
  • составление плана к тексту темы урока;
  • составление опорных конспектов для помощи в изложении учебного материала.
  1. Сравнительно- аналитическая работа с учебником.
  • задания по работе с иллюстрациями учебника;
  • сравнительный анализ данных таблиц или схем;
  • метод «Пометки на полях»;

  1. Творческая работа с учебной литературой.
  • задания творческого характера;
  • составление рассказа с теоретическими ошибками;
  • составление текстов с пропущенными словами;
  • составление различного вида  тестовых заданий (с выбором одного правильного ответа; на установление соответствия.);
  • составление кроссвордов, ребусов, загадок, реклам, викторин.

     Описанные методы работы с текстом позволяют организовать нам работу с различными  источниками информации.   Способствуют закреплению материала, помогают вырабатывать навыки и умения краткого ответа, формирует умение выделять главные мысли, позволяют осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся, используются для выставления дополнительных оценок на уроке.

       Педагогически  организованная работа школьников с  текстами  учебной литературы,  проводимая целенаправленно и систематически, обеспечивает развитие предметных и общеучебных умений, формирует информационную культуру, умения и компетентности личности.

        В системе проводиться диагностика по данной проблеме. Ведётся индивидуальная карта ученика, где видна  положительная или отрицательная динамика.

Результаты диагностики показывают:

  1. Умение работать со схемами и моделями по заданному материалу .

Справляются – 90%

  1. Умение составлять план по содержанию.

Справляются – 100%

  1. Умение отвечать и выстраивать  вопросы по содержанию.

Справляются – 92%

  1. Умение извлекать, вычитывать и фиксировать нужную информацию  из текста.

Справляются – 88%

  1. Умение работать с источниками информации Интернет, словари, энциклопедии, учебник.

Справляются – 80%

Мы уверенны, что, если продолжать работать по данной проблеме, то наше будущее общество будет информационно - компетентной личностью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умений работы с текстом как основа информационной компетентности личности.

Выступление на районном методическом семинаре учителей биологии и химии....

Формирование навыков работы с текстом как составляющая информационной компетентности

Формирование навыков работы с текстом как составляющая информационной компетентности...

Программа дополнительного образования "Основы информационной культуры личности "

Программа охватывает  учащихся 1-9 классов, рассчитана  на  9 часов (1 урок в год по всем параллелям) Программа состоит из 4- модулей:1. Информационные ресурсы и информационная кул...

Патриотическое воспитание как основа базовых компетентностей личности

Тема моего выступления: «Патриотическое воспитание как основа базовых компетентностей личности». В своем выступлении знакомплю с ключевыми понятиями "гражданственность", "па...

Статья: "Развитие умений монологической речи на иностранном языке в основной школе."

Научиться ясно и грамматически правильно строить свою речь, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому человеку....